Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита



1) Концепция ежегодно балансируемого бюджета, которая предполагает полную окупаемость всех программ правительства. В рамках нее бездефицитный бюджет рассматривается в качестве самоцели экон политики и господствовал стереотип, что гос-во должно жить по средствам.

2) Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе. сочетание сбалансированности бюджета и антициклического регулирования экономики. Равенство доходов и расходов должно достигаться не в рамках одного года, а в рамках делового цикла.

3) Концепция функциональных финансов. Целью этой политики на данном этапе выступает балансирование не бюджета, а экономики в целом. Госрасходы признаются важнейшим инструментом макроэкон регулирования, а возникающие на первом этапе бюджетный дефицит будет компенсирован дальнейшим экон ростом.

Способов покрытия бюджетного дефицита существует несколько:

1) Монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег.

2) Прямые кредиты правительства (министерства финансов) в Центральном банке (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита. процент по нему выплачивается главным образом за счет налоговых поступлений в бюджет без какого-либо прироста стоимости. Инфляционный процесс и в этом случае неизбежен, хотя более медленными темпами и в более цивилизованных формах: правительство, время от времени возвращая с процентом прежние долги центральному банку, обычно тут же обращается к нему за новым кредитом.

3) выпуск государственных займов, которые осуществляются в форме продажи казначейских векселей (долговых обязательств правительства, выдаваемых на срок до одного года) или казначейских облигаций (обязательств на срок более одного года). Тем самым привлекаются в бюджет временно свободные денежные средства уже не государства, а частного сектора.

Выпуская государственные облигации и вступая в конкуренцию с частными предприятиями за привлечение сбережений населения, правительство тем самым взвинчивает равновесный уровень ставки процента и тем самым вытесняет инвестиционные расходы фирм. Часть заемщиков вытесняются с финансовых рынков. Не имея - в отличие от частных фирм - ограничений в уровне процентной ставки, выигрывая борьбу за сбережения частных лиц, государство провоцирует через замедление роста совокупного предложения и ускорение инфляции (эффектом вытеснения частного спроса на инвестиции государственным спросом).



денежное и долговое финансирование дефицита бюджета оказывают различное воздействие на экономику. Финансирование дефицита за счет займов у частного сектора повышает процентную ставку, снижает инвестиции и оказывает относительно нейтральный эффект на цены и совокупный спрос. Денежное же финансирование сокращает процентную ставку, увеличивает частные инвестиции, повышает цены и совокупный спрос.

Как видим, бюджетный дефицит может вызывать различные экономические эффекты – в зависимости от способа его покрытия:

1) эффект расширения денежного спроса, который, в свою очередь, может вызвать либо рост производства (реальный эффект), либо рост цен (инфляционный эффект) – а обычно и тот, и другой в той или иной комбинации;

2) эффект вытеснения. (способы нейтрализации: восстановление бюджетного равновесия, сочетание эмиссии гособлигаций и денежного финансирования бюджетного дефицита, привлечение иностр.капитала)

Государственный долг - сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время профицитов бюджета.

Государственный долг подразделяется на внутренний - долг перед резидентами - и внешний - перед нерезидентами.

Сокращение государственного долга возможно в условиях, когда в стране имеется первичный бюджетный профицит. Но если бюджет продолжает оставаться дефицитным, то у правительства остается, по сути, единственный шанс сократить реальную ценность внутреннего (но не внешнего) долга за счет его так называемой инфляционной эрозии. Такое обесценение долга происходит в случае, если темпы инфляции превышают тот процент, который государство выплачивает обладателям выпущенных им облигаций.

Обычно в государственном долге видятся 2 опасности:

1) банкротство нации, нередко называемое дефолтом (от англ. default – неспособность к оплате)



2) переложение долга на будущие поколения.

Однако в литературе можно встретить аргументы как “за”, так и “против” наличия подобных опасностей. Начнем с последних.

а) срок банкротства постоянно отдаляется правительством – сначала через погашение старых облигаций путем выпуска новых, затем посредством введения дополнительных налогов и, наконец, при реальной угрозе дефолта – через эмиссию денег.

б) в определенный период – прежде всего при переходе от низкой к повышательной экономической конъюнктуре – стратегия некоторого увеличения государственного долга может оказаться вполне оправданной, особенно в случае направления позаимствованных средств на цели поддержки ускоренного роста ВВП, что само по себе повышает будущие налоговые поступления в бюджет и позволяет правительству своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами.

