Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Компьютер в управлении учебными заведениями



 

Руководителями школы, детского сада и других образовательных учреждений становятся учителя, воспитатели, т. е. выпускники педагогического вуза. Поэтому представляется целесообразным в этом пособии сказать несколько слов об использовании компьютера в деятельности современного руководителя. Тем более что тема «Информация и управление» уже включается даже в некоторые программы по информатике для учащихся старших классов.

Компьютер в управлении, как и в учебно-воспитательном процессе, не заменяет человека: это средство, которое освобождает от значительной трудоемкой и времяемкой работы, делает процесс руководства более оперативным и эффективным.

Информация в управлении играет определяющую роль. Есть специалисты в области управления, которые вообще считают управление процессом, состоящим из сбора оперативной, своевременной и всесторонней информации об управляемой системе, ее обработки и принятия на этой основе управленческого решения. Передаваемая информация должна быть надежной, т. е. поступать к пользователю с минимальными потерями и искажениями; эффективной, т. е. за единицу времени должно быть доставлено оптимальное для него количество сообщений.

Управленческое решение, таким образом, включает в себя постановку задачи, обусловленной какими-либо факторами, сбор информации, переработку полученной информации, принятие решения и разработку плана, его реализацию, анализ полученных результатов и постановку новых задач. Иными словами, идет постоянный процесс работы с информацией. Тем более что в последние годы в управление все активнее входит такое понятие, как образовательный мониторинг,под которым подразумевается система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

На всех этих этапах могут и должны применяться новые информационные технологии, резко повышающие коэффициент быстродействия, качества, удобства, логичности, гибкости и т. д. в процессе управленческого труда. Расширяется круг планирования задач, так как компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, даже неожиданного и нестандартного, эффективность выбранной стратегии и может осуществлять постоянный контроль за правильностью решения.



Рассмотрим более подробно, как на разных уровнях управления происходит использование существующих для этих целей информационных технологий. Построение системы информационных технологий в управлении образовательным процессом начинается с создания локальной сети между компьютерами администрации и ведения документооборота в единой электронной системе. Такая система позволяет, во-первых, сделать все документы как внутреннего, так и внешнего пользования доступными для работы любому администратору. Во-вторых, ведение общей базы данных по учащимся, кадрам, приказам, расписанию, дублированию журналов и другой информации позволяет своевременно выявлять возникающие проблемы и решать их. Кроме этого, можно легко трансформировать документацию в любой отчет, справку, статистическую сводку. В-третьих, система используется и для внутренней оперативной связи, и для общения с внешним миром (при наличии выхода в Интернет и подключенного факса к компьютеру).

В управлении могут быть широко использованы: эпископы, кодоскопы, мультимедийные проекторы и их разновидности, ксероксы, ризографы, факсы, цифровые АТС и многое другое, что часто называют еще и офисной техникой.



Автоматизированная информационная система школы позволяет вести работу с кадрами (заполнение методических карточек, аттестация и т. п.) и всю документацию по составу учащихся, качеству обученности и др.

Еще пример. Готовится педсовет, заместителю директора по воспитательной работе необходимо проанализировать состав учащихся, не успевающих по ряду предметов. При наличии системы ввода и дублирования информации, вносимой в классные журналы (т. е. электронных классных журналов, которые, скажем, раз в неделю обновляются), эта работа займет 20 мин, при ручной обработке это действие заняло бы несколько дней. Обработав данные и построив электронные графики, руководитель представил информацию через мультимедийный проектор на педсовете. Информационная система поможет также и заместителю директора по социальной защите при анализе данных по многодетным семьям и другим группам учащихся.

Нередка ситуация, когда в школе пропадают классные журналы, теряются дневники у отдельных учеников. При наличии электронных дубликатов они легко восстанавливаются и, как показывает практика, реже теряются.

Наличие в образовательном учреждении электронной или факсимильной связи позволяет получить и отправить любой документ, отчет, сводку, письмо и т.д. из образовательного учреждения, не выезжая в органы управления.

