Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности рыночной стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции



Монополия - это рынок 1 продавца и множества покупателей.

1)производитель в отрасли 1, отрасль отождествлена с монополистом

2) у товара нет близких заменителей – вплоть до естеств. монополии

3) высокие входные барьеры: экономические – эффект масштаба или большой начальный капитал, искусственные – привилегии (связь, водоснабжение, т.д.) или правовая защита (патенты, т.д.)

4) способность монополий влиять на цену.

Для увеличения продаж цена должна упасть, MR < P

Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

Должен определить сколько производить и по какой цене продавать.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издерж­кам. На рис. кривая рыночного спроса D является кри­вой среднего дохода монополиста. Т.к. монополист=отрасли доп.единицу продукции он сможет продать только если снизит цену - > кривая MR будет левее кривой AR, обе они имеют отриц. наклон. AR=P.

Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену P*, которая соответ­ствует данному количеству продукции Q*,

Как мы можем проверить, что Q* — объем произ­водства, максимизирующий прибыль?

Монополист производит меньшее количество продукции — Q1 и соответственно получает более высокую цену p1. в таком случае MR > MC, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (MR—MC).

Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объ­еме МС > МR, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль на (MC—MR).

Алгебраически: Прибыль рав­на разности между доходом и издержками, которые пред­ставляют собой функцию от Q: П(Q) = R(Q) -C(Q). По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем про­изводства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q рав­но нулю. Тогда ∆П/∆Q = ∆R/∆Q — ∆R/∆Q = О$ MR — MC = О или MR = MC.

Фирма-монополист м.оказаться в разных ситуациях: может иметь прибыль, быть безубыточным, иметь убытки. следовательно, оптимизация для такой фирмы м.означать минимизацию убытков или максимизацию прибыли.



Правило большого пальца

 

В случае с монополистом, в отличие от совершенной конкуренции, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. если изменится спрос, то это не означает, что обязательно изменится объем и цена, объем может изменится без изменения цены, и наоборот, могут изменится как и цена, так и объем.

 

 

Кроме того, монополист обладает механизмом, с помощью которого м.перекладывать все налоговое бремя на потребителя, возможна даже ситуация, когда цена ↑>чем на величину налога (если позиция потребителя неэластична), что связано с пред.издержками монополиста и является величиной, обратной от эласт-ти спроса.

чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Три фактора определяют эластичность спроса для фир­мы.

1. эластичности рыночного спро­са.

2. число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать по­терь от уменьшения объема реализации.

3. взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрес­сивный характер, когда каждая фирма старается захва­тить львиную долю рынка.

Диверсификация цен может принять три формы в зависимости от дохода покупателя, объема потребления и категории товара, по времени и ценообразование при максимальном спросе.

Монополистическая конкуренция. В краткосрочном периоде фирма может иметь прибыли и убытки (так же как при чистой монополии). На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Кривая спроса сместится вниз. Ситуация убыточности спровоцирует выход какого-то кол-ва числа фирм из нее. Таким образом достигается ранвочесие. Устанавливается такая цена, которая покрывает издержки на единицу пр-ии при объеме пр-ии, соотв равенству MR и MC. Фирма в этом случае безубыточна, имеет нормальную прибыль.



Олигополия.Как установится равновесие на данном рынке? Наиболее простой случай – модель Курно (на основе дуополии). Суть - каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. максимизирую­щий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2.

Олигопольные фирмы часто оказываются на месте заключенных в дилемме. Они должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить боль­шую долю рынка за счет конкурента, или «сотрудни­чать» и конкурировать более пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть, даже тайно сговариваясь с ним. Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объем производства, они получат более вы­сокие прибыли, чем при агрессивной конкуренции.

Монопсония ME > P ; P < MV; Qm < QC ; Pm < PC


13. Национальная экономика: цели и измерение результатов.

Государство нацелено на выбор оптимального баланса следующих макроэкономических целей:

1. Высокие темпы экономического роста и обусловленные ими темпы повышения благосостояния населения (экстенсивный/интенсивный)

2. Стабильный общий уровень цен. При этом речь идет о стабильности не директивно закрепленных, а именно рыночных цен, свободно устанавливаемых на основе взаимодействия спроса и предложения, т.е. избегать инфляции и дефляции (до 10%

3. Полная занятость имеющихся производственных ресурсов – как материальных, так и трудовых. При этом особое значение для правительства имеет ликвидация вынужденной безработицы.

