Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности олигополистического рынка. Виды олигополий



Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный) , монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия) .

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) , монополистическая конкуренция (регулируется государством) , олигополия (власть немногих) .

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах” . Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн” . Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя -- это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен” .

Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами.

Когда во многих отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями. Именно об этих отраслях пойдет речь в данной главе. Попытаемся, во-первых, дать определение олигополии, оценить степень ее распространенности и рассмотреть причины возникновения и существования. Во-вторых, рассмотреть возможные модели поведения в олигополистических отраслях в отношении цены и выпуска.

Вообще, олигополия – это отрасль, в которой большую часть продаж осуществляется несколькими фирмами, каждая из которых оказывает влияние на рыночную цену своими собственными действиями.



Но что имеется ввиду под «несколькими фирмами»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, распространяющуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией - с другой.

Итак, каковы основные признаки олигополии? Отличительной чертой

олигополии является немногочисленность фирм.

Однако у рынков нет имен или названий, позволяющих идентифицировать их

согласно теоретическим категориям: монополии, олигополии, монополистической и чистой конкуренции. Вместо теоретического смысла этих категорий эмпирический подход к изучению рыночной структуры предполагает поиск других характеристик рынка, которые можно достаточно просто определить. Одной из таких характеристик является концентрация рынка – степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм.

Простейшим показателем, измеряющим концентрацию рынка, является коэффициент концентрации. Он показывает процентное соотношение всех продаж, которые вычисляются для определенного числа фирм. Наиболее широко используется, так называемый, уровень концентрации четырех фирм,

представляющий из себя цену долей рынка четырех крупнейших фирм.

Показатель уровня концентрации имеет несколько ограничений. Очевидным является то, что он не учитывает разницы между отраслями, в которых одна

фирма доминирует на рынке, и теми, в которых четыре или более фирм делят ее почти поровну. Рынок, на котором одна фирма контролирует 77% , остальные с 23% по 1% будет иметь такой же уровень концентрации, как и рынок, где

контроль каждой фирмы над рынком не превышает 25%.

Измерение концентрации с помощью индекса Герфендаля – Хиршмана

позволяет преодолеть этот недостаток.



Индекс рыночной концентрации Герфендаля вычисляется путем возведения в квадрат процентной доли каждой из фирм и суммированием полученных

квадратов. Для отраслей, где имеется N фирм, формула имеет вид

H=p12 +p22 +…+pn2 , где рn – доля рынка к-ой фирмы, выраженная в процентах; к=1/n.

С увеличением концентрации индекс Герфендаля тоже растет, достигая своего максимума при монополии (Н=10000).

Но многие экономисты считают, что такое структурное доказательство, как степень концентрации или индекс Герфендаля недостаточен для определения

степени конкурентности рынка. Более того, они утверждают, что нужно, прежде всего, обратить внимание на само рыночное поведение фирм.

Существует несколько способов классификации олигополий. Обычно используются такие способы классификации олигополий:

По количеству участников рынка.

По распределению долей рынка между участниками.

По открытости входа на рынок.

По открытости входа на рынок выделяют олигополию с открытым входом и с закрытым входом, можно рассматривать и промежуточные варианты. В первом случае новые конкуренты легко могут входить на рынок (особенно если цена продукции на этом рынке возрастет), поэтому участникам рынка в длинной перспективе невыгодно повышать цены. Во втором случае участники рынка конкурируют только между собой, а новые фирмы появится на рынке не могут. В результате участникам рынка проще повышать цены и по отдельности, и вместе.

По распределению долей рынка между его участниками можно выделить олигополию с равномерным распределением долей рынка, а также олигополию с наличием компании-лидера. В первом случае все производители находятся в примерно равных условиях и им одинаково выгодно или невыгодно изменять цены и выпуск, а во втором случае лидер доминирует на рынке и ему гораздо проще повышать или понижать цену продукции, а также сворачивать или увеличивать производство. В подобной ситуации лидер находится в ситуации близкой к монополизации рынка, а следовательно его поведение следует логике поведения монополиста. Одновременно, лидер, как правило, имеет более высокие прибыли и даже снижение спроса не может привести к убыткам для лидера.

И наконец, по количеству участников (желательно учитывать только равноценных участников рынка, игнорируя очень мелких игроков) можно разделить олигополии на группы :

Олигополии с большим количеством участников.

Олигополии с небольшим количеством участников рынка. (от 3 до 5)

Олигополия с двумя участниками, т.е. дуополия

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!