Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перечень тем для написания рефератов



1. Нобелевская премия по экономике: история ее основания, наиболее известные лауреаты.

2. Имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику Украины.

3. Товары Гиффена: история возникновения этого явления, их характеристика для Украины.

4. Управляемый эксперимент: «Исследование поведения потребителя».

5. Функция обучения: вид и факторы, ее определяющие.

6. Характеристика транспортного предприятия: цели, задачи, ресурсы, издержки, доходы, прибыль.

7. Типы рыночных структур в транспортной отрасли Украины.

8. Характеристика рынка труда для молодых специалистов по вашей специальности.

 

Методические указания по проведению практических занятий

План семинарского занятия №1

Тема: «Предмет и метод экономической теории»

 

1. Ознакомление с тематическим планом дисциплины (п.3).

2. Обзор требований, предъявляемых к оценке знаний студентов.

3. Обсуждение тем рефератов для самостоятельной работы (п.4.5).

4. Опрос по основным понятиям темы:

Экономия (economy) – первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики – искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

Политическая экономия (political economy) – фундаментальная экономическая наук, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

· меркантилизм – наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми и странами;

· классическая политэкономия – наука о богатстве общества («богатстве народов»);

· марксистская политэкономия – наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;

· маржинализм – экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;

· новая историческая школа – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи в разных странах.



Экономика, экономикс (economics) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсах (земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, информации) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и мкроэкономику.

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающей деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, - проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование, внешней торговли и т.д.

Метод (от греч. methods – путь к чему-либо) – учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формальная логика – наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

Понятие – мысль о предмете.

Суждение – метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.

Умозаключение – метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Анализ – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям.



Синтез – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Сравнение – метод определения сходств и различий явлений и процессов.

Аналогия – метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающий в процессе познания.

Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

Диалектическая логика – наука о наиболее общих законах процесса познания.

Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические эксперименты – искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

5.План написания самостоятельной работы:

5.1. Основные понятия:

· предмет теоретической экономики,

· микроэкономика,

· макроэкономика,

· индукция,

· дедукция,

· гипотеза,

· принципы (законы),

· экономическое мышление,

· редкость.

5.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, занятость и т. д.).

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы,

необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворе-

ния потребностей его членов.

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

5.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны и в своих политических оценках.

План семинарского занятия №2

Тема: «Базовые экономические понятия»

 

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Потребности (needs) – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.

Экономическое благо (economic good) – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Экономические ресурсы (economic resources) – необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование.

Основными видами ресурсов выступают:

· труд (labour) – целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;

· капитал (capital) – созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;

· земля, естественные ресурсы (land, natural resources) – природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;

· предпринимательская способность, предпринимательство (entrepreneurial ability) – управленческая способность, а также способности создавать новшества и идти на риск;

· информация (information) – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о состоянии чего-либо.

Экономический выбор (economic choice) – выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit – cost analysis).

Альтернативные издержки (opportunity cost) – величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.

Кривая (граница) производственных возможностей (production possibilities curve, frontier) – кривая демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.

Агент (agent) – 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц).

Экономический кругооборот (circular flow) – круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Экономические системы (economic system) – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Рыночная экономика (market economy) – система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.

Командная экономика (command economy) – система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика (mixed economy) – система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.

3. Выберите правильный ответ:

3.1. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая:

а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;

б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;

в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей;

г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в

которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей

членов общества.

3.2. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу;

в) затраты государства на образование среднестатистического

специалиста;

г) затраты родителей на содержание студента.

3.3. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) верно все указанное.

3.4. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:

а) «Экономист – человек, у которого ничего нет, но который может

дать совет, как потерять то, что у вас есть»;

б) «Если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей,

а убавляй желания»;

в) «Семеро одного не ждут»;

г) «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?

3.5. В простой модели кругооборота ресурсов, продуктов, дохода в рамках чистого капитализма государство:

а) опосредует оборот на рынке продуктов;

б) опосредует оборот на рынке ресурсов;

в) верны ответы «а» и «б»;

г) не включено в модель.

3.6. В модели кругооборота домохозяйства:

а) выступают субъектами на рынке ресурсов;

б) выступают субъектами на рынке продуктов;

в) выступают субъектами на рынке доходов;

г) верны ответы «а» и «б».

3.7. По мнению американского институционалиста Дж. К. Гэлбрейта, причиной «революции управляющих» является рост значимости такого ресурса, как:

а) труд;

б) капитал;

в) предпринимательство;

г) информация.

