Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Соответствующее соотношение между частями работы



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

Рабочие тетради по макроэкономике представляют собой методические материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с ними ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения дискуссионные проблемы по усмотрению преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило, это в первую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере надобности может также проводиться общая проверка тетрадей. Студентам рекомендуется обращаться к преподавателю по всем вопросам, вызвавшим затруднения или несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями.

Каждая тема состоит из трех разделов.

Раздел «Логика курса»призван выработать навыки корректного экономиче­ского мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и уста­новления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

Раздел «Тесты»предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая свои решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по которым определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что среди тестов могут встречаться «неправильные», в которых верным не является ни один из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов. Помните, что ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ. Оставленное свободное место позволяет прокомментировать избранное решение. Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях (ни один из предусмотренных в тесте вариантов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и др.).

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе — 2—3 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детально. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.



Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокационный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advocate diabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть, как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.

Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.



Написание эссе предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса (в данном случае микроэкономической теории). Таблицы статистической информации, ксерокопии используемых периодических статей и другие дополнительные материалы оформляются в виде приложений и не ограничиваются в объеме.

Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

В ходе анализа избранной темы эссе студент может выразить свое согласие (несогласие) с определенными выводами печатных изданий, обосновав свою точку зрения на основе теоретико-экономических положений. Также высказаться о соответствии изучаемых теоретических моделях рассматриваемой ситуации, указав на соответствие (несоответствие) определенных предпосылок, а также по возможности привести свое мнение относительно решения тех проблем, которые он обнаружил при написании работы.

Характер изложения материала:

- все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы и опираться на изучаемые макроэкономические закономерности;

- приветствуется уместное использование графиков, диаграмм и других наглядных форм представления информации;

- все стандартные экономические модели считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы то ни было изменения или дополнения).

Критерии оценки:

- самостоятельность суждений;

- обоснованность высказываемых суждений;

- полнота раскрытия темы;

- сдача работы в срок.

Оформление работы:

- работа должна иметь титульный лист;

- размер шрифта – 14; межстрочные интервалы – 1,5;

- выделение важных моментов курсивом или жирным шрифтом;

- оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул;

- оформление сносок и цитат;

- оформление списка литературы.

Соответствующее соотношение между частями работы

Введение – 10 % от объема всей работы; основная часть – 40% от объема всей работы; примеры , подтверждающие основную идею – 40% от объема всей работы; заключение – 10% от объема всей работы.

Написание эссе

Подготовка к написанию эссе.

Прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли вопрос, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а для того чтобы его осветить, существует несколько подходов; следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант подхода, которому вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш выбор. При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае следует освещать только определенные аспекты этого вопроса. У вас не возникнет никаких проблем, если вы не будете выходить за рамки очерченного круга, а ваш выбор будет вполне обоснован, и вы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами.

Прежде чем приступить к написанию эссе, проанализируйте имеющуюся у вас информацию, а затем составьте тезисный план.

Структура эссе: вступление, основная часть (развитие темы), заключение.

Введение. Суть и обоснование выбранной темы. Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.

Основная часть. Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также их обоснование исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение, снижает оценку. Следует избегать повторений. Необходимо писать коротко, четко и ясно, придерживаясь следующих требований:

- структурно выделять разделы и подразделы работы;

- логично излагать материал;

- обосновывать выводы;

- приветствуется оригинальность выводов;

- отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к работе;

- способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний;

- аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала.

Заключение. Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора. Указание на дальнейшие направления развития темы.

ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы

1. В чем отличие микроэкономического и макроэкономического подходов к анализу экономики?

2. Что представляет собой национальная экономика? Каковы ее элементы?

3. На каких принципах базируется методология макроэкономического анализа?

4. В чем заключается проблема агрегирования и какова ее роль в макроэкономике?

5. Макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические модели, их типы. Экзогенные и эндогенные переменные. Реальные и номинальные величины.

6. Охарактеризуйте систему национальных счетов (СНС), ее основные показатели и их взаимосвязь.

7. В чем состоит проблема двойного счета?

8. Методы расчета ВНП (по расходам, по доходам, по добавленной стоимости).

9. Как соотносятся между собой ВВП, ЧНП, НД, личный доход, личный располагаемый доход?

10. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование. Дефлятор ВНП.

11. Дайте теоретическое обоснование и графическую интерпретацию модели макроэкономического кругооборота.

