Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Совокупный спрос: сущность и факторы



Спрос – важнейшая экономическая категория, отражающая не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки потребителей. Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства или спровоцировать рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике или же кризис производства. Поэтому исследования спроса достаточно сложны и важны для экономики.

Совокупный спрос – стоимостная оценка суммарного объема потенциальных покупок всех произведенных товаров и услуг на всех рынках, или платежеспособная потребность. Он равен реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен и складывается из:

· потребительского спроса домохозяйств (C);

· инвестиционного спроса фирм (I);

· государственных закупок товаров и услуг (G);

· чистого экспорта (Xn).

Графически модель совокупного спроса (AD) представляет собой обратную зависимость между объемом приобретаемого реального ВВП или ВНП (Y) и уровнем цен P (рис.4.2.).

 

 

Р

 

AD

 

Y

Рис. 4.2. Кривая совокупного спроса (закон спроса)

 

Расположенный на оси ординат уровень цен Р представляет собой индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базово­го года, который принимается за единицу.

Данная обратная зависимость возникает вследствие трех причин – ценовых факторовизмененияспроса:

1)эффект процентной ставкивоздействует прежде всего на потребительские расходы (С) и инвестиции (I): повышение уровня цен приводит к росту номинального спроса на деньги Md иросту процентной ставки r, а следовательно, сокращению инвестиций, потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P↑ => Md↑ => r↑ =>I↓, С↓ => AD↓.

2) эффект реального богатства или кассовых остатковвоздействует прежде всего на потребительские расходы (С): повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности активов с фиксированной денежной стоимостью, а следовательно, снижению потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P↑ => реальная стоимость активов↓=> С↓ => AD↓.

3)эффект импортных закупоквоздействует на величину чистого экспорта (Xn): повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, а следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:



P↑ => Xn↓=> AD↓.

В соответствии с количественной теорией денег величина совокупного спроса прямо пропорциональна количеству денег в экономике, помноженной на скорость их обращения и обратно пропорциональна среднему уровню цен:

 

. (4.1)

 

Подобно тому, как выделяют две группы факторов, определяющих динамику спроса (ценовые и неценовые), в анализе спроса различают две категории – «спрос» (иногда говорят «сам спрос») и «величина спроса» (или «объем спроса»). Их различие представим в виде таблицы 4.1.

 

Таблица 4.1

Характеристики совокупного спроса

 

«Совокупный спрос» «Величина совокупного спроса»
Определение:
Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при каждом уровне цен Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при определенном уровне цен
Графическое изображение:
Вся линия AD Точка на линии AD
Факторы изменений:
Неценовые факторы Изменения уровня цен
Графическое изображение изменений:
Сдвиг линии AD Движение точки по линии AD
 
Характеристика динамики:
Изменение спроса Изменение величины спроса

 

Все многообразие неценовых факторов изменения спроса систематизируем в следующем виде (таблица 4.2).

В категории «совокупный спрос» экономика предстает как единый обобщенный рынок, на котором действует «один совокупный покупатель».

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!