4.План написания самостоятельной работы:

4.1. Основные понятия:

· экономические проблемы,

· производственные ресурсы,

· труд,

· капитал,

· земля,

· предпринимательский талант,

· потребительские товары,

· средства производства,

· кривая (линия) производственных возможностей,

· альтернативные издержки,

· рыночная система,

· смешанная экономика.

4.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Альтернативные издержки нового стадиона - это:

а) оплата его охраны и другого персонала;

б) цена строительства стадиона в будущем году;

в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

4.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осу­ществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.

5. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Нобелевская премия по экономике: история ее основания, наиболее известные лауреаты».

 

План семинарского занятия №3

Тема: «Рыночная система: спрос и предложение»

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Рынок (market) – система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товаров и услуг.

Трансакционные затраты (transaction cost) – затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Величина предложения (supply) – количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.

Закон предложения (law of supply)прямая связь между ценой и величиной спроса.

Кривая предложения (supply curve) – графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Функция предложения (supply function) – функция, определяющая значение величины предложения в зависимости от влияющих на не различных факторов.

Величина спроса (demand) – количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.

Закон спроса (law of demand)обратная связь между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса (demand curve) – графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Функция спроса (demand function) – функция, определяющая значение величины спроса в зависимости от влияющих на нее различных факторов.

Комплиментарные блага (complementary goods) – блага, дополняющие друг друга в потреблении.

Субституты (substitution goods) – блага, замещающие друг друга в потреблении.

Равновесная цена (equilibrium price) – цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Эластичность (elasticity) – важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).

Факторы эластичности спроса по цене: 1) наличие субститутов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) размер дохода; 4) качество товара; 5) запасы; 6) ожидания потребителя.

Перекрестная эластичность (cross elasticity) – эластичность спроса на один товар по цене другого товара.

3. Подумайте: верны ли следующие утверждения?

· «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – товары-субституты.

· Моцарт, по свидетельству А. С. Пушкина, считал гений и злодейство взаимодополняемыми благами.

4. Выберите правильный ответ:

4.1. В романе Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» доказывается, что карта острова сокровищ и сундуки с пиастрами:

а) взаимодополняемые блага;

б) блага-субституты;

в) блага, друг с другом не связанные;

г) не являются экономическими благами.

4.2. Какие блага из перечисленных не являются благами-субститутами:

а) сок и минеральная вода;

б) газета и туалетная бумага;

в) киносериалы «Убойная сила» и «Улицы разбитых фонарей»;

г) учебники «Экономикс» К. Макконнелла, С. Брю и «Экономика»

С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи?

4.3. В какой отрасли производства из перечисленных наиболее высоки трансакционные издержки:

а) содержание казино;

б) судостроение;

в) хлебобулочное производство;

г) деятельность по строительству финансовых пирамид?

5. Выполните следующие упражнения:

Упражнение № 1

В табл.1 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

Таблица 1

Цена (пенсы) Объем спроса (млн. банок в год) Объем предложения (млн. банок в год)

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным табл.1.

б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 пенсам, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

в) Если рыночная цена на банку фасоли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

д) Рост потребительских расходов превысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

Упражнение № 2

В табл.2 представлен объем спроса на мороженное при различных уровнях цены.

Таблица 2

Цена за порцию Р, долл. Объем спроса D, тыс. порций Расходы (выручка) TR, тыс. долл.
2,1  
1,8  
1,5  
1,2  
0,9  
0,6  
0,3  

а) начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество мороженого на горизонтальной.

б) предположим, что цена порции мороженого равняется 1,2 долл. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 0,3 долл.? Будет ли ответ иным, если на 0,3 долл. сократится любая другая цена?

в) определите расходы на мороженое при каждом из значений цены. Полученные данные занесите в табл.2.

г) начертите кривую расходов на мороженое, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а объем спроса – на горизонтальной.

д) при какой цене выручка окажется максимальной?

е) при какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1?

Упражнение № 3

Функция спроса на газ имеет вид:

Н – цена на нефть, РГ – цена на газ),

а функция его предложения:

а) при каких ценах на энергоносители объемы спроса и предложения газа будут равны 20 единиц.

б) на сколько % изменится объем продажи газа при увеличении цены нефти на 25%.

в) вычислите коэффициент перекрестной эластичности предложения газа.

Упражнение № 4

Фирма реализует в день Q=1000 единиц товара по цене Р=1,5 грн. за единицу.

