Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Поучение в тридесятую Неделю



О спасении и совершенстве

Аще ли хощети внити в живот, соблюди заповеди[983], ска­зал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Гос­пода: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую?[984]то есть что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросил: какие бы то были запо­веди? — Господь указал ему, как иудею, веровавшему в ис­тинного Бога, на заповеди Божий по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и затем снова вопрошает: что есмь еще не докончал — чего еще недо­стает мне? Господь сказал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши со­кровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест[985].

Из ответов Господа юноше мы научаемся, что два блажен­ные состояния уготованы Господом для верующих в Него: состояние спасения и состояние христианского совершенства[986]. Из этих же ответов Господа со всею ясностию усматривается, что блаженное состояние спасения доступно для всех вообще христиан; но совершенство могут получить только те хри­стиане, которые единовременно раздадут имение свое нищим и, отрешившись от всех связей с миром, последуют Христу, взяв крест, то есть подвергшись с усердием и любовию всем лишениям, всем бесчестиям и бедствиям, которые им будут попущены, как подобает истинным удам Христовым, отверг­ши все оправдания, представляемые плотским мудрованием, враждебным Христу, враждебным крестоношению.

Братия! во-первых, рассмотрим, в чем заключаются усло­вия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам. Выше мы упомяну­ли, что Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веро­вавшему в истинного Бога, почему исчислил только заповеди по отношению к ближним, не упомянув о вере, о которой говорил Господь при других случаях. Необходимо для жела­ющего спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. Се есть живот вечный, сказал Спаситель наш, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Егоже послал ecu Иисус Христа[987]. Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, то есть не получит спасе­ния, но гнев Божий пребывает на нем[988]. Необходимо для желающего спастись — принадлежать Православной Церк­ви, единой истинной Церкви, и повиноваться ее установле­ниям. Преслушающего Церковь Господь уподобил язычни­ку, чуждому Бога[989]. Каждый из нас, произнося Символ веры, исповедует, что он верует во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет дру­гих Церквей, хотя бы разные общества человеческие и при­сваивали себе наименование Церкви. — Необходимо для же­лающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет[990]. Надо заметить, что на гре­ческом языке, на котором Апостолами написан весь Новый Завет[991], слово крещение (рштода) в точном смысле значит погружение. Везде, где в Новом Завете употреблены слова крещение, крестить, крестился, крещен, надо понимать по­гружение, погружать, погрузился, погружен. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов[992]. Во всей вселенной святое Таинство Крещения совершалось посредством погруже­ния в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обли­вание вместо погружения; впоследствии в некоторых запад­ных обществах заменили обливание кроплением. — Необхо­димо для желающего спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедию, как свидетельствует Священное Писание: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды[993]. Таинством Покаяния поддерживается и во­зобновляется чистота, приобретенная при Крещении, поддер­живается и возобновляется наше единение со Христом, даро­ванное нам Святым Крещением. Вторым крещением крещае-шися по таинству христианскому, говорит, по повелению Святой Церкви, совершающий Таинство Покаяния иерей ка­ющемуся пред ним христианину. Таинство Покаяния измене­но на Западе, а протестантами отвергнуто. — Необходимо для желающего спастись приобщаться Святых Христовых Тайн, всесвятого Тела Христова и всесвятой Крови Христовой. Аминь, аминь, сказал Господь, аще не снесте Плоти Сына Челове-ческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь имать живот вечный[994]. Великое Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы совершается чрез призывание и наитие Свя­того Духа при предшествующих и последствующих молитвах, которые в совокупности составляют Божественную Литургию. Без Божественной Литургии, совершенной православным ар­хиереем или иереем, не может последовать пресуществления в Тело Христово предложенного хлеба, а в Кровь Христову предложенного вина. Все древние Литургии Вселенной в су­щественных частях совершенно схожи между собою: во всех для пресуществления призывается Святой Дух, и благослов­ляются священноелужащим предложенные образы, то есть предуготовленные хлеб и вино. В позднейшие времена из рим­ской Литургии исключено призывание Святого Духа, а проте­станты вовсе отвергли Литургию. — Итак, для желающих спастись, во-первых, необходимо, чтоб он правильно веровал в Бога, принадлежал Православной Церкви, в недре ее был крещен, миропомазан, очищался от грехов покаянием, приоб­щался Святых Христовых Тайн; во-вторых, для него необхо­димо, как сказал Господь юноше, соблюдение заповедей Бо-жиих. Господь указал сперва на заповеди, которыми воспре­щаются грубые, смертные грехи. Он повторил уже сказанное древнему Израилю Моисеем: не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетелствуеши; потом повелел почитать отца и матерь; наконец заповедал любить ближнего, как самого себя[995]. Почему Господь ничего не сказал о любви к Богу? потому что любовь к Богу заключается в любви к ближ­нему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокрови­ще — любовь к Богу: Аще друг друга любим, сказал святой Иоанн Богослов, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас[996].





