Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перспективы сотрудничества России и азиатских интеграционных группировок



Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского регио­на наиболее перспективно для России, оно возможно по трем на­правлениям:

1. экспорт в эти страны таких традиционных российских то­варов, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепро­дукты, что может обеспечить расширение масштабов и поднятие технического уровня этого производства, а также создание дополнительных рабочих мест на российском Дальнем Востоке;

2. налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары дли­тельного пользования, по которым эти страны занимают передо­вые позиции в мире и способны внести серьезный вклад а удов­летворение потребительского спроса в России;

3. совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины[1, с.4].

Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить сво­бодный режим торговли к 2010 г. для развитых стран региона и к 2020 г. — для всех остальных членов АТЭС. Определено 15 сек­торов торгово-экономических отношений, в которых либерали­зация начинается прежде всего. При этом в девяти секторах (обо­рудование и услуги по охране окружающей среды, рыболовство, выпуск игрушек, лесоводство, драгоценные камни и украшения, химия, телекоммуникационные продукты, оборудование и услуги для энергетики, медицинское оборудование) конкретные меры по либерализации либо были приняты уже в 1998 г., либо имеют пер­спективу реализации в 1999 г. Далее на очереди снятие барьеров в таких секторах, как производство растительного масла, каучука, удобрений, гражданских самолетов, автомобилестроение.

Участие России в гигантской по размерам и обороту зоне сво­бодной торговли имеет для нее исключительно важное значение — вероятные материальные выгоды могут исчисляться миллиардами долларов в год.

Японские бизнесмены выдвинули новую идею: создать «свободную деловую зону», которая объединила бы экономику Китая, Японии и Южной Кореи, но при этом не оставалась бы закрытой для американских капиталов и для освоения российского Дальнего Востока силами трех стран при американском участии. Отличительная черта этого подхода — готовность вовлечь в сотрудничество Россию и США, но не как институциализированных участников «свободной деловой зоны», а как партнеров по открытому региональному образованию.



Схема взаимодействия России с государствами СВА могла бы выглядеть следующим образом: отечественные энергоресурсы, научные технологии и транзитная территория, связывающая СВА с Европой, в обмен на японские и южнокорейские капиталы, инвестиционное оборудование, а также китайские продовольствие, текстиль и рабочую силу.

Развитие многостороннего интеграционного сотрудничества в Северо-Восточной Азии выражается в совместном использовании Японией, Китаем, Южной Кореей и Россией наличных в регионе факторов производства: капитала, труда, земли, научных знаний и технологий. Для этого необходимо создать в будущем единое правовое поле, позволяющее товарам, финансовым потокам, рабочей силе и научным разработкам свободно передвигаться в регионе. А следовательно, нужен единый инвестиционный режим, единые стандарты производства товаров, единая система аудита финансовых институтов; следует отменить визовые режимы, адаптировать системы образования и обучения иностранным языкам и т. д. Реализовать такой сценарий можно только с помощью многостороннего переговорного процесса в рамках постоянно работающего регионального института.

Ключевая проблема развития интеграции в СВА — поиск источников финансирования дорогостоящих региональных проектов (по подсчетам, создание инфраструктуры интеграционного сотрудничества потребует ежегодного вложения примерно 7,5 млрд долларов). Государства-участники и действующие международные финансовые институты способны ассигновать около 2,5 миллиарда. В деловых и академических кругах стран региона считают, что для привлечения остальных средств следует создать Банк развития СВА, акционерами которого стали бы правительства США, Японии, Южной Кореи, России и Китая, способные мобилизовать финансовые ресурсы мировых рынков.



Главному многостороннему инвестору в Азии — Азиатскому банку развития (АБР) роль ведущего финансиста в региональных интеграционных процессах явно не под силу. АБР рассчитан на Азию в целом, тогда как финансирование дорогостоящих проектов многостороннего сотрудничества в СВА с долгим сроком окупаемости требует особого подхода. К тому же Россия не участвует в АБР. Банк развития СВА мог бы заимствовать долгосрочные кредиты на мировых финансовых рынках, выпуская облигации и передавая собранные средства в форме долгосрочных кредитов на развитие региональной инфраструктуры, и в первую очередь транспортных и нефтегазовых проектов.

