Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Переход к активной политике развития



1) Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций

- снижение процентных ставок ;

- снижение налогов на производственную и др.

2) Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:

3) Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка экономики на основе широкого распространения современных технологий,

4) Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы:

- постепенное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;

- повышение ставок и окладов работников бюджетной и др.

5) Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:

- пресечения нелегального вывоза капитала;

- природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров и др.

Билет 12. Понятие и измерение инфляции. Виды инфляции (График). Последствия инфляции

Инфляция — форма проявления дисбаланса в макроэкономических процессах, нарушения равновесия между совокупными спросом и предложением.

В узком смысле: - процесс обесценивания денег. Снижение их покупательной способности тенденция к повышению среднего уровня ценообразования

 

Измерение уровня инфляции с помощью темпов прироста цен определяется по формуле где ТЦП– темпы прироста цен текущего периода, ЦТП– цены текущего периода, ЦПП– цены прошлого периода.

Существуют следующие виды инфляции:

С точки зрения проявления:

Открытая. Цены регулируются спросом и предложением.

Скрытая (подавленная). Цены регулируются государством.

По степени сбалансированности:

Сбалансированная. Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

Несбалансированная. Цены различных товаров постоянно меняются относительно друг друга.

По степени прогнозируемости:

Неожидаемая;

Ожидаемая (прогнозируемая).

По темпу роста цен:

Умеренная (ползучая). До 10% в год.

Галопирующая. От 10 до 40% в год.

Гиперинфляция. Более 50% в месяц.

Билет 13.Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса с учетом ожиданий. График.

Взаимосвязь инфляции и безработицы выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется в цикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинается падение пен, уровень безработицы увеличивается. А на фазе подъема увеличиваться начинает инфляция, в то время как безработица сокращается. Предельный уровень инфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самой нижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активности уровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы - самым низким. На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким - уровень инфляции. Зависимость изменения уровней инфляции, точнее темпа прироста заработной платы, и безработицы исследовал О. Филипс.



Три упомянутые фактора отражены в уравнении кривой Филлипса:

π=πe – b(u-u*)+e

Темп инфляции = ожидаемый темп инфляции – (b* уровень циклической безработицы) + резкие изменения предложения, где b больше нуля.

 

Билет 14. Совокупный спрос. Наклон кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты и отличия.

Основная модель экономического равновесия выражается через равенство совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Национальная экономика в данном случае представляется в виде единого (агрегированного) рынка, состоящего из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы, производящей единственный продукт, предназначенный для личного и производственного потребления. Соответственно, этот продукт должен продаваться по единой совокупной цене.

Совокупный спрос (AD) – это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос характеризует желание и возможность экономических субъектов приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.



 

Совокупный спрос отличается от рыночного спроса и состоит из следующих составных частей:

Потребительский спрос домашних хозяйств (C) – потребительские расходы домашних хозяйств (продукты питания, одежда, оплата жилья, различные услуги, товары длительного пользования и т.п., исключая расходы на покупку и строительство жилья, входящие в инвестиционные расходы);

Инвестиционный спрос (I) – инвестиционные расходы предпринимателей на приобретение машин, оборудования, строительство (в том числе жилых домов) и т.п.;

Государственные закупки (G) – все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья, дорог и т.д.;

Чистый экспорт (Xn) – разница между экспортом и импортом.

 

Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен (см.рис.1). По оси ординат отражается уровень цен P (индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базового года, принимаемого за единицу. По оси абсцисс отражается реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВВП).

Билет 15. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Неценовые факторы совокупного предложения.

 

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведённых в экономике. Кривая AS показывает, сколько товаров и услуг может быть предложено в экономике при данном уровне цен. Неценовые факторы, ведущие к ее сдвигу – изменение в технологии, в налогообложении, цены на сырье и т.д.

Форма кривой AS по-разному трактуется классиками и кейнсианцами, т.к. они рассматривают экономику в разных периодах. Классики – в долгосрочном, где номинальные величины (цены, зарплата, номинальная ставка процента) гибкие, то есть достаточно легко изменяемы, а реальные (выпуск, уровень занятости, реальная ставка процента), наоборот жесткие. Кейнсианцы - рассматривают экономику в краткосрочном периоде, где все наоборот.

Рост уровня цен приведет к падению реальной заработной платы и спрос на труд превысит предложение, что приведет к росту номинальной заработной платы, а это, в свою очередь, к вернет реальную на первоначальный уровень. LRAS практически не двигается, изменения AD приводят только к изменению цен.

В кейнсианской модели жесткими являются цены, из-за трудовых контрактов, эффекта меню и т. д, поэтому прямая AS горизонтальна. Однако жесткая заработная плата в сочетании с относительно гибкими ценами дает положительный наклон прямой совокупного спроса дает положительный наклон прямой. Важно, что в этой мдели можно стимулировать выпуск

 

 

Билет 16. Краткосрочное и долгосрочное макроэкономической равновесие в модели AD-AS.

В макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. Ее впервые выдвинул Кейнс. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

 

Где AD – aggregate demand, AS – aggregate supply

Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой ADвправо (рис. 4.1.), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 4.2.).

Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике.

Билет 17. Инфляция спроса и инфляция издержек в модели AD-AS.
Причиной инфляции спроса служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции большинство экономистов, особенно представители школы монетаризма (количественная теория денег) считают увеличение денежной массы, подчеркивая, что только рост предложения денег делает повышение уровня цен устойчивым процессом.

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (рис. 2а), и в долгосрочном (рис.2б)

 

В краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от P1 до P2) сочетается с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2).

В долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном(потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели, а меняется только уровень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели.

Причиной инфляции издержек является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции (рис.3) - одновременному спаду производства (от Y1 до Y2) и росту уровня цен (от P1 до P2)

Билет 18 Функции потребления, сбережений, инвестиций в модели "кейнсианский крест"

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках: уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:

Yd = С + S,

то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению». Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:

, очевидно, что 0< mpc<1.

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: (0< mps<1)

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением – С

Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:

 

Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.

Функция сбережений Кейнса имеет вид:

В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента .

из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume – apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps): (0< apc < 1); (0< aps < 1).

Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1:

Билет 19. Равновесие в кейнсианской модели доходов и расходов. Парадокс бережливости.

Кейнсианский крест графически представлен на рис.9.4. Кривая фактических расходов представляет собой биссектрису (линию 450), поскольку фактические расходы равны выпуску, и любая точка этой кривой соответствует этому условию. Кривая планируемых расходов представляет собой линию, имеющую положительный наклон (угол наклона определяется величиной предельной склонности к потреблению - mрс), исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное потребление (С), не зависящее от уровня дохода. В итоге получаем наклонный крест.

Равновесие расходов и дохода, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух кривых (т. А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Е р = Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е = Е р; 3) инъекции равны изъятиям: I = S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: I р = S

Рассмотрим неравновесные точки. Например, в т. В:

E р < Y , E р < E ⇒ I р< S и инъекции меньше изъятий. Наоборот, в т. С:

E р > Y , E р > E ⇒ I р> S и инъекции больше изъятий.

Если экономика находится в точке В, где планируемые расходы (сколько продукции хотят купить экономические агенты) меньше выпуска (сколько фактически произведено), часть продукции продана не будет и произойдет непредвиденное накопление (увеличение) фирмами запасов непроданной продукции. В результате экономика придет в состояние равновесия (движение из т.В в т.А). Если же экономика находится в точке С, в которой планируемые расходы превышают выпуск, что означает, что хотят купить больше, чем фактически произведено, фирмы начинают распродавать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из т.С в т.А). Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на товарном рынке, является изменение (накопление или сокращение) запасов.

Парадокс бережливости: Чем больше мы откладываем на «черный день, тем быстрее он наступит».

Чрезмерная склонность населения к сбережению может привести к эффекту, названному Дж.Кейнсом парадоксом бережливости. Попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.

Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, a инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от У0 до У1. Так как совокупный доход Y снизился, то и сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке A.

Если одновременно с ростом сбережений от S до S’ возрастут и запланированные инвестиции от I до I` то равновесный уровень выпуска останется равным У0 и спад производства не возникнет. Напротив, в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

 

 

Билет 20. Изменения равновесного объема национального производства. Мультипликатор автономных расходов.

Изменение равновесного объема национального производства: равновесный объем выпуска может колебаться в зависимости от изменения любого из показателей совокупных расходов – потребления, инвестиций, государственных расходов, чистого экспорта. Характер зависимости – прямо пропорциональная. Увеличение любого из компонентов ведет к увеличению объема выпуска за счет сдвига кривой планируемых расходов вверх, снижение любого из компонентов ведет к спаду занятости и равновесного выпуска.

Но приращение любого компонента автономных расходов ведет к несколько большему приращению совокупного дохода благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента совокупных расходов.

Формула:

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост / сокращение совокупного дохода превышает прирост \ сокращение совокупных расходов. Важно помнить, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП

Билет 21. Влияние налогов на равновесный уровень дохода в кейнсианской модели доходов и расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор трансфертов.

Кейнсианский крест (кейсианцы считают, что цены жесткие)

Налоги также оказывают воздействие на изменение совокупного дохода, поэтому можно говорить о существовании налогового мультипликатора. Налоговый мултипликатор показывает то, насколько возрастают совокупные доходы, при снижении налоговых отчислений. Механизм налоговой мультипликации связан с многократным изменением реакции потребителей на однократное изменение налоговых отчислений.

Налоговый:

Мультипликатор трансфертов:

Билет 22. Рецессионный и инфляционный разрывы. Разрыв ВВП.

Колебание равновесного объема выпуска: равновесный уровень выпуска может колебаться вслед за изменением любого из компонентов совокупных расходов – потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта. Направление изменений – прямо пропорциональное. Увеличение любого из компонентов способствует сдвигу кривой совокупных расходов вверх и увеличивает объем совокупного выпуска. Снижение же способствует падению занятости и, как следствие, равновесного выпуска.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв, необходимо простимулировать совокупный спрос.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

 

 

Билет 23. Цели и инструменты фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Цели фискальной политики:


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!