Используются компьютерные технологии для автоматизации бухгалтерского учета, расчета нагрузок преподавателей, составления расписания, систематизации и хранения материалов в методическом и предметных кабинетах школы, в библиографических отделах библиотек.

Для удовлетворения информационных потребностей работников образования в стране начинается создание системы программно-совместимых компьютерных банков педагогической информации, что постепенно должно привести к появлению российской образовательной компьютерной телекоммуникационной сети.

Введение современных информационных технологий в управленческую деятельность в образовательных учреждениях способствует ее демократизации и гуманизации.

Демократизация обеспечивается тем, что информация становится гласной, доступной большому кругу участников процесса управления. Анализ и осмысление получаемой информации приобретают подлинно коллективный характер, происходит частичная децентрализация руководства за счет того, что часть полномочий при таком широком доступе к необходимой информации можно передать от директора и его заместителей руководителям предметных и методических комиссий, временных групп и коллективов.

Гуманизация управления проявляется и во всем том, что демократизирует руководство, и в том, что сведения о каждом работнике становятся более достоверными, объективными и полными, это позволяет правильнее, с учетом индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, принимать необходимые решения о поощрениях, продвижении работника или, наоборот, о предупреждении или устранении возникающих в его деятельности проблем и трудностей. Информационные технологии позволяют выявить степень удовлетворенности работника своей деятельностью и возможностями, которые предоставлены ему для осуществления педагогических функций. Такие данные помогают руководителям оперативно создавать в образовательном учреждении более благоприятные материальные и психологические условия.

 

Словарь

 

Автоматизированная обучающая система (АОС)- система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения.

Адрес (фр. adresser - обращаться) - уникальный код, описывающий размещение данных в памяти компьютера.

Алгоритм- точное предписание, набор формальных правил, последовательность действий для получения результата с помощью начальных данных.

База данных- набор структуированных сведений об объектах одной предметной области; поименованная совокупность данных, организованных по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Для взаимодействия с базами данных используются системы управления базами данных (СУБД).

Байт- набор двоичных элементов (битов), обрабатываемый как единое целое. Б. состоит из 8 бит.

Бит (англ. Bit - binary digit) - минимальная двоичная единица измерения информации. Сочетания бит могут кодировать букву, число, передавать сигнал, выполнять переключение или другие функции.

Бит/с( бит в секунду) - мера скорости передачи данных и пропускной способности канала связи.

Броузер(англ, to browse - просматривать) - программа для просмотра гипертекстовых документов.

Вариофокальный объектив- объектив с переменным фокусным расстоянием, что позволяет изменять размер проецируемого изображения, не меняя расстояния между проектором и экраном.

Видеокласс- класс, оборудованный для воспроизведения видеозаписей (наличие кино-, теле-, видеоустановок, экранов). Видеоклас, оснащенный компьютером, который осуществляет управление подключенным к нему демонстрационным оборудованием, называется мультимедиаклассом или киберклассом.

Видеокнига- комплект носителей информации на лазерных дисках и других носителях.

Виртуальная реальность(ср. лат. virtualis - возможный, не имеющий физического воплощения). Виртуальная реальность (иначе виртуальные миры) -миры, существующие только в воображении человека, например, играющего в (компьютерную) игру. Компьютер создает иллюзию непосредственного присутствия играющего в этих мирах, что пагубно воздействует на психику. Реализуется с помощью мультимедийных технологий, а также с привлечением спецсредств: виртуальный шлем, очки, перчатки (для имитации тактильных ощущений), виртуальная сфера.

Встраиваемая ЭВМ- обычно микроЭВМ, предназначенная для применения в системах управления и контроля (за станками, роботами, технологическими процессами).

Вычислительная машина общего назначения- цифровая вычислительная машина, предназначенная для решения широкого круга математических задач.

Гиперсреда- метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок.

