Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Политическая экономия для России



3. Политическая экономия и экономикс.

4. Смешанная экономика как модель развития рыночного хозяйства.

3. Решить следующие задачи.

1.Единица труда в Германии производит 6 тонн угля или 2 центнера пшеницы. Во Франции единица труда производит 4 тонны угля или 1 центнер пшеницы. Предположим, что в Германии работает 200 работников, а во Франции 100. Представьте графически границу их производственных возможностей. Если две экономики соединятся, как будет выглядеть их совокупная граница производственных возможностей?
2.В таблице представлены производственные альтернативы для двух товаров.

 

Наименование товара Количество производимого товара
X
Y 8,5 6,5

 

Чему равны альтернативные издержки производства третьей единицы продукта X (в единицах Y)?

3. Решить следующие задачи.

1. В экономической теории, чтобы раскрыть характер и содержание экономики, используются такие понятия: экономическая система, формы хозяйствования и экономические институты.

Выделите принципиальные различия между этими понятиями.

2.Вопрос о третьей форме хозяйствования в экономической теории на сегодняшний день не решен. Классики и неоклассики считают, что третьей формы хозяйствования не будет. Марксисты считают, что наступит эпоха непосредственно общественного труда. Институционалисты предлагают другие формы.

Как Вы считаете, наступление третьей формы хозяйствования объективно возможно или невозможно? Подтвердите свой вывод, используя такие понятия, как материальные и экономические условия хозяйствования.

3. В целях классификации экономических систем используются различные критерии. В чем Вы видите принципиальное различие принятых критериев классификации экономических систем?

4. Что можно сказать о таком каламбуре, напечатанном на обложке одного из учебников по экономике: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. В конечном счете она служит интересам цветов. То же самое происходит с предприятием…». Объясните, при чем тут предприятие, фирма или экономика вообще?

5.Прокомментируйте следующее сравнение из американского учебника «Экономикс»: «Осел получает от своего хозяина то пинка, то вкусную морковь, чтобы стронуться с места. Подобно этому, рыночная экономика распределяет прибыли и убытки между конкурентами, чтобы решить проблемы что, как и для кого производить».



6. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей современного институционализма, американский экономист Дуглас Норт в одном из своих докладов высказал мысль: "Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения – нет". (Д.Норт. Институциональные изменения: рамки анализа / Вопросы экономики. 1997. № 3. С.10). Ваш комментарий?

7. Вы присутствуете на диспуте между сторонником рыночной и сторонником централизованно-управляемой экономики. Первый из названных участников утверждает: "Рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства". Второй же возражает: "Централизованная система хозяйства эффективнее рыночной, т.к. устраняет хаос и неопределенность рынка".

Кто прав в этом споре, на Ваш взгляд, с точки зрения теории трансакционных издержек?

4. Тесты по теме для самостоятельного изучения.

Выберите правильный ответ:

1.Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов:

а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;

б) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему;

в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;

г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

2.Какое из следующих положений является предпосылкой модели границы производственных возможностей, иллюстрация которой дана на рисунке (А и Б - виды благ):

а) полное использование ресурсов;

б) неизменность технологии производства;

в) неизменность общего количества используемых ресурсов;

г) все ответы верны.

 

3.Что означает увеличение производственных ресурсов в обществе:



а) будет произведено больше товаров и услуг;

б) экономика в состоянии производить больше товаров и услуг;

в) улучшилась технология производства;

г) повысился стандарт жизненного уровня.

4.Производственные возможности общества выражены уравнением: 3y+4x=120. Приростные альтернативные издержки производства пятой единицы блага y (в единицах блага x) равны:

а) 0,75;

б) 1,3;

в) 3;

г) 4.

5.Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:
а) альтернативные издержки снижаются;
б) альтернативные издержки увеличиваются;
в) альтернативные издержки постоянны;
г) все ответы неверны.

6.Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов:
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
7.С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система:
а) как сбалансировать государственный бюджет;
б) как сбалансировать экспорт и импорт;
в) как наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;
г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг.

8.Предмет политической экономии - производственные отношения между людьми, возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на определенной стадии развития производительных сил, - считал:

а) Дж. Ст. Милль;

б) А. Маршалл;

в) Д. Рикардо;

г) К. Маркс.