в) специфика основной части государственного долга (долга внутреннего) состоит в том, что население как бы должно само себе. Фактически если налицо дефицит государственного бюджета, то население вынуждаются жизнью выбирать между ростом налогов, сокращением государственных расходов (и то, и другое сопряжено со снижением уровня жизни) и увеличением внутреннего государственного долга (по облигациям которого предусматриваются регулярные выплаты процента).

Этим аргументам противостоят выводы противников наращивания государственной задолженности:

а) выплата процентов по государственному долгу усиливает дифференциацию в доходах и уровне жизни.

б) для уменьшения дефицита госбюджета и покрытия чрезмерно разросшегося государственного долга рано или поздно придется поднять налоги, что неминуемо скажется на ослаблении стимулов к труду, научно-техническому прогрессу, риску;

в) если бюджетный дефицит покрывается за счет привлечения на финансовые рынки иностранного капитала, то увеличивается не внутренний, а внешний долг. Как результат нарастания внешней задолженности, снижаются международный авторитет страны и уровень самостоятельности проводимой правительством политики.

г) для привлечения с рынка капиталов средств на рефинансирование или уплату процентов по государственному долгу правительство вынуждено поднимать ставку процента.


19. Налоги: сущность, функции, критерии классификации и виды.

Налоги - обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. Типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

Функции налогов:

1. Фискальная. Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов.

2. Перераспределительная функция, являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить “сбои” в системе распределения.

3. Стимулирующая (стимулирование, дестимулирование отд видов деят-ти).

1) Воздействие на НТП и накопление капитала (политика ускоренной амортизации)

2) решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоги малому бизнесу)

3) ограничивают производство вредных товаров и поощряют социально полезную деятельность,

4)обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций.

5) Налоги призваны стимулировать инвестт деят-ть

Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой – исключать своих «партнеров».

Принципы налогообложения: А. Смит “Исследовании о природе и причинах богатства народов” сформулировал принципы – справедливости, определенности, удобства, экономичности,

1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.

- Система исчисления и сборы налогов должны быть просты и понятны налогоплательщикам, что бы все расчеты можно было сделать сам-но

- Гласность и открытость налоговой системы, т.е. общество должно знать в чем состоит целесообразность каждого налога.

2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий

3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения).

- принцип горизонт справедливости. Лица, находящиеся в равном положении должны иметь равные налоговые обяз-ва

- принцип верт справедливости. Лица, находящиеся в неравном положении должны иметь неравные налоговые обяз-ва

Концепции налогообложения:

1. концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Маркированные налоги: целевые, строгий контроль за расходованием; немаркированные – нецелевые, позв-ет гос-ву гибко изм-ть направление расходов в зав-ти от гос интересов.

Недостатки:

а) часто невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик

б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства

2. концепция платежеспособности. Зав-ть размера налога от дохода

Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения

а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода

б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается

г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает.

В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Реальное сочетание ставок налоговой политики зависит от: сущности гос-ва, полит партии, фазы экон конъюнктуры, потребности и пр-ва в доходах.

4. Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. два концептуальных подхода к реализации принципа:

1. неоклассиками - нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот

2. кейнсианцами - интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках.

5. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны

Классификация;

В зависимости от объекта обложения:

1. Подоходный налог, разновидностями которого выступают:

1) подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог). При этом подоходные налоги взимаются со всех других форм дохода - заработной платы, пенсии, дохода от предпринимательской деятельности, процента, ренты, дивиденда и т.п. Стабильность и гарантия поступления ср-в в бюджет. 2 формы обложения подоходным налогом: шедулярная - при которой каждая часть (шедула) дохода облагается раздельно в зависимости от источника дохода и глобальная - по совокупному доход. Система индивидуального подоходного налогообложения предусматривает три элемента: необлагаемый минимум доходов, размер которого обычно соответствует прожиточному минимуму; минимальные и максимальные налоговые ставки и налоговая шкала

2) налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Он устанавливается так, чтобы максимально содействовать инвестициям, заинтересовывать фирмы в расширении бизнеса.

II. Налог на потребление, выплачиваемый при покупке определенного товара или услуги. Как уже отмечалось, он является регрессивным, поскольку богатые люди большую долю своего дохода сберегают и тем самым исключают ее из налогообложения данного типа.

1) общий потребительский налог, взимается один раз на стадии продажи товаров (НсП или с оборота). фиксируется в твердых размерах в ценах товаров и поступает в бюджет по мере реализации этих товаров.

