Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Поучение в субботу тридесять второй недели



О молитве

Возлюбленные братия! Чтоб преуспеть в молитвенном по­двиге, чтоб в свое время, по неизреченной милости Божией, вкусить сладчайший плод молитвы, состоящий в обновлении всего человека Святым Духом, надо молиться постоянно, надо мужественно переносить те трудности и скорби, с которыми сопряжен молитвенный подвиг. Это заповедал нам Господь, как мы слышали сегодня во Евангелии. Подобает всегда молитися и не стужати си[1034] то есть не унывать. Унывают обык­новенно при неудачах: следовательно, Господь повелевает нам не унывать, если мы, занимаясь продолжительное время мо­литвенным подвигом, не замечаем вожделенного успеха; если ум наш, вместо того чтоб молиться внимательно, расхищается различными суетными помыслами и мечтаниями; если сердце наше вместо того, чтоб ему быть преисполненным умиления, которое почти всегда сопровождается утешительными слеза­ми, холодно и жестко; если во время молитвы внезапно вски­пают в нас непристойные и буйные страсти, приносятся по­рочные воспоминания; если молитву нашу навету ют обстоя­тельства и человеки; если навету ют нашу молитву злейшие враги молитвы — демоны. Все препятствия, встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.

Учение о пользе и плоде постоянной молитвы, как и многие другие учения Свои, Господь благоволил облечь притчей. Притча с особенною удобностию напечатлевается в памяти, а с ней напечатлевается в памяти и учение, облеченное притчею.

Судия бе некий в некоем граде, сказал Господь, объясняя необходимость постоянного и терпеливого пребывания в мо­литве, Бога не бояся, и человек не срамляяся. Вдова же не­кая бе во граде том: и прихождаше к нему, глаголющи: от мсти мене, то есть защити меня от соперника моего. И не хотяше на долзе времени. Последи же рече в себе: аще и Бога не боюся и человек не срамляюся: но зоне творит ми труды вдовица сия, отмщу ея: да не до конца, то есть беспре­станно и бесконечно приходящи застоит мене[1035] По наружно­сти здесь выставлен правитель, достигший крайней степени греховности. Многие люди, проводящие порочную жизнь, потеряли страх Божий; но они, согрешая безбоязненно пред всевидящим Богом, Который представляется им, по их слепо­те и ожесточению, ничего не видящим и даже несуществую­щим, стыдятся грешить явно пред человеками, всячески ста­раются скрыть от них свои беззакония, стараются внушить им о себе самое доброе мнение. Правитель утратил и страх Божий и стыд человеческий: ничто уже не связывало его в действиях; он мог руководиться одним произволом. Таким отчаянным грешником при первом поверхностном взгляде представляет­ся судия; но при более глубоком исследовании оказывается, что, в таинственном смысле, многие черты, приписанные су­дье, относятся к Богу[1036]. Бог не может страшиться Сам Себя, и лица человеческого Он не приемлет: все человеки пред Ним равны, все — творения, все — рабы Его, все одинаково нуж­даются в Его милости, состоят в Его полной власти. Непра­ведным, то есть несправедливым, Он назван потому, что не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом на­шим воздал есть нам. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы[1037]. В духовном восторге от созерцания неиз­реченного человеколюбия Божия святой Исаак Сирский вос­клицает: «Не дерзни назвать Бога правосудным, потому что не видно правосудия Его над тобою. Хотя Пророк называет Его праведным и правым, но Сын Его объявил, что Он более благ и милостив: Он благ к неблагодарным и злым[1038]. Как назвать Его правосудным, если прочесть притчу о плате ра­ботникам? «Друг мой! я не обижаю тебя, но хочу и этому последнему (едва прикоснувшемуся к работе) дать ту же цену, в которой я условился с тобою (понесшим тяготу целого зной­ного дня)? Разве я не властен в своем? Потому ли твое око завистливо, что я благ?[1039] Опять, как назвать Бога правосуд­ным, если прочитать повесть о блудном сыне, который расто­чил все богатство свое в распутстве? По причине одного уми­ления, выраженного сыном, отец выбежал к нему навстречу, заключил его в объятия и предоставил ему прежнее достоин­ство. Сам Сын Божий — никто иной — засвидетельствовал это о Боге; сомнению об этом нет места. Где правосудие Божие, когда Христос умер за нас, в то время как мы были врагами Его?»[1040]