Гипертекстовый документ (гипертекст)внешне представляет собой обычный текст, подобный книжному или газетному, содержащему собственно текст и графику - рисунки, фотографии, пиктограммы. В отличие от обычного текста в гипертексте присутствуют особые области, которые, как правило, выделены каким-либо образом - цветом, особым шрифтом и т. п. Попадая на такую область, «мышиный» курсор принимает форму ладони с вытянутым указательным пальцем, говорящую о том, что эта область содержит гипертекстовую ссылку. Если при этом нажать кнопку мыши, то произойдет заранее заданное автором гипертекстового документа событие. Обычно это переход к другой точке данного гипертекста, привязанной к этой области. Это может быть также загрузка другого документа и переход к заданной точке в нем, запуск видеоролика, звукового фрагмента, выполнение какого-нибудь служебного действия, например, закрытие файла или выход из программы. Гипертекстовые документы создаются в специальных редакторах, позволяющих делать такие ссылки. Просматриваются эти документы в специальных программах - броузерах. Применяется гипертекст весьма широко: справочники, энциклопедии, системы помощи (help), обучающие программы и т. п. Наиболее распространенный способ представления гипертекста называется на современном техническом языке HTML (Hyper-Text Mark-up Language) либо SGMU (Standart General Mark-up Language) - на более общем языке, включающем графические объекты.

Децибел (ла. desem – десять + бел, десятая часть бела) - единица уровня акустической мощности. Названа в честь одного из изобретателей телефона Александра Белла (1847-1922). Разработана шкала громкости звука в децибелах.

Диалог (режим диалога, диалог в реальном времени) -диалог с (вычислительной) системой, при котором ответ на реплику получается практически сразу.

Диапозитив- экранное учебное пособие, выполненное фотографическим способом на светочувствительном слое с прозрачной подложкой. Д. изготавливают в виде отдельных кадров (слайды) и в виде рулона фотопленки (диафильм). Д. производят черно-белые и цветные, малоформатные (18 х 24 и 24 х 36 мм) и крупноформатные (50 х 50 и 60 х 90 мм), на стекле или фотопленке, штриховые и полутоновые. Д. штриховые имеют изображение, выполненное в виде линий, штрихов и точек. Полутоновые Д. имеют изображение с полутонами, выполненными путем растушевки.

Диапроектор- оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений, выполненных на прозрачной подложке. Типы Д.: фильмоскоп, кадропроектор, кодоскоп (графопроектор, оверхед), универсальный диапроектор, звуковой диапроектор.

Диапроекция- демонстрация прозрачных изображений объектов на экран.

Дидактика аудиовизуальная- теория применения звуко- и светотехнических средств в обучении.

Диск- круг из пластмассы для записи аудио- и видеоинформации. В учебном процессе применяются: 1) Д. с электромеханическим способом записи информации (грампластинки); 2) Д. с магнитным способом записи информации (жесткие и гибкие флоппи-диски); 3) Д. с оптическим способом записи информации (лазерные). Основным показателем, характеризующим диск, является длительность звучания в минутах (для грампластинок) или объем информации в байтах (для оптических и магнитных дисков).

ДКС- дидактическая компьютерная среда.

Дорожка(track) - полоса определенной ширины на магнитной или киноленте, компакт-диске для записи информации.

Доска - собирательное название помещаемых в аудитории досок для временных записей. Типы Д.: 1) Д. классная - доска с гладкой черной или темно-зеленой поверхностью для письма мелом; 2) Д. магнитная - доска с поверхностью, покрытой листом железа для прикрепления различных объектов с помощью магнита; 3) Д. стеклоэмалевая, металлическая для письма фломастером; 4) Д. оптическая - кодоскоп.

По конструкции Д., применяемые в учебных заведениях, делятся на одно-щитовые, многопольные, настенные и блокнотные. Многопольные Д. выпускаются в двух модификациях - с распашными створками и раздвижными щитами.

Емкость- максимальное количество единиц информации, которое может храниться в запоминающем устройстве. Е. измеряется в битах, байтах, знаках и словах и других единицах.

Жесткий диск(hard disk) (винчестер) - запоминающее устройство в виде герметичного модуля, в котором помещены магнитные диски и головки. Ж. д. обеспечивает высокую плотность записи информации.