а) Если коэффициент ценовой эластичности Ер=-0,5, что можно сказать о характере спроса на данный товар (эластичный/неэластичный, почему)?

б) Какая выручка фирмы от реализации товара?

в) Если цена вырастет на 10%, какая будет новая цена?

г) Как на эту смену цены отреагирует спрос (в %)? Сколько будут покупать товара после смены цены?

д) Какой будет выручка? Сравните с выручкой до увеличения цены.

6.План написания самостоятельной работы:

6.1. Основные понятия:

· объем спроса,

· объем предложения,

· кривая спроса,

· кривая предложения,

· закон спроса,

· закон предложения,

· взаимозаменяемые товары,

· взаимодополняющие товары,

· рыночное равновесие,

· коэффициент ценовой эластичности спроса,

· коэффициент эластичности спроса по доходу,

· коэффициент перекрестной эластичности спроса,

· неэластичный спрос,

· эластичный спрос,

· коэффициент ценовой эластичности предложения.

6.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?

а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;

б) цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара;

в) вкусы потребителей вызвали интерес к товаруX, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше;

г) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

6.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Если коэффициент ценовой эластичности спроса на товар равен 0,75, то такой спрос является эластичным.

7. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику Украины».

План семинарского занятия №4

Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике»

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага: .

Условие равновесия потребителя:

где MU1 – предельная полезность 1-ого товара; MU2 – предельная полезность

2-ого товара и т.д.; Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара и т.д.

Потребительский выбор (consumer choice) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Кривая безразличия (indifference curve) – линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.

Предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution)– количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень его удовлетворенности от потребления данного набора благ осталась без изменения: ,

где MU1 и MU2 – предельные полезности 1-ого и 2-ого товаров.

Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемую сумму (бюджет) при данных ценах этих товаров; характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

Бюджетное ограничение для двух товаров выражается формулой:

,

где Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара; Х1 – количество 1-ого

товара; Х2 – количество 2-ого товара; I – доход потребителя.

Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, показывающая, зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя.

В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров:

1. ценные товары (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши);

2. обычные товары (normal goods) – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости);

3. малоценные (некачественные, инфериорные) товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.

Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.

Взаимозаменяемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности за счет друг друга.

3. Подумайте: верны ли следующие утверждения?

· Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

· Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

4. Выберите правильный ответ:

4.1. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО «МММ» объясняется:

а) эффектом присоединения к большинству;

б) эффектом сноба;

в) эффектом Веблена;

г) спекулятивным спросом.

4.2. Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР (лидер – Жириновский В. В.), можно объяснить главным образом:

а) функциональным спросом на политические услуги ЛДПР;

б) эффектом присоединения к большинству;

в) эффектом сноба;

г) эффектом Веблена.

4.3. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:

а) множественности видов потребления;

б) ненасыщенности;

в) транзитивности;

г) все постулаты сохранят свою силу.

5. Выполните следующие упражнения:

Упражнение № 1

Студент составил для себя таблицу полезности трех благ в ютилах. Имея 25,2 ден. ед., он купил 3 кг хлеба по цене 2 ден. ед. за 1 кг, 4 л молока по цене 2,8 ден. ед. и 2 кг сахара по цене 4 ден.ед. за 1 кг.

Порция Хлеб, кг Молоко, л Сахар, кг

а) докажите, что студент не достиг максимальной полезности при своем бюджете;

б) какой набор благ обеспечивает студенту максимум полезности при его бюджете.

Упражнение № 2

Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) - 50 центов за единицу,

цена развлечений (РН) – 50 центов за единицу;

б) РF=50 центам, РН = 1 дол.;

в) РF=1 долл., РН = 50 центам;

г) РF=40 центам, РН = 40 центам;

д) РF=50 центам, РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 дол. в неделю;

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

Упражнение № 3

Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл.3 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Таблица 3

Кол-во Журналы Кассеты
TU MU TU MU

Цена журнала – 1,5 долл., а цена кассеты – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

д) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

е) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.

Упражнение № 4

В табл.4 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 4

Набор 1 Набор 2 Набор 3
Н F Н F Н F

а) Начертите три кривые безразличия – IC1, IC2, IC3.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

А. 50Н и 8F

Б. 45Н и 4F

В. 12Н и 45F

Г. 25Н и 16F

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора потребителя?

6.План написания самостоятельной работы:

6.1. Основные понятия:

· полезность,

· кривая безразличия,

· бюджетная линия,

· предельная норма замены,

· предельная полезность,

· карта безразличия,

· равновесие потребителя,

· излишек потребителя (рента покупателя),

· излишек производителя (рента продавца).

