Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТО И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ



1. Первое упоминание о необходимости регулярного контроля технического состояния автомобилей содержится в постановлении Министерства путей сообщения России (МПС) "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах" (1896 г.)» в котором, в частности, предусматривалось про­хождение периодических освидетельствований "экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов пароходов, плавающих по внутренним водам". В 1900 г. периодичность таких осмотров в Санкт-Петербурге была установлена не реже одного раза в год.

2. Расширение автомобильного парка России потребовало организации торговли ав­томобилями, запасными частями и материалами, проведения обслуживания и ремонта, упорядочения взаимоотношений между владельцами автомобилей и исполнителями соот­ветствующих услуг.

В 1902 г. в Санкт-Петербурге был открыт автомобильный торговый дом "Победа", про­изводивший продажу, в том числе и в кредит на 20-30 мес., новых и подержанных ав­томобилей, запасных частей и материалов, хранение, обслуживание и ремонт автомобилей.

В 1903 г. в СПб. организовано техническое бюро "Автомобиль-клуб", которое за­нималось хранением, обслуживанием и ремонтом автомобилей, продажей бензина и некоторых запасных частей.

В 1906 г. появились первые правила, разработанные автомобильными обществами, регламентировавшие взаимоотношения клиентуры и обслуживающих предприятий (мас­терских, гаражей) при хранении, ремонте, приобретении запасных частей, оплате услуг и т.п. Начали развиваться автотранспортные предприятия.

В 1904 г. в СПб. появилось грузовое автотранспортное предприятие; в СПб. (1906 г.) и Москве (1908 г.) открылись регулярные автобусные маршруты; в Москве (1909 г.) орга­низовано таксомоторное предприятие "Товарищество автомобильного перемещения" (ТАП). В 1907 г. в Москве возникает ряд ведомственных специализированных грузовых пред­приятий (перевозка текстильных товаров, угля, кондитерских изделий и др.). В 1910 г. в Москве организована первая фирменная станция технического обслуживания и ремонта автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода.

В 1913 г. Российским императорским автомобильным обществом подготовлены предложения по строительству гаражей, на основании которых технической комиссией при Московской городской управе были разработаны правила устройства и содержания га­ражей.



3.Важное значение для оценки качества и надежности автомобилей, их при­способленности к различным условиям эксплуатации, а в дальнейшем для нормирования и разработки профилактических мер обеспечения работоспособности имели автомобильные соревнования (пробеги, гонки, ралли), первое из которых состоялось в России в 1898 г.

Наиболее известны международные дорожные испытания (1909 г.). Всероссийские испытания автомобилей и мотоциклов (1923 г.), Каракумский пробег протяженностью 9,4 тыс. км (1933 г.), пробег газогенераторных автомобилей (Москва-Ленинград-Москва, 1934 г.), испытательный пробег автомобилей ГАЗ-51 протяженностью 5,4 тыс. км (1946 г.) и др. Эти пробеги и соревнования позволили создать методики оценки технико-эксплуа- тационных свойств автомобилей и проведения длительных эксплуатационных испытаний и наблюдений, практиковавшихся в России в 1946-1992 гг.

4. В 1921 г. обязанности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного парка были возложены на ЦУМТ при НКПС, в котором в 1924 г был подготовлен мСборник руководящих указаний по содержанию, эксплуатации и владению авто­транспортом. Нормы и измерители по автотранспорту".

В 1928 г. ЦУМТ разработало "Инструкцию о мероприятиях по сохранению автотранс­порта в исправном состоянии", содержащую нормы трудоемкости работ, разделение ремонта на индивидуальный и массовый.

5. Мероприятия по обеспечению работоспособности автомобилей были разработаны в виде планово-предупредительной системы, содержащей виды и нормативы TP и ремонта, и утверждены Центральным управлением шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта в 1933 г.

В 1940 г. Народным комиссариатом автомобильного транспорта РСФСР было подготовлено "Положение о профилактическом обслуживании автомобилей", которое было утверждено в 1943 г.



В дальнейшем этот документ периодически корректировался с учетом опыта его применения, изменения условий, совершенствования конструкции автомобилей и проводимых НИР (1947,1949,1954,1963,1974,1984-1994).

Важным этапом совершенствования системы ТО и ремонта стало "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", которое было разработано и утверждено в 1963 г. Государственным комитетом по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР, представляющим автомобильную промышленность, и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, представляющим транспорт. Таким образом, на государственном уровне признавалась и закреплялась в виде нормативов согласованная оценка фактического (а не рекламного) технического уровня и надежности производимых и эксплуатируемых в стране автомобилей. В этом документе впервые была дана классификация условий эксплуатации и рекомендованы методы корректирования нормативов в зависимости от этих условий.