9.По содержанию приведенного ниже постулата определите его принадлежность к одному из направлений экономической мысли: “Прочную основу богатства каждой нации составляет не приумножение натуральных продуктов, а накопление денег (золота и серебра). Источником такого накопления служит доход, возникающий при торговом обмене”:

а) марксизм;

б) маржинализм;

в) меркантилизм;

г) неоклассическая школа.

10.Позитивная экономическая теория изучает:

а) поведение человека;

б) положительные тенденции в экономическом развитии;

в) о том, что должно быть;

г) о том, что есть.

11.Индукция - это

а) проверка истинности теории;

б) проверка ложности теории;

в) метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному;

г) метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

12.Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) дедуктивным;

г) индуктивным.
13.Использование допущений в экономическом анализе:
а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;
б) облегчает решение проблемы;
в) делает модель более реалистичной;
г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

14. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные секторы.
15. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) проявляются через экономическую деятельность людей;
г) являются вечными.

16. Какое из представленных определений экономической системы является наиболее полным:

а) экономическая система – это форма организации экономики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов;

б) экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики;

в) экономическая система – это совокупность экономических элементов;

г) экономическая система – это система производственных (социально-экономических) отношений.

17. Что является критерием классификации экономических систем:

а) социально-экономические (содержательные) критерии;

б) количественные (объемные и динамические) критерии;

в) рыночный критерий;

г) все ответы верны.

18. В какой из вариантов включены основные вопросы, решаемые любой экономической системой:

а) что производить, как производить, для кого производить;

б) что потребляется, как производится, кто производит;

в) что производить, как потребляется, кем потребляется;

г) что потреблять, как потреблять, кем потребляется.

19. Что отражает модель общественного хозяйства:

а) преобладающие формы собственности;

б) способы осуществления экономической власти;

в) формы хозяйствования;

г) все ответы верны.

20. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулирования экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:

а) рыночная экономика (чистый капитализм);

б) традиционная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.

21. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. В связи с чем это произошло:

а) бартер был низко эффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения объектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) бартер препятствовал развитию общественного разделения труда;

в) бартер основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;

г) все ответы верны.

22. Если экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика является:

а) командной;

б) рыночной;

в) традиционной;

г) смешанной.

23. Какой из предложенных вопросов может быть решен только на микроэкономическом уровне:

а) каким образом можно достичь уровня полной занятости;

б) что и сколько производить;

в) как избавиться от инфляции;

г) как стимулировать экономический рост.

24. Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых дальнейшее развитие обмена продуктами было бы невозможно;

б) ограниченности ресурсов, общественного разделения труда и обмена продуктами обособленных производителей;

в) общественного разделения труда и обмена продуктами между частнопредпринимательским и государственным секторами экономики;

г) общественного разделения труда.

25. Проблемы что, как и для кого производить актуальны:

а) для хозяйственных систем с централизованным планированием;

б) для рыночной экономики;

в) для любой экономической системы;

г) для отсталой экономики.

26. Для какой экономической системы характерны следующие черты:

свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг; определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна; отсутствие частной собственности на землю; планирование национальной экономики; небольшая социальная дифференциация населения; мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях.

а) традиционной;

б) административно-командной;

в) рыночной экономике свободной конкуренции;

г) современной рыночной экономике.

27. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы:

а) традиционной;

б) административно-командной;

в) рыночной экономике свободной конкуренции;

г) современной рыночной экономике.

28. Определите, какую экономическую систему характеризуют следующие черты:

частная собственность, свобода частного предпринимательства, ограниченная роль товарного производства, отсутствие частной собственности на землю:

а) традиционную;

б) административно-командную;

в) рыночную экономику свободной конкуренции;

г) современную рыночную экономику.

29. Какие из перечисленных социальных явлений связаны с общественным разделением труда:

а) появление денег, необходимых для обмена;

б) появление капитала;

в) взаимосвязи и взаимозависимости людей в производстве;

г) ни одно из этих явлений не связано с данной тенденцией.

Тема 2. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

2 часа

Занятие

 

1. Собственность в системе экономических отношений. Собственность - общественная форма присвоения. Присвоение и отчуждение. Экономическое содержание владения, пользования, распоряжения.