Второстепенные:

4. Экономическая свобода: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.

5. Справедливое распределение доходов, т.е. дифференциация доходов населения не должна быть чрезмерной (40 раз)

6. Экономическая эффективность, характеризуемая соотношением объема произведенных товаров и услуг к объему использованных при их создании ограниченных производственных ресурсов.

7. Социальная защищенность, предполагающая государственную поддержку инвалидов, престарелых, беженцев, многодетных семей и других социально уязвимых категорий граждан от неизбежных рисков, связанных с утратой здоровья, работы, жилья, с последствиями несчастных случаев.

Некоторые из этих целей взаимодополняемы: достижение одной означает осуществление и ряда других. Например, достижение полной занятости означало бы ликвидацию вынужденной безработицы как главной причины низких доходов и экономической необеспеченности. Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга.

В 40-50-е гг. в рамках ООН была создана СНС, описывающая взаимосвязи между главными переменными макроэкономики – выпуском продукции, расходами и доходами. Раскрывает факторы, от которых зависит функционирование национальной экономики,

Ведущим в СНС является показатель валового продукта. Валовой продукт - оцениваемая в рыночных ценах стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (например, за год). Валовой продукт характеризует объем текущего национального производства независимо от того, продана вся произведенная продукция, или же часть ее осталась в товарных запасах. В состав валового продукта включаются не только материальные блага, но и услуги. Валовой продукт имеет две разновидности

- валовой национальный продукт (ВНП = ВНД) – продукт, произведенный с использованием принадлежащих данной стране факторов производства. Часть ВНП создается за границей.

- валовой внутренний продукт (ВВП), рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных предприятиями данной страны на ее экономической территории (не включает территориальные анклавы других стран (в том числе посольства, военные базы и т.п.), и содержит анклавы данной страны, расположенные на территории других стран).

ВВП равен ВНП за вычетом чистого факторного дохода из-за рубежа. Иначе говоря, для расчета ВВП необходимо из ВНП вычесть поступления от отечественных факторов производства из-за границы – прибыль от вложенного за рубежом отечественного, доходы от приобретенной там собственности, оплату труда граждан, выехавших на заработки и т.п. – и добавить аналогичные факторные доходы, полученные зарубежными инвесторами и наемными работниками в данной стране.

ВП не включает в свой состав промежуточные блага и учитывает лишь конечные блага. Конечными называются товары и услуги, по отношению к которым производственный цикл уже завершен, и которые приобретаются для конечного потребления, а не для переработки или дальнейшего использования в производстве. Однако часть промежуточных благ (мука, железо), приобретенных домохозяйствами все же включаются в состав ВП.

Кроме того, в состав ВНП не включают непроизводительные сделки:

а) Трансфертные платежи из государственного бюджета и частные трансфертные платежи. Трансфертные платежи – выплаты правительством, предприятием, частными лицами денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары и услуги, т.е. отсутствует эквивалентность. Не производство, а перераспределение стоимости благ (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии)

б) Сделки с ценными бумагами, например, купля-продажа акций и облигаций

в) продажи произведенных ранее, подержанных товаров, которые либо не отражают текущего производства, либо включают повторный счет. Но и при этом в ВВП включаются комиссионные посредника, оказавшего текущие услуги по сведению продавца и покупателя.

Объем ВНП (ВВП) определяет величину экономической мощи страны. Уровень же ее экономического развития определяется отношением валового продукта к численности населения.

Показатели могут быть номинальными и реальными (номинальные, скорректированные на инфляцию).

Дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП, выраженное в виде индекса.

Дефлятор ВНП не следует отождествлять с индексом потребительских цен, он измеряет затраты домохозяйств на приобретение фиксированного набора товаров и услуг, называемого потребительской корзиной.

Различия между индексом потребительских цен и дефлятором ВНП состоят в том, что:

1) дефлятор ВНП отражает цены всех произведенных товаров и услуг, а индекс потребительских цен - цены товаров и услуг, приобретаемых только домохозяйствами.

2) в дефляторе ВНП отражаются только товары, произведенные отечественными предприятиями: импортируемые товары не учитываются в ВНП, в то время как расчет индекса потребительских цен без учета цен на эти товары недопустим.