В этих целях требуется первоначальный капитал примерно в 20 млрд долларов. Страны СВА могли бы выкупить акции банка на следующих условиях: половину составит оплаченная часть уставного капитала, а половину — его гарантийная часть. Последнюю будут обеспечивать заимствования на мировых рынках по низким ставкам и с длительным сроком погашения. Если Банк развития СВА возникнет, то за первое пятилетие своей деятельности он сможет вложить в инфраструктурные объекты региона до 15 млрд долларов.

В создании такого банка заинтересованы частные финансовые институты США, Японии и Южной Кореи. Однако им нужен своего рода «политический сигнал» от правительств стран СВА, в том числе России и Китая.

Более того, от Москвы ждут, чтобы она политически поддержала как в целом региональную интеграцию, так и создание Банка развития СВА. Ее взносы в уставный фонд могли бы быть не особенно обременительными: около 140 млн долларов в год в течение пяти лет [16].

Заключение

В Азии, особенно в тихоокеанском поясе, наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста. Благодаря такому росту в большинстве стран региона повышается уровень экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются многие другие социальные показатели. По сути, Таиланд и Малайзия, которые по очереди занимают верхнюю строчку в группе стран с наивысшими темпами экономического роста в мире, сегодня составляют наряду с Индонезией второе поколение преуспевающих стран-экспортеров промышленных товаров. Эти страны делают ставку на расширение использования мирового рынка и приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи технологии и торговли, и в некоторых случаях со значительной ролью государства в экономике, однако при наличии активного частного сектора.

Проведение политики, ориентированной на развитие внешних связей,

ведет к усилению зависимости от мирового рынка. В течение последнего десятилетия товарный экспорт ежегодно возрастал на 2 процента в Японии, 13-18 процентов в НИС, 6-15 процентов в странах АСЕАН и 15 процентов в Китае. Эти темпы роста неизменно опережали соответствующие темпы роста дохода, приводя тем самым к усилению открытости или интернационализации экономики этих стран.

Кроме того, кардинальные изменения произошли в структуре экспорта этих стран: Япония стала ведущим экспортером высокотехнологичных промышленных товаров; НИС перешли от экспорта простых промышленных товаров к экспорту все более капиталоемкой продукции; страны АСЕАН перешли от экспорта преимущественно природных ресурсов к экспорту простых промышленных товаров. В целом, происходящие в азиатско-тихоокеанском регионе структурные изменения находят свое отражение в структуре его экспорта, который в общем плане напоминает журавлиный клин: впереди — Япония, за ней — НИС, страны АСЕАН и Китай.

По мере роста зависимости азиатско-тихоокеанской группы стран от внешнего мира они становятся менее защищенными от стихийного развития мировой экономики. Регион делает сегодня большую ставку на открытость мирового рынка, чем и объясняется гораздо большая активность азиатских стран в деле содействия процессу либерализации на нынешнем Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров по сравнению с другими раундами переговоров в рамках ГАТТ. Рост односторонности и протекционизма в развитых странах, особенно нетарифная защита основных отраслей промышленности, в которых регион имеет сравнительные преимущества, создает угрозу для мировых рынков, на которые полагаются сегодня азиатские страны.

Кроме того, тенденция к усилению регионализма в промышленно развитых странах, например, в Северной Америке и Европе, и связанное с этим переключение торговых и инвестиционных потоков, создают угрозу не участвующим в таких объединениях странам, например, странам Азии независимо от того, возводят ли они свои протекционистские барьеры. В ряде исследований, оценивающих последствия процесса экономической интеграции в развитых странах для азиатско-тихоокеанского региона, делается вывод о переключении торговых потоков в ряде исключительно важных отраслей экономики. Вместе с тем предполагается, что мощные позитивные факторы роста, обусловленные эффективным сокращением расходов и другими динамическими факторами, окажут такое стимулирующее воздействие на импорт в интегрирующийся регион, что неблагоприятные последствия переключения торговых потоков будут полностью компенсированы. Следовательно, согласно общим оценкам, последствия для региона окажутся в конечном итоге незначительными и позитивными, однако отдельные ключевые отрасли промышленности испытают негативное воздействие.

Тем не менее практические выгоды экономической интеграции трудно измерить, и действие этих позитивных факторов роста может быть минимальным, если экономика развитых стран окажется такой же вялой, как и в начале 90-х годов. В любом случае серьезное беспокойство стран азиатско-тихоокеанского региона вызывает возможное переключение торговых и инвестиционных потоков, присущее процессу региональной интеграции, и угроза распада мирового рынка на сферы экономического влияния, из которых страны этого региона исключены.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!