Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ 1 часть



ТЕХНИЧЕСКАЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМО

НАУ1


УДК 656,1 ББК 39.33-08 Т38

Авторы:

доктора технических наук, профессора Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов,

ВТ. Коваленко; доктора технических наук В А. Максимов, А.В. Постолит; кандидаты технических наук, доценты В А. Васильев, В.П. Воронов, JI.JI. Зиманов, И.В. Конин, В. А. Коньков, Г.Ш. Муравкина, Н.П. Панкратов, Ю.В. Панов, А.А. Солнцев, Ю.Н. Фролов, А.А. Хазиев, В.А. Янчевский

Рецензенты:

Кафедра эксплуатации автомобилей Липецкого государственного технического университета (заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор В А. Корчагин) Государственное унитарное предприятие "Мосавтотранс" (генеральный директор, кандидат экономических наук П.А. Златин)

Учебник подготовлен и издан при поддержке Московского государственного автомобильно- дорожного института (Технического университета), Ассоциации международных автомо­бильных перевозок, Российского автотранспортного союза, Государственного унитарного предприятия "Мосавтотранс", 2-, 3-, 4-, 6-, 7-, 10-, 11-, 13-, 15- и 16-го автобусных парков Государственного предприятия "Мосгортранс", ООО Внештранссервис, Фонда экологизации транспорта "Моеэкотранс".

Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука, 2001. 535 с.

ISBN 5-02-002593-3

В учебнике освещены состояние технической эксплуатации автомобилей как отрасли науки и практической деятельности, требования к инженеру, работающему в сфере эксплуатации; изложены причины изменения технического состояния автомобилей, планово-предупредительная система тех­нического обслуживания (ТО) и ремонта, ее нормативы, закономерности формирования пропускной способности средств обслуживания, основы технологии ТО и ремонта автомобилей, методы управления производством и организации материально-технического обеспечения, технической эксплуатации автомобилей в особых условиях, методы обеспечения экологической безопасности и перспективы развития технической эксплуатации автомобилей.

Для студентов автотранспортных вузов и факультетов, изучающих техническую эксплуатацию автомобилей, а также практических работников, специалистов и руководителей автомобильного транспорта.

Табл. 95. Ил. 227. Библиогр.: 78 назв.

ISBN 5-02-002593-3 © Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин,

В.М. Власов и др., 2001 © Издательство "Наука",



художественное оформление, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

С момента выхода третьего издания учебника "Техническая эксплуатация ав­томобилей" (М.: Транспорт, 1991) прошло десять лет, совпавших с реформирова­нием экономики, организационными, структурными и экономическими преобра­зованиями автомобильного транспорта и его важнейшей подсистемы - технической эксплуатации»

В 1995 г. был утвержден государственный образовательный стандарт высше­го профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 150200 "Автомоби­ли и автомобильное хозяйство"», в соответствии с чем проводилось преподава­ние основной дисциплины "Техническая эксплуатация автомобилей" (ТЭА). Эта специальность является одной из ведущих на автомобильном транспорте. Ежегодно десятки высших учебных заведений страны выпускают по этой специальности до 3-3,5 тыс. инженеров, которые востребованы многочисленными предприятиями и организациями автомобильного транспорта и смежных отраслей.

Четвертое, переработанное и дополненное издание учебника отвечает Государ­ственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" направления подго­товки дипломированных специалистов "Эксплуатация наземного транспорта", утвержденному Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. Учеб­ник базируется на принятых в России законах, стандартах и нормативах, регла­ментирующих техническое состояние автомобилей; на многолетнем опыте препо­давания соответствующей дисциплины в Московском автомобильно-дорожном институте (Техническом университете); на научно-исследовательских работах, обобщении и критическом анализе опыта предприятий и тенденций развития автомобильного транспорта и его технической эксплуатации в России и других странах.



В связи с происходящими на автомобильном транспорте изменениями необ­ходимы корректировки содержания и методологии подготовки специалистов. При этом важными становятся понимание происходящих на макро- и микроэко­номическом уровне изменений, анализ состояния и тенденций развития рынка и производства, происходящих серьезных изменений конструкции изделий и програм­мное решение возникающих проблем.

