Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ БОКСА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



 

Бокс может стать по-настоящему массовым видом спорта лишь в том случае, если его будут развивать в общеобразовательных школах.

Территориальный принцип организации спортивных секций наиболее удобен, так как он позволяет иметь постоянный состав занимающихся. В городах дети жи­вут обычно в 10—15 мин. ходьбы от школы.

Для посещения секции в школе им не нужно будет тратить много времени, как если бы они занимались в спортивном клубе или секции ДСО, расположенных да­леко от дома.

Кроме того, занятия боксом в школе способствуют развитию у ребят чувства коллективизма.

Боксом обычно увлекаются более активные ребята, пользующиеся авторитетом среди учащихся. Поэтому секция бокса, несомненно, является одной из наиболее действенных форм организации спортивного коллекти­ва в школе.

В период моей работы преподавателем физической культуры в школе № 265 Щербаковского района г. Мо­сквы в 1953—1955 гг. мне очень хорошо помогли орга­низовать внеклассную работу и повысить качество уроков именно те учащиеся, которые занимались в сек­ции бокса. Несмотря на то, что члены секции имели различный возраст и были учениками разных классов, их объединяли общешкольные интересы. Боксеры, как правило, всегда активно участвовали в соревнованиях по лыжам, легкой атлетике, хоккею, футболу и другим видам спорта.

Секция бокса представляла собой дружный, спаянный коллектив.

С октября 1956 г. мною была организована также секция бокса в школе № 707 Первомайского района г. Москвы, занятия в которой проводились регулярно два раза в неделю (по 70—80 мин.).

В секцию принимались учащиеся только 5—7-х классов (12—15 лет), физически здоровые и не имею­щие плохих оценок.

В занятиях наряду со специально-подготовительны­ми упражнениями и разучиванием техники бокса боль­шое место отводилось общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм.

Много внимания уделялось развитию быстроты дви­жений и скорости реакции, так как в этом возрасте организм лучше приспосабливается к скоростным на­грузкам, чем к нагрузкам на выносливость.



Первый раз ребята получили перчатки после 2—3 уроков в секции, так как мы считали, что слиш­ком длительный период обучения без перчаток снижает у мальчиков интерес к занятиям. Через полтора-два месяца ребята могли уже побоксировать в условных боях.

На бои отводилось 1—2 раунда по 1 —1,5 мин. Та­ким образом, из обычного тренировочного урока, длящегося 70—90 мин., на бой по заданию в перчатках затрачивалось всего 2—3 мин., и обязательно под конт­ролем преподавателя.

При разучивании техники бокса с партнерами совер­шенно исключались сильные удары, а виновные в на­несении таких ударов сразу лишались перчаток.

В конце периода обучения школьников были прове­дены повторные антропометрические измерения, в результате анализа которых стало очевидно, что ре­бята, посещавшие секцию бокса, имели лучшие показа­ния по сравнению с учащимися тех же классов, но не занимавшимися боксом.

После того, как опытная работа по боксу в школь­ной секции продемонстрировала, что занятия в ней положительно влияют на физическое развитие подростков и имеют большое воспитательное и образовательное значение, мы решили провести более глубокое специаль­ное исследование.

Перед нами была поставлена задача разработать методику проведения секционных занятий по боксу в школах-интернатах и выяснить практическую возмож­ность использования элементов бокса в школьном уроке. Необходимо было также выяснить, в какой чет­верти учебного года наиболее целесообразно прово­дить уроки с использованием элементов бокса.



Исследование проводилось в школе-интернате № 7 Дзержинского района г. Москвы в октябре 1958 г. и закончилось в декабре 1960 г.

В своем выборе мы остановились на школе-интер­нате из следующих соображений. Во-первых, потому, что интернат — это новая, наиболее совершенная форма учебных заведений в нашей стране. Во-вторых, учебные классы в интернатах имеют несколько мень­шее количество учащихся, что позволяет лучше орга­низовывать и проводить уроки по физическому вос­питанию.

Секция бокса в школе-интернате № 7 была орга­низована в октябре 1958 г. В секцию принимались физически здоровые учащиеся 6, 7 и 8-х классов, имею­щие удовлетворительную успеваемость. Занятия прово­дились 2 раза в неделю в спортивном зале.

Каждое занятие длилось'70—80 мин., для того что­бы избежать возможной перегрузки ребят.

Планируя занятия, мы исходили из программы для юношеских секций бокса. Содержание урока состояло из раздела теории и практики.

 

ТЕОРИЯ

1. Значение и место бокса в советской системе фи­зического воспитания.

2. История развития бокса в СССР.

3. Гигиенические навыки и требования к проведе­нию занятий по боксу.

4. Элементарные сведения по судейству.

5. Элементарные сведения по тренировке боксера.

6. Элементарные сведения по тактике ведения боя.

 

ПРАКТИКА

Изучение и совершенствование техники бокса.

1. Боевая стойка, дистанция, передвижения, поло­жения кулака при ударе, уязвимые точки на теле бок­сера.

2. Прямые удары: одиночные, двойные, серии пря­мых ударов (атаки, зашиты, контратаки.).

