Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Структура. Концепции использования госбюджета



 

Государственный бюджет законодательно утвержденная смета доходов и расходов государства за год
  годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия
Это значит, что аккумулируемые в госбюджете финансовые средства получают единую направленность в проводимой государством политике.

 

Принципы построения госбюджета  
Принцип единства сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства
  В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации
Принцип полноты учет по каждой статье всех затрат и поступлений
Принцип реальности правдивое отражение доходов и расходов государства
Принцип гласности обязательное информирование населения об основных статьях бюджета и его исполнении

 

Функции госбюджета  
Фискальная (аккумулирующая) создание финансовой базы функционирования государства при фактическом отсутствии у него собственных доходов
Регулирующая использование государственных расходов и налогов для проведения экономической политики
Социальная перераспределение НД для проведения социальной политики

 

В каждой стране структура госбюджета имеет свои национальные особенности и зависит не только от комплекса решаемых в конкретных условиях задач, но и от структурной специфики экономики, характера государственного устройства и других факторов.
Структура государственного бюджета по целевому назначению
Доходы Расходы
1. Налоги 2. Неналоговые поступления в том числе: • доходы целевых внебюджетных фондов; • доходы от госсобственности 3. Государственный кредит 4. Эмиссия бумажных денег 1. Финансирование экономики 2. Затраты на социальные услуги 3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики 4. Административно−управленческие расходы 5. Расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности 6. Обслуживание государственного долга
Состояние госбюджета • баланс доходов и расходов T = G • бюджетный дефицит BDT < G • бюджетный излишек BS T > G
     

 

Использование госбюджета как инструмента ГРЭ опирается на теоретические концепции.

 

Концепции использования бюджета  
Концепция сбалансированного бюджета отводит бюджету выполнение исключительно финансовых функций − изъятие и распределение денежных средств. Бюджетная политика должна обеспечивать ежегодно сбалансированный бюджет и "нейтральна" по отношению к процессу воспроизводства.
Недостатки • ограничивает масштабы и время проведения экономических мероприятий; • исключает возможность быстрого реагирования на изменение экономической обстановки; • исключает (или значительно снижает) эффективность фискальной политики с антициклической направленностью
Механизм в период спада   доходы населения и налоговые платежи уменьшаются. Для балансирования ГБ надо либо повышать ставки налога, либо сокращать государственные расходы. Следствием будет дальнейшее сокращение AD и углубление депрессии:   ↑T ↓ Y → ↓ T < G → T = G ↓ G → ↓ AD
 
 




в период подъема с ростом доходов населения увеличиваются и налоговые поступления. Для балансирования бюджета надо либо снижать ставки налога, либо увеличивать государственные расходы. Следствием будет рост денежной массы, повышение инфляции, вызывая дальнейший "перегрев" экономики:   ↓T ↑Y → ↑T > G → T = G ↑G → ↑ π

 

Концепция циклически балансированного бюджета бюджетная политика имеет антициклическую направленность и одновременно решает задачу балансирования бюджета по фазам цикла
в период спада правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, сознательно формируя бюджетный дефицит:   ↓ T, ↑ G → G > T → ↑ BD  
в период подъема правительство повышает налоги и сокращает государственные расходы, сознательно формируя бюджетный излишек для покрытия бюджетного дефицита: ↓ BD ↑ T, ↓ G → G < T → ↑BS+ BD = 0  
Недостаток различные по глубине и продолжительности спады и подъемы в ходе цикла: длительный спад и короткий подъем, не обеспечивающий образования достаточного бюджетного излишка
Концепция функциональных финансов главная задача бюджетной политики − обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым бюджетным излишком, так и устойчивым бюджетным дефицитом.  
Эта концепция стала обоснованием идеи Дж.Кейнса о правомерности и целесообразности дефицитного финансирования для формирования эффективного спроса.  