Разукрупнение автотранспортных предприятий, их диверсификация и изме­нение форм собственности расширяют круг деятельности специалистов, повышают требования к обоснованности принимаемых решений и оценке их экономических, социальных, технических и экологических последствий. Инженеры по специаль­ности "Автомобили и автомобильное хозяйство" становятся специалистами широ­кого профиля.

Поэтому в учебнике рассмотрены не только содержание, но и механизм формирования требований к специалисту, связь с состоянием и особенно перспек­тивами развития производства технического обслуживания (ТО) и ремонта. Особое внимание уделено фундаменту дисциплины - теоретическим и нормативным основам ТЭА, позволяющим не только освоить приемы и методы обеспечения работоспособности отдельных изделий и парков, но и понять закономерности и механизмы изменения эксплуатационных свойств автомобилей и научиться управлять ими в эксплуатации и принимать обоснованные решения.

При рассмотрении технологических процессов ТО и ремонта главное внимание уделено новым и перспективным конструктивным решениям (компьютерные системы управления рабочими процессами двигателя, впрыск, средства нейтрали­зации отработавших газов) и адекватным средствам и методам их обслуживания.

Подчеркивается роль достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений, рассматриваются методы ее получения и использования при ТЭА, включая применение новых информационных технологий. Полностью обновлен раздел "Материально-техническое обеспечение и экономия ресурсов на автомобильном транспорте". Существенно расширен материал, связанный с технической эксплуатацией автомобилей, использующих альтернативные виды топлива и энергии.

В учебник включен новый раздел, связанный с обеспечением экологической безопасности автомобилей и производственной базы автомобильного транспорта методами технической эксплуатации.

Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, особенно преподавателей и студентов вузов, а также практических работников автомо­бильного транспорта.

Доктор технических наук, nnotbeccon F С Кузнецов


ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комп­лексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2000 г. автомобильный парк России достиг 28 млн ед., причем более 85% легковых и грузовых автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях личной собственности. Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов, осуществляющих авто­транспортную деятельность, превысила 370 тыс., из них 61% - предприятия и 39% - физические лица. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в пере­возки грузов составляет 75-77%, а пассажиров (без индивидуального легкового) - 53-55%. Регулярными автомобильными перевозками (основными в пассажирских перевозках) охвачено 1,3 тыс. городов и 78,9 тыс. сельских населенных пунктов. Общее число автобусных маршрутов протяженностью 1,9 млн км превысило 32 тыс., из них 30% - городские, 49 - пригородные, 21% - междугородные и международные.

Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющие его опережающее развитие, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров иот двери до двери", "точно в срок" и соблюдением при необхо­димости расписания. Эти свойства автомобильного транспорта во многом опреде­ляются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и парков, зависящими, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вто­рых, от мер по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации и от условий последней.

Работоспособность автомобилей и парков обеспечивается подсистемой техни­ческой эксплуатации автомобилей.

Как область практической деятельности ТЭА - это комплекс взаимо­связанных технических, экономических, организационных и социальных мероприя­тий, обеспечивающих:

1) своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работо­способных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;

2) поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

• рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов;

• нормативных уровнях дорожной и экологической безопасности;

• нормативных условиях труда персонала.

Как отрасль науки ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков для обеспечения:

• регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

• заданных уровней работоспособности и технического состояния;

• оптимизации материальных и трудовых затрат;

• минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду.

Эффективность ТЭА обеспечивается инженерно-технической службой (ИТС), которая реализует цели и задачи ТЭА.