12. сформулируйте основ­ное макроэкономическое тождество.

 

Б. Дайте определение следующих понятий и категорий

категория определение
Макроэкономика  
Национальная экономика  
Агрегированные показатели  
Потребление (С)  
Инвестиции (I)  
Государственные закупки (G)  
Чистый экспорт (Х)  
Добавленная стоимость  
Номинальный ВВП  
Реальный ВВП  
Дефлятор ВВП  

В. Проследите взаимосвязь основных макроэкономических показателей

Валовый внутренний продукт =
Чистый внутренний продукт = ? – амортизационные отчисления
Валовый национальный доход = Валовый национальный продукт - ?
Личный доход = Валовый национальный доход - ?
Располагаемый личный доход = Личный доход - ?

Г. Определите, какие из следующих потоков являются «утечками» из простого кругооборота «доходов – расходов», а какие - «инъекциями»:

  Поток «Утечки» «Инъекции»
А. Сбережения    
Б. Инвестиции    
В. Налоговые платежи    
Г. Экспорт    
Д. Импорт    
Е. Государственные расходы    

Тесты

Тест Обоснование
1. Микроэкономика — это наука, изучающая деятельность отдельных хозяйственных единиц. Макроэкономика исследует экономику в целом. Следует ли из этого, что микроэкономика и макроэкономика: а) связаны между собой; б) независимы друг от друга; в) связь носит не принципиальный характер.  
2. Какие показатели не учитываются в структуре ВНП? а) Чистые финансовые сделки. б) Стоимость продажи подержанных товаров. в) Амортизация. г) Доходы лиц наемного труда. д) Прибыль корпорации.  
3. Трансфертные платежи — это: а) платежи за поставку товаров, услуг из других регионов; б) платежи, осуществляемые на основе предоплаты; в) передача доходов, не требующая каких-либо ответных услуг экономического характера; г) перелив средств из одной сферы экономики в другую.  
4. Валовой внутренний продукт (ВВП) по системе национальных счетов представляет собой: а) сумму всех конечных товаров и услуг; б) сумму всех реализованных товаров и услуг; в) сумму всех произведенных товаров и услуг; г) сумму всех готовых товаров и услуг; д) сумму всех конечных товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории страны как своими, так и иностранными производителями.  
5. Если объем национального ВНП и уровень цен повысились, то: а) реальный ВНП не изменился; б) реальный ВНП увеличился, но в меньшей степени, чем цены; в) реальный ВНП сократился; г) эта информация не позволяет определить динамику реального ВНП; д) все предыдущие ответы неверны.  
6. Дефлятор ВНП равен отношению: а) реального ВНП к номинальному ВНП; б) номинального ВНП к реальному ВНП; в) номинального ВНП к номинальному ВВП.  
7. К реальному макроэкономическому потоку относится: а) кругооборот потоков расходов и доходов; б) поток косвенных налогов; в) поток товаров и услуг; г) поток расходов на покупку факторов производства.  
8. Национальный доход — это: а) C + T + G — трансфертные платежи + косвенные налоги; б) инвестиции минус сбережения; в) стоимость предметов длительного пользования и услуг; г) личный доход + индивидуальные налоги минус чистые субсидии государственным предприятиям; д) рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль корпораций.  
9. Личный располагаемый доход рассчитывается как: а) личные доходы минус трансферты; б) личные доходы минус личные налоговые и неналоговые обязательные платежи; в) личные доходы минус сбережения; г) личные доходы минус трансферты и косвенные налоги; д) личные доходы минус дивиденды и проценты.  
10. Национальный доход — это: а) ВНП минус амортизационные отчисления; б) ВНП минус потребление; в) ЧНП минус косвенные налоги на бизнес; г) оплата труда плюс прибыль плюс налоги.  
11. Расчет реального ВНП выглядит следующим образом: а) реальный ВНП = номинальный ВНП + изменение ЧНП; б) реальный ВНП = ЧНП + изменение НД; в) реальный ВНП = номинальный ВНП/индекс цен; г) реальный ВНП = номинальный ВНП+ инвестиции  
12. Какой из указанных доходов не учитывается при подсчете ВНП данного года: а) заработная плата прислуги; б) гонорар певца; в) заработная плата работников животноводческого комплекса; г) покупка облигаций машиностроительного завода, созданного и функционирующего с участием иностранного капитала; д) арендная плата за пользование складским помещением.  
13. Расчет ВВП «по доходам» дает возможность выявить: а) долю заработной платы в общих доходах населения; б) соотношение доходов «за труд» и доходов «за собственность»; в) ключевые отрасли экономики и степень дифференциации отраслей; г) долю косвенных налогов в ВВП; д) прибыль негосударственного сектора экономики.  
14. Расчет ВВП «по расходам» дает возможность установить: а) объем инвестиций в национальной экономике; б) роль государственного сектора в экономике; в) долю личного потребления (потребительских расходов в экономике); г) норму прибыли и норму накопления; д) соотношение резидентов и нерезидентов.  
15. Личный доход — это: а) национальный доход минус налог на прибыль корпорации минус нераспределенная прибыль минус отчисления на социальное страхование; б) национальный доход минус индивидуальный налог; в) национальный доход минус косвенные налоги на бизнес.  

