Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Промывание петель крышек люков



Корпус и башня

 

1.1 Открывание и закрывание люка механика-водителя снаружи танка

Для открывания крышки люка снаружи танка необходимо:

- вывернуть пробку 5 (рисунок 3.10) с прокладкой ключом для замков люков и поднять крышку 7 люка, вращая тем же ключом винт 26 подъема за ключ 6 по ходу часовой стрелки до упора;

- открыть люк, повернув крышку вправо до упора;

- опустить крышку люка на опорные скобы 1 и 2, вращая винт подъема за ключ против хода часовой стрелки;

- ввернуть до упора пробку 5 с прокладкой;

- застопорить крышку люка рукояткой 14 поворота крышки люка, для чего оттянуть ее и, повернув вокруг своей оси против хода часовой стрелки, отпустить;

- застопорить рукоятку 17 подъема крышки, для чего повернуть стопор 16 на пол-оборота вокруг оси до западания.

Закрывать люк в обратной последовательности.

 

 

1.2 Закрывание и открывание люка механика-водителя изнутри танка

Для закрывания крышки люка изнутри танка необходимо:

- отстопорить рукоятку 17 подъема крышки, для чего оттянуть стопор 16 и повернуть его на пол-оборота вокруг оси;

- поднять крышку 7 люка, вращая винт 26 подъема за рукоятку 17 подъема крышки по ходу часовой стрелки;

- оттянуть до отстопоривания рукоятку 14 поворота крышки люка и установить крышку над люком;

- после отпускания рукоятки крышка застопорится в положении над люком;

- опустить крышку люка, вращая винт 26 подъема за рукоятку 17 подъема крышки против хода часовой стрелки до упора и застопорить рукоятку стопором 16.

Открывать люк в обратной последовательности.

 

 

1.3 Промывка механизма закрывания крышки люка
механика-водителя

При увеличении усилия для открывания крышки люка необходимо промыть механизм закрывания.

Для промывки необходимо:

- установить крышку 7 люка вдоль продольной оси танка;

- снять рукоятку 17 подъема крышки;

- снять стопорное кольцо 24;

- отвернуть накидную гайку 20 вместе с шариками 19;

- вывернуть винт 26 подъема вместе с упорной шайбой 21;

- снять стопорное кольцо 22 и втулку 23;

- снять датчик 11 блокировки и вынуть шарики 10;

- вывернуть пробку 5 с прокладкой и вынуть ключ 6;

- снять крышку 7 люка со стержнем 9;

- промыть дизельным топливом снаружи и изнутри стержень 9, поворотный внутренний стакан 13 и винт 26 подъема;

- промытые поверхности смазать смазкой ЦИАТИМ‑201, резьбу стержня смазать обильно.

 

Собрать механизм закрывания крышки люка в следующей последовательности:

- установить крышку 7 люка со стержнем 9;

- установить шарики 10 и датчик 11 блокировки;

- установить втулку 23 и стопорное кольцо 22;

- ввернуть винт 26 подъема, надев на него упорную шайбу 21;

- навернуть накидную гайку 20 с шариками 19;

- установить стопорное кольцо 24;

- установить рукоятку 17 подъема крышки, при этом рукоятка не должна затруднять работу правым рычагом управления, что обеспечивается разворотом рукоятки на шестиграннике винта 26 подъема;

- установить ключ 6 и завернуть пробку 5 с прокладкой.

Проверить блокировку привода ГН стабилизатора от датчика блокировки. Привод ГН должен отключаться при подъеме крышки на один‑полтора оборота рукоятки 17 подъема крышки.

1.4 Пользование защитным колпаком механика-водителя

Для установки колпака необходимо:

- поднять рамку колпака, расправив чехол, застегнуть замок «молнию» и вставить дужку концами в скобы, приваренные на внутренней поверхности основания колпака;

- установить на шести шпильках основания и рамки колпака щиток с передним стеклом и укрепить его гайками;

- колпак закрепить четырьмя замками за скобы, приваренные к крыше внутри корпуса.

 

При необходимости очистки стекла щитка с помощью ГПО подключить щиток к системе ГПО прибора наблюдения механика-водителя, для чего:

- отсоединить шланг, соединяющий сопло с трубопроводом системы ГПО, отвернув накидную гайку;

- подсоединить к трубопроводу системы ГПО шланг щитка.

Электрообогрев стекла включать только при заиндевении стекла или при густом снегопаде, когда ручной очистки недостаточно. При затрудненном вращении рукоятки ручной очистки стекла снять рукоятку и смазать трущиеся поверхности деталей рукоятки и втулки с последующей сборкой механизма.

Для включения электрообогрева переднего стекла необходимо провод щитка подключить штекером к аварийной розетке, а провисшую часть провода установить в клипсу, расположенную на крыше справа от механика-водителя. При отключении провода от розетки уложить его в клипсу на щитке.

При благоприятных метеорологических условиях рекомендуется устанавливать только щиток колпака, для чего необходимо:

- вывернуть два болта на крыше перед люком механика-водителя на длину, обеспечивающую свободную установку щитка;

- вставить угольники щитка прорезями под головки болтов и затянуть болты;

- установить выносной пульт сигнальных ламп на щиток защитного колпака (рисунок 13.7в).

 

 

1.5 Пользование люком аварийного выхода

Для открывания крышки люка необходимо:

- снять спинку и дужку сиденья механика-водителя, комплекты ПХЗ и лопату с крыши люка;

- отстопорить задрайки и зажимы;

- ударами молотка повернуть задрайки до выхода их из зацепления;

А) Для вариант конструкции, когда крышка люка открывается вовнутрь (рисунок 3.11а):

– открыть крышку и закрепить ее в этом положении, зацепив карабином тросика за скобу 7, приваренную к крышке люка;

 

Для закрывания люка необходимо завести задрайки под упоры 10, а затем затянуть их ударами молотка до упоров 5 и застопорить проволокой.

Б) Для вариант конструкции, когда крышка люка открывается наружу (рисунок 3.11):

- открыть крышку. При необходимости отделения крышки от корпуса отвернуть зажимы, находящиеся на осях крепления крышки.

