Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Последствия введения акцизов, дотаций и директивных цен на монополизированном рынке



При совершенной конкуренции установление верхнего предела цены ниже ее рыночного уровня сопровождается увеличением QD и сокращением QS, в результате чего возникает дефицит. Если аналогично установить верхний предел цены для монополии, то может возрасти не только QD, но и QS, что исключит дефицит.

Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой выпуск ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает вид Р=МС. Отсюда, когда верхний предел цены Р1 (рис.а), прибыль максимальна при выпуске Q1. максимальный объем продукции Q2 монополия предложит при фиксированной цене P2=MC. Дальнейшее снижение верхнего предела цены до Р3 приведет к сокращению предложения и возникновению дефицита (Q4-Q3). В то время как на конкурентном рынке предел цены ведет к сокращению Q, на монопольном рынке он может увеличить предлагаемое количество товара.

Государство также может регулировать цены монополии путем установления предельного норматива рентабельности затрат или предельной нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие. Эта норма должна соответствовать уровню риска инвестирования средств и быть достаточной для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Однако регулирование прибыли монополии таким образом имеет следствием то, что рост ее затрат приводит и к росту ее прибыли, а, соответственно, к росту ее цен. Отсюда следует, что прямое регулирование прибыли монополии путем установления ее нормативов неэффективно.

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль монополиста.

 

 

Введение паушального налога в условиях монополии. (фиксированный сбор, который взимается в размерах независимых от каких-либо экономических переменных (дохода, цены или объема производства).

Паушальный налог не зависит от объемов производства и не может быть отнесен к постоянным затрата м. его введение повлияет только на средние общие затраты AC, которые увеличатся, и, соответственно, их график сместится вверх, при этом величина предельных затрат МС не изменится (рис.б).

 

При введении паушального налога: 1. объем производства, цена и ущерб от существования монополии не меняются; 2. прибыль монополии сокращается

Введение потоварного налога в условиях монополии. Поскольку его введение влияет, в первую очередь, на величину переменных затрат, то, следовательно, сдвинутся вверх графики средних общих и предельных затрат (рис.в).



 

 

На рис.в видно, что объем пр-ва сокращается и цена на рынке растет. Т.о., данный метод регул-я монополизированного рынка исп-ть неэф-но. Однако монополия на потр-ля перекладывает меньшую долю налога, чем фирма при соверш. конкуренции, если МС монополии совпадает с МС совершенной конкуренции. Это потому, что точка равновесия при монополии – пересечение MC и MR, при совершенной конкуренции – МС и линии D, которая вдвое положе кривой MR. Потребителям будет меньше доставаться и субсидий в условиях монополии. Но если отраслевой спрос имеет постоянную эластичность по цене, превышающую по абсолютной величине единицу, то приращение монопольной цены превысит величину потоварного налога. Это следует из соотношения, которое после введения акциза принимает вид:

P= (MC+T) / (1-1/|ED|) = MC / (1-1/|ED|) + T/ (1-1/|ED|)

При |ED| > 1 второе слагаемое, представляющее приращение монопольной цены, больше Т.

Соответственно, предоставление монополии дотации на единицу проданной продукции при отраслевом спросе с постоянной эластичностью |ED| > 1 приводит к снижению цены на большую величину, чем размер дотации.

21. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды, значение для производителя и потребителя.

Ценовая дискриминация – продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене отражают в этом случае не только какие-либо различия в качестве или издержках производства товара для покупателей, сколько способность монополии произвольно устанавливать цены. Необходимое условие осуществления ценовой дискриминации – отсутствие возможности для перепродажи товара (услуги) между покупателями. В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени).



Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее, ведущая к изъятию монополистом всего излишка покупателя. При этом QD=MR. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (услуги) дифференцируется в зависимости от величины партии. К ценовой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги).

Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) – продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка. Сегментация(разделение покупателей на отдельные подгруппы со своими особыми характеристиками спроса) позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта, чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, увеличивая возможности сбыта своей продукции.

В общем случае предельный доход на каждом сегменте рынка одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска: MR (QA) = MR (QB) = MRΣ = MC

Поскольку MR = P (1 + 1/e), то PA(1+1/eA) = PB(1+1/eB) или

PA/PB = (1-1/eB)/(1-1/eA).

Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, цена – ниже.

22. Естественная монополия: сущность, причины возникновения, основы регулирования цен.

Естественная монополия – фирма, средние затраты которой в длительном периоде снижаются в широком (в сравнении со спросом) диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.

 

По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:

1. установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере АС-МС (заштрихованная область на рис.а);

2. установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворить спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако эффективность структуры выпуска не достигается, монополия производит «слишком мало» продукции, не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены;

3. без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет максимальную сумму фиксированного платежа. При этом прямого регулирования цен и объемов выпуска государством не производится. Предприятие будет действовать как монополия, выбрав объем продукции QM и назначив цену РМ.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!