Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Назовите специфические особенности проявления свойств внимания при тяжелых нарушениях зрения



Перечислите типы внимания

Непроизвольное внимание (пассивное)

Произвольное внимание

Послепроизвольное внимание

 

Какие затруднения испытывают лица с дефектами зрения в процессе познания

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов , информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений . Поэтому компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия , препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах внимания.

Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания—произвольного и послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому , включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов , ничего не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное значение и выступающие на первый план.

А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.

При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя обусловленные дефектом вторичные отклонения».



«При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности, в которой принимает участие индивид».

« Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития». Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности человека.

То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это воспитание должно проводиться на той же основе и теми же способами, что и у нормально видящих детей.

Назовите специфические особенности проявления свойств внимания при тяжелых нарушениях зрения

При абсолютной слепоте обычные для проявления внимания выразительные движения лица: нахмуривание бровей, наморщи-вание лба, фиксация взгляда, принятие определенной позы, по ворот к объекту и т.п. — или отсутствуют, или проявляются слабо. У незрячего состояние внимания характеризуется маскообразным выражением лица и фиксированным положением головы и тела (поворот вполоборота к говорящему), направленным на отчетли­вое слуховое восприятие.



5. В чем заключается внешнее проявление внимания при слепоте Выразительные движения формируются на основе зрительного восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливой осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых.

При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие выразительных движений взрослых при той или иной ситуации затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исчезает потребность в подражании.

При отсутствии форменного зрения типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица. нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание , и т. п. полностью или частично отсутствуют. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

6. Продолжите фразу «Повышению роли внимания при дефектах зрения может способствоватьего развитию только в том случае, если субъект активно включается в деятельность.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!