Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Примерные темы контрольных работ ( рефератов)



1. Речь и познавательная деятельность детей.

2. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

3. Развитие познавательной деятельности при алалии.

4. Формирование психологической готовности к школьному обучению детей с речевой патологией.

5. Психофизиологический анализ нарушений письменной речи.

6. Методы дифференциальной диагностики тяжелой речевой патологии от сходных состояний.

7. Психопрофилактика вторичных нарушений развития у детей с нарушениями речи.

8. Психологические особенности заикающихся дошкольников.

9. Психологические методы преодоления заикания.

10. Профилактика социально-психологических проблем лиц с нарушениями речи.

Примерные вопросы для экзамена

1. Психология лиц с нарушениями речи как отрасль специальной психологии.

2. Место и значение изучения психологии лиц с нарушениями речи в комплексной коррекции речевых нарушений.

3. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

4. Лингвистическая характеристика нарушений речи.

5. Клиническая характеристика нарушений речи.

6. Классификация речевых нарушений.

7. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи.

8. Особенности психического развития ребенка с речевой патологией.

9. Особенности слухового восприятия у лиц с нарушениями речи.

10. Особенности зрительного восприятия у лиц с нарушениями речи.

11. Особенности тактильного восприятия у лиц с нарушениями речи.

12. Методика обследования зрительного восприятия.

13. Методика обследования тактильного и слухового восприятия.

14. Особенности внимания при нарушениях речи.

15. Этапы развития внимания у детей с нарушениями речи.

16. Определение памяти, основные виды, развитие в норме.

17. Особенности памяти у больных с афазией.

18. Особенности памяти у детей с алалией.

19. Приемы для повышения эффективности запоминания.

20. Методики обследования памяти.

21. Особенности мыслительной деятельности при системных нарушениях речи (алалия) у до­школьников.

22. Особенности вербального мышления и памяти у детей с нарушениями речи.

23. Особенности невербального интеллекта у детей с нарушениями речи.

24. Методики обследования мышления.

25. Особенности воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

26. Методики обследования воображения.

27. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

28. Методики обследования аффективно-личностной сферы.



29. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятель­ности.

30. Возможности групповых методов психокоррекции в преодолении заикания.

31. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

32. Принципы и методы дифференциальной диагностики речевых нарушений от сходных со­стояний (по проявлениям состояний ЗПР, умственной отсталости, РДА, снижения слуховой функции),

33. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой па­тологией.

 

V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

- причины, механизмы и виды речевых нарушений;

- особенности психосоциального раз­вития при различных речевых патологиях;

- методы дифференциальной диагностики первичного речевого недоразвития от сходных состояний;

- особенности обеспечения психологического сопровож­дения детей с речевой патологией в образовательном процессе;

- специфику психологической коррекции и профилактике вторич­ных личностно-социальных последствий в развитии ребенка.

В процессе изучения дисциплины студенты должны уметь:

- проводить дифференциальную диагностику первичного речевого недоразвития от сходных состояний;

- обеспечивать психологическое сопровож­дение детей с речевой патологией в образовательном процессе;

- применять методы и приемы психологической коррекции и профилактики вторич­ных личностно-социальных последствий в развитии ребенка;

- творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности.

 

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная

1. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Л. И. Белякова. – М. : В. Секачев : Эксмо-Пресс, 2001. – 320 с. – 54 экз.



2. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Л. И. Белякова. – М. : В. Секачев : Эксмо-Пресс, 2001. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0015/index.shtml?from_page=1

3. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – СПб. : Гиппократ, 1997. – 184 с. – 4 экз, 2003. – 20 экз.

4. Мастюкова, Е. М., Московина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 25 экз.

5. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Российская и др. : под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд. доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 240 с. – 11 экз.

6. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений [Электронный ресурс] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Российская и др. : под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд. доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 240 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0308/index.shtml?from_page=105

7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи : учеб. пособие / З. А. Репина. – Пермь, ПСИ, ПСИ МОСУ, 2001. – 96 с. – 20 экз.

Дополнительная

1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основными

нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов, - М. : Просвещение, 1997. – 219 с. – 1 экз.

2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основными

нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс] / В. М. Астапов, - М. : Просвещение, 1997. – 219 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0268/index.shtml?from_page=3

3. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1991. – 104 с.

4. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с. – 24 экз.

5. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников \ г. А. Волкова. – СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003. – 240 с. – 1экз.

6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти томах / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 33 экз.

7. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 320 с. – 7 экз.

8. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская. – М. : Психология, 2003. – 320 с. – 11 экз.

9. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев . – М. : Воронеж, МОДЭК, 2004. – 536 с. – 5 экз.

10. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Академия, 2000. – 394 с. – 63 экз.

11. Логопедия [Электронный ресурс] / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Академия, 2000. – 394 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml?from_page=224

12. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) : Учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с. – 1 экз.

13. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0146/index.shtml?from_page=122

14. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум : СПб. :Дельта, 1996. – 384 с. – 11 экз.

15. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2003. – 384 с. – 51 экз.

16. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997. – 400 с. – 54 экз.

17. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с телесными дефектами речи [текст] : учебное пособие / З. А. Репина. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т, 1995. – 121 с. – 30 экз.

18. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. – М., 1994.

19. Усанова, О. Н. Специальная психология : система психологического обследования детей / О. Н. Усанова. – М. : Б.и., 1990. – 204 с. – 29 экз.

20. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. – М. : МГОПИ, 1987. – 72 с. – 10 экз.

21. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Педагогика, 1993. – 136 с. – 10 экз.

22. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум : СПб. : Дельта, 1996. – 384 с – 11 экз.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!