Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК



 

Себестоимость перевозок представляет собой денежное выражение затрат АТП на выполнение единицы транспортной работы. Для планирования себестоимости перевозок необходимо определить какие затраты, в соответствии с принятой классификацией, будет нести предприятие при их осуществлении.

По экономическому содержанию образующие себестоимость продукции затраты классифицируют следующим образом:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальное страхование;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров затраты группируются по следующим статьям:

- заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью "ремонт и техническое обслуживание подвижного состава", заработная плата руководителей, специалистов и служащих может включаться в статью "общехозяйственные (накладные) расходы");

- отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

- топливо;

- смазочные и другие эксплуатационные материалы;

- ремонт автомобильных шин;

- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;

- амортизация основных фондов;

- общехозяйственные (накладные) расходы;

- налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Существуют следующие методы планирования себестоимости: нормативный метод, метод, учитывающий изменение себестоимости за счет технико-экономических факторов на каждый последующий период, и метод прямого счета.

Планирование по методу прямого счета осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, с Постановлением об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям автомобильного и речного транспорта и Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) .В этом случае затраты на перевозки определяются по следующей формуле:

З = ЗОТ + ЗОТЧ + ЗТ + ЗСМ + ЗАШ + ЗТОиТР + ЗАМ + ЗОБ , руб., (96)

где ЗОТ - заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;

ЗОТЧ - отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

ЗТ – затраты на топливо;

ЗСМ – затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;



ЗАШ – затраты на ремонт автомобильных шин;

ЗТоиТР – затраты на ремонт и ТО подвижного состава;

ЗАМ – амортизация основных фондов;

ЗОБ - общехозяйственные (накладные) расходы, в том числе налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Необходимые для расчета себестоимости перевозок информация и нормативно-справочные данные приведены в таблицах 25 – 26.

 

Таблица 25 - Исходные данные

Показатель Значение
Годовой фонд заработной платы всех категорий работающих, руб. 6 273 947 467,26
Годовой фонд заработной платы административно-управленческого персонала, руб. 432 445 200,00
Отчисления на социальные нужды, %.
Годовые затраты, руб. на:  
- топливо 20 107 550 614,7
- моторное масло 7 122 749 092,17
- специальное масло 158 522 317,64
- трансмиссионное масло 844 797 696,29
- пластичную смазку 1 304 652 702,67
- керосин 145 508 231,57
- обтирочные материалы 8 846 401,58
- автомобильные шины 2 309 074 587,01
Численность водителей, чел. 378,14
Годовой пробег подвижного состава, км 24 593 036,63
Инвестиции, руб. в: - подвижной состав - здания и сооружения - оборудование - дорогостоящий инвентарь и инструменты - прочие основные фонды   35 425 885 682,71 3 889 924 790,33 1 166 977 437,1 233 395 487,42 2 489 551 865,81
Численность руководителей, специалистов и служащих, чел.
Численность ремонтных и вспомогательных рабочих, чел. 151,44
Среднесписочное количество автомобилей, ед. 235,3
Объем перевозок, т 860 000
Грузооборот, ткм 141 814 000,00

 



Таблица 26 - Нормативно-справочная информация

Показатель Значение
Нормативный срок службы, лет: - зданий и сооружений - оборудования - дорогостоящего инвентаря и инструмента - прочих основных фондов  
Плотность топлива, кг/см3 0,825
Ставка налога на землю,.%
Площадь территории на один автомобиль, м2
Рыночная стоимость автомобиля, руб. 150 571 200,00
Укрупненная норма МЗ по состоянию на 31.12. 2008 г.,. руб. 113 503,00
Индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения с нарастающим итогом к декабрю 2002 г. 113%
Корректирующий коэффициент к укрупненным нормам затрат на ТО и ремонт в зависимости от типа подвижного состава
Цена комплекта шин, руб. 873 190
Количество комплектов шин

 

Основная и дополнительная зарплата включает в себя все виды выплат водителям, ремонтным и вспомогательным рабочим, руководителям, специалистам, служащим, младшему обслуживающему персоналу.

Зот = 6 273 947 467,26 руб.

Отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда определяются по нормам, установленным налоговым и бюджетным законодательством. В настоящий момент предприятия производят отчисления в ФСЗН в размере 35%.

Зотч = 6273947467,2* 0,35 = 2 195 881 613,554 руб.

Отчисления в Белгосстрах по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

ЗБГС=6273947467,2*0,006=376 436 848 руб.

Затраты на топливо определяются исходя из линейных норм расхода автомобильного топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км пробега и дополнительного расхода на 100 тонно-километров или на каждую ездку с грузом, на час работы специального оборудования в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобили и тракторную технику Республики Беларусь, с учетом коэффициентов корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных режимах и других, утвержденных руководителем предприятия.

