Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ



Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;2

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________________________

Направление подготовки ______________________________________________________________

Номер контракта _____________________________________________________________________

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЮНИТА 1

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

 

МОСКВА 2009

Разработано Г.А. Горшковым, канд. пед. наук, доц.

Под ред. О.Я. Боксера, д-ра мед. наук, проф.;

А.Л. Димовой, канд. пед. наук, доц.

 

Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов СГА

 

 

КУРС: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Юнита 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Юнита 2. Социально-биологические основы физической культуры.

Юнита 3. Основы здорового образа жизни студентов.

Юнита 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

Юнита 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Юнита 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Юнита 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания.

Юнита 8. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

 

ЮНИТА 1

 

Отражены основные положения физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.Рассмотрены физическая культура и спорт как социальные феномены, как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Определена значимость физической культуры и спорта в высшем учебном заведении. Изложены основы организации физического воспитания в вузе.

 

Рабочий учебник составлен на основе дидактических единиц учебников, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации или Учебно-методического объединения:

1. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка [Текст] : учебник для студентов вузов / И. С. Барчуков [и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2008.



3. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст] : учеб. для студентов вузов / М. Я. Виленский [и др.] / Под ред. В. И. Виленского. – М. : Гардарики, 2007.

 

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

 

_____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2009

(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)

 

Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено

Сертификатом соответствия Стандарт-тест

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 6

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ... 6

1.1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.. 7

1.2. Спорт – явление культурной жизни. 11

1.2.1. Общая характеристика спорта. 11

1.2.2. Социальные функции спорта. 13

1.2.3. Основные направления в развитии спортивного движения. 16

1.3. Компоненты физической культуры.. 19

1.3.1. Физическое воспитание. 19

1.3.2. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. 24

1.3.3. Фоновые виды физической культуры.. 25

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 25

2.1. Физическая культура студента. 26

2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья
студентов, их физического и спортивного совершенствования. 30



2.3. Профессиональная направленность физического воспитания. 31

2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта. 33

2.4.1. Организационные основы физической культуры и спорта. 33

2.4.2. Правовые основы физической культуры и спорта. 37

3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 40

3.1. Гуманитарная значимость физической культуры.. 40

3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. 41

3.3. Основы организации физического воспитания в вузе. 47

3.3.1. Содержание учебных занятий по физической культуре. 49

3.3.2. Организация учебной работы по физической культуре. 50

3.3.3. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов. 50

3.3.4. Структура учебно-тренировочного занятия. 51

3.3.5. Общая и моторная плотность учебно-тренировочного занятия. 52

3.3.6. Формы самостоятельных занятий. 52

3.3.7. Содержание самостоятельных занятий различными видами физической культуры.. 54

3.3.8. Управление самостоятельными занятиями студентов. 57

3.3.9. Самоконтроль студентов за состоянием здоровья. 58

3.3.10. Оздоровительно-физкультурный центр СГУ – современная форма организации занятий в сфере физической культуры оздоровления студенческой молодежи. 58

3.4. Планирование и организация физкультурно-спортивных массовых мероприятий
в СГУ.. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 70

ГЛОССАРИЙ.. 76

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Физическая культура и спорт как социальные феномены. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры. Спорт – явление культурной жизни. Компоненты физической культуры.

Физическая культура в структуре профессионального образования. Физическая культура студента. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Профессиональная направленность физи-ческого воспитания. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении, значимость физической культуры. Гуманитарная значимость физической культуры. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. Основы организации физического воспитания в вузе. Планирование и организация физкультурно-спортивных массовых мероприятий в СГА.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативные правовые акты

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 29.04.99, № 80-ФЗ (с изменениями на 25 октября 2006 г. (редакция, действующая с 1 января 2007 года).

 

Учебные издания*

 

1. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. С. Барчуков. - М. : Академия, 2006 ( гриф УМО).

2. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка [Текст] : учебник для студентов вузов / И. С. Барчуков [и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009 (гриф МО РФ).

3. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов / В. И. Дубровский. - М. : МИА, 2006.

4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2008 (гриф УМО).

5. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст] : учеб. для студентов вузов / М. Я. Виленский [и др.] / Под ред. В. И. Виленского. – М. : Гардарики, 2007 ( гриф УМО).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

 

Физическая культура и спорт – это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания. С учетом этого изменяются требования общества к физической культуре и спорту.

Физическая культура и спорт как общественные явления достигли своего современного высокого состояния, поддерживаемого и развиваемого в большинстве стран на государственном уровне. Движущей силой этого явления были и остаются потребности отдельного человека и общества в воспитании физически и духовно здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни, в разностороннем развитии личности.