Для закрывания люка необходимо поднять за ручку крышку, завести задрайки за фланец днища, а затем затянуть их ударами молотка. Задрайки и зажимы застопорить проволокой.

Установить снятые сборочные единицы на место.

 

 

1.6 Эксплуатация сиденья механика-водителя

А) Вариант установки сиденья на днище корпуса.

Для регулировки сиденья по высоте необходимо:

– отстопорить рукоятку 13 (рисунок 3.12а) прижатием клавиши 14 к рукоятке;

– перевести рукоятку назад;

– застопорить сиденье в нужном положении переводом рукоятки в исходное положение.

При затрудненном стопорении сиденья по высоте очистить зубчатые рейки и фиксаторы стопорного механизма от грязи.



 

Для перемещения сиденья вдоль корпуса танка необходимо:

– нажать правой рукой на стопорный рычаг 17 влево;

– переместить сиденье вперед или назад;

– отпустить рычаг.

При затруднении перемещения каркаса сиденья вдоль корпуса танка необходимо снять каркас сиденья и очистить направляющие планки 18 и пазы основания 8 от пыли и грязи, для чего поднять сиденье в верхнее положение и застопорить, снять спинку 5, стопорный рычаг 17, переместить левой рукой каркас сиденья максимально вперед, отпустить стопорный рычаг 17, придерживая переднюю часть каркаса сиденья от опрокидывания и перемещая его вперед снять каркас сиденья.

Б) Вариант установки сиденья на стойках, прикрепленных к крыше корпуса.

 

Для регулировки сиденья по высоте необходимо:

- отстопорить рукоятку 10 (рисунок 3.12) стопорного механизма нажатием ее в сторону подушки;

- перевести рукоятку назад;

- застопорить сиденье в нужном положении переводом рукоятки в исходное положение.

При затрудненном стопорении сиденья по высоте очистить зубчатые рейки и фиксаторы стопорного механизма от грязи.

 

Для перемещения сиденья вдоль корпуса танка необходимо:

- переместить влево стопорный рычаг 15, расположенный справа под чашей сиденья;

- переместить сиденье вперед или назад;

- отпустить рычаг.

 

При затрудненном перемещении чаши сиденья вдоль корпуса танка необходимо:

- снять чашу;

- очистить от грязи направляющие планки чаши и пазы основания сиденья. Для этого необходимо поднять сиденье в верхнее положение и застопорить его;

- снять спинку 1, наклонив ее назад и выведя из кронштейнов 4 подушки;

- снять дужку 18, переместив втулки 17 по оси дужки;

- перейти за сиденье на люк запасного выхода;

- переместить чашу максимально вперед, передвинув влево стопорный рычаг 15, и снять ее.

На сиденье можно установить дополнительную подушку, имеющуюся в комплекте ЗИП танка.

внимание! Работы в отделении управления при нижнем положении сиденья производить, только убедившись в НАДЕЖНОМ СТОПОРЕНИИ сиденья.

 

 

1.7 Открывание крыши над МТО

Для открывания крыши над трансмиссионной установкой необходимо:

- вывернуть болты 2 (рисунок 3.6);

- повернуть задрайку 1;

- поднять крышу до застопоривания рычага 16 защелкой 20;

- между крышей и корпусом дополнительно установить штангу 4, обеспечивающую безопасность работы в трансмиссионном отделении.

 

При закрывании крыши над трансмиссионной установкой необходимо:

- очистить от грязи, песка, мелких камней и других предметов привалочные поверхности бортов в местах прилегания резиновых уплотнений (особенно в районе передних углов крыши);

- снять штангу;

- поддерживая крышу, ударами штанги по защелке 20 снизу вывести рычаг 16 из зацепления;

плавно, без удара, опустить крышу;

- застопорить крышу задрайкой 1 и плотно ввернуть все болты.

Чтобы избежать касания рычага привода переключения передач ограничительной планкой рычага 16 подъема крыши при открывании и закрывании крыши над трансмиссионной установкой, рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении.

 

Для открывания крыши над трансмиссионной установкой без радиаторов необходимо:

- снять тяги ОПВТ поз.11, 14, отсоединив их от рычага 13;

- вывернуть пробку 8;

- вывернуть болт 9 крепления стеллажа радиаторов к крыше и ввернуть его через отверстие вывернутой пробки 8 в резьбовое отверстие балки выходных жалюзи;

- вывернуть болт 12;

- вывернуть остальные болты 9;

- вывернуть болты 2 крепления крыши к корпусу;

- повернуть задрайку 1;

- открыть крышу до фиксации ее стопором 5.

 

Для открывания крыши над двигателем необходимо:

- башню установить в положение, при котором она не будет перекрывать крышу;

- поднять ящик с ОПВТ и зафиксировать его в верхнем положении;

- вывернуть болты 2;

- повернуть задрайку 1;

- поднять крышу 3 до фиксации ее стопором 5.

 

В случае одновременного открывания обеих крыш МТО необходимо:

- открыть крышу с радиаторами над трансмиссионной установкой;

- открыть крышу над двигателем;

- под каждую крышу установить штанги 4.

 

Во время эксплуатации танка крыша должна быть закреплена на все болты за исключением болтов над выхлопным патрубком, вместо которых должны быть установлены заглушки 15.

Пружинные шайбы устанавливать под все болты крепления крыши за исключением болтов, закрепляющих штанги.

Болты крепления крыши перед установкой смазать графитной смазкой.

 

 

1.8 Установка экранирующего патрубка и бортовых экранов

Экранирующий патрубок устанавливать в боевых условиях.

Экранирующий патрубок 2 (рисунок 3.5) устанавливать на выхлопной патрубок 1, закрепив его гайками 3 с шайбами 4.

 

Для установки бортовых экранов необходимо:

- установить последовательно согласно маркировке экраны 1 (рисунок 3.4) на торсионы 15, при этом кронштейны 17 экранов вставить в пазы петель 14;

- установить планки 18 на оси 16 стопора, кронштейнов 17 и застопорить их пружинными шплинтами 19;

- завести торсионы 15 за ось стопора 16, используя для этой цели ключ-рукоятку S=27 мм (находится в ЗИ‑О).