3) При исчислении и дефлятора ВНП, и индекса потребительских цен используется понятие цены потребительской корзины, но используется неодинаково. Дефлятор ВНП определяется исходя из состава корзины в каждом данном году, т.е. состав корзины меняется ежегодно. При исчислении же индекса потребительских цен состав корзины может не изменяться 10 -15 лет, отсюда 2 недостатка:

а) структура потребительской корзины в реальной жизни изменяется потребителями довольно быстро в ответ на их представления о дороговизне тех или иных товаров.

б) индекс потребительских цен не учитывает улучшение качества подорожавших товаров.

Поэтому при индексации доходов целесообразно использовать дефлятор ВНП.

Помимо производственного метода существуют 2 подхода к измерению ВП, которые дают один результат при отсутствии ошибок:

- по методу потока расходов, суммируются расходы на конечные блага:

Q = С + I + G + TB , где Q - валовой национальный продукт,

С – частные потребительские расходы (потребительский спрос). Это их расходы на товары текущего, краткосрочного пользования (менее одного года), предметы потребления длительного пользования (более одного года) и услуги (блага, не имеющие в момент продажи формы материального объекта и потребляемые одновременно с их созданием).

I - – валовые частные внутренние инвестиции: конечные покупки элементов основного капитала , инвестиции в жилье (домохозяйства, покупающие собственный дом, считаются инвесторами), в прирост товарных запасов (если запасы сокращаются - инвестиции отрицательны).

G - государственные закупки: общая стоимость конечных товаров и услуг, приобретенных федеральным правительством, региональными и местными органами власти в своей стране и за рубежом.

TB - торговый баланс (чистый экспорт): разница между объемами экспорта и импорта. Вычесть импорт необходимо для избежания повторного счета: домохозяйства (С), фирмы (I), государство (G) приобретали и импортные товары, а потому цифры в C + I + G преувеличивают объем конечного потребления товаров и услуг, созданных отечественными производителями.

Если экспорт больше импорта, то страна на мировом рынке выступает в качестве «нетто-экспортера», наоборот - «нетто-импортером».

- по методу потока доходов, включаемые в ВП следующие виды доходов, по факторам производства:

1) оплата труда наемных работников (плата за труд)- заработная плата, жалование, премии, а также некоторые дополнительные пособия

2) рентный доход, который получается собственниками земли, помещений, жилья и др – плата за землю.

3) прибыль предприятий – доход, остающийся после платежей предприятий работникам и кредиторам, а также налогов, выплачиваемых в бюджет. Этот компонент включает доход акционеров в виде дивидендов, доход государства в форме налога на прибыль, а также доход, остающийся в распоряжении предприятия в виде нераспределенной прибыли.

4) чистый процентный доход - разница между величиной процентного дохода и величиной процентных платежей, осуществляемых ими для погашения потребительских ссуд.

Сумма данных доходов образует национальный доход – совокупность первичных доходов, получаемых владельцами факторов производства. В дальнейшем в ходе перераспределения национального дохода через налоговую систему образуются производные от них доходы пенсионеров, военнослужащих, студентов, безработных и др.

Чтобы перейти от национального дохода к чистому национальному продукту, необходимо, с одной стороны, прибавить к первому величину удорожающих продукцию и удерживаемых государством у частного сектора косвенных налогов (НДС, акцизов и др.). А с другой - необходимо вычесть правительственные трансферты. Таким образом, ЧНП равен национальному доходу в сумме с так называемыми чистыми косвенными налогами (косвенными налогами за вычетом государственных трансфертных платежей).

Если же добавить к ЧНП стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления), то вновь получится валовой национальный продукт. Как видим, хотя ВНП призван отражать стоимость только конечных товаров и услуг, он все-таки содержит повторный счет, так как включает величину, равную стоимости износа зданий и оборудования. Отличие ВНП и ЧНП состоит лишь в том, что первый включает валовые частные внутренние инвестиции, а второй - лишь чистые частные внутренние инвестиции, которые характеризуют величину прироста основного капитала за год. Поэтому ЧНП лучше, чем ВНП характеризует экономические результаты деятельности общества.

Уровень цен, уровень занятости, % ставка. Кривая филлипса (бюджет, инфляция)


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!