6.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500;

6) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 350, 450, 600.

6.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

7. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Товары Гиффена: история возникновения этого явления, их характеристика для Украины».

8. Проведение управляемого эксперимента на тему: «Исследование поведение потребителя».

В фильме 1970-х гг. «Большая перемена» один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как герой фильма уже был не в состоянии потреблять последующие стаканы воды.

Эксперимент, моделирующий потребление, проводится в аудитории, предложив добровольцу потребить, например, максимально возможное количество сдобных булочек. При этом полезно будет попросить студента, исполняющего роль потребителя, перед каждым актом потребления оценивать полезность очередной булочки и построить на основании этих оценок графики зависимости общей и предельной полезностей потребляемых благ от их количества.

Используя результаты эксперимента (это, кстати, может быть лишь мысленный эксперимент), обсудите следующие вопросы:

· Выполняется ли в данном эксперименте закон убывания предельной полезности?

· Является ли функция общей полезности потребляемых благ, построенная по результатам эксперимента, монотонно возрастающей и непрерывной?

· Можно ли среди всего населения земного шара найти человека, который бы соответствовал модели потребителя (экономического человека) в экономической теории?

 

План семинарского занятия №5

Тема: «Производство экономических благ»

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Выпуск (quantity, Q) – количество произведенных и проданных товаров (услуг).

Производительность (productivity) – величина, равная показателю среднего объема продукта или его денежной стоимости, приходящегося на единицу затраченных ресурсов.

Выручка (total revenue, TR) – денежные средства, полученные от продажи произведенных товаров (услуг).

Изокванта (isoquant) – кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.

Карта изоквант – совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов.

Изокоста (isococt line) – линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость; прямая издержек: или ,

где C – стоимость ресурсов (бюджет производителя), L – труд, К – капитал,

w– заработная плата, r – процент.

Правило использования ресурсов: MRP = MRC,

где MRP (marginal revenue product) – предельный продукт в денежном

выражении, MRC (marginal resource cost) – предельные издержки.

Правило наименьших издержек: последняя гривня, затраченная на каждый ресурс, должна давать одинаковый предельный продукт.

Производственная функция (production function) фирмы, производящей определенный товар Q, показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при наиболее эффективном использовании различных комбинаций факторов производства: Q = f (F1, F2, …, Fn).

Продукт фактора производства:

· совокупный (общий) продукт (total product, TP) – объем выпускаемого продукта, приходящийся на определенное количество данного фактора;

· средний продукт (average product, AP) – объем выпускаемого товара, приходящийся на единицу используемого фактора: ;

· предельный продукт (marginal product, MP) – дополнительный выпуск товара, связанный с увеличением фактора производства на единицу при низменности объема прочих используемых факторов производства: .

Условие равновесие производителя – состояние производства (сочетание факторов), когда гривня, потраченная на любой из факторов производства, дает одну и ту же отдачу:

Факторы производства (factors of production) – любое благо (товар, услуга), используемое для производства других благ (товаров, услуг).

Различают следующие виды факторов производств:

· постоянные (fixed) – факторы, затраты которых фирма не может изменить в данном периоде;

· переменные (variable) – факторы, затраты которых фирма может изменить в данном периоде.

3. Выполните следующие упражнения:

Упражнение №1

Вычислите предельный и средний продукт и изобразите их графически. Сделайте выводы относительно полученных закономерностей.

Таблица 5

L TP MP AP
   
   
   
   
   

Упражнение №2

Заполните пропуски в табл.6, отображающей изменение технической результативности производства при заданном объеме капитала и меняющихся объемах используемого труда.

Таблица 6

L TP MP AP
   
   
   
   
   

 

 

4. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Функция обучения».

Если считать обучение производственным процессом (целевая функция – объем полученных знаний; качество в целях упрощения не учитывается), то, что следует считать факторами производства, и какой вид производственной функции можно применить для описания такого процесса?

Капиталоинтенсивной или трудоинтенсивной является технология обучения, применимая в нашем Университете?

План семинарского занятия №6

Тема: «Фирма как совершенный конкурент»

1. Опрос по основным понятиям темы:

Индивидуальная фирма (sole proprietorship) – фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным имуществом.

Партнерство (partnership) – фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут неограниченную ответственность за деятельность фирмы.

Корпорация (corporation) – фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).