«Занавес» (в проекционной аппаратуре) - эффект появления изображения на экране постепенно снизу или сверху, что помогает сосредоточить внимание зрителей.

Запись звука- преобразование звуковой информации в электромагнитные или световые сигналы с целью получения материальной основы звука. Существует 4 способа 3. з.: механический (электромеханический) - на грампластинке, фотографический - на кинопленке, магнитный - на магнитной ленте, проволоке или диске, оптический - на лазерных дисках.

Запись звука комбинированная- наложение одного звука на другой, ранее записанный. Например, запись речи на фонограмму музыки. Специальный термин - «тоюк».

Звук- колебания воздуха, воспринимаемые органом слуха человека. Человек воспринимает звук в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. 3. характеризуют три основные величины: амплитуда, частота, тембр.

Игра компьютерная- это программа, специально созданная для компьютера и предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера. Набор таких программ хранится на магнитных или лазерных носителях. В большинстве компьютерных игр пользователь анализирует игровую ситуацию на экране, принимает решение по воздействию на нее для достижения определенной цели и реализует это воздействие с помощью клавиатуры компьютера либо с помощью специальных устройств ввода - джойстика, мыши и др.

Среди компьютерных игр можно выделить игры логические, на быстроту реакции, обучающие, развивающие и тренирующие.

Логические игры близки по сюжетам и целям к традиционным математическим головоломкам и упражнениям, которые оформлены в виде игровых ситуаций на экране. Пример такой игры - «Угадай число». В таких играх важна не скорость, а верность ответа.

Игры на быстроту реакции представляют собой практически бесконечную совокупность сменяющих друг друга сюжетов, отображающих некую искусственную среду. В этом случае цель каждого этапа игры заключается в том, чтобы, управляя неким объектом (человечком, летательным аппаратом, мячиком), догнать кого-то (что-то) либо от кого-то (чего-то) увернуться и т.д.

Игры обучающие, развивающие и тренирующие имеют целью с помощью игровых ситуаций сообщить пользователю определенные сведения, помочь закрепить их, разобраться в каких-то вопросах и т.д. Примеры таких игр: вспомнить перевод иностранных слов, появляющихся на экране, разобраться в тактических замыслах полководцев, чьи войска сошлись в свое время на льду Чудского озера, и др.

Развлекательные игры делятся на аркадные, 3D - action («экшн), квесты, игры-симуляторы, стратегии. Аркадные игры - игры-приключения. «Экшн» -так называемые стрелялки, обычно с военным сюжетом. Цель игры - убить как можно больше противников из имеющегося оружия. Квесты - игры-путешествия с разгадыванием различных загадок. Игры-симуляторы - авто- или авиаигры, футбол, хоккей. Стратегии - игры, в которых нужно проявить управленческие способности при выполнении поставленной стратегической миссии: построить и защитить город, государство, космическую базу и т. п.

Современные компьютерные игры в полной мере используют исключительные графические возможности современных компьютеров и их возможность синтезировать звуковые эффекты.

Грамотно спроектированные и примененные компьютерные игры могут оказать неоценимую помощь в развитии познавательных, художественных и профессиональных способностей молодежи, в ее эстетическом воспитании.

Результатом правильного применения специально подобранных комплектов игр может стать прогресс в познании возможностей компьютера, приобретение навыков работы с его устройствами, овладение приемами и методами создания алгоритмов и программ.

Важную роль в обучающих и развивающих видах выполняет игровая компонента - специально разработанный для данной игры программный модуль, позволяющий отобразить на экране компьютера динамичную игровую ситуацию. Цель игровой компоненты - внесение в процесс работы пользователя с компьютером элемента развлекательности. Кроме того, игровая компонента зачастую выполняет функцию отсчета времени, отведенного на решение предложенной задачи, включает в себя при необходимости элементы подсказки.

Иконоскоп- передающая электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), накапливающая электрический заряд на мозаичной светочувствительной мишени. Изобретатель И. - В. К. Зворыкин.