Общеизвестно, что удовлетворение базисных социально-биологических потребностей человека является основной предпосылкой развития личности. В иерархии потребностей главное место отводится потребностям в творчестве и самоактуализации личности. Без преувеличения можно утверждать, что многие из них с успехом могут удовлетворяться в общедоступной и наиболее демократичной области человеческой деятельности – физической культуре. Особенно это касается занятий спортом, открывающих простор для удовлетворения потребностей высшего порядка в самоутверждении и творчестве. Этот положительный спортивный опыт может быть перенесен и на другие сферы деятельности человека, чему немало поучительных примеров из жизни спортсменов.

Общество не располагает более полноценным средством, обеспечивающим физическую подготовленность людей к полноценной жизни в современных условиях, чем физическая культура. Физическое воспитание, самостоятельные занятия физкультурой и спортом могут способствовать, в первую очередь, укреплению здоровья, развитию способностей, необходимых человеку в различных сферах деятельности, полноценному активному отдыху.

Известно, что здоровый, физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособится к жизни, освоит новую профессию; его труд будет более эффективен. Существенное увеличение доли умственного, интеллектуального труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, так как технический прогресс еще более обостряет проблемы надежности человека в системе производства.

Воздействие физических упражнений на человека чрезвычайно многообразно. При методи-чески правильном использовании они благотворно влияют практически на все органы и системы. Широко известна роль физических упражнений в развитии силы, выносливости, совершенст-вовании функций вегетативной, соматической и центральной нервной систем. Рациональное применение физических упражнений способствует повышению умственной работоспособности и является наиболее эффективным способом снятия умственного утомления и нервно-психического напряжения. Еще в ХVIII в. выдающийся французский врач Тиссо писал о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, любое лечебное средство. Но все лечебные средства не могут заменить движение.

1.1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

 

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В основе физической культуры лежит двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В первобытном обществе вся физическая и умственная деятельность человека была связана непосредственно с обеспечением условий его существования. Человек, собиравший плоды, использовал естественные, данные ему природой движения – ходьбу, бег, лазание, прыжки. Позднее важную роль в жизни человека стала играть охота, результат которой зависел от применения орудий труда – камня, палки, копья, лука, что потребовало качественно новых движений, ранее человеку не известных (метание в цель, стрельба и т.д.).

Физическое воспитание как таковое появилось, когда человек начал сознательно применять особые движения – упражнения для развития своих физических способностей. Первым физическим упражнениям свойственен прикладной характер. Люди понимали, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, а также быть сильным в борьбе с крупным зверем. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться для развития этих качеств. Используя орудия первобытной охоты, человек путем проб и ошибок находил рациональные движения, повышающие результативность охоты. Упражнения в этих движениях стали неотъемлемой частью и в воспитании подрастающего поколения, в его подготовке к выполнению тех задач, которые ставила перед ними жизнь в племени.

По мере развития общества, науки и техники расширяется связь физической культуры с материальным производством и духовной жизнью общества, способствуя поддержанию необходимого равновесия между человеком и окружающей средой. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья человека, но и для адаптации его организма к условиям общественной жизни, для лучшего проявления индивидуальных возможностей в различных областях деятельности.

Термин “физическая культура” появился в конце XIX в. в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX в., после революции 1917 г. термин “физическая культура” получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 г. в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 г. Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 г. выходил журнал “Физическая культура”, а с 1925 г. и по настоящее время – журнал “Теория и практика физической культуры”. Постепенно термин “физическая культура” получил распространение во многих странах мира. И, тем не менее, вопрос об определении самого понятия “физическая культура” по сей день остается предметом оживленных дискуссий, так же, как и определение более широкого понятия “культура”.

Слово “культура” есть почти во всех языках народов мира. В переводе с латинского “culture” означаетвозделывание, преобразование, улучшение того, что дано природой, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Иными словами, под культурой следует понимать все то, что было, есть и будет создано, развито, улучшено, изменено людьми в процессе умственного и физического труда, в отличие от того, что дано природой. Деятельность – необходимое условие для производства, распространения и освоения ценностей культуры. Какую бы сферу культуры мы не рассматривали – научные открытия и технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права и т.д. – их необходимо оценивать в зависимости от того, какое положительное влияние они оказывают на развитие “человеческого в человеке”, как служат его благу, гуманизируют общество в целом. Напротив, такие “творения” рук и ума человека, социальные явления, как войны, преступность, терроризм, алкоголизм, наркомания и многие другие, а также умышленное или неумелое, некультурное использование не во благо человека достижений культуры (науки, техники и т.д.) составляют темный мир антикультуры.

Уже само наименование “физическая культура” указывает на ее принадлежность к культуре.