Задачи

1. Валовый внутренний продукт в стране Инфляндия за 2005 г. вырос с 4 до 9 трлн талеров. Как и насколько изменился физический объем производства, если цены за этот же период выросли на 150%.

2. Указать, что из вышеперечисленного войдет в состав ВНП, а что — ВВП России:

а) армянские рабочие строят дачи под Иркутском;

б) фирма продала 500 автомобилей, произведенных в прошлом году;

в) «Внешторгбанк» приобрел контрольный пакет акций «Гута-банка».

 

3. Планируемые потребительские расхода заданы функцией C = 0,5 + 0,8 (Y – T) (трлн руб.), где Y — номинальный ВВП, Е — налоги. Инвестиционные расходы составляют 2 трлн руб., государственные расходы — 2,5 трлн руб., экспорт — 2,8 трлн руб., импорт 2 трлн руб. Найти равновесный объем ВВП при условии сбалансированного бюджета. Как должны измениться инвестиционные расходы, чтобы экономика достигла уровня полной занятости, если известно, что потенциальный ВВП составляет 20 трлн руб.

 

4. Используя приведенные ниже данные национальных счетов, рассчитайте ВНП по доходам и расходам:

 

Заработная плата
Экспорт товаров и услуг
Амортизация
Государственные закупки товаров и услуг
Косвенные налоги на бизнес
Чистые частные внутренние инвестиции
Трансфертные платежи
Импорт товаров и услуг
Подоходные налоги с корпорации
Личные потребительские расходы
Нераспределенная прибыль корпорации

 

5. Ведущие экономисты считают, что в следующем году потребительские расходы составят 70% ВНП, инвестиции будут равны 40 млрд руб. Однако прогнозные оценки оказались ошибочными. В действительности потребительские расходы составили 75%, а сумма инвестиций оказалась заниженной на 10%. Рассчитайте значение абсолютной и относительной ошибки между фактическим и прогнозируемым объемом ВНП.

6. Предположим, что ВНП равен 5000 млрд ден.ед., личный располагаемый доход — 4100, бюджетный дефицит — 200, личные потребительские расходы — 380, товарный дефицит — 100 млрд ден.ед.

а) определите величину сбережений (S) (общие сбережения домашних хозяйств и бизнеса);

б) чему равны (I) — (валовые частные инвестиции);

в) определите величину правительственных расходов (G).

7. Даны данные системы национальных счетов гипотетической страны в млрд ден.ед.:

 

ВНП
Валовые инвестиции
Чистые инвестиции
Потребление
Государственные закупки товаров и услуг
Избыток государственного бюджета

Найдите:

а) чистый экспорт;

б) личный располагаемый доход;

в) личные сбережения;

г) чистый национальный продукт (NNP).

8. Дайте определение чистого экспорта. Объясните, каким образом экспорт из России и импорт в Россию воздействуют на производство внутри страны. Предположим, что иностранцы тратят на экспорт из России в каком-либо году 7 млн долл., а россияне расходуют на импорт из-за границы в том же году 5 млн долл. Каков объем чистого экспорта? Объясните, в каком случае чистый экспорт может быть равен нулю.

9. Предположим, что национальное производство включает два товара: Х — потребительский товар, Y — инвестиционный товар. В текущем году было произведено 350 ед. товара Х по цене 1 долл. за единицу и 10 ед. товара Y по цене 5 долл. за единицу. К концу текущего года 5 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Рассчитайте:

а) ВВП;

б) ЧВП.

 

10. Имеются следующие данные:

Год Номинальный ВВП, млрд долл. Индекс уровня цен, в % Реальный ВВП, млрд долл.
 