 

Для доступа к элементам ходовой части танка, оборудованного бортовыми экранами, необходимо:

- отсоединить бортовые щитки;

- вынуть оси 5 из отверстий крайних петель 4 щитков 2;

- поднять первый бортовой щиток с экранами и застопорить его, установив оси 5 в это же отверстие крайних петель;

- поднять второй бортовой щиток с экраном и застопорить его, установив оси 5 в это же отверстие крайних петель;

- поднять третий и четвертый бортовые щитки (допускается подъем как скрепленных между собой, так и каждого щитка в отдельности) и закрепить их на скобах;

- бортовые щитки с экранами закрепить тросами из комплекта ЗИП, зацепив их за скобы 3 на щитках и на корпусе.

При отсутствии экранов бортовые щитки могут быть подняты без отсоединения, при этом допускается закреплять их в крайних точках.

 

 

1.9 Открывание и закрывание крышек люков башни

Для открывания крышек люков необходимо:

- оттянуть фиксатор 15 (рисунок 3.17) замка 14 крышки люка 10 за пуговку и повернуть его так, чтобы риска на пуговке установилась напротив стрелки НЕ ФИКС. на рукоятке замка;

- рукоятку замка повернуть по ходу часовой стрелки и открыть крышку люка до фиксации ее в открытом положении стопором 9 крышки люка;

- зафиксировать рукоятку замка, для чего оттянуть пуговку замка и повернуть ее риской в сторону стрелки ФИКС., расположенной на корпусе замка, после чего поворотом рукоятки завести фиксатор 15 в лунку на крышке люка.

 

Для закрывания крышек люков необходимо:

- повернуть рукоятку 18 стопора 9 крышки люка, фиксирующего крышку люка в открытом положении, против хода часовой стрелки до вывода стопора из зацепления с выступом на блоке (правый люк) или с выступом на проушине, приваренной к башне (левый люк);

- закрыть крышку, запереть ее замком и зафиксировать замок в закрытом положении.

Запирание замка производить в последовательности, обратной его открыванию.

 

Для отстопоривания внутреннего блок-погона 7 люка командира необходимо оттянуть стопор 17 внутреннего блок-погона за кольцо до полного выхода его из глубокой прорези корпуса стопора, повернуть на 90о и отпустить до попадания в менее глубокую прорезь.

 

 

1.10 Пользование стопором башни

Для застопоривания башни необходимо оттянуть колпачок 8 (рисунок 3.20) на рукоятке 1 стопора и повернуть его так, чтобы нанесенная на нем буква 3 была обращена в сторону боевого отделения. Затем рукояткой стопора застопорить башню.

Во избежание утыкания зубьев гребенки в зубья погона рекомендуется при застопоривании поворачивать башню в обе стороны поворотом рукоятки ручного механизма поворота.

При застопоренной башне стрелка-указатель, расположенная на корпусе 6 стопора, должна находиться против буквы 3.

После застопоривания башни рукоятку 1 стопора рекомендуется опустить вниз.

Для отстопоривания башни необходимо оттянуть колпачок 8 на рукоятке 1 стопора и повернуть его так, чтобы нанесенная на нем буква О была обращена в сторону боевого отделения. Затем рукояткой стопора отстопорить башню.

При отстопоренной башне стрелка-указатель должна находиться напротив буквы О.

 

 

1.11 Промывание и смазка механизмов люков башни, стопоров и замков люков,
стопора башни, механизма и привода люка командира,
погона и резинового уплотнения погона башни

1.11.1 Промывание и смазка шариковой опоры и стопора башни

Шариковую опору и резиновую манжету 6 (рисунок 3.19) погона башни необходимо смазывать только в случае значительного увеличения усилия на рукоятке ручного механизма поворота при вращении башни на горизонтальном участке.

Смазку ЦИАТИМ‑201 в количестве 300–400 г заправлять шприц-прессом (находится в ЗИ‑Г) через резьбовое отверстие бонки, расположенной в левой кормовой части донного листа башни, предварительно вывернув пробку.

При заправке необходимо башню вращать так, чтобы смазка была введена за один или два полных оборота башни. После заправки пробку установить на место и затянуть.

Стопор 5 (рисунок 3.20) башни при значительном увеличении усилия при его перемещении в корпусе 6 необходимо промывать дизельным топливом или керосином через отверстие в корпусе стопора, предварительно вывернув болт крепления щитка.

После промывания через это же отверстие стопор смазать смазкой ЦИАТИМ‑201, после чего болт установить на место и затянуть.

1.11.2 Промывание и смазка механизма привода, шариковых опор,
стопоров, замков и резиновых уплотнений люка командира

1.11.2.1 Особенности при выполнении операций промывания и смазки:

- механизм привода командирской башенки промывать и смазывать через отверстия для промывки и смазки, которые закрыты пробками, помеченными красной краской;

- протереть ветошью и смазать смазкой ЦИАТИМ–201 зубья верхней шестерни 4 (рисунок 3.18) и зубчатого венца 13 (рисунок 3.17) командирской башенки, не допуская попадания смазки на контактные кольца 19 и щетки;

- шариковые опоры и резиновые уплотнения командирской башенки промывать в случае тугого вращения среднего погона 6 совместно с внутренним блок-погоном 7 или внутреннего блок-погона относительно среднего погона 6;

- промывание производить дизельным топливом или керосином с помощью шприца.

Промывать шариковые опоры и полости резиновых уплотнений командирской башенки через отверстия для промывки и смазки, предварительно вывернув пробки 3, 21 и болты, помеченные красной краской:

- пробки 21 во внутреннем блок-погоне – 3 шт., в неподвижном погоне – 1 шт.;пробки 3 в среднем погоне – 2 шт.;

- болты неподвижного погона с правой стороны.

Чтобы избежать попадания промывочной жидкости на узлы электрооборудования, прикрыть их ветошью, а при возможности подставить посуду для сбора стекающей промывочной жидкости.

При промывании средний погон 6 и внутренний блок-погон 7 необходимо поворачивать вручную в обе стороны.

При загрязнении канавки между внутренним и средним погонами ее необходимо очистить от грязи деревянной палочкой с ветошью.