Что значит наследовать спасение, спастись? Значит: усво­ить себя Искупителю, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а по смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душою в селения блаженных ду­хов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщего воскресения мертвых; потом, при воскресении мер­твых, соединиться с телом, которое оживит Господь, соде лает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блажен­ство. Господь наш Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни: мы соделываемся причастниками этой жизни верою во учение Христово, крещением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещением, запечатлеваемым чрез помазание крещен­ного святым миром. Миропомазанием заменено возложение Апостолами рук на новокрещенного. Апостолы возложением рук запечатлевали крещение и низводили Святого Духа на новокрещенных[997]. Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которые впада­ем по нашей немощи, причащаясь Его Телу и Крови, житель­ствуя по Его всесвятым заповедям. Тот, кто пренебрегает жи­тельством по заповедям Божийм, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу причащением Его Телу и Крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. Аще заповеди Моя соблюдете, сказал Господь ученикам Своим, пребудете в любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает[998].

Что значит христианское совершенство? Пред этим вопро­сом удобнее молчание, нежели ответ, — удобнее плач, неже­ли витийство. Что может сказать нищий о великолепных цар­ских чертогах, в которые доступ постоянно ему возбраняется по причине его рубищ, по причине его зловония и нищеты, по причине его совершенной неспособности явиться приличным образом в царском чертоге. Если этому нищему приводилось посмотреть на наружность царского дома, или и часто видеть ее, то такое зрелище должно только усугубить скорбь нищего, для которого бедственное положение его кажется тем отяготительнее, чем великолепнее и богаче предметы, недосягаемые для наслаждения ими, досягающие его зрения. Такой нищий правильно поступит, если, отказавших от суетных мечтаний о недоступном для него чертоге, позаботится об у знании средств, как доставить себе насущный хлеб и о самом доставлении этого насущного хлеба. И нам, братия, связанным мирскими попечениями и обязанностями, гораздо вернее позаботиться о нашем спасении, тщательно исполнять заповеди Божий, не­жели мечтать и мудрствовать о христианском совершенстве. Такие мечты, такое мудрование почти всегда бывают ошибоч­ны, потому что о духовном, то есть о совершенном христиани­не, может рассуждать только один духовный, понять его и оценить может только один духовный[999]. Кого мир признал святыми? Кого он ублажил и превознес похвалами? — лже­пророков, лжеучителей, лицемеров[1000]. Как он поступил с ис­тинными святыми Божиими? — он отверг их, осыпал поно­шениями, клеветами, преследовал их, как врагов человечес­кого общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям[1001]. Воззрим, братия, на путь, который указан Господом к хрис­тианскому совершенству! Уже и самый путь этот для нас не­доступен и непостижим. Господь заповедует пожелавшему направиться к снисканию совершенства не постепенное подая­ние милостыни, как это требуется от спасающихся, но повеле­вает единовременно продать все имение, и всю цену, получен­ную за него, единовременно же, с большею поспешностию, раздать нищим, таким образом прервать все связи с миром, все отношения к миру и последовать Христу, взяв крест. Что значит взять крест и последовать Христу? — Взять крест — значит с верою и любовию облобызать все лишения, все гоне­ния, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос; взять крест — значит распять плоть со отрастьми и похотьми, жить во плоти не для плоти, умерщвлять деяния плотские Духом, Духом жить, Духом управляться[1002]. Что же значит хри­стианское совершенство? — Это ощутительное и явное обнов­ление христианина Святым Духом, могущее совершиться толь­ко над тем, кто умер для греха и для мира на кресте Христо­вом. Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и Священником, священнодействую­щим в этом Храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. Такого совершенства в разных степенях сподобились Апостолы и все прочие святые Божий[1003].

Благословенны избранники Божий, призванные Богом к совершенству! Но поистине счастливы и те, которым мило­сердый Господь дарует спасение. К этому счастию, братия, призваны все мы, без исключения. Путь к спасению указан нам Господом со всею ясностию. Кто доселе не радел о спасе­нии своем, тот отныне может позаботиться о нем. Доколе по­прище земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а следовательно и спасение, для него вполне возможны. Престанем унывать, престанем пребывать в нераде­нии, чтоб не подкралась к нам неожиданно смерть, яко тать в нощи, и не отняла у нас возможности стяжать от Бога дар спасения, столько необходимый нам для вечности. Будьте готови, говорит нам Спаситель наш, яко, в оньже час не мните Сын Человеческий приидет[1004], и воздаст каждому по делом его. Блажени творящий заповеди Его, да будет об­ласть им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же пси и чародее и любодее, и убийцы, и идолослужителе и всяк любяй и творяй лжу[1005]. Аминь.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!