 
 

 

Рассчитайте реальный ВВП для каждого года.

Эссе

1. Можно ли считать ВВП исчерпывающим показателем экономического благосостояния? Аргументируйте Вашу точку зрения.

2. Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики? Сопоставьте уровень развития экономики различных стран.

3. Макроэкономические цели многообразны. Какое место в системе этих целей занимает конкурентоспособность национальной экономики? Проиллюстрируйте вашу точку зрения примерами из реальной экономической практики России.

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (AD–AS). КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте условия общего экономического равновесия (ОЭР).

2. Раскройте условия народнохозяйственного кругооборота в моделях: Ф. Кенэ, К. Маркса.

3. Каковы основные положения теоретической модели общего экономического равновесия Вальраса.

4. Раскройте теоретическую сущность и практическую значимость модели «затраты–выпуск» В. Леонтьева.

5. Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют?

6. Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют?

7. Каким образом достигается макроэкономическое равновесие в модели AD АS? Графическая интерпретация ОЭР.

8. Какие факторы определяют сдвиги равновесия? Охарактеризуйте социально-экономические последствия сдвигов макроэкономического равновесия. Эффект храповика.

9. Какую роль играет закон Сэя в классической интерпретации общего экономического равновесия?

10. Классическая функция инвестиций и сбережений: равновесие на рынке благ.

11. В чем заключается сущность классической дихотомии реальной и денежной сфер? Сформулируйте основные положения количественной теории денег (версия Фишера и Кембриджская).

12. Концепция полной занятости.

13. Дайте графическую интерпретацию и формализацию классической модели ОЭР.

14. На каких базовых принципах классической теории ОЭР основываются современные неклассические теории (монетаризм, теория «экономики предложения», теория рациональных ожиданий). Покажите, в чем заключается вклад этих концепций в развитие экономической теории.

15. В чем заключается сущность «кейнсианской революции»? Сформулируйте ее основные принципы.

16. Какие основные аналитические инструменты используются в кейнсианском анализе ОЭР?

17. Дайте графическое и аналитическое определение функции потребления.

18. В чем сущность кейнсианской функция инвестиций? Чем кейнсианская функция инвестиций отличается от классической версии?

19. Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?

20. Какая связь существует между мультипликатором и предельной склонностью к потреблению и сбережению?

21. В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели совокупных расходов и доходов (Кейнсианский крест)?

22. Как определяется равновесие на рынке благ в кейнсианской модели? В чем заключается экономический смысл и графическая интерпретация кривой IS?

23. Денежный рынок в кейнсианской модели ОЭР. Спрос на деньги: трансакционный мотив, спекулятивный мотив и мотив предосторожности. Общий спрос на деньги в кейнсианской модели.

24. Как устанавливается и определяется равновесие на денежном рынке и кривая LM. В чем заключается экономический смысл кривой LM? Дайте ее графическую интерпретацию?

25. Как устанавливается совместное равновесие на рынке благ и денег (модель IS–LM)?

26. Дайте понятие ликвидной и инвестиционной ловушки. Каковы причины их возникновения?

27. В чем сущность кейнсианского неоклассического синетеза? Покажите на примере модели П.Самуэльсона.

 

Б. Заполните свободные клетки таблицы

 

Макроэкономическая модель равновесия   Модель «AD-AS» Модель «IS» Модель «доходы-расходы»
Графическая интерпретация        
Условия достижения равновесия        

В. Дайте определение следующих понятий и категорий

Понятие (категория) определение
Совокупный спрос      
Совокупное предложение      
Функция сбережений      
Функция потребления      
Функция инвестиций      
Предельная склонность к потреблению    
Предельная склонность к сбережению    
Предельная склонность к инвестированию    
Мультипликатор    
Предпочтение ликвидности    
Трансакционный мотив спроса на деньги    
Мотив предосторожности    
Спекулятивный мотив спроса на деньги    
Ликвидная ловушка    
Инвестиционная ловушка    
Монетаризм    
Адаптивные ожидания    
Рациональные ожидания    

