Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Задачи для самостоятельного решения



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ

Цель: Решение задач по теории множеств. Формирование основных понятий теории множеств: равенство множеств, операции над множествами, их свойства, числовые множества.

Контрольные вопросы

1. Понятие множества. 2. Какое множество называется пустым? 3. Подмножество. Какое минимальное число подмножеств имеет любое непустое множество? 4. Конечные и бесконечные множества. Приведите примеры. 5. Какие числа называются натуральными? 6. Какие числа называются целыми? 7. Рациональные числа. 8. Какие числа называются иррациональными? 9. Алгебраические и трансцендентные числа. 10. Дайте определение действительных чисел. 11. Назовите основные способы задания множеств? 12. Какое множество называется универсальным? 13. Сформулируйте определение операции над множествами: объединение, пересечение, разность, симметричная разность и дополнение. 14. Запишите ассоциативный, дистрибутивный и коммутативный законы операций над множествами. 15. Свойства идемпотентности операций объединения и пересечения. 16. Законы де Моргана.

Примеры решения типовых задач

Пример 1.1. Даны два множества: и . Найти и .

Решение:

Используя определения операций объединения и пересечения, запишем:

.

Пример 1.2. Даны два множества: и . Найти и .

Решение:

Используя определения операций разности и симметричной разности, запишем:

.

Пример 1.3. Дано множество ( – рациональные числа). Найти дополнение к множеству . Универсальное множество – множество действительных чисел.

Решение:

Из материала лекции №2 следует, что действительные числа представляют собой совокупность рациональных и иррациональных чисел. Таким образом, дополнением к множеству будет являться множество иррациональных чисел:

( – иррациональные числа).

Пример 1.4. Даны множества на числовой прямой A= ; B= ; C= . Найти следующие множества: и изобразить их на числовой оси.

Решение:

Множество состоит из точек числовой прямой, которые принадлежат либо множеству , либо множеству :


.

Множество состоит из точек числовой прямой, которые принадлежат одновременно и множеству и множеству .


.

Множество состоит из точек числовой прямой, которые принадлежат одновременно множеству и множеству . Построим множество :

.


Построим множество .

Задачи для самостоятельного решения

1.1. Равны ли множества:



а) и ; б) и .

1.2. Перечислите элементы следующих множеств:

а) множество всех двухзначных натуральных чисел, делящихся на 5, но не делящихся на 10;

б) множество всех чисел от 0 до 30, которые можно представить в виде суммы квадратов двух натуральных чисел.

1.3. Даны два множества: и . Найти и .

1.4. Даны два множества: и . Найти и .

1.5. Даны множества на числовой прямой , и . Найти множества и изобразить их на числовой оси: , , С= .

1.6. Пусть – множество натуральных чисел кратных 2, – множество натуральных чисел кратных 5. Универсальное множество – множество натуральных чисел. Описать множества: а) , б) , в) , г) .

1.7. На диаграмме Эйлера-Вена изображены множества , и . Какие области соответствуют следующим множествам: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж)

1.8. Опишите каждое из следующих множеств, используя подходящее свойство:

а) {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10};

б) {3, 6, 9, 12, 15};

в) {1, 4, 9, 16, .25};

г) {10, 12, 14, 16};

д) {2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29};

е) {-1, +1}.

1.9. Пусть – множество целых чисел, кратных 2; – множество целых чисел, кратных 3; – множество целых чисел. Описать множества: , , , .

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Цель: закрепление теоретического материала по математической логике: операции над высказываниями, формализация, понятие теоремы, достаточные и необходимые условия.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «высказывания». 2. Сформулируйте определение операции отрицания. 3. Сформулируйте определение операции конъюнкции. 4. Сформулируйте определение операции дизъюнкции. 5. Сформулируйте определение операции импликации. 6. Сформулируйте определение операции эквивалентности. 7. Сформулируйте законы Аристотеля для операций для высказываний. 8. Запишите ассоциативный, дистрибутивный и коммутативный законы операций над высказываниями. 9. Объясните суть процесса формализации. 10. Сформулируйте определение теоремы. Какие условия называются достаточными и необходимыми?



Примеры решения типовых задач

Пример 2.1. Составить таблицу истинности для высказывания: .

Решение:

Пример 2.2. Записать высказывание на языке логики с помощью логических связок:

Я буду изучать либо французский, либо немецкий язык, если будет время.

Решение:

Введем обозначения: – Я буду изучать французский язык, – я буду изучать немецкий язык, – у меня будет время. Используя логические связки исходное высказывание можно записать следующим образом: .

Пример 2.3. По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:

1) Если Иванов не виновен или Петров виновен, то Сидоров виновен.

2) Если Иванов не виновен, то Сидоров не виновен.

Виновен ли Иванов?

Решение:

Введем обозначения: – Иванов виновен, – Петров виновен, – Сидоров виновен. В связи с данными обозначениями, запишем установленные факты с помощью логических связок:

1) ;

2) .

Составим таблицу истинности:

Из таблицы видно, что когда оба установленные утверждения истинны, то и высказывание также истинно. Таким образом, Иванов виновен.

Пример 2.4. Внимание трех девушек Екатерины, Елены и Евгении привлек проезжающий мимо автомобиль.

1) Екатерина сказала: «Эта машина изготовлена в США, марка ее – Форд».

2) Елена возразила: «По-моему, эта машина из Германии, ее марка – Мерседес».