Интерпретация(англ, interpretation - толкование, объяснение) - трансляция и исполнение каждого предложения исходной програмы перед трансляцией и исполнением следующего предложения этой программы.

Информатизация образования- внедрение новых информационных технологий (НИТ) в систему управления учреждениями образования, а также в учебный процесс. И. о. реализуется в три этапа: 1) массовое освоение средств НИТ (компьютерные классы, системы интерактивного видео, банки, базы данных по педагогике, психологии, физиологии и другим смежным наукам); 2) разработка программного обеспечения традиционных учебных дисциплин (видео- и аудиоматериалы, системы мультимедиа и гипертекста); 3) введение аудиовизуального дистанционного обучения на базе систем, расширяющих медиа-пространство.

Интерфейсв узком смысле - внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем. В широком смысле - система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т. п., а также устройство или программа, реализующая эту систему; совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих общение человека с техникой; унифицированные системы связи между устройствами вычислительной системы, представляющие собой системы шин, алгоритмов.

Информатика- научная дисциплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерности процессов коммуникации в технических устройствах и жизни людей.

Информация(лат. informatio - разъяснение) - сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и т.д., которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту. И. - одно из основных понятий в кибернетике, где под ней подразумеваются исчерпывающие данные, необходимые для принятия оптимального алгоритма решения поставленной задачи. Теорию И. разработал американский математик Клод Шеннон.

Информационная технология- совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Кадр(фр. cadre - рама, рамка) - отдельное изображение на фото/кинопленке, в телевидении - изображение на экране телевизионной трубки.

Кадр информационный- элемент учебной программы, содержащий порцию учебной информации раскрывающей сущность понятия, явления.

Кадр операционный- элемент учебной программы, содержащий инструкцию, направляющую учебную деятельность.

Кадр обратной связи- элемент учебной программы, содержащий тестовые задания для самоконтроля учащихся.

Кадр контрольный- элемент учебной программы, содержащий контрольные задания с выводом результатов на пульт преподавателя.

Кадр указательный- элемент учебной программы, содержащий объяснение ошибок и пути их устранения.

Канал(англ, channel) - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу информации от передатчика к приемнику.

Канал телевизионный- полоса частот, выделяемых для передачи определенных программ.

Кодировка- набор непротиворечивых правил, задающих способ представления символов.

Команда(англ, instruction, command) - управляющий сигнал, инициирующий выполнение определенной операции в исполнительном устройстве; описание операции, которую должен выполнить компьютер.

Компьютер(лат. computare - вычислять) - согласно Толковому словарю английского языка, программируемый цифровой обработчик всевозможных данных.

В последние десятилетия вместо словосочетаний «электронная вычислительная машина», «цифровая вычислительная машина», аббревиатур ЦВМ, ЭВМ широко употребляют термин «компьютер», чтобы подчеркнуть алгоритмическую универсальность ЦВМ по преобразованию и обработке любых данных, возможность использования этого класса вычислительных машин не только для вычислений. Можно считать термин «компьютер» синонимом определения «вычислительная машина общего назначения». В буквальном переводе «компьютер» - вычислитель.

Компьютерное обучение (компьютерная технология обучения) -это такая система обучения, когда одним из технических средств обучения является компьютер; система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.

Компьютер может использоваться в учебном процессе в следующих целях:

- обучения ученика предмету и программированию;

- учения и самообучения ученика;

- контроля и повторения знаний;

- развития и закрепления навыков (счета, решения задач, графики и др.);

- научной организации труда учителя и ученика;

- получения справок (библиография, формулы, физические величины, исторические даты и т. п.);

- изобразительного, музыкального, литературного творчества учащихся;

- накопления и анализа данных об успеваемости, посещаемости и поведения учащихся;

- моделирования физических процессов, технических устройств, химических реакций, путешествий на Земле и космических полетов;

- организации досуга и игр.

Конфигурация- конкретное сочетание программных и (или) аппаратных средств, выбранных из набора возможных вариантов.