3. Удары снизу одиночные, двойные, сочетания пря­мых ударов и ударов снизу (атаки, защиты, контр­атаки).

4. Боковые удары: одиночные, двойные, сочетания прямых и боковых ударов (атаки, защиты, контр­атаки).

5. Общеразвизающие упражнения на гимнастиче­ских снарядах, игры с мячом (волейбол, баскетбол), элементы борьбы и подвижные игры.

 

Теоретический раздел излагался во время трени­ровок и состоял из коротких бесед в начале или в конце занятий.

Практический раздел был распределен в уроках в зависимости от поставленных задач и в соответ­ствии с существующей методикой обучения боксу под­ростков.

Общеразвивающие упражнения применялись в каж­дом уроке, преобладая в процентном отношении в пер­воначальный период обучения.

Проводя занятие, педагог стремился преподносить материал в доступной форме, предлагая учащимся со­знательно усваивать технические приемы.

Первоначальная группа занимающихся, находясь в шеренге по два, разучивала очередное задание. Для каждой шеренги ставилась определенная задача. Уп­ражнения сначала выполнялись одновременно всей ше­ренгой, а затем преподаватель давал указания каждой паре боксеров отдельно. Через некоторое время боксе­ры менялись ролями (атакующие становились защи­щающимися и наоборот). Затем упражнения совершен­ствовались в парах в строю.

После месяца занятий ребятам было разрешено про­вести по одному-два раунда условного боя, где они могли проверить и закрепить свои знания в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.

После двух месяцев занятий наиболее успевающим было разрешено провести вольный бой 1—2 раунда по 1,5 мин.

Эта нагрузка совершенно не утомляла ребят и под­держивала повышенный интерес к дальнейшим заня­тиям.

Проводя секционные занятия в школе, мы не ста­вили целью подвести учеников к спортивному мастер­ству.

Уроки посвящались в значительной степени общей физической подготовке, и бокс был действенным сред­ством хорошего физического развития.

Наряду с овладением специальными упражнениями ученики упражнялись на гимнастических снарядах, со­вершенствовали технику игры в баскетбол, волейбол, изучали элементы борьбы и др.

Несмотря на то, что эти виды физических упражне­ний играли подчиненную роль, мы всегда стремились к тому, чтобы ученики технически освоили их.

Таким образом, ребята, овладевая навыками бокса, совершенствовались и в других видах спорта. Поэтому в составе сборных команд мальчиков от классов и шко­лы по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике, лы­жам и другим видам спорта боксеры были в числе наиболее физически подготовленных. Все ребята, за­нимавшиеся в секции, сдали нормы на значки БГТО и ГТО в своих возрастных группах.

Они были активными участниками спортивной жиз­ни интерната.

В мае 1959 г. были проведены повторные антропо­метрические измерения. В результате анализа получен­ных данных стало очевидно, что у ребят, занимавших­ся регулярно в секции бокса, обнаружился наиболь­ший сдвиг в антропометрических показателях.

На последнем этапе экспериментальной работы изу­чалось применение элементов бокса в уроке физиче­ского воспитания.

Мы считали, что в уроке необходимо использовать специальные упражнения боксера по следующим при­чинам:

- во-первых, большинство мальчиков подросткового возраста испытывают к боксу повышенный интерес;

- во-вторых, занятия боксом и специфическими для бокса физическими упражнениями положительно влия­ют на физическое развитие ребят, развивают нервно-психические качества, воспитывают решительность, на­стойчивость, быстроту реакции, внимание, подвиж­ность нервных процессов, инициативность и т. д.;

- в-третьих, в процессе занятий мальчикам привива­ются полезные навыки, которые могут пригодиться в жизни каждого мужчины;

- в-четвертых, плотность урока физического воспита­ния увеличивается за счет разнообразных физических упражнений скоростно-силового характера.

Для введения элементов бокса в школьный урок 6—7-х классов мы считали наиболее подходящей вто­рую четверть учебного года.

Так, в первой четверти в занятиях по физическому воспитанию уделяется внимание легкой атлетике и спортивным играм, которые входят в систему общей физической подготовки школьников в программе БГТО и ГТО. Большой по своему объему материал по этим видам спорта едва укладывается в 2 часа еженедель­ных занятий на уроках физического воспитания.

Третья же четверть полностью отводится на лыж­ную подготовку. В четвертой четверти в программе ве­дущее место занимает легкая атлетика и спортивные игры. Занятия в спортивном зале в апреле, как пра­вило, являются подготовительными для выхода на пло­щадку.

Таким образом, наиболее удобной для занятий бок­сом является вторая четверть. Обучение проводится в спортивном зале. В содержание урока входят также н гимнастические упражнения на снарядах. В это время стабилизируется состав занимающихся в отделени­ях, повышается дисциплина и организованность на уроках.

Именно в этот период имеются все необходимые условия для включения в основную часть урока эле­ментов бокса без ущерба для прохождения гимнасти­ческого материала.

Эксперимент проводился на учащихся 6, 7 и 8-х классов интерната.

