Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сотрудничество России с азиатскими интеграционными группировками



Место России в АТЭС

Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.

В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, даже, несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.

В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в частности, предусматривающие возрастающее значение Азии во внешней политике России как евроазиатской державы.

С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством с АТЭС стал 2002 год.: в мае в Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе - заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4-7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9-12 сентября там же - Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 г. во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.

Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.

На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США «протолкнула» инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.

Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.



Впрочем, Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.

Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.

Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир, и который отвлек внимание от других тем. Борьбе с кризисом был, в основном, посвящен саммит 2008 г. в Лиме.

Однако и спустя год главной темой очередного саммита 2009, на этот раз в Сингапуре, стал кризис и его преодоление. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.



В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. Однако не менее важной, чем сооружение объектов инфраструктуры, является содержательная часть мероприятия, включая все аспекты экономических и политических отношений [14].

Партнерство России и АСЕАН

Впервые в истории АСЕАН делегация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел, состоявшейся 19—20 июля 1991 года в Куала-Лумпуре.

В июле 1994 года Россия получила статус консультативного партнера по диалогу с АСЕАН и стала членом Регионального форума АСЕАН по безопасности /АРФ/. Членство в АРФ позволяет России не только вести активный диалог по вопросам безопасности с ключевыми партнерами, но и непосредственно влиять на процесс формирования новых структур безопасности в Азии, является важным фактором укрепления позиций России в АТР.

В июле 1996 года России был предоставлен статус полноправного партнера АСЕАН по диалогу. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.

АСЕАН – конструктивный партнёр России в Тихом океане, динамичный и всё более влиятельный игрок глобального класса. Общепризнана конструктивная роль Ассоциации в поддержании мира, безопасности и стабильности в регионе. Ей принадлежит важная роль в формировании системы механизмов сотрудничества в АТР. Среди них АТЭС, саммит которого России через два года предстоит принимать во Владивостоке. И АРФ - специальный форум по вопросам безопасности в АТР. Во всех этих механизмах задействована и плодотворно сотрудничает с АСЕАН российская дипломатия. Только что АСЕАН приветствовала намерение России участвовать в Восточноазиатских саммитах.

Следует признать, что капитаны российской экономики, российский бизнес пока вяло реагируют на новые условия для сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. Объем взаимных поставок товаровне превышает 7 млрд. долл. Это явно не отвечает возможностям сторон. Не развито инновационное сотрудничество. Ограниченный характер носят связи в сфере финансов и банковского сектора. Консервация этих тенденций несет в себе для России множество рисков, и, прежде всего, угрозу изоляции её Дальнего Востока от региональных рынков.

Между тем, уже к 2020 году объем торгово-экономических связей России с государствами АСЕАН можно довести до 40-50 млрд. долл. (это нынешний объем нашей торговли с Китаем). Только с Вьетнамом, как планируется, товарооборот должен достигнуть 10 млрд. долл. Политическая обстановка для этого благоприятная. У нас совпадают или весьма близки взгляды с государствами-членами АСЕАН на многополярное устройства мира. Наши страны выступают за мирное, стабильное и безопасное развитие АТР. АСЕАНовские партнеры выражают свою заинтересованность в более действенной вовлеченности России в региональные интеграционные процессы. Такой подход они вновь подтвердили в итоговом Заявлении Ханойского саммита.

И еще один ключевой фактор, благоприятный для российской политики в ЮВА - стратегическое партнерство с Вьетнамом, с которым Россию связывают традиционно близкие, доверительные отношения. Вьетнам готов взять на себя роль «моста» в отношениях России с АСЕАН. Об этом свидетельствует огромная подготовительная работа, которую вьетнамская сторона провела с целью успешной организации Саммита Россия - АСЕАН в Ханое.

Экономическая ситуация в регионе для активизации сотрудничества также складывается для России благоприятно. Большинство стран Юго-Восточной Азии находится на стадии индустриализации, урбанизации, электрификации, газификации. Все эти процессы хорошо известны в нашей стране. Под их реализацию у нас создана основательная материально-техническая база.

Особо следует выделить энергетический фактор. Дело в том, что большинство стран АСЕАН - нетто-импортеры нефти и газа. По мере их экономического роста зависимость от состояния мирового энергетического рынка будет только увеличиваться. Будет крепнуть и их стремление диверсифицировать свои энергетические рынки. Так что в решении этой задачи их взоры всё больше будут обращаться в сторону России. Поэтому энергетика способна оставаться мощнейшим стратегическим направлением экономического сотрудничества России со странами АСЕАН на всю обозримую перспективу. Речь идет не только о поставке в регион нефти и газа. Энергетическое сотрудничество перспективно по многим направлениям, вплоть до оказания содействия в строительстве атомных электростанций, создании каскада гидросооружений в бассейне Меконга, в возведении линий электропередачи и газопроводов, в создании систем сервисного обслуживания многомиллионных розничных потребителей и по многим другим направлениям.

Российские энергетики обладают конкурентным преимуществом и в плане накопленного опыта работы на рынках Юго-Восточной Азии. Характерно в этом плане российско-вьетнамское сотрудничество. Оно уверенно демонстрирует свою высокую эффективность. Благодаря сотрудничеству с нашей страной Вьетнам располагает современным топливно-энергетическим комплексом - крупнейшим донором вьетнамского госбюджета. Только совместное предприятие « Вьетсовпетро» за годы своей деятельности добыло около 200 млн. тонн нефти. Не осталась внакладе и российская сторона. Российский участник СП пополнил госбюджет России на 8 млрд. долл.

Еще во времена вооруженной борьбы за завоевание своей национальной независимости и государственного суверенитета страны региона начали развивать военно-техническое сотрудничество с СССР. Это относится к Вьетнаму, а также Лаосу, Камбодже и Индонезии. Сегодня наша страна налаживает сотрудничество в данной сфере с Малайзией, Мьянмой, Таиландом и даже Сингапуром. Страны АСЕАН, стремящиеся проводить суверенную внешнюю политику, закупают в России авиатехнику, средства ПВО, технику для сухопутных войск и военно-морских сил. Эксперты сходятся во мнении, что Юго-Восточная Азия и впредь будет оставаться одним из наиболее перспективных рынков для российской продукции оборонного назначения.

Один из важнейших трендов экономик, входящих в региональную группировку Юго-Восточной Азии, - стремление максимально взять на вооружение инновационные технологии. С учетом этого у России открываются неплохие возможности для налаживания взаимовыгодного сотрудничества, особенно по тем направлениям, где позиции России наиболее сильны. Это ядерная энергетика, авиационно-космическая сфера, создание новых материалов, информационно-коммуникационный сектор, лазерные технологии, чрезвычайное реагирование. Российская наука пользуется в регионе заслуженным авторитетом. Тысячи ученых нашей страны сотрудничают со своими коллегами из стран ЮВА.

В «портфеле» сотрудничества России с АСЕАН должны появиться крупные инвестиционные проекты. Они будут втягивать в свою реализацию самый широкий спектр хозяйствующих субъектов различных форм собственности, включая малые и средние предприятия, в том числе и работающие в инновационной сфере.

В экономическом развитии стран-членов АСЕАН появилась новая тенденция, которую российскому менеджменту предстоит своевременно уловить и активно использовать. Наиболее экономически « продвинутые» государства ЮВА сегодня имеют немалый инвестиционный потенциал, который они стремятся задействовать за рубежом. Пытаются они вести инвестиционную деятельность и в России. Здесь им нужна помощь, в том числе правовая и информационная с российской стороны, в том числе со стороны директорского корпуса, руководителей регионов [15].


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!