После промывания с помощью шприца с надетой на его наконечник гибкой трубкой диаметром от 6 до 8 мм удалить остаток жидкости из полости манжет внутреннего погона или продуть полость сжатым воздухом.

Протереть нижнюю часть внутреннего блок-погона 7 и среднего погона 6 насухо, обратив особое внимание на чистоту контактных колец 19 и щеток.

При замасливании пылесъемных и контактных щеток необходимо щетки снять, промыть в бензине и просушить, а кольца протереть насухо.

Заправить шариковые опоры и полости резиновых манжет смазкой ЦИАТИМ‑201 с помощью шприц-пресса. Ориентировочное количество смазки, г:

- механизм привода командирской башенки 30;

- в шариковую опору внутреннего блок-погона 200;

- полость манжет внутреннего блок-погона от 40 до 50;

- в шариковую опору неподвижного погона от 200 до 300;

- в полость манжет неподвижного погона от 50 до 60.

Смазку в шариковые опоры и полости манжет вводить равномерно за один или два оборота внутреннего блок-погона и среднего погона.

После смазки пробки 3, 21 установить на густотертых белилах.

Стопоры среднего погона и внутреннего блок-погона промывать и смазывать увеличении усилия при их вращении.

 

Порядок действий

 

Для промывания и смазки стопора среднего погона необходимо:

- вывернуть ось фиксации стопора от поворачивания;

- вынуть стопор из корпуса и разобрать;

- промыть детали стопора в дизельном топливе или керосине и протереть их насухо ветошью;

- собрать стопор, предварительно смазав его смазкой ЦИАТИМ‑201;

- установить стопор в корпус и, ввернув ось фиксации его от поворачивания, застопорить ее кернением в шлиц.

 

Для промывания и смазки стопора внутреннего блок-погона необходимо:

- снять кольцо стопора;

- отстопорить контргайку стопора и вывернуть ее;

- вывернуть корпус стопора;

- разобрать стопор, промыть его детали дизельным топливом или керосином и протереть их ветошью насухо;

- собрать стопор в обратном порядке, предварительно смазав его смазкой ЦИАТИМ‑201.

Замки крышек люков промывать в случае тугого вращения их рукояток.

 

Порядок промывания замков следующий:

- вывернуть ограничительный винт 11;

- вращая за рукоятку, вывернуть замок 14 и разобрать его;

- промыть детали замка в дизельном топливе или керосине и протереть их насухо ветошью;

- собрать замок, предварительно смазав его детали и гнезда в крышке люка смазкой ЦИАТИМ‑201;

- после сборки замка верхнюю полость его через овальное отверстие сверху заполнить смазкой в количестве 10 г.

 

Промывание петель крышек люков

Петли крышек люков командира и наводчика промывать в случае увеличенного усилия при закрывании или открывании крышек введением дизельного топлива или керосина между петлями, открывая и закрывая при этом крышку люка.

 

 

1.12 Комплекс динамической защиты

В качестве ЭДЗ при снаряжании КДЗ используются изделия 4С22. Общее количество
ЭДЗ – 250, из них на носу танка устанавливается 84 шт., на бортах – 36 шт., на башне – 130 шт.
На предприятии-изготовителе танк изделиями 4С22 не комплектуется.

 

1.12.1 Меры безопасности

При обращении с КДЗ выполнять требования «Руководства по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках» МО СССР, Воениздат, 1969 г., «Руководства по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения в войсках», МО СССР, 1978 г., «Технического описания и инструкции по эксплуатации АДУ.009 ТО».

 

1.12.2 Порядок снаряжения модуля ДЗ на верхней лобовой детали
корпуса элементами ДЗ

Для снаряжания модуля ДЗ на верхней лобовой детали корпуса танка (рисунок 3.3) необходимо:

- снять крышки 10 лючков секций 1, 2, 3, 4, 6, 7;

- снять крышки 15 секций 5, 8;

- вывернуть гайки 21, а затем вывернуть винты 20 из крышек на 20 мм;

- вынуть поддоны 16 из полостей секций 5, 8, а из поддонов – разделительные перегородки 9, 22;

- уложить в поддоны по четыре элемента 14 в два слоя. Укладку элементов в поддонах и других секциях рекомендуется производить скругленными гранями вниз;

- уложить в полости секций 1, 4 по шесть элементов в два слоя параллельно продольной оси танка;

- уложить в полости секций 2, 3 по шесть элементов в два слоя параллельно продольной оси танка. Между средним и крайними рядами элементов установить четыре разделительные перегородки 22, смещая элементы так, чтобы перегородки были зафиксированы в вертикальном положении;

- уложить на носовой лист в полости секций 6, 7 по четыре элемента в два слоя параллельно продольной оси танка и по одному элементу в два слоя перпендикулярно продольной оси танка. Между рядами элементов установить четыре разделительные перегородки 9 (из них под крышкой лючка две перегородки вплотную друг к другу) параллельно продольной оси танка и одну перегородку между поперечно и продольно расположенными элементами, при этом сместить элементы так, чтобы перегородки были зажаты в вертикальном положении. Продольными перегородками под крышкой лючка зафиксировать поперечную перегородку;

- установить крышки 10 в секциях 1, 2, 3, 4, 6, 7 и закрепить их болтами 12 с пружинными шайбами 13, обмазав резьбу болтов замазкой 3ЗК‑3у. При установке крышек обратить внимание на наличие пробок 11;

- установить поддоны 16 с элементами в полости секций 5, 8, на них установить крышки 15 и закрепить их болтами 12 с пружинными шайбами 13;

- ввернуть винты 20, обмазав их резьбу замазкой 3ЗК‑3у и застопорить их гайками 21.

 

1.12.3 Порядок снаряжания бортовых экранов элементами ДЗ

Для снаряжания бортовых экранов элементами ДЗ необходимо:

- отсоединить экраны 1 (рисунок 3.4) от поддонов, вывернув болты 9 с гайками;

- уложить на дно поддонов по шесть элементов 12 в один слой, проверить наличие пробок 13 на экранах и собрать экраны.