В подготовительной части урока экспериментальных групп использовалось 10—12 общеподготовительных уп­ражнений, применяемых боксерами. В основную часть урока были включены элементы бокса.

В других параллельных классах в обычный гимна­стический урок вводились только подготовительные уп­ражнения, аналогичные тем, которые применялись в экспериментальных группах.

В третьих параллельных классах уроки проходили по обычней школьной программе. Эти классы были контрольными.

Подготовительная часть урока проводилась для все­го класса; все упражнения выполнялись в движении в колонну по одному.

На подготовительную часть отводилось 10—12 мин. Каждое упражнение было заранее прохронометрирова­но и начиналось от одной из отметок в верхней или нижней середине зала, до которой доходил направляю­щий.

Подготовительной части урока мы придавали боль­шое значение, так как ставили задачу всесторонне под­готовить организм к предстоящей нагрузке в основ­ной части урока. Упражнения подбирались с расчетом, чтобы их могли выполнять и девочки, но нагрузка для них была соответственно снижена за счет меньшего количества повторений.

После подготовительной части урока одно из от­делений мальчиков шло к гимнастическому снаряду, а другое подходило к свободной от снарядов части зала для изучения элементов бокса.

Так как на основную часть школьного урока по физическому воспитанию обычно отводится около 20 мим., каждое отделение имело на освоение материа­ла 10 мин.

Для сокращения времени на одевание перчаток вместо шнуровки применялась тонкая резина. Это да­вало возможность отделению подготовиться к занятиям за 1 мин. В то время как группа «гимнастов» подго­тавливала снаряды, «боксеры» уже получали задание и приступали к занятиям. Отделение мальчиков-«гимнастов» иногда занималось на двух гимнастических снарядах, чередуя упражнения в висе и упоре. После смены снарядов отделение «гимнастов» становилось «боксерами», а «боксеры» — «гимнастами».

Материал был спланирован во 2-й четверти на 12 уроков с учетом времени, отводимого в уро­ке на усвоение программного материала по гимнас­тике.

В урок были также включены доступные для ребят простейшие приемы нападения и защиты в боксе.

Из раздела ударов в урок были включены: прямой левой в голову и туловище, прямой правой в голову, двухударные серии из прямых ударов.

Из раздела защит: подставка правой ладони, лево­го плеча и подставка левого локтя в сочетании с шагом назад.

В уроке были даны элементарные сведения по су­действу состязаний.

В конце четверти за выполнение контрольных упраж­нений выставлялись отметки в журнал, дополнительно к отметкам за гимнастические упражнения. Оценки, полученные экспериментальными классами за выполне­ние гимнастических упражнений, показали, что ребята не только не снизили результаты в этих упражнениях, но оказались лучше подготовленными, чем учащиеся контрольной группы.

Таким образом, овладение элементами бокса на уро­ке по физическому воспитанию способствует повыше­нию общей физической подготовленности, что, в свою очередь, положительно влияет на овладение гимнасти­ческим материалом.

В конце декабря во всех классах были проведены повторные антропометрические измерения, в результа­те которых оказалось, что наибольший прирост дина­мометрических данных и дачных спирометрии наблю­дался в экспериментальных классах, где в урок были включены и подготовительные упражнения и элемен­ты бокса. Затем по своим показателям шли классы, где в уроке использовались только подготовительные упражнения.

Меньшие сдвиги динамометрических показателей и показаний спирометрии произошли в контрольных классах.

Во второй четверти следующего 1960/61 учебного года элементы бокса были включены в уроки физиче­ского воспитания 7-го класса «А» повторно по аналогичной методике, с учетом пройденного мате­риала.

Итак, обобщение опыта преподавания бокса в совет­ских и зарубежных школах и проведенный эксперимент вполне доказывают, что бокс может развиваться в шко­лах наравне с другими видами спорта. Для этого есть все условия: доступность инвентаря и место для про­ведения занятий.

Целесообразно, чтобы спортивные общества, культи­вирующие бокс, первоначальную подготовку боксеров-юношей проводили в школах: ведь текучесть в школь­ных секциях значительно меньше, чем в секциях ДСО и ДСШ, а занятия в своей школе способствуют при правильном руководстве секции созданию крепкого спортивного коллектива.

Кроме секционных занятий, элементы бокса мо­гут быть с успехом включены в урок по физи­ческому воспитанию для мальчиков 6, 7 и 8-х клас­сов.

Изучение элементов бокса не только не ухудшает освоения программного материала, но и не снижает успеваемости школьников. Наоборот, элементы бокса способствуют повышению плотности урока и лучшему овладению гимнастическими упражнениями на снарядах, значительно повышают у мальчиков интерес к за­нятиям по физическому воспитанию и способствуют улучшению физического развития учащихся.

Учитывая, что правильно проводимые занятия бок­сом имеют большое оздоровительное и воспитательное влияние, а мальчикам необходимо овладевать элемен­тами самозащиты, следует рекомендовать для школь­ных уроков физического воспитания некоторые специ­альные и специально-подготовительные упражнения боксера, как средство общей физической подготовки учащихся 6—8-х классов.

 

А. Г. Степанов,

мастер спорта СССР,


Просмотров 400

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!