Вдовицею названа в притче душа человеческая, разлучен­ная грехом от Бога, сознающая и ощущающая это разлуче­ние. Градом назван мир, как создание Божие. Очень немно­гие в этом городе исповедуют духовное вдовство свое; боль­шинство пребывает вне воспоминания о смерти и о Суде Божием, пребывает погруженным всецело во временных попе­чениях и наслаждениях. Так мало помышляющих о вечности и приготовляющихся к ней, что помянуто во всем городе одно такое лицо. Состояние вдовства есть состояние одиночества, беспомощности, состояние, не разлучающееся с печалию, со­стояние непрестанного сетования. В такое состояние прихо­дят, приводят себя, приводятся Богом ощутившие духовное вдовство свое, лишившиеся общения со Святым Духом по­средством греха, жаждущие и усиливающиеся возобновить это общение посредством покаяния, мертвые для Бога по при­чине расторгнутого общения с Ним, мертвые для мира по причине несочувствия миру. Это состояние души необходимо для успеха в молитвенном подвиге: Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения, чуждых самомнения, которое состоит в признании за собою достоинств, добродетелей, праведности. Самомнение есть са­мообольщение. Признающие за собою достоинства, доброде­тели, праведность названы в Священном Писании богатящимися. Богатящиеся суть те, которые на самом деле не имеют никакого богатства, но, обманывая себя, думают иметь его и стараются представиться богатыми пред человеками. Тщес­лавные, гордые понятия, из которых составляется самомне­ние, разрушают в человеке тот духовный престол, на который обыкновенно восседает Святой Дух, разрушают то единствен­ное условие, которое привлекает к человеку милость Божию. Напротив того, из понятий смиренных престол для Святого Духа в человеке зиждется, условие, залог к получению мило­сти Божией составляются. Самомнение само собою уничто­жает возможность преуспеяния в молитве, почему Писание и говорит: Расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи силь­ным со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы[1041]. Молитва гордых уничтожа­ется рассеянностию. Они лишены власти над собою: не по­винуются им ни мысли их, ни чувствования. Их ум не может сосредоточиваться в самовоззрение, от которого рождается в душе чувство покаяния и умиления. Сеющий на камне семе­на свои не пожинает никакого плода; так и молящийся без умиления, молящийся холодно и поверхностно отходит, по совершении молитвы своей, чуждым плода духовного, не до­пущенным к общению с Богом. Бог приемлет в общение с Собою одних смиренных.

Совсем иным представляется подвиг молитвы для тех, ко­торые только мечтают о нем, довольствуясь самым скудным упражнением в нем, нежели для тех, которые тщательно за­нялись молитвенным подвигом, изведали его опытом. Первые признают этот подвиг самым легким, совершенно зависящим от воли человека, соделывающимся собственностию его во всякое время, когда бы он ни вздумал вступить в обладание этою собственностию. Они полагают, что едва оставят попече­ния и вступят в безмолвие, как уже встретит их там обильней­шее духовное наслаждение. -«Мы будем постоянно беседовать с Богом», — думают и говорят они и сочиняют уже для себя разные высокие духовные состояния, как-то: состояние про-зорливства, пророчества, чудотворения и врачевания недугов. Так мечтает и блуждает неведение, руководимое не понимае­мою страстию тщеславия. Опыт показывает и доказывает со­всем другое.