3) Евгения добавила: «Марка машины Ауди, изготовлена не в США».

Оказалось, что каждая из трех девушек права только в одном из своих высказываний. Какой марки автомобиль, и в какой стране изготовлен?

Решение:

Если Екатерина права в высказывании «Эта машина изготовлена в США», тогда Елена будет права в высказывании «Эта машина марки Мерседес». Евгения не будет права ни в одном из своих высказываний.

Рассмотри другой случай. Если Екатерина права в высказывании «Марка автомобиля – Форд», тогда Елена будет права в высказывании «Эта машина из Германии». Евгения будет права в высказывании «Автомобиль изготовлен не в США». Таким образом, делаем вывод, что данный автомобиль марки Форд, изготовленный в Германии.

Задачи для самостоятельного решения:

2.1. Определите значения истинности следующих высказываний:

а) Если 9 делится на 3, то 4 делится на 2;

б) Если 13 делится на 6, то 13 делится на 3;

д) Если Волгоград расположен на Неве, то кроты – насекомые.

2.2. Сколько строк содержит таблица истинности для формулы логики высказываний с двумя, тремя, переменными?

2.3. Составить таблицу истинности для высказывания:

а) ; б) .

2.4. Пусть – высказывание «сегодня ясно», – «сегодня идет дождь», – «сегодня идет снег», – «сегодня пасмурно». Переведите на обычный язык следующие предложения:

а) ; б) .

2.5. Записать высказывание на языке логики с помощью логических связок:

а) Если завтра будет дождь и туман, то я поеду на работу либо на автобусе, либо на трамвае.

б) Автором этой книги является Петров или Смирнов.

2.6. В совершении преступления подозреваются четверо человек: Волков, Иванов, Петров, Степанов. Установлено следующее:

1) Если Волков или Иванов виновен, то и подозреваемый Петров тоже виновен.

2) Если Волков виновен, то, по крайней мере, один из двух Иванов или Петров тоже виновен.

3) Если Петров виновен в ограблении, то и Степанов тоже виновен.

4) Если Волков невиновен, то Степанов виновен.

Виновен ли Степанов?

2.7. Рассматривая дело об угоне автомобиля, следователь допрашивал четырех подозреваемых. Андрей сказал: «Если Сергей не угонял автомобиль, то его угнал Борис». Сергей добавил: «Если Борис не угонял, то его угнал Андрей», Дмитрий возразил: «Если Борис не угонял, то его угнал Сергей». Борис заявил: «Если Андрей не угонял, то его угнал я». Удалось выяснить, что Андрей солгал, а Борис сказал правду. Правдивы ли показания Сергея и Дмитрия? Кто угнал машину?

2.8. На экзамене преподаватель предлагает студентам определить, какие из пяти утверждений истинны и какие из них ложны. Студент знает, что всегда преподаватель дает истинных утверждений больше, чем ложных, и никогда не задает подряд три вопроса, требующих одинакового ответа. Из содержания первого и последнего утверждений ему ясно, что ответы на них должны быть противоположными. Единственный вопрос, ответ на который он знает – второй. Это уже гарантирует ему правильные ответы на все вопросы. Какими должны быть эти ответы?

2.9. В ограблении подозревается Волков, Михайлов, Отверткин и Петренко. Свидетели дали следующие показания: 1) «Это сделал или Михайлов, или Отверткин»; 2) «Это сделал или Волков, или Отверткин»; 3) «Это не могли сделать ни Петренко, ни Михайлов»; 4) «Это сделал или Волков, или Михайлов». Можно ли по этим данным установить, кто виновен, если из четырех высказываний три – истинны?

2.10. Сформулируйте утверждения, обратные следующим:

а) Если треугольник равнобедренный, то углы при его основании равны;

б) Если четырехугольник – ромб, то его диагонали взаимноперпендикулярны;

в) Если параллелограмм – ромб, то его диагонали взаимноперпендикулярны;

г) Если каждое слагаемое является четным числом, то и сумма – четное число;

д) В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.

Какие из обратных утверждений истинны, т.е. являются теоремами?

2.11. Выделив условие и заключение теоремы, сформулируйте ее посредством связки «если..., то...»:

а) Для того чтобы функция была дифференцируемой в некоторой точке, необходимо, чтобы она была непрерывной в этой точке;

б) На 5 делятся те целые числа, которые оканчиваются цифрой 0 или цифрой 5;

в) Всякое квадратное уравнение с действительными коэффициентами имеет не более двух действительных корней;

г) Комплексные числа равны, только если равны соответственно их действительные и мнимые части.

2.12.Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли на математической олимпиаде первые четыре места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:

а) Сергей – первый, Роман – второй;

б) Сергей – второй, Виктор – третий;

в) Юрий – второй, Виктор – четвертый.

Как распределились места, если в каждом ответе только одно утверждение истинно?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ

Цель: решения задач по нахождению пределов функции с неопределенностью вида: и .

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие числовой последовательности. 2. Какая числовая последовательность называется ограниченной? 3. Какая точка называется предельной для данной числовой последовательности. 4. Сформулируйте теорему Больцано-Вейерштрассе. 5. Сформулируйте понятие предела числовой последовательности. 6. В чем заключается геометрический смысл предела числовой последовательности? 7. Сформулируйте понятие функции. Способы задания функции. 8. Сформулируйте понятие предела функции. 9. Запишите основные свойства пределов. 10. Запишите первый и второй замечательные пределы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!