Зт = 20 107 550 614,7 руб.;

Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы определяются исходя из норм их расхода в процентах от затрат на автомобильное топливо в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автотранспорта Республики Беларусь.

Зсм = 9 585 076 441,92 руб.

Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин определяются исходя из общего пробега автомобиля (автобуса, прицепа, полуприцепа), нормы износа в % на 1000 км пробега к стоимости комплекта (покрышка, камера, ободная лента), количества колес автомобиля (автобуса, прицепа, полуприцепа) в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин, с учетом коэффициентов корректировки норм пробега, учитывающего условия эксплуатации подвижного состава.

ЗАШ = 2 309 074 587,01 руб.

Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты подвижного состава определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава на 1000 км пробега, принимаемых в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь.

ЗТО,ТР = 3 154 263 284,72 руб.

Порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов при осуществлении хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей определен Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее Положение).

К амортизируемым основным средствам относятся:

· здания, сооружения, включая ведомственные дороги;

· передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника;

· инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; основные средства горнодобывающей промышленности; буферный газ и прочее имущество (активы), относимые по установленной законодательством классификации к основным средствам (далее - по действующей классификации).

Срок полезного использования – это ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности организации.

Нормативный срок службы основных средств – это установленный нормативными правовыми актами период, в течение которого происходит потеря стоимости не используемых в предпринимательской деятельности основных средств, призванных служить для целей организации.

Нормативный срок службы нематериальных активов - это установленный организацией в соответствии с действующим законодательством период, в течение которого происходит потеря стоимости не используемых в предпринимательской деятельности нематериальных активов, призванных служить для целей организации. Нормативный срок службы по объектам нематериальных активов, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, определяется исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, лицензиями и другими документами. При невозможности определения нормативного срока службы нематериального актива нормы амортизационных отчислений по нему устанавливаются: на срок 20 лет по средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: товарные знаки (знаки обслуживания), в том числе в сочетании с названием организации, фирменные наименования и другие обозначения, подтверждаемые свидетельствами о регистрации;, и на срок десять лет по другим объектам нематериальных активов (но не более срока деятельности организации).

Организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации, в том числе по объектам одного наименования.

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока эксплуатации объекта у одного балансодержателя или собственника совпадают. Несовпадение этих норм возможно в случаях изменения условий эксплуатации объектов (коэффициентов сменности работы машин и оборудования, среды, в которой они эксплуатируются, иных отклонений от установленных базовых режимов работы и других условий в соответствии с действующим законодательством).

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств или нематериальных активов и нормативного срока службы или срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений.

Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов.

Объектом применения нелинейного способа начисления амортизации являются передаточные устройства, рабочие, силовые машины и механизмы, оборудование (включая оборудование связи), вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства и другие объекты основных средств, которые непосредственно участвуют в процессе производства продукции (работ, услуг), включая антенны, взлетно-посадочные полосы, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструмент, нематериальные активы, а также объекты лизинга.

Нелинейный способ начисления амортизации не распространяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:

· машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме специальных);

· отдельные виды оборудования гражданской авиации, срок полезного использования которых определяется исходя из установленных ресурсов;

· уникальную технику и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного вида конкретной продукции;

· предметы интерьера, включая офисную мебель

· предметы для отдыха, досуга и развлечений.

При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока полезного использования объекта различны:

 

1. Применение метода суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений, исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Сумма чисел лет срока полезного использования объекта определяется по следующей формуле:

, (97)

где ЧЛ - сумма чисел лет выбранного организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срока полезного использования объекта;

Спи - выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срок полезного использования объекта.

 

2. При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости (разности амортизируемой стоимости и суммы начисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (до 2,5 раза), принятого организацией.

 

3. Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств или нематериальных активов заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта, который представляет собой - количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта. [9]

Рассчитаем годовую сумму амортизации для зданий и сооружений, оборудования, дорогостоящего инвентаря и инструмента и прочих основных фондов линейным способом начисления амортизации:

Азд = 3 889 924 790,33/65 = 59 844 996,77 руб.

Аобор. = 1 166 977 437,1/18 = 64 832 079,84 руб.

Аинв = 233 395 487,42/9 = 25 932 831,94 руб.

Апр = 2 489 551 865,81/10 = 248 955 186,58 руб.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений для подвижного состава производительным методом:

Апс= 35 425 885 682,71*104528,7 / 600 000 = 6 171 671 729,59 руб.

Общая сумма амортизационных отчислений:

ЗАМ = 59 844 996,77 + 64 832 079,84 + 25 932 831,94+ 248 955 186,58 + +6 171 671 729,59 = 6 571 236 824,72 руб.