Тесты

Тест Обоснование
1. Совокупный спрос — потребность, представленная на рынке в денежной форме: а) потреблением; б) сбережениями; в) инвестициями; г) государственными закупками; д) экспортом минус импорт.  
2. Кривая совокупного спроса: а) имеет отрицательный наклон; б) имеет положительный наклон; в) проходит вертикально; г) проходит горизонтально.  
3. Кривая совокупного спроса отражает: а) сумму кривых рыночного спроса; б) взаимосвязь между планируемыми расходами в экономике на конечные товары и уровнем цен на них; в) зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.  
4. Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведет: а) к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВНП в реальном выражении; б) к увеличению объема ВНП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен; в) к повышению и уровня цен, и объема ВНП в реальном выражении; г) к повышению цен и сокращению объема ВНП в реальном выражении; д) к снижению цен и росту объема ВНП в реальном выражении.  
5. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать: а) повышения уровня цен и реального объема ВНП одновременно; б) повышения уровня цен при отсутствии роста реального ВНП; в) роста реального ВНП при отсутствии роста уровня цен; г) повышения уровня цен и падение реального ВНП одновременно; д) все ответы верны.  
6. Если уровень цен растет, а производство падает, то графически это выражается: а) смещением кривой совокупного спроса вправо; б) смещением кривой совокупного спроса влево; в) смещением кривой совокупного предложения влево; г) смещением кривой AS вправо; д) все ответы неверны.  
7. Движение (сдвиг) кривой AD вызывается: а) изменением в ожиданиях на будущее; б) изменениями правительственной политики; в) состоянием мировой экономики; г) все предыдущие ответы верны; д) ни один ответ не подходит.  
8. Движение вдоль кривой совокупного спроса вызывается: а) изменением уровня цен; б) изменением экономической политики государства; в) изменением благосостояния потребителей.  
9. Совокупное предложение — это: а) стоимость произведенных в стране товаров и услуг, которые фирмы планируют продать в данный период; б) реальный объем национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен; в) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить фирмы.  
10. Кривая AS отражает зависимость между: а) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг; б) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении; в) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении; г) уровнем цен, который удовлетворяет покупателей, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов.  
11. Рост AS вызовет: а) замедление роста цен и снижение реального ВНП; б) снижение уровня цен и реального ВНП; в) повышение уровня цен и реального ВНП; г) замедление роста цен и увеличения реального ВНП.  
12. Если происходит одновременный рост и совокупного спроса, и совокупного предложения, то: а) равновесный объем производства растет, а равновесный уровень цен снижается; б) равновесный объем производства растет, а равновесный уровень цен не меняется; в) и равновесный объем производства, и равновесный уровень цен повышаются; г) равновесный объем производства растет, а изменение равновесного уровня цен предсказать невозможно.  
13. Кривую совокупного предложения сдвинут вправо: а) увеличения предложения денег Центральным банком; б) увеличение инвестиций, обусловленное снижением налога на прибыль; в) увеличение чистого экспорта, обусловленное снижением внутреннего уровня цен (относительно мирового); г) увеличение потребления, обусловленное ожидаемым ростом дохода; д) сокращение незанятых производственных мощностей, обусловленное экономическим подъемом.  
14. Долгосрочное макроэкономическое равновесие характеризуется следующим: а) цены на факторы производства и цена на конечную продукцию уравновешены; б) общие планируемые расходы равны естественному (потенциальному) уровню реального ВНП; в) совокупное предложение равно совокупному спросу; г) все ответы верны.  
15. К неценовым факторам совокупного предложения относятся: а) уровень цен на производственные ресурсы; б) структура рынка; в) производительность; г) изменения правовых норм; д) все ответы верны; е) верны ответы б, в, г.  
16. Среди приведенных уравнений макроэкономических моделей найдите базовые уравнения классической модели макроэкономического равновесия: а) ; б) r = r*; в) S = I; г) Y = C(Y – T) + I(r) + G + NX(e); д) AS = AD.  
17. Классическая школа отстаивала следующие идеи: а) требование невмешательства государства в экономику; б) приоритет свободной конкуренции; в) надежность рыночного механизма; г) регулирование экономики.  
18.Основные идеи монетаризма базируются на: а) реанимации конкуренции как главного и адекватного рыночного механизма; б) совокупном спросе как объекте манипулирования; в) ограниченном вмешательстве государства в экономику; г) основном объекте манипулирования — сфере денежного обращения.  
19.Справедливо ли следующее утверждение? В классической модели, кривая совокупного предложения представляет собой прямую горизонтальную линию, определяющую различные уровни выпуска при неизменном уровне цен. Причиной этого можно считать тот факт, что уровень выпуска определяется равновесным положением рынка труда. а) Утверждение справедливо. б) Утверждение несправедливо. в) Вопрос поставлен некорректно.  
20. В экономике страны А реальная зарплата зафиксирована на уровне, превышающем равновесный по причине автоматической индексации номинальной заработной платы. В этой ситуации в экономике будет наблюдаться: а) стабилизация рынка труда; б) разрыв выпуска как разница между фактическим и потенциальным объемами выпуска; в) рост вынужденной безработицы.  
21.Кажется ли Вам справедливым утверждение Мильтона Фридмана, а также представителей теории рациональных ожиданий Роберта Лукаса и Роберта Барро о том, что важнейшим источником макроэкономических шоков являются технологические шоки, которые являются шоками предложения: а) это утверждение верно; б) это утверждение неверно; в) вопрос поставлен некорректно.  