6. В 1974 г. Министерством автомобильного транспорта РСФСР было принято решение о создании сети опорных автотранспортных предприятий (ОАТП), которая охватывает все основные марки и модели автомобилей. На этих производственных предприятиях орга­низовались научно-производственные подразделения - лаборатории надежности автомоби­лей (ЛНА), которые в реальных условиях эксплуатации собирали объективную информа­цию о фактической надежности и реализуемых показателях качества автомобилей, харак­терных отказах, неисправностях и их причинах, расходе запасных частей и материалов. Эти данные позволяли, во-первых, предъявлять обоснованные требования промышленности, со­поставлять заявленные и фактические показатели, т.е. поднять роль потребителей в оценке качества изделий; во-вторых, разрабатывать нормативы ТО и ремонта; в-третьих, раз­рабатывать конкретные предложения по совершенствованию самой технической эксп­луатации.

7. В 70-е годы был разработан и утвержден ряд государственных стандартов и отрас­левых нормативов у закрепляющих и развивающих принципы системы ТО и ремонта тех­ники, не потерявших свое принципиальное значение и в настоящее время: система техни­ческого обслуживания и ремонта техники; система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники; требования к эксплуатационной технологичности конструкций изделий; требования к качеству аттестованной продукции, в которых фиксировались предельные значения трудоемкости ТО и TP; методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях; система освоения автомобильной техники в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР (COAT), в которой были определены порядок и этапы освоения новой автомобильной техники, взаимодействия и обязанности производителей и потребителей этой техники, и др.

Разработанный пакет документов позволил

• сформулировать, прогнозировать и реализовать техническую политику и методы обеспечения работоспособности автомобильных парков;

• обеспечить разработку информационно-технологической поддержки и обеспечения технической эксплуатации (нормы технологического проектирования авто­транспортных предприятий, пооперационные нормативы трудоемкостей ТО и ре­монта; типовые технологические процессы и др.);

• создать методическую и информационную основу подготовки специалистов и кадров массовых профессий для сферы технической эксплуатации автотранспортной техники;

• определить механизм взаимодействия промышленности и сферы эксплуатации для объективной оценки технического уровня и надежности автомобилей в условиях отсутствия или недостаточной конкуренции на рынке автомобильного транспорта, и, что наиболее важно, обеспечить и контролировать в сложных экономических, природно-климатических, ресурсных и других условиях техническое состояние ав­томобильного парка страны.

8. Особое место в этом пакете документов занимает "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (утвержденное в 1984 г. Министерством автомобильной промышленности СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР), в котором

• закреплена и развита практика согласованной оценки производителями и потреб­ителями уровня производимой и применяемой в стране автомобильной техники;

• получила дальнейшее развитие система ресурсного и оперативного корректирования нормативов технической эксплуатации с учетом реальных условий эксплуатации;

• предложена гибкая схема оперативного учета происходящих изменений конструкции, показателей надежности и условий эксплуатации.

С этой целью предусматривалось функционирование двух частей положения о ТО и ремонте.

Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет техническую политику по данным вопросам на автомобильном транс­порте, систему и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные.

Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичность технического обслу­живания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение тру­доемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта

Вторая часть разрабатывалась в виде отдельных приложений к первой и утверждалась государственной административной структурой, представляющей интересы автомобильного транспорта по согласованию с заводом-изготовителем, по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью положения. При разработке нормативных частей использовались данные опорных АТП.

Эта схема в течение 1985-1993 тт. была успешно реализована по большинству моделей отечественных автомобилей. В дальнейшем предполагалось обобщить материалы норма­тивных частей, опыт эксплуатации, результаты проводимых НИР и с регулярностью 7- 10 лет формулировать новую версию системы ТО и ремонта и сопутствующее нормативное и технологическое обеспечение.

Таким образом, в России была создана современная и гибкая система управления рабо­тоспособностью и техническим состоянием автомобильных парков с обратной связью, итеративными и обоснованными методами принятия и реализации решений, которая при определенной адаптации вполне может функционировать и в новых условиях хозяйст­вования, так как, определяя техническую политику и методы ее реализации, не нарушает права хозяйствующих субъектов, получающих при сохранении предупредительных принци­пов обеспечения работоспособности (стратегия I) право и механизм корректирования нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации и целей предприятия.

Приложение 7


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!