Общехозяйственные (накладные) расходы, без учета налогов, включаемых в себестоимость, и фонда заработной платы административно-управленческого персонала, включенного в общий фонд оплаты труда, определяются в процентах от заработной платы водителей или персонала по организации и осуществлению перевозок, в зависимости от вида перевозок в размере, утвержденном руководителем предприятия на месяц (квартал, год). В качестве примера предлагается следующая методика определения накладных расходов (таблица 27).

 

 

Таблица 27 - Накладные расходы

   
Статья расходов Методика расчёта Значение, руб.  
Содержание заданий, сооружений, инвентаря 6% от ФЗП административно-управленческого персонала 25 946 712,00  
Командировочные и служебные разъезды 6% от ФЗП административно-управленческого персонала 25 946 712,00  
Канцелярские, почтово-телеграфные расходы 8 БВ на одного руководителя, специалиста и служащего 10 360 000,00  
Прочие расходы административного характера 1% от суммы предыдущих статей 622 534,24  
Итого административно-управленческих расходов 62 875 958,24  
Охрана труда и техника безопасности 1БВ в год на 1-го ремонтного и вспомогательного рабочего 5 300 574,57  
Текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования 1,5% от балансовой стоимости зданий, сооружений и оборудования 75 853 533,41  
Ремонт и износ МБП 3 БВ в год на 1-го ремонтного и вспомогательного рабочего 15 901 723,70  
Топливо и электроэнергия для технологических целей 2 БВ на один среднесписочный автомобиль 16 469 364,64  
Содержание автомобилей по самообслуживанию и техпомощи 7 БВ на один среднесписочный автомобиль 57 642 776,26  
Прочие общепроизводственные расходы 1% от предыдущих статей расходов 1 711 679,73  
Итого общепроизводственных расходов 123 324 775,26  
Итого накладных расходов   235 755 610,54  

 

Автотранспортные предприятия включают в себестоимость следующие налоги и отчисления:

Земельный налог. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователя и собственника земель. Ставки земельного налога индексируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Земельный налог устанавливается в виде фиксированных платежей за гектар земельной площади. [16,21]

НЗ = S * Сзем (98)

где S – площадь земельного участка, га;

Сзем – ставка налога за 1 гектар.

S = S¢ * К1 * К2 * К3 * К4 * К5 6 * К7 *Асс / 10000, га (99)

где S¢ – площадь на один автомобиль, м2 ;

К 1, …, К 7 – коэффициенты, учитывающие соответственно:

- списочное количество автомобилей;

- тип подвижного состава;

- наличие прицепного состава;

- среднесуточный пробег;

- хранение подвижного состава;

- категорию условий эксплуатации;

- климатические условия.

S = 18,6 * 1 * 1,79* 1*1,1 * 1 * 0,99 * 1 * 235,3/ 10000 = 10,2га;

Нз = (1002,34*10245+ 9021,05*8123)*0,01 =835 474,37 руб.

Отчисления в инновационные фонды.Исчисление средств в инновационные фонды производится в размере 1,5 % от себестоимости товаров (работ, услуг).

Оиф = (6273947467,26+2195881613,54+20107550614,7+9585076441,92+

+2309074587,01+ 3154263284+6571236824,72+235755610,54+

+376436848,04)*0,015 = 762 138 349,38 руб.

 

Результаты произведенных вычислений занесем в таблицу 28.

 

Таблица 28 - Результат расчета себестоимости перевозок

Статья себестоимости Годовые затраты Себестоимость на 1 ткм Себестоимость на 1 км Структура себестоимости, %
Заработная плата , руб. 6 273 947 467,26 44,24 255,11 12,17
Отчисления на социальные нужды, руб. 2 195 881 613,54 15,48 89,29 4,26
Отчисления в БГС, руб. 376 436 848,04 2,65 15,31 0,73
Топливо, руб. 20 107 550 614,70 141,79 817,61 38,99
Смазочные и эксплуатационные материалы, руб. 9 585 076 441,92 67,59 389,75 18,59
Ремонт автомобильных шин, руб. 2 309 074 587,01 16,28 93,89 4,48
Ремонт и ТО подвижного состава, руб. 3 154 263 284,00 22,24 128,26 6,12
Амортизация основных фондов, руб. 6 571 236 824,72 46,34 267,20 12,74
Общехозяйственные (накладные) расходы, руб. 235 755 610,54 1,66 9,59 0,46
Налоги и платежи, руб. 762 973 823,75 5,38 31,02 1,48
Итого, руб.: 51 572 197 115,47 363,66 2 097,02 100,00

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!