Современное понятие “культура” охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной деятельности, имеющих ценность для общества и личности. Кроме предметных ценностей, создаваемых непосредственно в преобразовании внешней природы, культуру составляет и все то, что воплощает успехи человека в преобразовании своей собственной природы, в реализации заложенных в человеке природой способностей. Поэтому к таким слагаемым общей культуры человечества, безусловно, принадлежит и культура физическая, ставшая одним из важнейших факторов сохранения и умножения естественных жизненных сил человека. Предлагаемые ею для этого средства и методы при всей их внешней простоте удивительно действенны. Они позволяют не только создать благоприятный “фон” для основной жизнедеятельности, но и обеспечивают направленное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, совершенствование телосложения, а также восстановление дееспособности органов и систем, утраченной при заболеваниях и травмах.

Важно отметить, что культура физическая (дословно – “культура телесная”, “культура тела”) имеет дело не только с заложенными природой физическими качествами человека, касающимися строения тела, его двигательных возможностей и функциональных резервов, но также и с его психическими, душевными качествами, в том числе, интеллектуальными способностями. Последние не отделимы от физического (телесного) состояния человека, и, более того, психическое и физическое в человеке взаимосвязаны, что справедливо выражено в известном афоризме “в здоровом теле – здоровый дух”. Оздоровление тела способствует оздоровлению психики, а здоровая, сильная психика помогает оздоровить тело, победить болезнь. Такая тесная взаимозависимость позволяет в рамках физической культуры говорить и о культуре психической, культуре духа, без которых в наш жестокий век трудно сохранить и физическое, и душевное здоровье. Недаром в теорию и практику физической культуры вошли такие термины, как психофизические качества, психофизическая подготовленность, психофизическое утомление и т.д.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственныхначал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Итак,физическая культура –органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Базовая физическая культура – фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры – школьная физическая культура.

Предметная часть физической культуры – это результат материальной и духовной деятельности, материализованной в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре, монографиях, учебниках и т.п.

Личностная часть физической культуры– результат реализации социальной программы физического развития, воплощенный в специальных знаниях и убеждениях, навыках и привычках, качествах и потребностях.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Функции частного характера:

образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

прикладные – имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подго-товки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи общекультурные социальные функции:

– ценностно-ориентационная (нормативная), вмещающая в себя существующее многообразие ценностей физической культуры и спорта (сам спортсмен, система спортивной подготовки, ценности управленческого плана, научные теории, монографии, учебники, программы);

– гедонистическая функция означает, что физическая культура и спорт используются как средство получения удовольствия от самих занятий физическими упражнениями;

– зрелищная функция служит интеграции значительной массы людей, обмену новостями между ними, относящимися к воспитанию и образованию, приобщению к активным занятиям физической культурой и спортом;

– информационная функция выражена в знаниях о здоровье нации, уровне ее физической подготовленности, системе спортивных тренировок и соревнований;

– познавательная функция связана с познанием законов использования физической культуры и спорта как средства решения ряда социальных проблем;

– прогностически-эвристическая функция проявляется в том, что спорт является полигоном, на котором создаются и исследуются модели всесторонне физически и духовно развитого человека, его резервные возможности;

– функция интеллектуализации вызвана тем, что требует знания ряда наук, достижений научно-технического прогресса;

– идеологическая функция состоит в том, что в физкультуре и спорте проявляется мировоззрение того общества, внутри которого оно развивается и функционирует. Главная задача этой функции – формирование гражданственности физкультурника и спортсмена;

– политическая функция связана с тем, что физкультура и спорт являются важными факторами интернационализма, борьбы за мир, прогресс и дружбу между народами, что придает этим социальным явлениям гуманистическую направленность;

– социальная функция содействует подготовке личности к успешному выполнению своих социальных обязанностей;

– нравственно-воспитательная функция содействует формированию положительного нравственно-этического опыта, целеустремленному характеру физкультурно-спортивной деятельности;

– престижная функция – фактор, придающий результатам спортивной деятельности политический характер, авторитет и движение;

– интернационально-интегративная функция проявляется в олимпийском движении, между-народном сотрудничестве, интеграционных связях.

Таким образом, в социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспита-тельное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способст-вует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение –это совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спортивное движение – специфическая форма социального движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта, один из способов формирования личности.

1.2. Спорт – явление культурной жизни

Общая характеристика спорта

 

Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует макси-мальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека.

Спортуникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия является и то, что спорт признается как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способностей индивида и команды.

Спорт в современном мире, приобретая все большую популярность, становится, наряду с наукой, техникой, искусством, полноправным компонентом социальной жизни общества. Спорт оказывает как опосредованное, так и непосредственное влияние на культурное и экономическое развитие общества, государства, народа, на образ жизни людей. Значение спорта для всесто-роннего и гармонического развития личности в том, что он является обширной областью самовыражения, проявления и формирования определенных способностей, дарований, таланта;
с другой стороны спорт способствует подготовке людей к жизненной практике, т.е. к различным видам деятельности.