22.Классическая экономическая модель не допускает изучение реальных показателей, абстрагируясь от номинальных, поскольку деньги не могут не оказывать влияния на реальные показатели. а) Утверждение верно. б) Утверждение неверно. в) Утверждение верно для исследований долгосрочного периода.    
23.Из положения количественной теории денег следует, что M`V = PY (`V — скорость обращения денег постоянна). Рост спроса на деньги может быть вызван: а) ростом дохода (Y); б) ростом общего уровня цен (Р); в) увеличением денежной массы (М), вызванное действиями центрального банка.  
24. В соответствии с классической моделью равновесного производства рассчитайте уровень средней цены, если совокупный выпуск страны составляет 1 000 000 ед.; количество образующихся денег — $ 2 000 000, и скорость их обращения равна 4. а) $ 8; б) $ 10; в) $ 12; г) не хватает данных для расчета.  
25.При достижении полной занятости: а) каждый трудоспособный может найти работу по устраивающей его ставке заработной платы; б) может существовать естественная безработица; в) может существовать конъюнктурная безработица; г) предложение труда не увеличивается даже при повышении реальной ставки зарплаты.  
26.Принципиальное отличие ОЭР в неоклассической модели от состояния ОЭР в кейнсианской модели заключается в том, что: а) оно оптимально по Парето только в неоклассической модели; б) оно оптимально по Парето только в кейнсианской модели; в) закон Вальраса соблюдается только в кейнсианской модели. 27. Классическая интерпретация ОЭР предполагает: а) стабильность цен и заработной платы; б) совокупный спрос, как главный импульс к экономическому спросу; в) способность рынка к саморегулированию; г) необходимость вмешательства государства для достижения сбалансированного состояния экономики с обеспечением полной занятости.  
28.Кейнсианская функция потребления выражает зависимость: а) между реальными расходами домашних хозяйств и уровнем заработной платы; б) между реальными расходами домашних хозяйств и национальным доходом; в) между реальными расходами домашних хозяйств и процентной ставкой; г) между реальными расходами домашних хозяйств и товарной массой.  
29.В графическом изображении наклон функции потребления определяется: а) предельной склонностью к сбережению; б) автономным потреблением; в) предельной склонностью к потреблению; г) национальным доходом.  
30. Предельная склонность к сбережению — это: а) отношение сбережения к совокупному доходу; б) отношение приращения дохода к совокупному сбережению; в) отношение приращения сбережения на единицу прироста дохода; г) все ответы верны.  
31. Какая из зависимостей характеризует кейнсианскую функцию инвестиций: а) предельная эффективность капитала выше нормы процента; б) предельная эффективность капитала ниже нормы процента; в) предельная эффективность капитала равна норме процента; г) все ответы верны.  
32. Какое из определений мультипликатора является правильным: а) это числовой коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и порождающим этот прирост увеличением объема инвестиций; б) это величина, обратная предельной склонности к сбережению; в) это величина, обратная разности между единицей и предельной склонностью к потреблению; г) все определения верны.  
33. Из приведенной системы уравнений выделите те, которые описывают равновесие на рынке благ в кейнсианской модели ОЭР: а) Y = Y(N); б) M = L ед. (Y)+ L им. (i); в) E = C(Y) + I(i); г) Y = E; д) I = I(i); е) S = S(i).  
34. Какой экономический смысл содержит кривая IS: а) показывает состояние равновесия на рынке благ; б) показывает, на сколько надо изменить процентную ставку при изменении уровня национального дохода для сохранения равновесия на рынке благ; в) характеризует обратную зависимость между уровнем национального дохода и процентной ставки; г) это геометрическое место точек, соответствующих состоянию равновесия на рынке благ; д) правильными являются ответы а и г.  
35. Спекулятивный спрос на деньги служит основой гипотезы Кейнса о том, что: а) цена облигации представляет собой величину, обратную процентной ставки; б) спрос на деньги эластичен по проценту; в) спекулятивный спрос на деньги представлен ступенчатой кривой, перегиб в которой соответствует критической ставки процента; г) совокупный спрос на деньги состоит из двух элементов, из которых один связан с уровнем денежного дохода, а другой зависит от процентной ставки.  
36. В состоянии ликвидной ловушки: а) деньги нейтральны по отношению к реальным процессам; б) спрос не эластичен по предложению денег; в) объем эффективного спроса определяется точкой пересечения линии IS с линией LM на вертикальном уровне участка последней; г) установившееся равновесие является оптимальным по Парето.  
37. Правительство проводит экспансионистскую денежно-кредитную политику. Какие изменения произойдут в модели IS–LM? а) Кривая IS сдвинется вправо. б) Кривая LM сдвинется влево. в) Кривая IS сдвинется влево. г) Кривая LM сдвинется вправо. д) Кривая IS не изменит положения. е) Кривая LM не изменит положения.    
38. При увеличении денежного предложения эффект Кейнса выразится следующей цепочкой событий. а) Ms­, i¯, I­, Y­; б) Ms­, i­, I¯, Y¯; в) Ms­, i¯, I¯, Y¯; г) Ms­, i¯, I­, Y¯.  
39. Укажите основополагающее уравнение кейнсианства. а) б) M = L(Y, i) · P в) MV = PY г) Y = C + I + G + Xn  
40. Что из нижеследующего верно: а) средняя склонность к потреблению + средняя склонность к сбережению = 1; б) средняя склонность к потреблению + предельная склонностьк сбережению = 1; в) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к потреблению = 1; г) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к сбережению = 1; д) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к потреблению = 1.  
41.Мультипликатор равен: а) ; б) ; в) ; г) .  