Логическая наглядность- речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационных схем и схем отношений понятий.

Люмен (лм)- световой поток, испускаемый точечным источником света в телесном угле 1 стереорадиан при силе света 1 кандела,

Люминофоры- вещества, способные светиться под действием внешних факторов. Л. используются в цветном телевидении.

Медианоситель- отформатированный накопитель данных, предназначенный для их обмена (видеолента, гибкий диск, оптический диск и т. п.) и расширяющий возможности общения людей.

Медиаобразование- процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.

Медиатека- информационный центр учебного заведения, содержащий помимо печатной продукции видеокниги и компьютерные программы, а также устройства для их реализации.

Микрокомпьютер (микроЭВМ)- компьютер, отличительной особенностью которого является наличие ограниченного количества БИС - больших интегральных схем (станки с ЧПУ, бытовые приборы с программным управлением и т. п.). Выполняет несложные вычисления.

Микропроцессор- центральная и основная часть вычислительной системы, микросхема, выполняющая все вычисления, обработку информации, управляющая взаимодействием устройств внутри компьютера и его периферийной системы. Работает со скоростью в несколько сотен миллионов операций в секунду.

Микрофильм- собирательное название фотопленок с микрозаписью текстов и изображений, уменьшенных в 10-100 раз.

Модем (модулятор-демодулятор)- техническое устройство, преобразующее передаваемые ЭВМ с помощью аналого-цифрового преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.

Мультимедиа- технология, обеспечивающая работу с неподвижным изображением, видеоизображением, анимацией, текстом и звуком. К компьютеру подключаются внешние источники информации, как правило, цифровые (цифровые фотоаппараты, сканеры), но некоторые из них могут быть и аналоговыми (видеокамеры, музыкальные синтезаторы, микрофоны и т. п). Вся информация после соответствующей обработки и, возможно, с добавлением текста, анимации и спецэффектов записывается в мультимедийный файл. Мультимедиа создает взаимодействие визуальных и аудиоэффектов.

НИТ - новые информационные технологии, совокупность алгоритмических, программных и технических средств и методов обработки и передачи информации на базе электронно-вычислительной техники.

Нит - единица яркости. 1 нит (нт) - яркость освещенной поверхности площадью 1 м2 источником с силой света 1 кандела. Применяется наряду с другими единицами (стильб) для оценивания качества проекции на экране.

Он-лайн(англ, on-line) - режим он-лайн - режим работы ЭВМ в сети или совместно с другой (центральной) ЭВМ. Противоположное понятие офф-лайн часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или к другой ЭВМ, но не использующей в данный момент эту возможность и работающей самостоятельно. В настоящее время термин он-лайн стали употреблять в более узком смысле: режим работы в сети, позволяющий сразу же получать ответ на свое сообщение.

Пакет педагогических программных средств- совокупность педагогических программных средств для компьютера, предназначенных для использования в ходе изучения определенного учебного предмета, применяемых на разного рода занятиях и видах учебной деятельности.

Персональная ЭВМ (ПЭВМ)(персональный компьютер) - небольшая по размерам и стоимости ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользователя.

Пиксел(англ, pixel - Picture Element) - минимальный элемент изображения, яркость и цвет которого можно изменять независимо от яркости и цвета других пикселей. Общее количество пикселов определяет разрешение компьютерного изображения.

Пиктограмма(в информатике) - небольшое символическое графическое изображение, используемое в современных ПЭВМ для обозначения программ, типов файлов и т. п.

Плакат трансформирующийся- плакат с откидывающимися, открывающимися, отодвигающимися частями.

Порт(фр. porte - дверь, дверца) - специальное устройство, которым оснащены адаптеры, входящее в состав компьютера, и используемое для связи с внешними устройствами, в частности модемами, мышью, принтером. Порты бывают последовательными и параллельными.

Пособие учебное- средство обучения, содержащее дополнительную информацию и применяемое для помощи учителю и учащимся.

Провайдер- организация-поставщик телекоммуникационных услуг.