 



Причины образования бюджетного дефицита  
Увеличение госрасходов, связанных с расширением экономических, социальных, политических функций государства • при высокой доле пожилого населения растут расходы на социальное обеспечение и здравоохранение; • при росте доли молодежи увеличиваются расходы на образование, профподготовку, создание новых рабочих мест; • в военное время или в периоды социальных конфликтов растут расходы на обеспечение и содержание ВС и поддержание порядка. С этим связано повышение долгосрочной напряженности в бюджетно−налоговой сфере.
циклические спады падение доходов, а значит, и налоговых поступлений, но одновременно увеличиваются социальные расходы и расходы на поддержание секторов общегосударственного значения
сокращение налогов без соответствующей корректировки государственных расходов
долгосрочная тенденция снижения налоговых поступлений • значительное количество необоснованных льгот • низкая собираемость налогов • неэффективный налоговый контроль
рост теневой экономики  
усиление влияния политического бизнес−цикла перед очередными выборами действующее правительство принимает популистские меры: снижение налогов и увеличения государственных расходов, не задумываясь о последствиях
Бюджетный дефицит не оказывает отрицательного влияния на экономику, если составляет 2 − 3% (менее 10 %) ВВП и менее 33% суммы государственных расходов.  
     

 

 

Способы финансирования бюджетного дефицита  
Формально связь бюджетного дефицита с источниками его покрытия может быть представлена следующим образом: P×BDf + i×D = ∆ M + ∆ (PD), где P – уровень цен BDf – первичный бюджетный дефицит i×D– номинальный государственный долг ∆ M – дополнительная эмиссия денег ∆(PD) – прирост номинального государственного долга в данном году
в левой части уравнения общий дефицит бюджета = номинальный первичный дефицит + процентные платежи по обслуживанию госдолга
в правой части источники финансирования бюджетного дефицита: монетизация и госдолг
     

 

 

Повышение налогов на прибыль и личный доход Эта мера может обеспечить лишь краткосрочный эффект. В долгом периоде в соответствии с эффектом Лаффера произойдет снижение деловой активности, сужение налоговой базы, сокращение AS и развертывание механизма стагфляции  
Выпуск государственных займов (долговое финансирование) Достоинства: • не ведет к инфляции (в краткосрочном и среднесрочном периодах); • достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Недостатки: ∙ размещение госзаймов нарушает равновесие на денежном рынке: увеличение спроса на деньги при MS−const вызывает рост ставки процента и, как следствие, сокращение частных инвестиций, чистого экспорта и частично потребительских расходов, т.е. эффект вытеснения: в течение 1 года рост ставки процента вытесняет 50% фискальных мероприятий в течение 3 −4 лет − 100% вытеснения
↓ I ↑BS → ↑Md > MS const → ↑R ↑P → ↓ C, ↓ Xn эффект вытеснения   ∙долговое финансирование бюджетного дефицита в долгом периоде не устраняет угрозы роста инфляции. Данный вывод доказали два американских экономиста – Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес. Причем, по их мнению, долговое финансирование в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента – Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет выпуска государственных облигаций, как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг). Если использовать только этот способ финансирования дефицита бюджета, то пирамида может рухнуть, как это было в России в августе 1998 г. В связи с этим государству придется прибегнуть к эмиссионному способу финансирования, но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, что приведет к высокой инфляции. Так, в России в конце 1998 г. инфляция оставила 4,5% в месяц, а в начале 1999 г.- 8,5%.
Секвестр пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям  
     

 

 

Эмиссия денег (монетизация) Достоинства: ∙увеличение MS является фактором роста AD и выхода из спада: ↑MS > Md → ↓R → ↑I → ↑AE → ↑Y; ∙возможность быстрого осуществления  
  Недостаток: в долгом периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции. В этом случае возникает "сеньораж" − доход государства от печатания денег. Рост цен снижает покупательную способность денег. В результате обесценения денег потребители несут потери под названием инфляционный налог –налог на наличные деньги. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста MS над темпом роста реального ВНП, что ведет к раскручиванию инфляции, но без эффекта вытеснения: Δ M Δ Y ↑MS → M > Y → ↑ π  

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!