Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Способы получения и переработки информации



Работа с книгой. Это один из основных видов самостоятельного труда.

Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Аналитическое (глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:

фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;

разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;

критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы.



Представление о могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора проходит в несколько этапов. Первый этап. Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты и журналы. Второй этап. Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики. Третий этап. Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности. Четвертый этап. Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

Изучение научной литературы

Изучение любой научной книги начинается с первона чального знакомства с ней. Такое знакомство осуществляет136 ся в два этапа. Первый этап — это беглый просмотр научной книги с целью создания самого общего о ней впечатления, и второй этап — более обстоятельный просмотр для уяснения основного ее содержания. Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содержанием научной книги могут оказать некоторые элемен ты ее справочносопроводительного аппарата, предваряющие основной текст. Это прикнижная аннотация, предисловие и всту пительная статья. В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении, раскрывается основ ная идея, показывается научное и практическое значение из дания. Из аннотации можно уточнить его основную тему, зада чи, поставленные автором, и метод, которым он пользовался, а также принадлежность к определенной научной школе (или научному направлению), общую структуру книги и т. п. Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах (собственно предисловие, “от автора”, “от редакто ра”, “от переводчика”, “от редакции” и т. п.). В предисловии чаще всего объясняются мотивы написания книги, особенности ее со держания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем, указывается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в создании и рецензирова нии издания. Вступительная статья (одна из разновидностей предис ловия) обычно предваряет труды крупного ученого или научно го коллектива, отдельные произведения или собрания сочине ний классиков науки. Во вступительной статье дается оценка работ, входящих в состав данного издания, характеризуется ми ровоззрение ученого, система его научных и общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т. п. При знакомстве с научной книгой особенно внимательно нужно читать ее введение, которое не принадлежит к научно справочному аппарату такой книги, а является вступительным разделом к ее основному тексту.137 Во введении к большинству научнотеоретических работ дается общая характеристика предмета исследования и крат кая история его разработки в научной литературе (т. е. истори ографическая справка), обосновывается актуальность темы и сообщается об источниках фактического материала, а также формулируются цель и задачи описанного исследования. Эти сведения дают возможность получить первоначальное впечат ление о содержании научной книги с точки зрения существа предмета, о котором в ней идет речь. В области техники, математики, естествознания часто при ходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследований, в таких ста тьях приводятся данные об апробации полученных результа тов, об их состоявшейся или возможной реализации, об эконо мической или производственной эффективности. На втором этапе изучения научной литературы очень по лезно развивать свою память. Для лучшего запоминания раз работано много различных приемов и способов. Первое условие хорошего запоминания — это сосредото чение внимания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях объекта, то их запоминание про исходит почти в 10 раз быстрее и надежнее, чем при рассеян ном внимании. Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу информации, с которой исследовате лю приходится иметь дело. Многое из такой полезной инфор мации можно сохранить, не перегружая свою память, если со бранную научную информацию своевременно регистрировать. Формы такой регистрации различны. Это могут быть: 1) записи самого различного характера, в том числе выпис ки из протоколов опытов, заседаний кафедры, лабораторных журналов; 2) регистрация новой информации на специальных бланках, анкетах, магнитных лентах; 3) регистрация научной информации методами фотографии;138 4) графики, рисунки, схемы и другие графические матери алы; 5) расчеты, выполненные с помощью машинной техники; 6) выписки из анализируемых документов и литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать, не откладывая. Иначе, как это часто бы вает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно. Весьма полезно всегда иметь “под рукой” бумагу и карандаш. Еще лучше, если для этой цели использовать магнитофон. Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации.