Программа(англ, program) - упорядоченная последовательность команд, предназначенных для управления компонентами системы, например, процессором, в целях реализации заданного алгоритма.

Программа обучающая- подробное описание управляющей деятельности преподавателя во взаимодействии с учебной работой учащихся. П. о. состоит из шагов, а шаги из кадров. Обучение на основе таких программ - программированное обучение.

Основу программированного обучения составляют следующие принципы:

- деление материала на небольшие, тесно связанные между собой порции (шаги, части);

- активизация деятельности учащихся, изучающих программированный текст;

- немедленная оценка каждого ответа учащегося;

- индивидуализация темпа учения. Разработаны три вида обучающих программ.

Программа обучающая линейная (автор Беррес Скиннер), в которой порции информации следуют одна за другой, независимо от успехов учащихся.

Программа обучающая разветвленная (автор Норман Краудер) используется при методе программированного обучения с жестким (неадаптивным) ветвлением. Имеет следующие отличительные черты: задания большого объема (по сравнению с линейной программой), вопросы с многовариантным выбором ответа и последовательное использование техники ветвления.

Программа обучающая комбинированная - программа, объединяющая особенности линейной и разветвленной программ.

Программа связи- программа ЭВМ, управляющая работой модема: принимающая от него данные и передающая ему данные из ЭВМ.

Протокол- набор правил, принятый как стандарт, обеспечивающий единую интерпретацию данных при их передаче по сетям.

Поток световой- фотометрическая величина, характеризующая мощность излучения, оцениваемого зрительно. П. с. измеряется в люменах (лм).

Почта электронная(e-mail) - услуга сети Internet, заключающаяся в том, что отправитель посылает с помощью специальной программы сообщение на почтовый сервер, который в свою очередь пересылает это сообщение на почтовый сервер получателя, где происходит сортировка и рассылка почты по т.н. электронным почтовым ящикам конечных пользователей. Почтовые серверы постоянно подключены к Сети, и компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение с ними по мере необходимости. Электронная почта противопоставляется электронным конференциям, в которых переданные данные предоставляются для доступа (не)ограниченного круга лиц. Получить и отправить почту можно через разные серверы сети Internet.

Проектор телевизионный- электронное устройство для проекции ТВ-изображений на большой экран.

Проекция- процесс воспроизведения увеличенного изображения объекта на экране. П. осуществляется с помощью специального аппарата - проектора.

Процессор(англ, processor) - устройство или функциональная часть компьютера, предназначенная для интерпретации программы.

Ракорд- зарядный конец, используемый в начале и конце магнитной ленты или киноленты. Различают начальный и конечный Р. Р. зеленого цвета, подклеенный к магнитной ленте, означает начало фонограммы, Р. красного цвета означает конец фонограммы. Р., подклеенный к фильмокопии, несет вербальную информацию.

Ракурс(фр. raccourcir - укорачивать). В фото- и киносъемке - зрительное сокращение размеров объекта, необычная перспектива, возникающая вследствие неодинакового удаления от объектива частей снимаемого объекта, когда оптическая ось объектива направляется на предмет не прямо, а под углом, сверху или снизу. Ракурс выделяет главный элемент композиции.

Реверберация- послезвучание, регистрируемое после выключения источника звука. Р. обусловлена неодновременным приходом в данную точку отраженных и рассеянных звуковых волн. Р. снижает качество записи звука от микрофона, поэтому стены студий звукозаписи покрывают звукопоглощающими материалами.

Резкость- фотометрическая величина, характеризующая четкость видимых границ соседних участков изображения. Р. измеряется количеством различимых линий на 1 мм проецируемого кадра. Норма резкости - 50 линий на 1 мм.

Рефлектор- зеркальный отражатель в виде вогнутого зеркала, изменяющего направление и интенсивность светового потока в проекторе.

Сайт(англ, site - местоположение, местонахождение) - набор страниц Интернета. посвященных одной теме и находящихся в одном адресе в сети.