Вступившего в истинный молитвенный подвиг руководствует в нем Сам Бог, с премудростию, непостижимою для тех, кото­рые не посвящены в ее таинства. «Молитва, — сказал святой Иоанн Лествичник, — сама в себе содержит учителя себе, Бога, Который научает человека уразумевать (молитву), Который дает молитву молящемуся и благословляет лета праведных»[1042]. По распределению Божественной премудрости вступившему в молитвенный подвиг первоначально предоставляется вкусить утешение от молитвы[1043]. Так, удачно избранное лекарство от какой-либо застарелой болезни, прикоснувшись к поверхности ее, немедленно, при первых приемах, доставляет облегчение. Это же лекарство, при дальнейшем употреблении его, начи­ная проникать в телосложение, растревоживает болезнь и, постепенно исторгая ее, усиливает боли, приводит иногда боль­ного в мучительное состояние. При таких явлениях неопыт­ный больной легко может усомниться в благотворности ле­карства; но искусные врачи в этих-то именно явлениях и ви­дят его благотворность. Точно то же случается и при молитве. Когда христианин постоянно и тщательно займется ею, тогда она мало-помалу начнет открывать в нем страсти его, о суще­ствовании которых в себе он доселе не ведал. Она обнажит пред ним в поразительной картине падение естества челове­ческого и плен его. Когда же христианин вознамерится воз­никнуть из падения и освободиться из плена, тогда придут те духи, которые поработили нас себе, и с упорством восстанут против молитвы, усиливающейся доставить христианину ду­ховную свободу. Это служит доказательством действительно­сти молитвы, как сказал тот же великий наставник иноков: «О пользе молитвы мы заключаем по тому противодействию от бесов, которое встречаем при совершении ее, а о плоде ее заключаем по побеждению нами врага»[1044]. В невольном созер­цании нашего падения и в борьбе со страстями нашими и духами злобы очень часто, наиболее весьма долгое время, держит Божественный Промысл подвижников для их суще­ственной пользы. «Видя постоянно возникающие в себе стра­сти, видя постоянное преобладание над собою греховных по­мыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжавает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, соделывается истинною вдовицею в духовном отно­шении и, от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, оди­ночества, бесприютности своей, начинает с особенным бесстудием, с особенною неотвязчивостию стужать молитвою, соединенною с плачем, Судии, не боящемуся Бога и человек не срамляющемуся, — утомлять Неутомимого. Хотя этот Су­дия, будучи Бог, и не боится Бога, но зане творит Ему тру­ды душа, соделавшаяся, по причине греха и падения, вдовою по отношению к Нему: Он сотворит отмщение ея от сопер­ника ея — тела и от ее супостатов — духов»-[1045]. Каким образом совершается это отмщение, эта защита? Дарованием Святого Духа подвижнику, истомленному молитвенным подвигом: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется... Отец, Иже на небесе, дастДуха Святаго просящим у Него[1046], так удостоверяет нас Господь. Но, чтоб получить дар, повелено просить, искать, стучаться неотступно в духовные двери милосердия Божия.

Не полезно нам, даже вредно, скорое и беструдное приобре­тение духовного богатства[1047]: легко получив его, мы не сумеем сохранить его; оно может послужить нам поводом к тщесла­вию, к презрению и осуждению ближних, что ведет подвиж­ника к тяжким падениям, которые обыкновенно последуют за гордостию и служат наказанием и вразумлением для увлечен­ных пагубнейшею страстию, низвергшею с неба падших анге­лов. По этой причине Бог оставляет подвижников молитвы долгое время томиться в нерешенной борьбе со страстями и духами, посреди надежды и безнадежия, посреди частых по­бед и побеждений. Во обличениих о беззаконии наказал ecu человека, говорит великий делатель молитвы, и истаял ecu яко nay чину душу его[1048]. В это трудное время подвижники осно­вательно изучаются опытному знанию разнообразных страс­тей и демонских козней, основательно изучаются евангель­ским заповедям, которые соделываются достоянием их от про­должительного и тщательного изучения. В это трудное время подвижники основательно приготовляются к принятию и хране­нию Божественной благодати. Бог не иматъ ли, заключается этими словами евангельская притча, сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к нему день и нощь, и долготер-пя о них. Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре. Долготерпением Божиим названа здесь продолжительность борьбы с грехом, попускаемая избранным Божиим никем иным, Самим Богом. Отмщение или защита названы подаваемыми скоро, потому что и во время борьбы Бог постоянно поддер­живает избранных Своих; по прошествии же борьбы и по обновлении Святым Духом человека в него изливается такое блаженство, что он немедленно забывает все томление борь­бы; она представляется ему как бы действовавшей в течение кратчайшего времени. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся — так испове­дуются Господу те, которые удостоверились, что молитва их услышана, которые узрели в душах своих явление духовного утра после мрака ночи — во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны ecu, лета, в няже видехом злая[1049].