Таким образом, техническая эксплуатация автомобилей является одной из подсистем автомобильного транспорта, который включает также подсистему коммерческой эксплуатации (КЭ), или службу перевозок, и подсистему управле­ния (У),

В зависимости от вида предприятий и рода их деятельности подсистема технической эксплуатации автомобилей организационно и экономически может выступать в качестве:

• производственной структуры (подсистемы) конкретного предприятия или их объединений (транспортная компания, холдинг, коммерческое авто­транспортное предприятие), осуществляющей наряду с перевозками поддер­жание парка в работоспособном состоянии;

• независимого хозяйственного субъекта, оказывающего платные услуги вла­дельцам разнообразных автотранспортных средств всех форм собственности.

В первом случае главный вклад ТЭА состоит в том, что она обеспечивает под­систему коммерческой эксплуатации предприятия работоспособными и технически исправными транспортными средствами, т.е. обеспечивает саму возможность реа­лизации транспортного процесса. Задачи подсистем коммерческой эксплуатации и управления - наиболее эффективно использовать исправные автомобили, получить доход и рассчитаться с системой ТЭА в соответствии с ее фактическим вкладом в транспортный процесс и полученной прибылью. Иными словами, между подсис­темами предприятия (или группы предприятий) устанавливаются организационно- управленческие и производственно-хозяйственные отношения и связи.

Во втором случае, широко распространенном в рыночных условиях, система технической эксплуатации трансформируется в сервисную систему (автосервис).

Сервис (сервисная система) - совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы. Испол­нитель осуществляет в соответствии с существующими правилами предоставление услуг юридическим и физическим лицам - владельцам автотранспортных средств (потребителям). Потребитель использует, приобретает, заказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств либо имеет намерение воспользоваться ими.

Исполнителем и потребителем могут быть предприятие, организация, учреждение или гражданин.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для разных предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:

• подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента авто­транспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

• куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт


• заправку, мойку, уборку и хранение;

• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;

• инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;

• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принад­лежностей;

• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

• техническую помощь на линии, эвакуацию;

• модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;

• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации авто­транспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий;

• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

• обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, пред­принимателей, физических лиц - владельцев автотранспортных средств.

Главная задача дисциплины "Техническая эксплуатация автомобилей" заклю­чается в профессиональной подготовке конкурентоспособных инженеров для ТЭА на основе раскрытия закономерностей изменения технического состояния авто­мобилей в процессе эксплуатации, изучения методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии при экономном расходовании всех видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности.


Раздел первый

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Глава 1

ПОНЯТИЕ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРУ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Техническая эксплуатация автомобилей, выполняя свои задачи (изложенные во введении), способствует повышению эффективности работы автомобильного транспорта, влияет на объем транспортной работы, прибыль, производительность труда персонала и безопасность транспортного и сопутствующих процессов (рис. 1.1). Это влияние обеспечивается ТЭА в целом и ее подсистемами, которые называются целереализующими.

Наиболее важными из них являются подсистемы (см. приложение 1):

Cqi - анализ и формирование потребности в услугах и воздействиях по техни­ческому обслуживанию (ТО), ремонту (Р) и подготовке автомобилей к эксплуа­тации (внешние потребности — рынок и внутренние потребности предприятия, диверсификация, корректирование производственной программы);

Cq2 - нормативно-технологическое обеспечение и организация поддержания и восстановления работоспособности автомобилей и парков: система и виды ТО и ремонта, соответствующие нормативы, технологические процессы технического обслуживания, ремонта, хранения, заправки подвижного состава и др.;

Cq3 - производственно-техническая база, характеризуемая видами предприятий (АТП, гаражи, станции технического обслуживания (СТО), мастерские, склады и т.д.), зданиями, сооружениями, технологическим оборудованием, используемыми при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте;

- персонал, состоящий из ремонтных и вспомогательных рабочих, инже­нерно-технических работников и частично водителей (при их участии в ТО и ре­монте), выполняющий работы по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и подготовке автомобилей к эксплуатации;

С05 - снабжение и резервирование, характеризуемые каналами получения, хранения и методами доставки потребителям запасных частей и материалов, включая топливо, структурой дистрибьюторской сети, порядком расчетов за расходуемые запасные части и материалы и др.;