Спорт как социальное явление возник в рабовладельческом обществе. Однако сам термин появился значительно позже и стал употребляться в обыденной речи, а затем и в текстах XIII и XIV вв.

Английское слово “sport” происходит от древнефранцузского (развлечение, забава) и означает коллективные и индивидуальные занятия физическими упражнениями по соответствующим правилам.

Спорт – составная часть физической культуры, соревновательная деятельность, подготовка к ней, специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Основная цель занятий спортом – достижение возможно более высокого спортивного результата. В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях – это различные по характеру деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, в которых осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальное проявление.

Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения общественно-значимых, личных и командных результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена –совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, правил, и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.

Спортивная подготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает системы состязаний и тренировки, дополнительные факторы повышения эффективности соревновательной и тренировочной деятельности (схема 1).

 

Схема 1. Система спортивной подготовки и ее компоненты

 

Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловли-вающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

Необходимым компонентом в системе подготовки спортсмена является система отбора и спортивной ориентации, которая направлена на выявление одаренных людей для достижения высоких результатов на основе изучения задатков и способностей спортсменов, их индивидуальных особенностей. Кроме спортивной тренировки и соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований (см. схему 1).

Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивный результат – количественный или качественный уровень показателей в спорте.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению на всех континентах земного шара множества видов спорта, которых насчитывают более 200.

В зависимости от конкретной группы населения выделяется школьный, студенческий, рабочий, сельский, армейский спорт;

– от целевой установки спорта и его масштаба – массовый и большой спорт, спорт высших достижений (см. юниту 6);

– от социально-экономической направленности – любительский и профессиональный спорт;

– от содержания спорта – акробатика, бокс, гимнастика, легкая атлетика и т.д.

Наиболее распространенные в мире виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр. Олимпийские игры – крупнейшие комплексные спортивные соревнования современности, проходящие каждые четыре года.

Таким образом, спорт является неотъемлемой частью физической культуры. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Такие виды спорта как шахматы, шашки, бридж непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. В связи с этим, хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

 

Социальные функции спорта

 

Термин “функция” в общественных науках связан с понятием “функционировать”, действовать, воздействовать. С этой точки зрения необходимо говорить о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей. Но спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире. Он оказывает влияние на человеческие отношения, развивает определенные потребности личности и общества. При этом главным является всестороннее гармоническое развитие человека, что обусловлено общей целью воспитания, предусматривающей полноценную подготовку людей к труду и другим видам деятельности.

Под функциями спорта понимаются объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

В настоящее время теоретики спорта выделили ряд функций, присущих современному спорту. Так, Л.П. Матвеев (1991) выделил следующие специфические функции спорта: соревновательно-эталонная и эвристическо-достиженческая, и не специфические – разностороннего физического развития, воспитания личности, подготовки к жизненной практике; спортивно-оздоровительную (рекреативную); эстетическую; функцию социализации личности и социальной интеграции, экономическую, коммуникативную.

Н.И. Пономарев (1987) выделяет базовые функции спорта, порождающие, в свою очередь, ряд производных. К базовым функциям относятся: соревновательная (нормативная, зрелищная, гедонистическая); оздоровительно-рекреативная (оздоровительная, подготовительная); информа-ционно-прогностическая (информационная, познавательная, просветительская, прогностически-эвристическая, функция интеллектуализации); гуманистическая (идеологическая, политическая, социализирующая, нравственно-воспитательная, престижная, интернационально-интегративная).

При внимательном рассмотрении видно, что в отдельных случаях авторы повторяют друг друга, называя одну и ту же функцию разными терминами.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно-соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм (определенные требования, предъявляемые спортсмену при выполнении спортивного разряда или получения звания в различных видах спорта) приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей.

Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако, в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция представляет тип творческой поисковой деятель-ности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов их максимальной реализации и увеличения (Л.П. Матвеев, 1991). Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подго-товки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Лауреат Нобелевской премии Арчибальд Хилл говорил о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиоло-гических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Спортивно-оздоровительная функция (рекреативная) проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать “мышечную радость”. Особенно велико его значение в ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно ярко это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высших спортивных результатов.

Воспитательная функция. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил предоставляют широкие возможности для целенаправленного воспитания духовных качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а благодаря деятельности воспитателей.

Так как спорт включен в условную социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-приклад-ными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения и общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров – все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества – это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Эстетическая (зрелищная) функция. Она раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно-координированные виды спорта, такие как: спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых им переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью “языка спорта”, понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человека.

Без болельщиков спорт перестал бы быть общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социализации личности и социальной интеграции. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознания. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция спорта. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на Земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения как “Спорт для всех” и Олимпийское движение стали широчайшими интернациональными течениями современности. В настоящее время Международный олим-пийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!