2. Правовой аспект собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Теория прав собственности Р. Коуза. Внешние эффекты (экстерналии) и распределение прав собственности.

3. Типы собственности: частная и общественная (индивидуальная и коллективная). Формы собственности и их многообразие.

 

Основная литература

 

Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб.пособие. М.-Новосибирск, 2005. Гл. 4

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. М., 2007. Гл. 4.

Курс экономической теории: Учеб.пособие / Под общ.ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 2007. Гл. 4.

Основы экономической теории: Учеб.пособие / Под ред. Ю.В.Матвеева, Р.П.Кудряшовой. Самара, 2008. Гл. 2.
Экономика: Учеб. / Под ред. А.С.Булатова. М., 2005. Гл. 3.

Экономическая теория: Учеб. / Под общ.ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. М., 2008. Гл. 8.

Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 2007. Гл. 9.

Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 2006. Гл. 4.

 

Дополнительная литература

 

Игнатовский П. Собственность, ее истоки в настоящем и будущем // Экономист. 1999. № 11.

Ицкович А. Система сельскохозяйственной кооперации // Экономист. 2003. № 8.

Коуз Р. Проблема социальных издержек // Фирма, рынок и право. М., 1993.

Кирдина С. Институт земельной собственности в России // Вопросы экономики. 2003. № 10.

Кондрашова Л. Приватизация с китайской спецификой (проблема классификации форм собственности) // Российский экономический журнал. 2004. № 7.

Красильников О. Еще раз к критике теоремы Коуза // Вопросы экономики. 2002. № 3, 10.

Лоскутов В.И. Экономические и правовые отношения собственности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002.

Олейник А. Роль государства в установлении прав собственности (К вопросу о теореме Коуза) // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7.

Павлова Г. О современной сельскохозяйственной кооперации // Экономист. 2004. № 10.

Перевалов Ю., Гимальди И., Добродей В. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. 1999. № 6.

Реформационное десятилетие: итоги и проблемы (по материалам заседания «за круглым столом», проведенного Институтом международных экономических и политических исследований РАН) // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6.

Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие. М., 2003.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. Гл.. 4.

 

Экономический словарь  
Владение Внешние эффекты Объект собственности Отчуждение Пользование Приватизация Присвоение Разгосударствление Распоряжение Собственность Субъект собственности Теория прав собственности Коуза Типы собственности Формы собственности

 

При подготовке к данной теме рекомендуется выполнить следующие задания:

1.Изучить основную и дополнительную литературу по теме.

2. Подготовить рефераты на следующие темы:

1. Эволюция отношений собственности в России.

2. Критика теоремы Коуза.

3. Решить следующие задачи.

1.Определите форму предпринимательства, которая, с Вашей точки зрения, была бы наиболее подходящей для создания следующих предприятий:

а) коммерческого банка;

б) посреднической конторы по купле-продаже жилой площади;

в) промышленного комплекса по выпуску автомобилей;

г) по изготовлению одежды путем ручной вязки?

Приведите аргументы.

2. Создавая небольшую фирму по производству тканей, Вы имеете возможность выбора ее организационно-правовой формы. Какую из них Вы предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешательства в дело управления фирмой со стороны других лиц?

3. “Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины, тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону право считать ее своей собственностью, - пишет американский экономист Р.Д. Купер, - иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, а нефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее добыл”. К каким экономическим последствиям, на Ваш взгляд, это привело? Почему Р.Д. Купер использовал данный пример для объяснения поведения населения в постсоциалистических странах?

4. Почему проблемы использования ресурсов, находящихся в общественной собственности, получили название “трагедия общественных ресурсов”?

 

4. Тесты по теме для самостоятельного изучения.

Выберите правильный ответ:

1. Что Вы понимаете под экономической категорией “собственность”:

а) обладание человеком материальными и духовными благами;

б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные или духовные блага;

в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

г) собственность - это отношение человека к вещи.

2. Выберите юридическое определение собственности:

а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;

б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;

в) отношение человека к вещи;

г) все ответы верны.

3.Что из перечисленного не характеризует юридического права собственности:
а) право исключительного физического контроля над благом;
б) право применения полезных свойств блага для себя;
в) право обладать результатами от использования блага;
г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага.