Задачи

1. В таблицу включены неценовые факторы, влияющие на динамику совокупного спроса. Заполните табл., указав компонент совокупного спроса (2) и характер его изменения (3).

 

Факторы Компонент AD Δ AD (±)
1. Резкое обесценение вкладов    
2. Сокращение налогов с предприятий    
3. Ожидание продовольственного кризиса    
4. Сокращение предложения денег    
5. Обесценение национальной валюты    
6. Финансирование военных действий    

 

2. В таблицу включены факторы, влияющие на динамику совокупного предложения. Заполните табл., указав характер его изменения (2) и направление сдвига кривой (AS) (3).

Факторы Δ AS (±) ®, , 0
1. Рост цен на энергоносители    
2. Снижение инвестиций в новое оборудование    
3. Ослабление влияния профсоюзов    
4. Снижение производительности труда    
5. Увеличение дотаций предприятиям    
6. Открытие новых месторождений полезных ископаемых    
7. Массовая эмиграция рабочих из-за границы    
8. Демонополизация экономики    

 

3. Пусть уровень цен 200, равновесный объем национального производства 300, потенциальный объем производства 500, потребительские расходы возросли на 50 ед., инвестиционные на 100, уровень цен на 50 ед. Построить график и найти новый уровень цен и равновесный ВНП.

4. В каких пределах изменяется объем реального ВНП на кейнсианском и промежуточном отрезках кривой AS, если:

 

Уровень цен Реальный ВНП

5. В стране Инфляндии денежная масса за 2005 год выросла на 100%. Могли ли за тот же период цены вырасти втрое при неизменном физическом объеме производства? Если нет, то почему? Если да, то в какой ситуации?

6. На начало года денежная масса в Ачхурабии была равна 50 млрд бакшишей. Рост производства за год составил 8%. Может ли Центральный банк безинфляционно провести денежную эмиссию, при условии, что скорость обращения денег упала на 10%. Если нет, то почему? Если да, в каком объеме?

7. Технология производства в стране при фиксированной величине капитала характеризуется производственной функцией Y = 40L – L2. В обращении находятся 132 ден.ед. Известно, что население держит 1/6 своего номинального дохода в качестве кассовых остатков, сбережение осуществляется по формуле S = 15i, а предложение труда — по формуле LS = 4,5 W. Инвестиционный спрос представлен формулой I = 100 – 10i.

а) Какой концепции соответствует поведение экономических субъектов данной страны?

б) Какова величина денежных расходов населения на потребление при достижении ОЭР?