 

1.12.4 Порядок снаряжения башни элементами ДЗ

Для снаряжения контейнеров 1 (рисунок 3.14) необходимо:

- отсоединить болты 6 и снять крышки 4 и 7;

- установить ЭДЗ в верхнюю кассету блока в два слоя: нижний слой (первый) – два ЭДЗ уложить вдоль кассеты, следующий ЭДЗ – поперек кассеты; верхний слой (второй) – ЭДЗ поперек кассеты и два ЭДЗ вдоль кассеты;

- установить ЭДЗ в нижнюю кассету блока в два слоя: нижний слой – два ЭДЗ поперек кассеты, верхний слой – два ЭДЗ вдоль кассеты;

- установить крышки 4 и 7 на место и закрепить болтами 6.

 

Для снаряжения контейнера 2 необходимо:

- отсоединить болты 6 и снять крышки 4 и 7;

- установить ЭДЗ в верхнюю кассету блока в два слоя: нижний слой – два ЭДЗ поперек кассеты, верхний слой – два ЭДЗ вдоль кассеты;

- установить ЭДЗ в нижнюю кассету блока в два слоя: нижний слой – два ЭДЗ поперек кассеты, верхний слой – два ЭДЗ вдоль кассеты;

- установить крышки 4 и 7 на место и закрепить болтами 6.

 

Для снаряжения контейнеров 3 на крыше башни необходимо:

- вывернуть болты 12 и снять крышки 13 и 16;

- извлечь из корпуса 15 две прокладки 14;

- уложить на дно корпуса один ЭДЗ;

- уложить одну прокладку 14;

- уложить второй ЭДЗ;

- уложить вторую прокладку 14;

- установить на место крышку и закрепить ее болтами 12.

2 Комплекс вооружения

2.1 Танковая пушка

2.1.1 Меры безопасности

При работе с пушкой необходимо соблюдать следующие требования:

- при обнаружении во время заряжания или в процессе стрельбы неисправностей или работы механизмов пушки, отличающейся от санкционированной, стрельбу прекратить до их устранения;

- ручной спуск должен быть всегда заблокирован, кроме случаев его применения, оговоренных инструкцией;

- разряжать пушку только выстрелом;

- не допускать утыкания ствола в грунт, следить, чтобы в ствол не попадали посторонние предметы;

- при чистке ствола раствором РЧС и при работе с жидкостью ПОЖ-70 обязательно учитывать, что они ядовиты и при работе с ними необходимо соблюдать правила обращения при работе с ядовитыми жидкостями. Предохранять глаза и элементы электрооборудования от попадания на них раствора РЧС. После очистки использованный раствор слить в специально вырытый ровик, тщательно вымыть руки и лицо.

Попадание жидкости ПОЖ-70 в организм приводит к тяжелому отравлению. Посуда для жидкости должна быть сухой и чистой. При работе с жидкостью ПОЖ-70 необходимо пользоваться защитными очками. При появлении рези в глазах промыть их холодной водой, при раздражении дыхательных путей надеть противогаз. Во время работы с жидкостью ПОЖ-70 не курить и не принимать пищу, по окончании работы тщательно вымыть лицо и руки водой с мылом.

запрещается:

- вести стрельбу из пушки с не удаленной из канала ствола и каморы смазкой;

- вести стрельбу из пушки при отсутствии избыточного давления (подпора) в обитаемых отделениях;

- вести стрельбу из пушки при наличии раздутия, трещин в стволе и забоин на наружной поверхности ствола, приводящих к выпучиванию поверхности канала ствола;

- выбивать снаряд из ствола с дульной части;

- использовать боевые выстрелы в качестве учебно-тренировочных;

- находиться во время стрельбы в зоне отката пушки;

- устранять неисправности и обслуживать пушку при включенном стабилизаторе вооружения, при движении танка с незакрепленной по-походному пушкой, при заряженной пушке;

- оставлять пушку заряженной на длительное время и совершать продолжительные марши с заряженной пушкой;

- открывать клин затвора при задержке выстрела ранее, чем через указанное в п. 2.1.3 время после трехкратного спуска ударника;

- использовать одну посуду для масла и жидкости ПОЖ-70 даже при тщательном промывании.

 

2.1.2 Подготовка пушки к стрельбе

Подготовка пушки к стрельбе включает в себя осмотр пушки и проверку работы механизмов затвора, спусковых механизмов, противооткатных устройств, подъемного и поворотного механизмов и бокового уровня.

Для осмотра ствола необходимо:

- снять чехлы с дульной и казенной частей пушки;

- убедиться, что рычаг переключения на подъемном механизме пушки установлен в положение РУЧН;

- снять тягу крепления пушки «по-походному» и уложить в укладку;

- открыть затвор;

- удалить смазку из канала ствола и протереть его насухо чистой ветошью.

Поверхность канала ствола должна быть чистой и без нагара. Допускается стрельба из пушки при наличии продольных и спиральных рисок, сыпи и мелких вмятин в канале ствола, образовавшихся от воздействия снарядов, а также забоин и вмятин в каморе, не препятствующих экстракции поддона.

Для открывания затвора необходимо:

- нажать на рычаг 7 (рисунок 4.2), при этом под действием пружины рукоятка 15 открывания клина несколько выдвинется из казенника;

- вытянуть рукоятку полностью;

- с усилием подать рукоятку вправо, вернуть рукоятку влево (холостой ход) и вновь энергично повернуть вправо (открывание затвора двухступенчатое);

- установить рукоятку в исходное положение, для чего повернуть ее влево в крайнее положение и подвинуть вперед, при этом рычаг 7 зафиксирует рукоятку от обратного выдвижения.

Для закрывания затвора необходимо вынуть из клипсы рукоятку 4 оси повторного взвода и сброса клина затвора и подать ее вперед. При закрывании затвора с небольшим усилием частично разобрать клин, удалить грязь и излишнюю смазку.

 

Для проверки работы затвора необходимо:

- протереть в доступных местах клин затвора и направляющие в казеннике и нанести на них тонкий слой смазки;

- открыть и закрыть клин затвора и проверить работу электрического и ручного спусков. При этом убедиться в работоспособности механизма блокировки ручного спуска;

- при положении ЗАБЛ. рычага блокирующего устройства, расположенного на правом ограждении пушки, нажатие рукоятки ручного спуска невозможно. При проверке взводить ударник рукояткой повторного взвода и сброса клина.