С^ - эксплуатационные материалы и подвижной состав, качество, конструк­тивное совершенствование, уровень надежности, возрастная структура которого фактически определяют объемы и содержание работ по поддержанию и восста­новлению работоспособности парков и отдельных автомобилей;

Прирост конеч­   Себестои­   Произво­   Безопасность
ного продукта:   мость пере­   дитель­   транспорт­
объем перево­   возок     ность тру­   ного  
зок, производи­         да на пе­   процесса
тельность, при­         ревозках      
быль                  
           
Уровень работо­   Затраты на   Производи­   Уровень
способности   поддержание   тельность   влияния на
парка     работоспо­   труда пер­   экологиче­
      собности   сонала,   скую и до­
      парка     обеспечи­   рожную
            вающего   безопас­
            работоспо­   ность транс­
            собность   портного
            парка   процесса
    I   |    
  25-27%   22-26%   20-36%   24-34%
           
Коэффициент   Затраты на   Произво­   Наработка
технической го­   ТО и ре­   дитель­   на ДТП, то
товности; нара­   монт по   ность тру­   же на отка­
ботка на отказ;   статьям за­   да ремонт­   зы элемен­
вероятность   трат; агре­   ного   тов, влияю­
безотказной ра­   гатам, це­   персонала   щих на
боты в течение   хам и уча­   в целом,   безопас­
смены, рейса;   сткам; ви­   по цехам   ность дви­
ресурс до КР и   дам ТО и   и участкам   жения и ок­
списания; про­   ремонта;   АТП, ви­   ружающую
стои в ремонте   видам ма­   дам ТО и   среду  
по цехам, уча­   териалов и   ремонта      
сткам АТП и др.   запасных   и др.      
      частей          
Показатели эффектив­ности ТЭА

Эффективность работы автомобильного транспорта

Рис. 1.1. Связь показателей эффективности работы автомобильного транспорта и его подсистемы технической эксплуатации АТП - автотранспортное предприятие, КР - капитальный ремонт

 

Со7 - условия эксплуатации подвижного состава (дорожные, природно-клима­тические, транспортные и другие условия), которые влияют на объем и содержание работ по поддержанию и восстановлению работоспособности парков и отдельных автомобилей.

Являясь подсистемой автомобильного транспорта, ТЭА зависит от состояния и тенденций развития автомобильного транспорта, его роли в транспортной системе страны.

Ранги управления Показатели эффектив­ности ав­томобиль­ного транспорта
Уровень влияния ТЭА
Частные показатели эффектив­ности под­систем ТЭА

Рассмотрим состояние и главные тенденции развития автомобильного транс­порта, проявившиеся за последние годы и оказывающие непосредственное влияние на ТЭА.

(аолица 1.1

Распределение зарегистрированных автомобилей, принадлежащих субъектам, осуществляющим деятельность на автомобильном транспорте

  Количество автомобилей, %
Тип авто­мобилей всего государственных и муниципальных у предприни­мателей частных у субъектов сме­шанных форм собственности
    в том числе от типа в том числе от типа в том числе от типа в том числе от типа
                   

 

 

Автобусы 8,7 3,9 44,8 0,8 9,2 1,2 13,8 2,8 32,2
Легковые 51,3 14,0 27,2 6,9 13,5 11,6 22,5 18,9 36,7
Грузовые 37,5 4,3 11,4 26,2 69,9 2,2 5,9 4,8 12,8
Прочие 2,1 0,9 44,6 0,2 11,2 0,3 14,4 0,6 29,8
ИТОГО 100* 23,1 - 34,1 - 15,3 - 27,1 -
*В том числе 0,4% - парк автомобилей общественных организаций.

 

1. Сохранение за автомобильным транспортом ведущего положения в транс­портном обслуживании отраслей экономики и населения, объясняемое, прежде всего, гибкостью и оперативностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов и пассажиров "от двери до двери" и "точно в срок". В 1998 г. вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов в России составил 77%, пассажиров (без индивидуального легкового) - 53%. Эта тенденция свойственна развитым странам. Так, в 15 странах Европейской конференции министров транспорта (СЕМТ) вклад автомобильного транспорта в объемы перевозок в 1997 г. составил: по пассажиро-километрам (пасс.-км) - 93%, тонно-километрам (т-км) - 77%.