Трансакционные издержки (transaction costs) – затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, относительная ценность ресурсов, используемых для планирования, адаптации и контроля за выполнением поставленных задач в различных структурах, упорядочивающих отношения между экономическими агентами, обменивающимися правами собственности и свобод.

Трансформационные издержки (transformation costs) – элементы затрат производства, возникновение которых связано с использованием ресурсов для производства продукта через изменение их физической формы, а также перемещением его в пространстве и/или во времени.

Общий (совокупный) доход, выручка (total revenue, TR) – денежные средства, полученные от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

Средний доход (average revenue, AR) – доход, получаемый от продажи единицы продукта: .

Предельный доход (marginal revenue, MR) – дополнительный доход, полученный в результате роста объема продаж товара на единицу. Предельный доход определяется как отношение прироста валового дохода к приросту объема продаж: .

Нормальная прибыль (normal profit), нулевая экономическая прибыль – альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

Экономическая (чистая) прибыль (economic profit) – разница между доходом и альтернативными затратами фирмы.

Валовая (бухгалтерская) прибыль – прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров или услуг и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией.

Правило максимизации прибыли: ,

где MRP (marginal revenue product) – предельный продукт в денежном

выражении, Р – цена.

Условие равновесия фирмы – состояние, в котором фирма получает максимально возможную прибыль:

MR = MC,

где MR (marginal revenue) – предельный доход,

MC (marginal cost) – предельные издержки.

 

2. Выполните следующие упражнения:

Упражнение №1

Вычислите постоянные, переменные, предельные издержки и изобразите их графически. При следующих значениях Q и TC.

Q
TC (total cost) – общие издержки
FC (fixed cost) – постоянные издержки                
VC (variable cost) – переменные издержки                
MC (marginal cost) – предельные издержки                

Упражнение №2

Определите величину средних и предельных издержек. Постройте кривые средних и предельных издержек. При каком объеме производства средние издержки минимальные? При каком объеме производства предельные издержки будут равны средним?

Q TC MC AC
   
   
   
   
   
   

Упражнение №3

Функция общих издержек монополиста: TC =100+3Q,

где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц;

функция спроса на продукцию монополиста: P=200-Q,

где Р – цена продукта в дол.

Рассчитайте:

1) общий доход и прибыль от реализации 10 ед. продукта в месяц;

2) предельный доход и предельную прибыль от реализации 10-ой ед. продукта в месяц.

3. План написания самостоятельной работы по темам 5-6:

3.1. Основные понятия:

· производство,

· общий объем продукта,

· производительность труда,

· средний продукт фактора производства,

· предельный продукт фактора производства,

· производственная функция,

· изокванта,

· карта изоквант,

· изокоста,

· общие постоянные издержки,

· общие переменные издержки.

3.2. Вопросы-тесты:

Пример.

Какое из следующих утверждений, характеризующих связь между ТР, АР и МР, является неверным?

а) АР продолжает расти до тех пор, пока увеличивается МР.

б) АР достигает максимального уровня до того, как ТР становится максимальным.

в) ТР достигает максимального уровня, когда МР = 0.

г) МР = АР при максимальном уровне АР.

д) ТР снижается, если МР < 0.

3.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Чем больше объем производства в фирме, тем меньше общие постоянные издержки.

4. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Характеристика транспортного предприятия: цели, задачи, ресурсы, издержки, доходы, прибыль».

 

План семинарского занятия №7

Тема: «Типы рыночных структур»

 

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Совершенная конкуренция (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:

1) большое число продавцов и покупателей товара, каждый из которых предлагает к продаже или предъявляет спрос на не­значительную долю общего объема продаж в отрасли;

2) одно­родность продукции;

3) абсолютная мобильность движения ре­сурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) ни один экономический агент не обладает рыночной властью, т. е. способностью влиять на рыночную цену товара,

5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Если хотя бы один признак нарушается, конку­ренция становится несовершенной.

Монополия (monopoly) — рыночная структура, при кото­рой на рынке действует одна фирма-производитель, полнос­тью контролирующая производство и продажу товара.

Естественная монополия отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Олигополия – тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

Дуополия – модель рыночной структуры, при которой два продавца конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

Картель – группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

Тайный сговор – ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

Ценовой лидер – фирма на олигополистическом рынке. Которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.

Ценовая война – последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.

Ценовая дискриминация– продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.

Дифференциация продукта – действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.

Лицензии– законодательные ограничения на занятия отдельных профессий и сфер производства.

Патенты – исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.

3. Выберите правильный ответ:

3.1. Что из следующего не приводит к монополии:

а) лицензии;

б) авторские права;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких суб­ститутов?