Для проверки указателя отката необходимо продвинуть ползун из крайнего переднего положения в крайнее заднее. Если ползун передвигается очень легко и может скользить по инерции, необходимо заменить пластинчатую пружину на запасную из ремонтного комплекта ЗИП пушки. Установить ползун в переднее положение.

При осмотре противооткатных устройств обратить внимание на крепление штоков к люльке и отсутствие течи жидкости.

Вращением маховиков проверить работу подъемного механизма пушки и поворотного механизма башни.

При подготовке к стрельбе с закрытых огневых позиций установить боковой уровень на левый щит ограждения пушки. При этом щиток ограждения наводчика сдвинуть в крайнее переднее положение.

Загружать в танк только чистые боеприпасы, не имеющие повреждений.

Проверить наличие подпора в обитаемом отделении.

Методика проверки приведения пушки к нормальному бою (пристрелки) изложена в приложении Б настоящей инструкции.

 

2.1.3 Стрельба из пушки

Для ведения огня из пушки необходимо:

- включить нагнетатель ФВУ для обеспечения электроспусков и подпора в боевом отделении;

- открыть клин затвора;

- включить СУО, подготовить к работе прицелы, стабилизатор вооружения, автомат заряжания;

- зарядить пушку и убедиться в наличии подпора;

- навести пушку на цель и произвести выстрел в соответствии с указаниями раздела 4.

При отказе в работе электроспуска выстрел произвести ручным спуском, предварительно разблокировав рукоятку ручного спуска и убедившись в исходном положении рамки МУП.

Если после первого спуска выстрел не произойдет, то необходимо произвести повторный взвод ударника и спуск. Если после повторного спуска выстрел не произойдет, повторить операции взвода и спуска. Если после третьего спуска выстрел не произойдет, выждать минуту при стрельбе артиллерийским выстрелом или 10 мин при стрельбе выстрелом с управляемой ракетой.

Заменить заряд в каморе на новый, для чего:

- выключить АЗР ЭЛ. СПУСК;

- заблокировать рукоятку ручного спуска;

- открыть клин затвора и извлечь заряд из каморы (не допуская удара капсюльной втулкой), удалить его из танка или уложить в немеханизированную боеукладку в зависимости от обстановки;

- зарядить пушку новым зарядом вручную, причем для артиллерийских выстрелов использовать заряды 4Ж40, 4Ж52, 4Ж63, а для управляемой ракеты использовать только метательное устройство 9Х949. Новый заряд использовать из немеханизированной укладки или, при отсутствии такового, извлечь из кассеты АЗ – в режиме полуавтоматической разгрузки выстрелов из вращающегося транспортера;

- произвести выстрел.

Заряд, оставшийся после повторного спуска, и снаряд, от которого использовался заряд, возвратить на склад боеприпасов

Во время стрельбы наблюдать за положением указателя отката, который не должен выходить за отметку СТОП.

Принимать меры, исключающие утыкание ствола в грунт, так как это влечет за собой раздутие или разрыв ствола.

В случае неполного закрывания клина затвора при заряжании пушки необходиморуководствоваться следующими указаниями:

- остановить танк;

- выключить стабилизатор вооружения;

- выключить АЗР АЗ УПР. на правом распределительном щитке;

- установить переключатель АВТ.- РУЧ. РАЗГР. на пульте загрузки в положение РУЧ. РАЗГР.;

- открыть клин затвора;

- извлечь заряд из каморы и удерживать его на коленях (выполняет командир);

- осмотреть заряд и проверить полноту ввинчивания гальваноударной втулки;

- осмотреть гнездо под клин в казеннике и направляющие клина (при необходимости убрать посторонние предметы и удалить лишнюю смазку);

- закрыть затвор с помощью рукоятки 4 (рисунок 4.2), убедиться в полном закрывании затвора;

- открыть клин затвора и произвести заряжание ранее извлеченного заряда вручную.

 

ВНИМАНИЕ!

 

ЗАРЯЖАНИЕ ВРУЧНУЮ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО ШТАТНЫМ ДОСЫЛЬНИКОМ!

- включить АЗР АЗ УПР., установить переключатель АВТ.-РУЧ. РАЗГР. в положение АВТ.;

- включить стабилизатор вооружения, продолжить стрельбу.

 

Во время перерывов в стрельбе для охлаждения ствола затвор при возможности держать открытым.

После стрельбы необходимо:

- выключить нагнетатель ФВУ через мин после окончания стрельбы либо перед выходом экипажа из танка;

- очистить и смазать канал ствола, затвор и механизм продувания канала ствола. При отсутствии необходимых условий обильно смазать канал ствола и затвор смазкой и при первой возможности произвести чистку пушки;

- перевести пушку в походное положение.

После стрельбы допускается наличие рабочей жидкости в виде отдельных капель на штоках противооткатных устройств (не более трех капель после 15 выстрелов).

После выполнения от 15 до 20 выстрелов бронебойным снарядом или от 60 до 80 приведенных выстрелов проверить момент неуравновешенности пушки, руководствуясь указаниями настоящей инструкции.

Через 100-150 выстрелов производить регулировку четырех люфтовыбирающих устройств (по два - на люльке и на горловине), для чего вывернуть винты 5 (рисунок 4.3), снять гребенки 6, отвернуть ключом 7812-0337 (из группового ЗИП пушки) гайки 7 на полтора оборота, навернуть гайки 7 до соприкосновения со стволом (без затяжки), после чего произвести затяжку гаек 7, навернув их на пол-оборота (на 25 зубьев), установить гребенки 6 ввернуть винты 5 и застопорить их проволокой.

 

ВНИМАНИЕ!

Затяжку люфтовыбирающих устройств необходимо проводить в следующем порядке:

- затянуть заднее (на люльке) левое (правое) люфтовыбирающее устройство;

- затянуть заднее противоположное правое (левое) люфтовыбирающее устройство;

- перезатянуть заднее левое (правое) люфтовыбирающее устройство;

- затянуть таким же образом передние (на горловине) люфтовыбирающие устройства.

