Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПОНЯТИЕ О ТРУДОЗАТРАТАХ И ТРУДОЕМКОСТИ



При выполнении операций технического обслуживания или ремонта мало знать, когда (периодичность ТО, ресурс) и что (операция смазки, регулирования, замены и др.) необходимо сделать. Важно также знать потребность в трудо­затратах и ее вариацию, чтобы правильно определить численность и квалифи­кацию персонала, вклад трудозатрат в себестоимость операций и услуг, который на автомобильном транспорте достигает 30-45%.

Трудоемкость (Г) - это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Трудоемкость измеряется в нормо-единицах (человеко-часах, человеко-минутах). Трудоемкость 25 чел.-мин означает, что соответствующую операцию в оговоренных условиях (оборудование, оснастка, освещение и др.) исполнитель необходимой квалификации в среднем должен выполнить за 25 мин. Если одновременно эту работу могут выполнять несколько исполнителей (Р), то средняя продолжительность выполнения сокра­щается и составляет tc = t/гР, где е - коэффициент, определяющий возможность совместной работы исполнителей, 0 < е ^ 1.

Различают нормативную и фактическую трудоемкость.

Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т.д., используется для определения численности исполнителей; оплаты труда исполнителей (тарифная ставка, руб./ч); расчетов с клиентурой.

Фактическая трудоемкость - затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем. Является случайной величиной и может отличаться от нормативной.

2. ВИДЫ И СТРУКТУРА НОРМ ПРИ ТЭА

На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:

• дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные опе­рации или их части - переходы (смена масла; регулирование клапанного механизма; замена свечи и т.д.);

• укрупненные - на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные ра­боты при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого диска сцепления и т.д.);

• удельные,относимые к пробегу автомобили, чел. - ч/1000 км (нормирование

текущего ремонта).

Норма трудоемкости tH складывается из следующих составляющих:

>н = ('он + /п * + 'обе + 'отдЖ. (5.11)

Оперативное время ton, необходимое для выполнения производственной опера­ции, подразделяется на основное ^ и вспомогательное гвсп. В течение основного (или технологического) времени осуществляется собственно операция, например регулирование тормозов, замена масла в агрегате/снятие агрегата с автомобиля и т.д. Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспе­чение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т.д.



Подготовительно-заключительное время tlt 3 необходимо для ознакомления ис­полнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.

Время обслуживания рабочего места гобс необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инстру­мента, размещение оборудования и приспособлений и т.д.).

В норме трудоемкости учитывается также необходимость перерыва на отдых и личные надобности Готд.

Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные на­добности называется дополнительным.

Коэффициент повторяемости К учитывает вероятность выполнения, помимо контрольной, и исполнительской части операции.

3. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ

Фактическое время (или трудоемкость) выполнения операций ТО и ремонта является случайной величиной, имеющей значительную вариацию, зависящую от технического состояния и срока службы автомобиля, условий выполнения работы, применяемого оборудования, квалификации персонала и других факторов. Напри­мер, условная продолжительность выполнения однотипных операций ТО и ремонта у рабочих 1-, 2-, 3-, 4- и 5-го разрядов изменяется соответственно следующим образом: 1; 0,79; 0,71; 0,64; 0,61. Поэтому норма относится к определенным огово­ренным условиям, например типовым (типовая норма), конкретным условиям группы предприятий (внутриведомственная норма) или данного предприятия (внутрихозяйственная или местная норма). Типовые пооперационные нормы при­водятся в соответствующих справочниках.

Нормативы трудоемкости ограничивают трудоемкость сверху, т.е. факти­ческая трудоемкость должна быть не больше нормативной при условии качест­венного выполнения работ.



При определении или изменении норм используют так называемую фото­графию рабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.

л

<--------------------------- >

и /

Ряс. 5.12. Точность хронометражных наблюдений

i- время выполнения операции, tx- нижняя, 12- верхняя фаница среднего выборочного, А - ин­тервал, в котором с вероятностью (3 находится t

При хронометражных и других наблюдениях обычно определяется (по наблю­дениям, расчетам) оперативное время ?оп, а остальные элементы нормы (ап 3, добс, вотд) назначаются (в зависимости от особенностей операции, тяжести и условий труда) в процентах от оперативного (я,):

Например, для слесаря-ремонтника по отношению к оперативному времени доля других элементов нормы (я,) составляет

• подготовительно-заключительное ап 3 = 3,5%;

• обслуживание рабочего места ао6с - 2,5%;

• перерыв на отдых и естественные нужды аохд = 6%.

Итого 12%.

Таким образом, в данном случае tH = Kton - 1,12.