Ведение рабочих записей

Общие принципы ведения рабочих записей. Ведение за писей прочитанного — наиболее эффективный метод обработ ки информации, содержащейся в источниках, используемых в качестве исходных при подготовке научной работы: надежность усвоения прочитанного многократно возрастает, если процесс чтения сопровождается фиксацией избранных мест. В самом деле, ведь применяя его, исследователь: • более прочно усваивает прочитанный материал, посколь ку использует для этого не только зрительную и звуковую, но и двигательную память; • осуществляет более глубокий и тщательный анализ усво енной информации, имея возможность уточнить свои выводы и131 оценки из прочитанного, основываясь на зафиксированных впе чатлениях; • способен более точно расставить акценты в усвоенном материале; • своевременно уточняет структуру своей будущей науч ной работы. И, наконец, предварительные записи прочитанного в зна чительной степени облегчают последующее написание работы. Виды рабочих записей. План (от лат. planum — плос кость) — первооснова, каркас какойлибо письменной рабо ты, определяющий последовательность изложения матери ала. План является наиболее краткой — и потому самой до ступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это пере чень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие со стоит в степени детализации содержания. Основные преимущества плана состоят в следующем: Вопервых, план позволяет наилучшим образом вскрыть логику мысли автора, упрощает понимание главного в произве дении. Вовторых, позволяет быстро и глубоко проникнуть в суть построения произведения и, следовательно, гораздо легче ори ентироваться в его содержании. Втретьих, позволяет — при последующем возвращении к нему — быстрее обычного вспомнить прочитанное. Вчетвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д. Существуют два базовых способа составления планов со держания исходных источников информации. Первый из них заключается в ведении соответствующих записей по ходу чте ния, за что и получил название “сквозного”. Сквозной способ наиболее пригоден для составления планов при работе с исход ными источниками информации, имеющих содержание сравни тельно небольшого объема. Его главное преимущество заклю чается в том, что одновременно с прочтением материала можно132 более глубоко уяснить его структуру, идейную (сюжетную) ком позицию. Кроме того, можно сразу же вносить уточнения в ваш первоначальный план и, таким образом, с перелистыванием пос ледней страницы той или иной работы получить его в оконча тельно сформулированном виде. Обобщающий способ наиболее пригоден прежде всего для изучения крупных авторских работ. Вне зависимости от способа составления план в большин стве случаев включает в себя: • справочные сведения об источнике (фамилия и инициа лы автора, полное название, наименование издательства и год выпуска в свет, количество страниц, для многотомных источ ников — номера томов); • краткую характеристику условий написания работы; • краткое упоминание о стержневой идее работы; • перечень основных моментов содержания работы (по пун ктам, возможно, с разбивкой на подпункты); • краткое заключение, отражающее личное впечатление от прочитанного; • ссылки на другие источники и материалы. На практике, впрочем, рекомендуется использовать комбинацию способов, всякий раз подлаживаясь под конкретную ситуацию. Работа по составлению планов прочитанного способствует выработке и закреплению важных методических и учебных на выков, развивает логическое мышление. Не следует рассматривать составление плана как пустяч ную работу хотя бы потому, что план почти всегда является со ставной частью большинства других видов записей прочитан ного. В той же степени сказанное относится и к выпискам. Выписки — небольшие фрагменты текста (неполные и пол ные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близ кие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содер жащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного. Более совершенной формой творчески переработанных выписок являются тезисы.133 Тезисы (от греч. tezos — утверждение) — сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже — опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Вопервых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Вовторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуж дениями. Втретьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитиро вания. Аннотация — краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. Пишется аннотация почти исключительно сво ими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста. Резюме — краткая оценка изученного содержания исход ного источника информации, полученная прежде всего на осно ве содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по сво ей сути с аннотацией. Однако текст резюме концентрирует в себе информацию не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части. Конспект (от лат. conspectum — обзор, описание) — слож ная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в со четании с планом источника, а также сжатый анализ записан ного материала и выводы по нему. Какие преимущества дает конспектирование в сравнении с другими формами записей прочитанного? Вопервых, конспектирование в наибольшей мере способ ствует глубокому пониманию и прочному усвоению изученного материала. Вовторых, конспектирование, как ни один другой способ работы над текстом, способствует умению выделения из прочи танного материала важнейших его положений. Втретьих, в процессе конспектирования вырабатываются навыки самостоятельного письменного изложения.134 В зависимости от способа построения включаемого в них материала конспекты подразделяют на текстуальные и тема тические. Текстуальные конспекты охватывают материал в рамках одного источника (даже в том случае, если он состоит из нескольких самостоятельных частей — книг или томов). Поря док изложения материала в этом случае практически всегда соответствует его расположению в источнике. Рекомендуется следующий порядок работы над текстуаль ным конспектом: 1) чтение и обдумывание прочитанного; 2) составление плана конспекта; 3) запись отдельных положений работы в виде разверну тых тезисов, включающих в себя не только констатации и вы воды, но и их обоснование, а в необходимых случаях и соответ ствующие цитаты; 4) дополнение тезисов рассуждениями, доказательствами, аналитическими выкладками и выводами; 5) включение в содержание записей вспомогательного ма териала, излагаемого близко к тексту, в том числе фактов, при меров, цифр, ссылок, а также графиков, схем, таблиц, диаг рамм; 6) формулирование и записывание заключительных выво дов. Тематические конспекты включают в себя материал по определенной теме. Материал излагается таким образом, что бы была наиболее полно раскрыта тема. Составление темати ческого конспекта — весьма серьезная творческая работа. Ей должно предшествовать изучение всей, подобранной для рас крытия данной темы, литературы. Такие конспекты обычно составляются для более глубоко го изучения проблемы и при подготовке к написанию более се рьезной письменной работы или устного выступления по дан ной тематике. Важное значение для эффективного использования конс пекта в дальнейшем имеет и его качественное оформление.135 Оформление конспектов целесообразно производить со гласно следующим правилам: 1) в титульной части указать фамилию автора, полное на звание работы, место и год издания (для статей — наименова ние источника, в котором она напечатана); 2) в нижнем углу каждой страницы конспекта приводить страничный интервал источника; 3) выделение структурных частей оригинального текста следует обозначать интервалами, а их названия — выделять более крупными заголовками с соблюдением “сквозного поряд ка” нумерации; 4) выделение наиболее существенного в содержании ори гинального текста делать с использованием приемов верстки (в том числе полужирного шрифта, курсива, подчеркивания, мар кировки цветом, обрамления и т. п.); 5) использование единой системы сокращений и условных обозначений на протяжение всей записи является обязатель ным; 6) введение дополнительных записей на полях конспекта, а также оформление имеющихся в оригинальном тексте графи ков, таблиц и т. п. осуществляется по единым правилам. Работу над любыми видами конспектов завершает про смотр зафиксированной информации. Просмотр этот имеет целью определить: полноту информации из исходного источни ка; качество фиксации выбранной информации; соответствие расположения (предварительной группировки) зафиксирован ной информации определенной структуре письменной работы. Кроме того, по результатам просмотра делается вывод о необ ходимости внесения уточнений в список исходных источников информации.