8. Как изменится уровень производства, если предприниматели увеличили объем инвестиций на 8 млрд долл., а МРС равна 0,8? Если МРС равна 0,6? Продемонстрируйте механизм мультипликационного эффекта на модели «доходы–расходы».

9. Функция потребления задана формулой с = 100 + 0,5Y. Заполните табл.:

 

Доход Потребление Сбережения
   
   
   
   
   
   

 

10. Расходы на потребление семьи равны 200 ден.ед. + 0,8 располагаемого дохода в месяц. По данным таблицы рассчитайте:

 

Располагаемый доход Расходы на потребление Сбережения APC MPC APS MPS
           
           
           
           
           
           

 

а) потребительские расходы и сбережения при каждом данном значении дохода;

б) среднюю склонность к потреблению и сбережению;

в) предельную склонность к потреблению и сбережению.

11. При доходе 200 долл. Иван тратит 160 долл., а при 300 долл. — 230 долл. Предельная склонность к потреблению не зависит от дохода. Найти сбережения Ивана при доходе 400 долл.

12. Инвестиции равны 10 – 2i, сбережения равны 0,1 D – 2, спрос на деньги для сделок равен 0,2D, спрос на деньги как имущество равен 12 – 4i, предложение равно 6. найти равновесные ставку процента и доход.

13. Предположим, в стране 100 млн семей. Из них половина имеет предельную склонность к потреблению, равную 0,6; а другая — 0,8. Определите, на сколько возрастут общие затраты на потребление при увеличении располагаемого дохода на 10 млрд руб., если:

а) весь прирост дохода приходиться на первую или на вторую половину семей;

б) прирост дохода приходиться на обе половины в пропорции 3 : 1.

14. Известно, что предельная склонность к потреблению не зависит от дохода, а при увеличении дохода с 200 до 300 потребление увеличилось с 160 до 230. найти прирост дохода при увеличении инвестиций на 20.

15. В экономике установилось совместное равновесие на рынке благ и денежных рынках. В табл. покажите последствия наступления следующих событий:

а) снизилась MRS;

б) при каждой ставке процента объем инвестиций увеличивается;

в) скорость обращения денег снижается;

г) предложение денег увеличивается;

д) спрос на деньги в ликвидной форме снижается;

е) подоходный налог увеличивается;

ж) экспорт страны увеличивается.

16. Выполняются все предположения простейшей кейнсианской модели, кроме одного: инвестиции в экономике увеличиваются на 0,2 млрд руб. при увеличении дохода на 1 млрд руб. (предельная склонность к инвестированию равна 0,2). Предельная склонность к потреблению равна 0,6. Найти отношение прироста равновесного дохода к приросту автономных инвестиций (мультипликатор).

17. В таблице приведены данные, характеризующие потребительские расходы, сбережения и размер ВВП:

 

Объем ВВП (млрд. д.е.) Потребление (млрд д.е.) Сбережение (млрд д.е.) МРС МРS
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

1. Заполните таблицу.

2. Определите:

а) величину мультипликатора доходов данной экономики;

б) величину и характер разрыва ВВП, если плановые инвестиции составляют 58 млрд. д.е., а уровень ВВП полной занятости равен 590 млрд. д.е.;

в) объясните, почему сумма МРС и МPS всегда равна единице?

 

Эссе

1. Имеется ли нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России? В чем его причины? Каковы пути достижения макроэкономического равновесия?

2. «Процентные ставки во время подъема обычно выше, чем во время спада. То же самое можно сказать об инвестициях. Это означает, что высокий уровень процента способствует инвестициям, а низкий — препятствует им». Согласны ли Вы с данным утверждением? Если нет, то опровергните этот вывод.

3. Фундаментальная экономическая наука имеет в своем арсенале различные теоретические модели общего экономического равновесия. Выскажите свою точку зрения по поводу практической значимости следующих ученых – экономистов: Ф. Кенэ, К.Маркса, Л.Вальраса, В. Леонтьева.

4. Вклад Д. Кейнса в теорию мультипликационных эффектов в экономике.

5. Во второй половине ХХ века наблюдается сближение кейнсианских и классических идей к решению проблемы общего экономического равновесия. Новатором в этой области выступил Нобелевский лауреат П. Самуэльсон. Попробуйте обосновать и аргументировать причины возникновения и конструктивную сущность неоклассического синтеза.

6. Свободное эссе по книге М.Фридмена «Денежная теория».

7. Свободное эссе по книге Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!