При хронометражных наблюдениях за фактической продолжительностью вы­полнения операции рекомендуется следующая последовательность.

1. Выбор объекта наблюдения (рабочее место, оборудование, технология). При этом рабочее место должно быть аттестовано, а наблюдения целесообразно про­вести для

средних условий данного предприятия I среднестатистическая норма,

прогрессивных методов и технологий | прогрессивная норма.

2. Определение объема наблюдений для получения среднего значения времени выполнения работ F. Учитывая, что время является случайной величиной и ее распределение подчиняется определенному закону Д0> среднее значение случайной 1 и чины I рассчитывается с определенной абсолютной точностью А = A j + Д2, представляющей собой доверительный интервал, внутри которого с заданным гровнем вероятности Р должно находиться среднее фактическое значение F, полученное по результатам наблюдений (рис. 5.12), P{ty ^ t ^ t2) = Р-

Для известного закона распределения, например нормального (Aj = А2), объемнаблюдений

TW ty

"н=-Ег1- = -!Ь-. (5.13)

ne -t)/o - нормированное отклонение (табулировано); с - среднеквадра-

Рис. 5.13. Определение прогрессивной нормы

тическое отклонение; v — коэффи­циент вариации; £ = A\/t - относи­тельная точность наблюдений.

Пример. v = 0,25; р = 0,95(*р = 1,96); е — 7% (0,07).

Объем необходимых наблюде­ний: пн = (1,962 > 0,252)/0,072 = 49 на­блюдений. Если при таком объеме наблюдений г = 100 чел. • мин, то абсо­лютная точность А = е f = 2-0,07-100 = =14 чел. • мин, т.е. можно утверждать, что фактическая средняя трудоемкость находится в интервале от t\ = 93 до ^ = 107 чел. - мин.

Если для той же операции проведено только пИ = 5 наблюдений, то из формулы (5.13) имеем


 

 


t=JH=!f; £=

1,96-0,25 0,49
= 0,22 (или 22%),
45
2,2

V п л/«


 

 


т.е с вероятностью |$ = 0,95 можно утверждать, что t находится в интервале А = = 44 чел. • мин, от t\ = 78 до ti = 1 22 чел. мин.

Для неизвестного закона распределения (но известной вариации v) объем наблюдений определяется по формуле Чебышева:

1 (п

(5.14)

1 (VY 1 (0>25 | _

Пц = -—-- — или Пи = -——Г —- - 254. 4 1-pUJ 1-0,95^0,07j

Для неизвестного закона распределения и при отсутствии данных по вариации можно принять v = 1, тогда

\2

пч ----- !-- f—] =4078.

4 1-0,95^0,07 J

Таким образом, в зависимости от полноты информации о законе распределения трудоемкости объемы наблюдений и, соответственно, их стоимость могут меняться на несколько порядков: в примере от 50 до 4078.

Это еще раз подчеркивает важность для ИТС получения достоверной инфор­

мации.

3. Проведение наблюдений за фактической продолжительностью выполне­ния операции и определение по формуле среднего значения трудоемкости

Среднестатистическая норма /н = F, а прогрессивная может приниматься

равной г" = f-a (рис. 5.13).

При использовании для нормирования трудоемкости метода микроэле- ментных нормативов (МЭН):

• операции ТО или ремонта раскладывают на простейшие движения и дей­ствия (элементы) оператора типа: взять предмет, находящийся на расстоянии 1 м, массой 5 кг, и перенести его на расстояние 3 м и т.д.;

• эти простейшие движения (их 100-150) нормируют в относительных или абсолютных единицах - микроэлементных нормативах, содержащихся в

справочниках

• все микроэлементные нормативы, составляющие данную операцию, сумми­руются и определяется микроэлементная норма операции

С=1 <Г> (5.15)

i

где - относительная норма трудоемкости операции, выражающаяся в микро­элементных нормативах; i - число элементов в операции (переходов);

• определяют фактическую норму времени, чел. • ч (чел. • мин);

(5.16)

где ku - коэффициент перехода от микроэлементной нормы к натуральной.

Преимущества метода МЭН - возможность нормирования без проведения объемных и дорогостоящих хронометражных наблюдений и компьютеризация процесса нормирования. Основная сложность - необходимость определения коэф­фициента перехода ки (формула (5.16)), который существенно зависит от вида и условий выполнения работ.

Метод МЭН позволяет также сравнивать по сумме микроэлементных норма­тивов различные варианты организации и технологии выполнения сложных работ (последовательность, участие нескольких исполнителей, применяемое оборудова­ние) без проведения непосредственных наблюдений и реализации самих вариантов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!