Виды переработки текста

Тезисы— это краткое изложение основных положений ста­тьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые чита­тель выписывает в виде цитат или в собственной формули­ровке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо на­учиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза­главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения тек­ста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Выписки
Наиболее простой вид записи — выписка(выдержка), до­словная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы зна­комимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для под­готовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выпис­ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при не­обходимости используйте их.

Конспект
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем от­личие конспекта от других видов сокращения текста? План — это самая короткая форма изложения текста, его ло­гическая схема в виде кратких формулировок; тезисы — основ­ные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сфор­мулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате си­стематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к пол­ному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Конспект - это последовательная фиксация информации, ото­бранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свобод­ные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержа­щие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (па­раграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее ча­сти), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме,— тематический конспект.

Реферат
Реферат (от лат. - сообщаю) - краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы порабо­тить, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над рефератом


  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Разработка плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

    Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунк­тов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосно­вывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика исполь­зуемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.
Требования к оформлению реферата
Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.


  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.

  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.

 

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

Аннотация
Аннотация(от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — эти текст из 3—4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

2. Текст аннотации.
Основные требования к аннотации

• Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.

• Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

• Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.

• Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.
Разновидности аннотаций

• справочная (информативная);

• рекомендательная (с элементами оценки);

• от издательства;

• от автора;

• от составителя.

Виды рефератов

реферат – это письменная самостоятельная работа, которую рано или поздно приходится писать всем студентам и научным работникам. Для того, чтобы написать работу наиболее полно соответствующую методологическим и исследовательским целям, необходимо выбрать подходящий вид работы. Согласно методам работы с текстом можно выделить следующие виды рефератов:


1. Аннотация
2. Собственно реферат (предполагает реферирование текста)
3. Компиляция
4. Доклад
5. Конспект


В ходе учебной деятельности студенты в основном пишут собственно рефераты, доклады и конспекты. Аннотация и компиляция относятся больше к научной деятельности.

 


Просмотров 10042

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!