2. Продолжающийся, несмотря на сложную в 1991-2000 гг. экономическую ситуацию, рост автомобильного парка, увеличивающий нагрузку на ТЭА. С 1970 г. автомобильный парк вырос в 6 раз, составив в 1998 г. 21,7 млн автомобилей и 1,6 млн прицепов и полуприцепов. С 1990 по 1998 г. автомобильный парк увеличил­ся в 1,8 раза, в том числе: легковой - на 50%, грузовой - на 10, автобусный - на 14%.

3. Существенные изменения произошли в структуре автомобильного парка страны. Легковые автомобили в 1970 г. составили 28,9% парка, в 1980 г. - 54,1, в 1990 г. - 73,7, в 1995 г. - 79,8 и в 1998 г. - 83,3%. Удельный вес грузовых автомо­билей в парке соответственно сокращался: 49,3%, 28,6, 22,6, 17,3 и 14,3%. Подоб­ные пропорции свойственны процессу автомобилизации большинства регионов и стран. Парк легковых автомобилей в мире составляет 77%, в Северной Америке - 75, в Европе - 84, в Азии - 62%.

4. Происходит совершенствование конструкции автомобилей (системы впрыска и компьютерного управления рабочими процессами двигателя, турбонаддув, авто­матические коробки передач, антиблокировочные устройства, системы конди­ционирования и вентиляции и др.), что способствует повышению технико-эксплуа­тационных свойств, но одновременно серьезно повышает требования к методам, оборудованию и технологиям обеспечения работоспособности автомобилей при их технической эксплуатации.

5. На автомобильном транспорте коренным образом изменилась форма собственности. В результате численность субъектов, осуществляющих деятель­ность на автомобильном транспорте, с 1990 по 1998 г. увеличилась в 2,3 раза, удельный вес негосударственных предприятий возрос до 82%, а имеющийся у них парк-до 77% (табл. 1.1). При серьезном ослаблении (1991-1999 гг.), а в ряде слу­
чаев и фактической ликвидации верти­кали хозяйственного управления и кон­троля эта тенденция серьезно сказалась на управлении многочисленными субъ­ектами, осуществляющими транспорт­ную деятельность, особенно в обеспе­чении ими работоспособности, экологи­ческой и дорожной безопасности при­надлежащих им автомобилей.

6. Разгосударствление предприятий за 1990-1998 гг. привело к росту их чис­ленности в 2,3 раза, повысило конкурен­цию на транспортном рынке и сняло традиционную проблему дефицита транспортных средств, но одновременно привело к существенному сокращению размера автотранспортных предприя­тий: по всем отраслям экономики - в 2,2 раза, а по подотрасли "Автомобильный транспорт" (ранее "Транспорт общего пользования") - в 2,8 раза (табл. 1.2).

Появление на автомобильном транспорте десятков тысяч малых предприятий и предпринимателей обострило проблему обеспечения необходимого технического состояния принадлежащих им автомобилей. Эти, особенно вновь организованные, предприятия не имели, а по экономическим соображениям и не могли иметь, собственной полноценной производственной базы, квалифицированного персонала, а часто традиций и опыта обеспечения работоспособности автомобилей на основе планово-предупредительной системы.

7. Автомобильный транспорт продолжает оставаться из наземных видов транспорта наиболее ресурсоемким и опасным для населения и окружающей среды. Автомобильный транспорт расходует более 60% топлива нефтяного проис­хождения, 70% трудовых ресурсов, вызывает более 96% дорожно-транспортных происшествий. На автомобильный транспорт приходится, согласно оценкам, 40- 50% загрязнения окружающей среды, в том числе в крупных городах - 60-70%, а в мегаполисах - более 85%. При этом не менее 25% загрязнений объясняется техническим состоянием автомобилей и производственной деятельностью пред­приятий автомобильного транспорта.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!