2) налог на добавленную стоимость - на каждой стадии производства и обращения товаров. берется с разницы между ценой продажи и затратами на покупку материальных факторов производства

3) акцизы - косвенные, распространяющиеся на избранные, обычно не имеющие заменителей товары.

4) таможенные пошлины - налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары, то есть на товары, пересекающие границы страны. Они подразделяются на фискальные, нацеленные исключительно на увеличение доходов бюджета; протекционистские, призванные защищать внутренний рынок страны; антидемпинговые, направленные против искусственно заниженных, бросовых цен на иностранную продукцию; преференциальные (льготные), применяемые к товарам, ввоз которых соответствует интересам страны.

III. Социальные взносы. Сюда относятся взносы на социальное обеспечение, которые вносится работодателями и лицами наемного труда в фонды социального страхования и используется для выплаты пенсий, медицинского страхования и т.п., а также налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

IV. Поимущественные налоги – отчисления предприятий и населения, владеющих имуществом, которые дополняются налогами на передачу имущества, т.е. налогами на наследство и дары. выплачиваются исходя из внешних признаков, без учета доходов

Кроме того налоги классифицируются в зависимости от способа платежа на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагается непосредственно имущество налогоплательщиков, а также их доходы. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. (НДС, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу)

Еще одним критерием разграничения налогов на прямые и косвенные выступает возможность переложения налогового бремени на потребителей: у косвенных налоговых изъятий такая возможность несравненно больше

Изменения в соотношении различных видов прямых и косвенных налогов подчинены определенным закономерностям. Так, в условиях натурального хозяйства основу налоговых поступлений государству составляли не столько натуральные прямые налоги, сколько налоги косвенные, например, таможенные пошлины. В дальнейшем с развитием рыночных отношений усиливается роль акцизных налогов и налога с продаж. ХХ век характеризуется резким возрастанием роли прямых, особенно подоходных налогов. Возникновение в начале века корпоративных форм организации производства породило такую разновидность подоходного налога, как налог на прибыль корпораций. в дальнейшем в связи с ростом социальных платежей господство индивидуального подоходного налога.


20. Фискальная политика: сущность, цели, виды, иснтрументы.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом.

Цели: экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния и достижение других макроэкономических целей.

Правила фискальной политики:

1. если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно-налоговой политики;

2. если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики;

3. если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).

Инструменты фискальной политики:

1) Государственные расходы на трансфертные платежи, на государственные закупки товаров и услуг.

2) Налоги – прямые и косвенные.

Классификация фискальной политики:

1.Ориентированная на AD: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

2. Ориентированная на AS.

Дискреционная.проводится правительством путем сознательного манипулирования ее инструментами - налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, обеспечения занятости и контроля над инфляцией. Одними из важнейших инструментов дискреционной фискальной политики являются налоговые льготы, а также налоговые кредиты (предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей на определенные цели), политика ускоренной амортизации. При нулевом торговом балансе совокупные расходы состоят из расходов домохозяйств, фирм, государства на приобретение материальных благ и услуг.

Биссектриса характеризует то состояние национальной экономики, при котором весь ВНП потреблен домохозяйствами, фирмами и государством. Если спрос равен С (то есть отсутствуют I и G), то ВНП = ОА. Если к нему добавляется частный инвестиционный спрос I, то ВНП = ОВ. Если же, наконец, совокупный спрос увеличится еще в связи с государственными закупками G, то ВНП = ОE.

Сторонники этой концепции –кейнсианцы – исходят из того, что с помощью госбюджета можно обеспечить рост ВНП. При этом важно, чтобы рост расходов гос-ва финансировался не за счет увеличения налогов, а за счет бюджетного дефицита.

Реализация дискреционной ф.п. основана на использовании мультипликативного эффекта госрасходов. ∆ВНП = мультк * ∆госрасходов (∆G). Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Механизм действия налогового мультипликатора: увеличение налогов – сокращение располагаемого дохода населения(Y) - сокращение потребления(C) – снижение спроса – спад АНП. Однако уменьшение потребления, спроса, ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, т.к. Y состоит из 2 элементов: С и S, поэтому на величину налогового мультипликатора оказывает влияние MPC.

∆ВНП = MPC * ∆налога (изм-е объема налога). Т.к. налоговый мультипликатор меньше,, чем мультипликатор госрасходов, увеличение налогов и госрасходов на одинаковую величину приведет к росту ВНП.

Недостатки:

1. существование временных лагов.