 

Для доступа к люфтовыбирающим устройствам на горловине люльки необходимо:

- сдвинуть чехол 2 вперед для доступа к болтам 9;

- вывернуть болты 9 и сдвинуть бронемаску 1 вперед для доступа к люфтовыбирающим устройствам пушки;

- произвести затяжку люфтовыбирающих устройств пушки;

- установить на место бронемаску 1;

- затянуть болты 9, после чего зафиксировать шайбами 8 и проволокой 10. Для обеспечения установки шайб допускается дополнительно подтянуть болты 9 на угол 15°;

- установить чехол.

В процессе эксплуатации допускается смещение секций термозащитного кожуха и стяжек до 10 мм, коробление секций кожуха, а также другие повреждения, не влияющие на защитные и эксплуатационные свойства кожуха. После выполнения от 15 до 20 выстрелов бронебойным подкалиберным снарядом измерить износ канала ствола на расстоянии 850 мм от заднего (казенного) торца ствола. Измерение износа производить в вертикальной плоскости прибором контроля износа ПКИ‑26 в соответствии с его инструкцией или другим прибором, предназначенным для этих измерений. Числовое значение износа вводится в блок баллистического вычислителя согласно указаниям настоящей инструкции. При невозможности измерения износа прибором ПКИ‑26, числовое значение износа для ввода в баллистический вычислитель следует взять из таблицы «Учет стрельбы из пушки» в формуляре танка.

При достижении диаметра канала ствола 128,3 мм, в сечении, на расстоянии 850 мм от заднего (казенного) торца ствола (в месте контроля износа) или после 1000 приведенных выстрелов, ствол подлежит замене. Решение о замене ствола принимается по результатам его измерения прибором ПКИ‑26.

 

2.1.4 Разборка затвора

Разборка затвора бывает полной и неполной. Полная разборка производится при ремонте пушки с привлечением артиллерийского мастера или техника. Неполная разборка осуществляется при чистке пушки силами экипажа танка.

Для неполной разборки затвора необходимо вынуть клин и частично разобрать его в следующем порядке:

- снять щиток, закрывающий окно под клин, на правом щите ограждения;

- вывернуть два винта 13 (рисунок 4.2), снять копир 14 с ограждения;

- вывернуть два болта 3 и снять с казенника лоток 2 в сборе;

- взвести ударный механизм рукояткой 4;

- утопить упор 24 клина и повернуть его на 90°;

- вставить в отверстия щек клина ручку 2А20.Сб42‑4 (находится в ЗИ-О), вывернув винт ручки до упора;

- установить на ограждение подставку 2А46М.Сб42‑14 (находится в ЗИ-Г);

- вынуть клин затвора;

- произвести спуск ударника, для чего вывести предохранитель 8 (рисунок 4.4) из паза стопора 1 взвода, нажать на собачку 15 и утопить стопор взвода;

- утопить стопор 12 и сдвинуть вниз нажим 22, при этом пластинчатая пружина 23 выйдет из паза на заднем конце бойка 21;

- утопить ключом КУ 20 (находится в ЗИ-О) крышку 20 ударника и, повернув на 90°, вынуть ее, затем вынуть из гнезда пружину 19 и боек 21 с ударником 18;

- вынуть ось 10 взвода, предохранитель 8 спуска, колпачок 7, пружину 6;

- вывести взвод 25 ударника из паза стопора 1 взвода, вынуть стопор взвода, пружину 2 и взвод 25 ударника.

ВНИМАНИЕ: запрещается работать рукояткой затвора после вынимания клина.

 

2.1.5 Сборка затвора

Перед сборкой затвора его детали, а также паз в казеннике, вычистить, протереть и смазать смазкой.

Собрать гальваноударный механизм, для чего:

- положить клин зеркалом вниз, лотком от себя;

- вложить в гнездо клина взвод 25 ударника;

- вставить пружину 6 с колпачком 7 в гнездо клина и, утопив их, вставить предохранитель 8 спуска;

- вложить в гнездо клина пружину 2 и, отведя предохранитель 8 спуска, установить стопор 1 взвода;

- утопив стопор 1, вставить ось 10 в отверстие клина так, чтобы ее квадратный конец вошел в отверстие взвода 25 ударника;

- установить боек 21 в гнездо клина так, чтобы паз на наружной гайке Ж бойка прошел над головкой взвода ударника и упором 17;

- поставить ударник 18 так, чтобы его паз прошел над головкой взвода ударника, и вложить боевую пружину 19;

- вставить крышку 20 ударника и, нажимая ключом КУ20, повернуть ее на 90°;

- сдвинуть нажим 22 в сборе и завести пластинчатую пружину 23 в паз на хвостовике бойка 21.

Установить клин в казенник, для чего:

- закрепить ручку 2А20.Сб42‑4 в отверстиях щек клина;

- утопить упор 24 (рисунок 4.2) клина и застопорить его в этом положении;

- взвести ударник 18 (рисунок 4.4), поворачивая ось 10 взвода;

- установить клин затвора на подставку и вставить его в казенник;

- оттянуть рукоятку 15 (рисунок 4.2) влево и, слегка нажимая на рукоятку, перемещать клин влево до того момента, пока ролик кривошипа 8 не войдет в паз клина;

- утопить выбрасыватели и дослать клин;

- установить упор 24 клина в рабочее положение;

- установить рукоятку 15 открывания клина в исходное положение;

- установить на казеннике лоток 2 и закрепить его двумя болтами 3 с шайбами, болты застопорить проволокой;

- закрепить на правом щитке ограждения копир 14 винтами 13 с пружинными шайбами;

- установить щиток, закрывающий окно под клин.

Проверить работу механизмов затвора с полуавтоматикой, для чего:

- открыть и закрыть несколько раз затвор, производя спуск ударника с помощью электрического и ручного спусков;

- проверить взведение ударника механизмом повторного взведения

 

2.1.6 Разборка и сборка термозащитного кожуха
и механизма продувания

Разборку термозащитного кожуха производить в следующем порядке:

- снять стопорную проволоку 25 (рисунок 4.6) и вывернуть винты 26 стяжек;

- снять стяжки 1, 4, 6, 8, 11, 14;

- вывернуть гайки 21 с винтами 23, снять скобы 3, 10 и 13;

- снять секции 2, 5, 9, 12;

- снять шпангоуты 15 – 20.

