Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Поучение в тридесять вторую Неделю



О Закхее

Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего[1030].

Возлюбленные братия! Эти, исполненные милосердия слова, слышанные нами сегодня в Евангелии, сказаны вочеловечившимся Богом о грешнике, которого праведный Суд Божий нарек погибшим, который взыскан силою и благодатию искуп­ления, внесен и вписан ею в число спасенных.

Грешник — Закхей был мытарем и старейшиною мытарей. Он имел значительное богатство, как упоминает о том Еван­гелие, намекая этим на средства, которыми приобретено бо­гатство. Мытарями назывались сборщики податей. Соблазни­тельны деньги! блеск золота и серебра очаровывает очи Ада­мова потомка, зараженные греховностию, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадываются злоупотребления. Мытари по большей части вдавались в лихоимство. Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоим­ства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокуп­ления их является расположение к придирчивости, привязы­вающейся под предлогом неупустительного исполнения зако­нов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними. По такому характеру своему мытари служили пред­метом ужаса для народа, предметом презрения для людей нравственных. Закхей был старейшиною мытарей: злоупот­ребления его имели больший размер, нежели злоупотребле­ния подчиненных его. Не без причины упомянуто, что он был богат! Обогатился он неправдами; грехом его было лихоим­ство; душевным недугом его было корыстолюбие и происхо­дящие от корыстолюбия немилосердие, бессострадательность к человечеству. По тяжким согрешениям, по преступному настро­ению души Закхей назван погибшим. Не легкомысленный, часто ошибочный суд человеческий признал его погибшим: определение изрек о нем Бог. Закхей сделался закоренелым грешником: чтоб накопить богатство злоупотреблениями, нужно продолжительное время и постоянство в образе действования.

Причина греховной жизни Закхея заключается в том, в чем заключается и ныне причина греховной жизни многих: в последовании общепринятому обычаю поведения и в незна­нии или знании самом поверхностном Закона Божия. Обык­новенно мытари увлекались пороком любостяжания, увлекал­ся им и Закхей. Большинство народонаселения Иудеи, совре­менного Христу, было занято почти единственно своим земным положением, стремилось к вещественному развитию и земно­му преуспеянию. Тогда Закон Божий изучался наиболее толь­ко по букве; Богослужение отправлялось наиболее для удов­летворения обрядовому установлению; добродетели совершались поверхностно, холодно, более в видах подействовать на общественное мнение. Этим довольствовался и Закхей. Он жил, как жили все. И ныне часто слышится: «Я живу, как живут все». Тщетное оправдание! утешение обманчивое! Иное возвещается и завещавается Словом Божиим. Выйди­те, говорит оно, узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им: что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его[1031]. Узкие врата — тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жиз-нию; тесный путь — деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям.



В то время как Закхей проводил жизнь по обычаю враж­дебного Богу мира и устроил для себя, по мудрованию и выра­жению мира, положение обеспеченное, не лишенное значения и блеска, а в духовном отношении был погибшим грешником, уже обреченным на вечное томление в темницах ада, в это время Спаситель мира совершал Свое странствование по зем­ле, в уделе двенадцати колен израильских. Закхей возгорелся желанием увидеть Господа, доказал искренность желания дей­ствиями. Произволение его принято сердцеведцем Господом, и Господь благоволил посетить Закхея в его доме. Объяла радость грешника, когда он увидел пришедшим к себе Госпо­да, и омерзели грешнику грехи его, отторгнулось сердце его от любви к плоду греховной жизни, к тленному богатству. Став пред Господом сердцеведцем, Закхей сказал: Се, пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого ним обидех, возвращу четверицею[1032]. В этом обете заключается сознание греха, покаяние и исправление, соединенные с величайшим самоотвержением. Закхей сознается в лихоимстве и решается загладить угнетение ближних обильным вознаграждением; Закхей сознается в корыстолюбии и решается очистить, освя­тить свое имущество и свое сердце обильным раздаянием мило­стыни. Покаяние Закхея немедленно приемлется Господом. О том грешнике, который за несколько минут пред сим принад­лежал к числу отверженных и погибших, Господь возвещает: Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть[1033]. Закхей был потомком Авраама по плоти; но по суду Божию только при посредстве добродетели усыновляется Ав­рааму. Под словом дом можно разуметь душу Закхея, в кото­рую взошло спасение вслед за покаянием, очистившим эту душу от греха; могло это слово Господа отнестись к семейству Закхея, которое, по примеру своей главы, с подобным ему самоотвержением, как это часто бывает, вступило в истинное Богопознание и в жительство Богоугодное.



Все, увидевшие, что Господь посетил дом Закхея, возропта­ли, признавая для Господа неприличным, унизительным посе­щение такого грешника, каким считался по общественному мне­нию Закхей. Непонятным было, и пребывает непонятным для плотских умов таинство искупления, которое с одинаковою силою и удобством врачует все человеческие грехи, и большие и малые, извлекает грешников из всякой погибельной пропа­сти, как бы ни глубока была пропасть. Для такого изумитель­ного действия оно требует от человека веры в Искупителя и искреннего покаяния. Роптали роптавшие оттого, что не по­нимали; не понимали оттого, что пред очами их совершалось дело Божие, непостижимое для человеческого разума, не оза­ренного благодатию. Объясняя непостижимое и открывая необъятную силу искупления, Господь сказал: Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго. Бог, приняв на Себя человечество, не взысканный и не призванный человека­ми, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел взыскать и спасти род человеческий, погибший по причине отчужде­ния и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот чело­век не отверг ищущего и желающего спасти его Бога.

Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее врачевание, которое предлагается всемогущим врачом, Богом. Бог Сын называет Себя Сыном Человечес­ким, потому что Он принял человечество, и обращался между человеками, ничем не отличаясь от них по наружности. Это — следствие бесконечной, Божественной любви, неизреченного Божественного смирения. Сын Человеческий — скажем по обычаю человеческому — имел право прощать все грехи чело­векам; как принесший Себя, всесовершенного Бога, в искупи­тельную жертву за человечество и уничтоживший все грехи человеков, и малозначительные и многозначащие, необъят­ным, безмерным значением искупительной цены. Суд Сына Человеческого над человеками, как видим в Евангелии, со­всем иной, нежели прочих человеков, судящих о ближних из собственной, отринутой Богом и поврежденной грехом пра­ведности. Всех грешников, принявших искупление при по­средстве покаяния и веры, Спаситель оправдал, хотя человеки и осуждали; напротив того, всех, отвергших искупление чрез отвержение покаяния и веры, осудил, хотя человеки при­знавали их праведными, достойными и уважения и наград.

В евангельском зеркале сегодня видели мы грешника, ув­леченного страстию любостяжания, работавшего этой страсти неправильными поборами и многообразною обидою ближних; видели этого грешника, осужденного человеками, оправдан­ного Богом за его веру и истинное покаяние. Утешительное, ободрительное зрелище! И доселе Спаситель, по неложному обещанию Своему, пребывает между нами; и доселе Он вра­чует души, изъязвленные грехами; и доселе не мимошло Его Божественное определение: Прииде Сын Человеческий взыс-кати и спасти погибшаго. Аминь.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!