4.Арендатор по отношению к имуществу, взятому в аренду:
а) является потенциальным собственником;
б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;
в) является реальным собственником;
г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить).

5. Что не входит в правомочия арендатора:

а) владение арендованным имуществом;

б) пользование арендованным имуществом;

в) отчуждение арендованного имущества;

г) все ответы верны.

6. Право на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствует, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:

а) государство, получив новый источник налогов;

б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище;

в) все общество;

г) никто.

7. Что необходимо сделать для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы согласно теории прав собственности:

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;

б) увеличить налоги на атомные электростанции;

в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;

г) понизить законодательно установленный порог предельно допустимой концентрации радиоактивных веществ.

8.В каких случаях действительна теория Коуза:

а) для экономики Робинзона Крузо;

б) для двух участников;

в) для десяти участников;

г) не зависит от числа участвующих в сделке.

9.Что из перечисленного подтверждает отрицательные проявления частной собственности:
а) имущественная дифференциация собственников;
б) жесткая зависимость благосостояния собственников от результатов производственной деятельности;
в) способствует развитию предприимчивости;
г) усиление конкурентной борьбы.
10. Существование государственной собственности обусловлено:
а) наличием многообразных отраслей;
б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержания уровня жизни населения;
в) стремлением увеличить государственные доходы;
г) все ответы верны.

 

Тема 3. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ

2 часа

 

Занятие

 

1. Основные положения трудовой теории стоимости:

а) возникновение и развитие трудовой теории стоимости;

б) товар и его свойства;

в) двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Противоречия

общественного труда в товарном производстве;

г) величина стоимости товара. Общественно-необходимые затраты труда;

д) закон стоимости и его функции.

2. Концепция предельной полезности. Экономические блага и их классификация. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Кардиналистская и ординалистская функции полезности.

3. Полезность. Общая и предельная полезность. Два подхода к измерению полезности. Закон убывающей предельной полезности. Ценность блага. Актуальность теории предельной полезности.

 

 

Основная литература

 

Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб.пособие. М.-Новосибирск, 2005. Гл. 2, 5.

Иохин В.Я.Экономическая теория: Учеб. М., 2007. Гл. 6, 9.

Курс экономической теории: Учеб.пособие / Под общ.ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 2007. Гл. 5.

Основы экономической теории: Учеб.пособие / Под ред. Ю.В.Матвеева, Р.П.Кудряшовой. Самара, 2008. Гл. 3.
Экономика: Учеб. / Под ред. А.С.Булатова. М., 2005. Гл. 5, § 1.

Экономическая теория: Учеб. / Под общ.ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. М., 2008. Гл. 7.

Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 2007. Гл. 3, 4.

Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 2006. Гл. 5.

Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д.Камаева. М., 2007. Гл. 4.

Дополнительная литература

 

Алчиан Ар.А. Значение измерения полезности // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993.

Афанасьев В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики. 2002. № 2.

Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1994. Ч. 1. Гл. 1. Ч. 2. Гл. 2.

Водомеров Н.Некоторые вопросы теории стоимости // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1999. № 6.

Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. М., 1977. С. 19 - 21, 30 - 37.

Егоров И. Логика экономического процесса: социоэкономический синтез // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4.

Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 1, § 1, 2, 4 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Медведев В. О стоимости в современной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 11.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1972, Т.1. Гл. 3 С. 123 – 136. Т. 2. С. 345-360.

Политическая экономия: Учеб. / Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. М., 1990. Гл. 5.

Политическая экономия: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева. М., 1992. Гл. 9, 10.

Экономический словарь  
Абстрактный труд Величина стоимости Второй закон Госсена Информационная теория стоимости Конкретный труд Меновая стоимость Неоклассическая концепция стоимости (ценности) Общая полезность Общественно необходимое рабочее время Общий равновесный анализ и его методология Первый закон Госсена Полезность Потребительная стоимость Предельная полезность Противоречие товара Стоимость Теория предельной полезности Товар Трудовая теория стоимости Функциональная теория стоимости Ценность блага

 

При подготовке к данной теме рекомендуется выполнить следующие задания:

1.Изучить основную и дополнительную литературу по теме.

2. Подготовить рефераты на следующие темы:

1. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости.