Но борьба столь бывает тяжка, что молитвенный вопль из­бранных по причине ее постоянно усиливается; по причине ее он не прекращается ни днем, ни ночью; расстояние между молитвословиями уничтожается, и рабы Божий начинают стужать Богу непрерывающимися молитвою и плачем, произво­димыми тем смиренным понятием о себе, которое является от зрения своей греховности. Весь день сетуя хождах, говорит святой пророк Давид, яко лядвия моя наполнишася поруга­ний, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых страстя­ми моими и духами злобы, и смирихся до зела[1050]. Доколе, Гос­поди, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе Ты долготерпишь? Доколе не совершаешь отмщения Твоего над супостатами моими? Доколе положу, по причине недоумения моего, многие и бесплодные советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь? доколе возне сется враг мой на мя[1051]. Врази мои душу мою одержаша! Объяша мя яко лее готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго[1052]. Боже мой! на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои: ибо ecu тер­пящий Тя не постыдятся[1053].

Когда Господь окончил притчу обетованием сотворить отмщение вскоре тому, кто молитвенно будет вопиять к Нему день и ночь, тогда Он сказал: обаче Сын Человеческий при-шед убо обрящет ли веру на земли? К чему сказаны эти слова? Они сказаны, по истолкованию Отцов, по следующей причине[1054]. Господь, исчислив признаки, которые будут пред­шествовать Его Второму пришествию, произнес учение о мо­литве, особенно необходимой в эти тяжкие и бедственные времена, как и в другой раз по тому же поводу Он сказал: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Чело­веческим[1055]. Обаче Сын Человеческий егда приидет, обря­щет ли веру на земли? Это значит: обрящет ли Он истинно верующих, доказывающих веру делами, особенно же истин­ною и действительною молитвою, которой подвиг и основы­вается на вере, и совершается, постоянно опираясь на вере? Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему[1056]: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, кото­рые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние. А тогда-то это преуспеяние и нужно в особенности! Кончина приближися, говорит святой апостол Петр, уцеломудритеся убо и трезвитеся в молит­вах[1057]. Ни преуспеяния в молитве, ни истинного делания мо­литвы не будет: все человеки займутся вещественным разви­тием, займутся тем, чтоб обратить обреченную на сожжение землю в свой рай, сочтут, в самообольщении, временную жизнь вечною, заботы о приготовлении себя к вечности от­вергнут и осмеют. Для тех, которых мысли всецело устрем­лены к земле и заняты землею, нет Бога. Возносящийся к Богу чистою и частою молитвою стяжавает живую веру в Бога, ею видит Его, и прелетит, как крылатый, чрез все превратности и бедствия земной жизни. Он узрит, отмще­ние свое от соперника своего, и возрадуется не только о прощении грехов своих, но и об очищении своем от грехов­ных страстей. Это состояние святые Отцы называют святостию, блаженным бесстрастием, христианским совершенством. В этом состоянии он сподобится у бе жати всех бедствий, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим, когда будет востребован пред него и смертию и тою трубою, кото­рая соберет живых и мертвых на Суд пред Сына Божия. Аминь.

Поучение

на 54 зачало Евангелия от Луки,

Читаемое во все праздники

Божией Матери


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!