2. -//= ошибок прогнозирования

2. -//- оппортунизм полит.лидеров

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов (любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и сокращает дефицит бюджета в фазе подъема).

1. Прогрессивная шкала налогообложения. Для эффективного исп-я налогов в качества встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на изм-е экон конъюнктуры. В соответствии с теорией «эластичности налоговой системы» средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. Наибольшей реакцией обладает подоходный налог. Чуть меньше налог на прибыль, имущество, потребление.

2. система государственных трансфертных платежей. В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматически сокращает расходы правительства на трансфертные платежи.

3. программы помощи фермерам: автоматически нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства.

4. Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию.

5. Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга.

Кейнсианская теория исходила из предположения, что снижение налоговых ставок обязательно приводит к росту дефицита государственного бюджета. теория “экономики предложения” утв-ет, что ↓ налоговых доходов бюджета будет краткосрочным, в то время как экон рост, обусловленный ↑AS, расширит налогооблагаемую базу и обеспечит рост дохода бюджета.

Фискальная политика, ориентированная на снижение налогов приводит к следующим последствиям:

1. повышается располагаемый доход домохозяйств, что усиливает их склонность к сбережениям (как финансовым источникам инвестиций);

2. увеличивается располагаемый доход предпринимателей, что повышает их инвестиционную активность.

3. сокращение налоговых отчислений от заработной платы лиц наемного труда повышает их стимулы к труду

4. снижение ставок налогов ведет к росту реализации рискованных проектов

5. усиливается готовность предпринимателей работать в “светлой”, а не “теневой” экономике.

Теория «экономики предложения» основана на расчетах америк эк-та Лаффера, кот проанализировал долгосрочную зав-ть между налоговыми доходами гос бюджета и налог ставками, выразив в кривой Лаффера. R - динамика налог ставок, G – долгосрочные поступления в гос бюджет.

От 0 до R0 происходит увеличение налоговой нагрузки – рост количества налогов и увеличение их ставок, отмена налоговых льгот. И это повышает доходы бюджета. При этом рост производства хотя и замедляется, но незначительно. Это, по оценке Лаффера, “нормальная зона шкалы”. При Ro налоговые доходы бюджета достигают своего максимального значения Go. После Rо национальная экономика попадает в «запретную зону», где начинается такое подавление экономической активности, что налоговая база уменьшается быстрее, чем растут ставки налогов и, как следствие, суммарные доходы бюджета падают.

Если R=R1, тогда в бюджет поступает G1. Если же сократить налоги до Gо, то результатом более либеральной налоговой политики станет временное (на период 3-4 года) уменьшение государственных доходов. Первоначальное сокращение налоговых поступлений будет полностью компенсировано через 5-7 лет, когда бюджетный дефицит, а вслед за ним и инфляция вернутся на вполне приемлемый уровень. оптимальный уровень налогообложения, при котором ставка налога максимально заинтересовывает субъекта в данном виде экономической деятельности, заметно не подрывая в то же время бюджетного равновесия в обществе.

снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным. Например, в большей степени надо сократить те виды налогов, которые дадут максимальную отдачу с точки зрения накопления капитала и занятости. суть эффекта Лаффера заключается в том, что уменьшение налоговых ставок вызывает лишь кратковременное падение объема государственных доходов. В отдаленной перспективе эта мера обеспечивает рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а значит, совокупных доходов, подлежащих налогообложению.

Условия реализация:

1. Развитые рыночные отношения

2. надежный контроль над инфляцией и стабильно низкий темп роста цен.

3. бесперебойное превращение сбережений в инвестиции (развитая сфера банковских услуг)

4. высокая эффективность инвестиционной деятельности

5. достаточно быстрое нарастание объема подоходных налогов, что возможно лишь при условии их образования на основе прогрессивной шкалы, а также улучшение техники сбора налогов.

Недостатки:

1. На уровень инвестиций помимо налоговых ставок влияют еще целый ряд факторов (инфляция, прогноз инвест перспектив, уровень загруженности произв мощностей)

2. Низкие налоги оказывают быстрое возд-е на AD, а вот их влияние на AS происходит через опред лаг.

Противоречия ф.п.

1. Временной лаг признаний (от 4 до 6 мес)

2. Административная задержка, связанная со значительной продолжительностью бюджетных процедур (неск-ко лет)

3. Функциональное запаздывание. Связана с задержками реализации принятых решений (от 6 мес до 2 лет)

4. противоречие с др макроэкон целями

5. Полит проблемы (оппортунизм)

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!