2. К вопросу теории стоимости.

3. Товарный и денежный фетишизм.

4. Значение измерения полезности.

5. Особенности методологии неоклассического направления в экономической теории.

6. Попытка синтеза трудовой теории стоимости и теории предельной полезности М.И. Туган-Барановского.

3. Решить следующие задачи.

1. 1 т зерна обменивается на 50 м ткани, станок – на 10 т зерна. Сколько ткани можно выменять на станок? Что лежит в основе меновых пропорций товаров?

2.Товар А обменивается на 20 ед. товара Б. Как изменится меновое отношение, если:

а) стоимость товара А снизится вдвое;

б) стоимость товара А повысится вдвое;

в) стоимость товара Б снизится вдвое;

г) стоимость товара Б повысится вдвое;

д) стоимость обоих товаров изменится в одном направлении?

Что лежит в основе меновых отношений товаров? Объясните различие между стоимостью и меновой стоимостью.

3. По данным таблицы рассчитайте общественно необходимое время на изготовление товара. Чем оно определяется?

 

Группа товаропроизводителей Затрачено на производство 1 ед. товара, ч. Объем производства, единиц товара.


4.
За 12 ч рабочего дня создается 12 изделий. Какова будет стоимость одного изделия и всех изделий при неизменном рабочем дне, если: а) производительность труда возрастет вдвое; б) интенсивность труда увеличится вдвое?

5.Над производством столов трудятся 36 товаропроизводителей. Как изменятся индивидуальная и общественная стоимость одного стола, если: а) 5 товаропроизводителей повысят производительность труда; б) 28 товаропроизводителей повысят производительность труда; в) 5 товаропроизводителей повысят интенсивность труда; г) 28 товаропроизводителей повысят интенсивность труда?

6.По данным таблицы рассчитайте общественно необходимое время на изготовление единицы товара. Чем оно определяется?

 

Группы товаропроизводителей Количество товаропроизводителей в группе Затраты времени на производство ед. товара, ч

 

Каким будет индивидуальное и общественно необходимое время на изготовление единицы товара, если:

а) во второй группе товаропроизводителей увеличится производительность труда в два раза?

б) в первой группе товаропроизводителей увеличится производительность труда в два раза?

На основе расчетов сделайте общий вывод о влиянии роста производительности труда на величину индивидуальной и общественной стоимости единицы товара.

7.За 1 час общественно необходимого рабочего дня работник производит 2 изделия. Определить величину стоимости 1 изделия и стоимость всех изделий при повышении производительности труда на 50% и интенсивности труда в два раза?

8.Общественно необходимые затраты времени на изготовление одного костюма составляют 16 часов, на добычу одного грамма золота 0,2 часа. Как изменится цена товара, если:

а) стоимость костюма снизится в два раза;

б) производительность труда при добыче золота повысится в два раза?

Что такое цена? Что лежит в основе определения цены товара при равенстве спроса и предложения?

9.“Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!” Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в концепции предельной полезности?

10.Для окраски дачного домика требуется 50 банок краски. Имеется же 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

11.У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется:

1-й - 10 ед.

2-й - 8 ед.

3-й - 6 ед.

Определить общую (TU) и предельную (MU) полезность запаса лимонада.

Изобразить графически кривую общей и предельной полезности.

12.У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно общая полезность (ТU) на каждом уровне потребления определяется:

 

 

Определить предельную (MU) полезность на каждом уровне потребления лимонада и запаса лимонада. Какую закономерность выражает динамика предельной полезности?

13.Полезность от потребления яблок для потребителя А выглядит следующим образом:

 

Число съеденных за 1 день яблок, шт.
Общая полезность от потребления яблок (TU), ютилей

Рассчитайте предельную полезность для потребителя А от яблок при каждом уровне его потребления и запаса яблок. Какую закономерность выражает динамика предельной полезности?

14. Покупатель решает приобрести набор из товаров А, Б и В. Динамика предельной полезности по мере насыщения потребности в каждом из них показана в таблице:

 

Товар А МИ А Товар Б МИ Б Товар В МИ В

Применив экономическую таблицу Менгера, определить, сколько единиц каждого товара следует приобрести покупателю, чтобы максимизировать полезность. При этом расход денежных средств покупателя может составить 48 руб. Цены товаров А, Б и В, соответственно, 6, 4 и 2 руб.

