Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль логистики в экономике организации



Появление логистики в экономике объективно обусловлено достигнутым уровнем развития производительных сил и рыноч­ных отношений. В табл. 10.1 в качестве примера рассмотрен про­цесс влияния состояния экономики США на выбор приоритетов в менеджменте.

Логистика — это деятельность, связанная с планированием и управлением потоками товаров и решением проблем запасов этих товаров. Затраты на логистику в промышленных организациях За­пада поглощают приблизительно 1/5 прибавочной стоимости. В целях повышения конкурентоспособности менеджмент уделяет логистике все больше внимания. Ранее в организациях промыш­ленности логистика была объектом деятельности технических спе­циалистов. В настоящее время, как следствие нормальной эволю­ции теории и практики менеджмента, ясен ее стратегический масштаб и значимость. Цель логистики промышленной организа­ции может быть сформулирована как совмещение разумных цен на продукцию с правильной и своевременной реакцией на нужды рынка.

На рис. 10.1 отражена структура логистики промышленной орга­низации. Логистика промышленной организации имеет опреде­ленную структуру, которая определяется технологией производ­ства, видом товаров и услуг, другими параметрами организации и бизнеса. Принято выделять три основных вида логистики: логис­тику притока (приобретения, закупок), логистику оттока (рас­пределения) и производственную логистику, а при осуществле-

Таблица 10.1. Влияние состояния экономики на менеджмент
Период Основной мотив Приоритеты
1920-е гг. Ненасыщенность рынка при достаточной покупательной способности Организация производства, научная органи­зация труда
1930-е гг. Спад платежеспособного спроса при наличии большого производст­венного ресурса Реклама, сбыт, продажи
Конец 1940-х- конец 1950-х гг. Значительный рост платежеспособного спроса при повышении требований к качеству товаров и услуг Качество продукции
Начало 1960-х — начало 1970-х гг. Повышение темпов изменений и номенклатуры потребностей рынка при усложнении и удорожании производства и реализации Маркетинг, продажи
Середина 1970-х гг. Ресурсные, в том числе финансовый, дефициты, глобализация и интеграция наряду с развитием информационных технологий Логистика, ресурсы, обращение
2000-е гг. Продолжение процессов развития рынка: высокая частота смены товаров и расширение ассортимента, непредсказуемость рынка, давление на затраты (наличие запасов) Корпоративная логистика, интегрированная логистика, глобальная логистика

 




Транспорт^

Логистика рециклинга

Рис. 10.1. Логистика промышленной организации

 

НИИ вторичного использования отходов производства также логи­стику рециклинга. Кроме того, при дальнейшей градации прояв­ляются транспортная, складская логистика, логистика запасов (управление запасами), информационная и финансовая логисти­ка. Когда в решении вопросов логистики принимают участие и другие подразделения производства, можно говорить об интег­ральной логистике.

Логистика приобретения решает проблему поддержания как можно меньшего запаса товаров данного ассортимента, сохраняя высокий уровень обслуживания и время поставок и учитывая мно­жество побочных условий. Работу, связанную с запасами, систе­матизирует определенный вид деятельности — управление запа­сами. Степень незапланированных изменений запаса (как пози­тивных, так и негативных) — важнейший показатель неуправтя- емости логистического процесса. В настоящее время управляемость потоками товаров часто пытаются выразить через так называемые индикаторы поведения (p.i.), используемые в менеджменте, на­пример, для определения надежности поставок. Надежные постав­ки могут быть определены как часть заказа по закупкам, который размешается у определенного поставщика и позже доставляется вовремя; это и является p.i., который указывает на управляемость ввоза в данной системе. Другие р. i. — показатели надежности для клиента (характеризуют управляемость вывоза) — указывают на скорость обращения запасов (отношение запасов в течение конк­ретного периода, например года, на средний уровень запаса в этот период).

Логистический подход к управлению предполагает осуществ­ление оптимизации потоковых процессов, протекающих в ходе производства и реализации товаров и услуг как на уровне органи­зации, так и в рамках технологического цикла, предусматриваю­щего участие нескольких организаций, и в масщтабах националь­ной, межнациональной и глобальной экономики. Важнейшее ус­ловие оптимизации — соблюдение организационного, техноло­гического, экономического и информационного единства пото­ковых процессов. При этом логистический подход существенно отличается от традиционного, поскольку итог логистической оп­тимизации является результатом оптимизации всей системы как единого целого.



Математическое выражение традиционного подхода оптимиза­ции системы

^общ ~ ^Imin + С2П1Ш ^ ••• С„П11ГИ

где — оптимальные издержки системы; Cim,,,, Сгтш,

С„п11п — издержки каждого элемента системы.

Математическое выражение логистического подхода оптимиза­ции системы

- SC, min,

где ХС, — издержки каждого элемента системы.

В качестве основной цели логистики в отнощении товарных запасов выступает оптимизация запасов и потоков в пространстве и времени одновременно по двум критериям:

• доступность для реализации на оптовых складах и в магазинах максимально возможного ассортимента в достаточном количестве по каждой позиции с учетом возможных колебаний спроса;

• повыщение оборачиваемости товаров, т.е. снижение времени усредненного цикла между закупкой (производством) товара и его отгрузкой заказчику.

Управление запасами сводится к задаче восполнения склад­ских остатков с целью максимальной реализации товаров.

Содержание запасов влечет за собой расходы. Наиболее рас­пространенные виды затрат на содержание запаса — простран­ство, рента, риск. Пространство — расходы на амортизацию, со­держание, отопление и т.п. занимаемого под запас помещения (склад, место, отведенное под запас в цехе). Рента представляет собой расходы на вложенный в запас капитал. Риск связан с воз­можностью невостребования запаса, что может привести к не­кондиции, уничтожению и продаже по сниженным ценам или продаже с низкой прибылью. Под риском также подразумевают вероятность устаревания продукции и расходы на страхование. Относительно затрат по этим трем пунктам промышленные орга­низации часто пользуются «правилом кулака»: например, уста­навливают годовые расходы по трем пунктам на содержание запа­са в размере 15 % финансовой стоимости среднего запаса в тече­ние года. Следует отметить, что определение процента затрат по «правилу кулака» в большей степени зависит от продукции и си­туации в организации и имеет свои ограничения.

Содержание большого запаса кроме перечисленных затрат имеет другие отрицательные последствия. Большие запасы приводят к снижению качества (например, выпускается большая серия полу­фабрикатов, некоторое время они находятся на складе, и только во время сборки становится очевидным их низкое качество) и в процессе производства являются причиной увеличения периода движения товара.

Позитивные аспекты наличия большого запаса проявляются в обеспечении высокого качества обслуживания, поскольку в ре­зультате появляется возможность избежать проблем, связанных со скоростью и сроками поставок.

Управление запасами на производстве разделяется на долго­срочное, текущее и оперативное. Максимально быстро реагиро­вать на изменение ситуации предоставляет возможность опера­тивное планирование. Однако наличие в цепочках поставок инер­ционных звеньев не позволяет отказаться от долгосрочного пла­нирования.

Рис. 10.2. Ориентации производственных стратегий в логистической си­стеме

 

Использование логистических систем базируется на принци­пиально новых стратегиях производства. На рис. 10.2 проиллюст­рированы стратегии производства в логистической системе.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!