Сервер файловый(англ, server; лат. servire - обслуживать) - мощный компьютер, выполняющий в сетях определенные функции обслуживания пользователей: слежение за разделяемыми ресурсами, содержание и обслуживание общих баз данных, электронная почта, электронные доски объявлений и др.

Сила света- световой поток, распространяющийся внутри телесного угла, равного одному стереорадиану. С. с. измеряется в канделах.

Синхронный режим- режим получения информации вторым участником диалога сразу же после того, как она отправлена первым участником, без задержки и промежуточного хранения. Противопоставляется асинхронному режиму, при котором используется промежуточная ЭВМ в качестве «почтового ящика».

Система цветного телевидения- совместимая система цветного телевидения, в которой цветная телепередача воспринимается черно-белым ТВ-приемником, а черно-белая телепередача - цветным телевизором. В современном мире существуют три системы цветного ТВ: ПАЛ (в Западной Европе), СЕКАМ (в Восточной Европе и России), НТСЦ (в США, Канаде, Японии, Австралии и ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки). Системы различаются деталями формирования сигналов цветности.

Слайд(англ, slide - скользить) - отдельный диапозитив, помещаемый обычно в стандартную пластмассовую рамку 50 х 50 мм. С. - прозрачное фотографическое (или рисованное) изображение на пленке или стекле, предназначенное для проецирования на экран.

Телекоммуникации- передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.).

Технологии коммуникационные- технологии, предназначенные для обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.

Технология обучения (образования),по определению ЮНЕСКО, это в общем смысле «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». В более узком смысле технология обучения предполагает использование разнообразных ТСО, включая компьютерные и электронные средства.

Устройство(англ, device, unit) - конструктивно законченная техническая система, имеющая определенное функциональное значение.

Файл(фр. file - ряд, вереница; a la file - подряд, один за другим, друг за другом). В программировании - упорядоченный набор данных, имеющий уникальное имя и признак конца файла. Конкретная форма файла, или формат файла, зависит от операционной системы, по правилам которой создается данный файл. Данные принято располагать одно за другим, подряд. Если файл разделен на несколько частей, то каждая предыдущая часть имеет ссылку на последующую, чтобы программа, создавшая этот файл, могла собрать все его части в единое целое. Файлы условно можно разделить на исполняемые и неисполняемые. Первые содержат в себе команды процессора, посредством которых он исполняет заданные в файле действия, вторые таких команд не содержат. Примеры исполняемых файлов: любая программа, саморазархивирующийся архив, вирусы. Неисполняемые файлы содержат текст, графику, звуки и т. п.

Центральный процессор(CPU - central processing unit) - процессор, выполняющий в данной вычислительной системе основные функции по обработке данных и управлению работой других частей этой системы. Состоит из устройства управления, арифметико-логического устройства и процессорной памяти.

ЭДО (BBS, Bulletin Board System, электронная доска объявлений) -программа, позволяющая организовать на ЭВМ систему хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам и дающая возможность сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных.

Эдукология инфоноосферная- новая наука, разрабатывающая проблемы науки об образовании в современном информационном обществе с целенаправленной и стихийной циркуляцией знаний. Теоретико-методологической базой Э. и. выступают кибернетическая педагогика и педагогическая информатика.

Электронная таблица- интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, создающую зависимость значения ячейки от других ячеек (Першиков В. И.). Электронные таблицы предоставляют пользователю возможность выполнения быстрых вычислений по строкам, столбцам или внутри ячейки, получения графических изображений в виде разного рода диаграмм.

Электронный учебник- учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста.

Язык ассемблера(англ, assembler language, to assemble - собирать) - язык программирования, структура команд которого определяется форматами команд, данными машинного языка (т. е. языка машинных кодов, непосредственно воспринимаемых процессором), а также архитектурой процессора. Является универсальным языком программирования.

Язык высокого уровня(англ, high-level language) - язык программирования, средства которого допускают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом человеком виде, например Паскаль, Си, Бейсик, Фортран.


Просмотров 705

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!