4. Тесты по теме для самостоятельного изучения.

Выберите правильный ответ:

1.Кому принадлежит мысль: “Действительная цена всякого предмета, то есть то, что каждый предмет действительно стоит тому, кто хочет приобрести его, есть труд и усилия, нужные для приобретения этого предмета”:

а) А. Смиту;

б) К. Марксу;

в) Ж. – Б. Сэю;

г) Е. Бем-Баверку.

2. Какое определение наиболее полно определяет сущность товара:

а) полезная вещь, выступающая как результат эксплуатации труда;

б) вещь, способная удовлетворить потребность человека;

в) полезная вещь, созданная трудом;

г) полезная вещь, созданная трудом и предназначенная для продажи.

3. В чем отличие потребительной стоимости товара от потребительной стоимости продукта:

а) непосредственное, минуя рынок, поступление в потребление;

б) поступает в собственное потребление производителю;

в) всегда является общественной потребительной стоимостью и поступает в потребление через куплю-продажу;

г) поступает в потребление через куплю-продажу.

4. Что такое потребительная стоимость:

а) способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

б) полезность вещи;

в) отношение человека к вещам;

г) тетрадь, хлеб, станок и др.

5. Что такое стоимость товара:

а) общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в этом товаре;

б) затраченный на производство товара индивидуальный труд;

в) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

г) полезность товара.

6. Какой труд называется конкретным:

а) качественно разнородный труд;

б) труд ткача, портного, сталевара и т.д.;

в) труд в определенной форме, создающий потребительную стоимость;

г) целесообразная деятельность.

7.Какой труд называется абстрактным:

а) труд как затрата рабочей силы вообще;

б) труд в физиологическом смысле, создающий стоимость;

в) труд, служащий основой обмена товаров;

г) труд, затраченный в определенной форме.

8.Какое из указанных противоречий является основным в простом товарном производстве:

а) противоречие между производством и потреблением;

б) противоречие между конкретным и абстрактным трудом;

в) противоречие между общественным и частным характером труда;

г) противоречие между потребностями и возможностями производства.

9.Предприятие выпускает 10 % продукции данной отрасли. Что произойдет с индивидуальной и общественной стоимостью, если производительность труда на данном предприятии повысится на 20 %:

а) индивидуальная и общественная стоимость понизятся;

б) индивидуальная стоимость понизится, общественная стоимость останется неизменной;

в) индивидуальная стоимость повышается, общественная остается неизменной;
г) индивидуальная и общественная стоимость повысятся.

10.Предположим, что Вы хотите повысить производительность труда. Какая политика из перечисленных ниже будет способствовать этому:

а) политика, стимулирующая внедрение трудоемких технологий;

б) усиление требований по контролю за загрязнением окружающей среды;

в) политика поддержки капиталовложений;

г) сокращение расходов на образование.

11. Предельная полезность – это:

а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;

б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;

в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;

г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.

12. Предельная полезность запаса блага – это:

а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;

б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;

в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;

г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.

13. Общая полезность – это:

а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;

б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;

в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;

г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.

14.Может ли общая полезность товара Х возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара:

а) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара Х не сравняется с его предельной полезностью;

б) не может, так как снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности;

в) может и это справедливо для любого товара;

г) предельная и общая полезность снижаются.

15.Многие уже сейчас мечтают о том, что человечество покинет, все более подверженную экологическим катастрофам Землю и создаст поселения на других планетах. Когда это может произойти:

а) в ХХ1 веке;

б) в момент, когда экологическая катастрофа примет глобальный характер;

в) в момент, когда исчерпаются ресурсы Земли для поддержания жизни общества;

г) в момент, когда стоимость поддержания жизни на другой планете станет меньше затрат на поддержание ее на Земле.

16.Что является альтернативной стоимостью строительства новой школы:

а) деньги на оплату преподавателей новой школы;

б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;

в) сумма годового налога;

г) другие товары и услуги, от которых придется отказаться.

 

 

Тема 4. ТЕОРИИ ДЕНЕГ И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

2 часа

Занятие

 

1. Эволюционная теория денег К.Маркса. Деньги – результат развития формы стоимости.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!