3.2. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

а) рынка зерна;

б) рынка легковых автомобилей;

в) рынка услуг преподавателей;

г) рынка карандашей.

3.3. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства;

б) высокий уровень расходов на рекламу;

в) нестабильность цен;

г) низкий уровень расходов на НИОКР.

3.4. Примером монопсонии, ограниченной олигополией является:

а) рынок наркотиков;

б) бизнес, которым занимался Чичиков из "Мертвых душ” Н. В. Гоголя;

в) работорговля в XVI—XIX вв.;

г) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гёте "Фауст”.

4. Выполните следующие упражнения:

Упражнение №1

Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

А. Совершенная конкуренция

Б. Монополия

В. Монополистическая конкуренция

Г. Олигополия

Д. Монопсония

1) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

2) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

3) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;

4) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин;

5) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

6) единственная фирма производит штурманские приборы.

Упражнение №2

Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Средние издержки на производство книги составляют: 4 долл. + 4000 долл./Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 долл.

Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

5. План написания самостоятельной работы:

5.1. Основные понятия:

· совершенная конкуренция,

· монополия,

· естественная монополия,

· олигополия,

· дуополия,

· картель,

· монополистическая конкуренция,

· ценовой лидер,

· ценовая война,

· ценовая дискриминация,

· тайный сговор,

· лицензии,

· патенты.

5.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций фирм;

д) бензина.

5.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

6. Слушание и обсуждение реферата-доклада на тему: «Типы рыночных структур в транспортной отрасли Украины».

 

План семинарского занятия №8

Тема: «Рынки факторов производства»

 

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Номинальная заработная плата (nominal wage rate) – цена, выплачиваемая за использование труда, измеренная в абсолютных единицах; сумма денег, полученная наемным работником.

Реальная заработная плата (real wage rate) – покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму.

Экономическая рента (economic rent) – разница между равновесной ценой ресурса и резервированной ценой; дополнительная плата, которую получают высококвалифицированные работники за редкий ресурс – квалификацию или способности.

Кривая безразличия (indifference curve) – множество точек в координатах «совокупное время – доход», определяющих сочетания свободного времени (рабочего времени) и заработной платы (дохода), имеющих одинаковую полезность для данного индивида.

Бюджетное ограничение (budget constrain) – прямая линия в координатах «совокупное время – доход», одна точка которой имеет координаты (24;0), а наклон равен ставке заработной платы.

Предельные затраты на ресурс (marginal resource cost, MRC) – дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы ресурса.

Предельный продукт труда (marginal product of labor, MPL) – дополнительный выпуск, связанный с увеличением количества труда на одну единицу при неизменном объеме прочих факторов производства.

Предельный продукт ресурса в денежном выражении (marginal revenue product, MRP) – дополнительная выручка от реализации дополнительного объема продукции, полученной при увеличении использования ресурса на единицу.

Номинальная ставка процента (nominal interest rate) – ставка процента по текущему курсу без поправки на инфляцию.

Реальная ставка процента (real interest rate) – ставка процента, очищенная от влияния инфляции.

Если i – ставка реального процента, Р – темп роста цен (уровень инфляции), r – номинальная ставка процента, то соотношение между этими величинами описывается формулой: .

Дисконтирование (discounting) – приведение экономических показателей будущих лет (future value) к сегодняшней стоимости (present value).

Арендная плата – суммы, выплачиваемые пользователем земли ее владельцу; включает ренту, все затраты на возмещение капитальных вложений (амортизацию), процент на вложенный капитал.

3. Выполните следующее упражнение:

Студент имеет 100 дол. и решает: сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 дол. Инфляция составляет 6% в год. Каковы номинальная и реальная ставки процента? Что Вы посоветовали бы студенту? Как повлияло бы на Ваш совет увеличение темпа инфляции до 13% при неизменной номинальной ставке процента?

4. План написания самостоятельной работы:

4.1. Основные понятия:

· номинальная и реальная заработная плата,

· экономическая рента,

· номинальная и реальная процентная ставка,

· дисконтирование.

4.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Спрос на ресурс зависит от:

а) цены продукта, производимого при помощи данного ресурса;

б) цен ресурсов – заменителей;

в) цен взаимодополняемых ресурсов;

г) цены данного ресурса;

д) все перечисленные ответы являются верными.

4.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо.

5. Слушание и обсуждение реферата-доклада на тему: «Характеристика рынка труда для молодых специалистов по Вашей специальности».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!