 

Сборку термозащитного кожуха производить в следующем порядке:

- очистить от пыли и грязи наружную поверхность ствола;

- протереть ветошью и установить на ствол шпангоуты 15 – 20;

- подвести секцию 12 кожуха под ствол узкой частью вперед и охватить ею ствол так, чтобы края секции перекрывали по два кольцевых выступа на стволе, а два сливных отверстия находились внизу;

- надеть на стык кожуха скобу 13, закрепить ее винтами 23 с гайками 21;

- установить на ствол таким же образом секции 2, 5, 9, причем секции 2 и 9 устанавливать внахлест на секции 5 и 12 соответственно;

- установить стяжки 1, 4, 6, 8, 11, 14 так, чтобы они располагались между кольцевыми выступами на стволе. При необходимости, повернуть стяжку 14 так, чтобы она не перекрывала индекс при наблюдении в УВКВ;

- закрепить каждую стяжку винтом 26, при этом обратить внимание на то, чтобы края кожуха под стяжками располагались внахлестку, а передняя стяжка 14 секции 12 не перекрывала наблюдение индекса на конце ствола. Для улучшения обжатия кожухов при затяжке винтов 26 допускается обстукивать стяжки молотком. Винты 26 застопорить проволокой 25.

 

Разборку механизма продувания производить в следующем порядке:

- снять секции 9 и 12 термозащитного кожуха;

- снять проволоку 11 (рисунок 4.1) и вывернуть болты 8;

- снять компенсирующие грузы 7 (при их наличии) и фланец 6;

- снять проволоку 4, вывернуть болты 3, отделить гребенку 2 и вывернуть шарнирным ключом А52832‑162 (ключ 205‑220) с трубой 52‑ИТ‑412.Сб42‑49 (из комплекта ЗИП пушки) гайку 13;

- ударами через медную или деревянную прокладку в торец задней горловины ресивера 1 сдвинуть его вперед и снять со ствола кольца 9, 10 и ресивер;

- вынуть разрезное кольцо 12, шпонку 5, снять со ствола гайку 13.

 

Сборку механизма продувания производить в следующем порядке:

- надеть на трубу гайку 13;

- вложить в пазы ствола шпонку 5, разрезное кольцо 12;

- надеть ресивер 1 и ударами молотка через медную или деревянную прокладку в торец передней горловины дослать его до упора в бурт Г ствола;

- ввернуть гайку 13 шарнирным ключом А52832‑162 (ключ 205‑220) с трубой 52‑ИТ‑412.Сб42‑49;

- поставить гребенку 2, ввернуть болты 3 и застопорить их проволокой 4;

- установить в переднюю горловину ресивера уплотнительные кольца 9 и 10 (взаимное расположение колец должно соответствовать рисунку, разрезы колец должны располагаться диаметрально противоположно);

ВНИМАНИЕ! ПРИ ВОЗМОЖНОЙ УСТАНОВКЕ РЕСИВЕРА ПУШКИ 2А46М НА ПУШКУ 2А46М-5 НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, что НА ПУШКАХ 2А46М ВЫПУСКА ДО 1992 г. ПЕРЕДНЯЯ ГОРЛОВИНА РЕСИВЕРА НЕ ИМЕЕТ ПРОТОЧКИ Д, А КОЛЬЦО 10 НЕ ИМЕЕТ БУРТА Е. В РЕСИВЕР С ПРОТОЧКОЙ Д УСТАНАВЛИВАТЬ ТОЛЬКО КОЛЬЦО 10 С БУРТОМ Е, В РЕСИВЕР БЕЗ ПРОТОЧКИ Д – ТОЛЬКО КОЛЬЦО БЕЗ БУРТА. установка другой комплектности МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ УПЛОТНЕНИЯ РЕСИВЕРА И ЗАГАЗОВАННОСТИ ОБИТАЕМОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТАНКА, ЧТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ ЭКИПАЖА!

- установить фланец 6 и компенсирующие грузы 7;

- ввернуть болты 8 и застопорить их проволокой 11.

 

2.1.7 Чистка и смазка ствола пушки

При чистке ствола необходимо соблюдать следующие требования:

- наружную поверхность ствола очищать от пыли и грязи ветошью, а в случае сильного загрязнения – обмыть водой и насухо протереть;

- углубления, пазы и все труднодоступные места очищать при помощи палочек с намотанной на них ветошью;

- канал ствола чистить для удаления старой смазки, грязи, ржавчины, омеднения и порохового нагара;

- для чистки канала ствола применять раствор РЧС. Чистка канала ствола раствором РЧС производится для размягчения нагара и удаления омеднения, а также для предотвращения коррозии канала ствола;

- чистку канала ствола раствором РЧС производить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С. При температуре окружающего воздуха ниже минус 10 °С чистку канала ствола производить керосином или дизельным топливом. После чистки керосином или дизельным топливом канал ствола при первой возможности вторично очистить раствором РЧС.

Раствор РЧС приготовляется в количестве, необходимом для чистки в течение дня, в следующей пропорции: вода – 1 л, углекислый аммоний – 100 г, двухромовокислый калий (хромпик) – от 5 до 10 г.

Неиспользованный раствор может храниться в негерметичной таре не более 7 дней.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нагревать раствор РЧС выше 50 °С, так как углекислый аммоний при этом разлагается.

Химическую чистку канала ствола производить раствором РЧС в следующей последовательности:

- установить танк горизонтально (визуально);

- при наличии смазки в канале ствола смазку удалить протиранием ветошью и щеткой банника, смоченной керосином или дизельным топливом, затем протереть ствол насухо;

- придать стволу угол снижения от 2° до 3°;

- установить в камору деревянный пыж или стреляную гильзу с ввернутой в нее вместо капсюльной втулки дренажной трубкой, свободный конец которой вывести наружу. Затвор должен удерживать гильзу от выпадения;

- обильно смочить щетку банника раствором РЧС и ввести ее в канал ствола с дульной части;

- протирать канал ствола короткими движениями вперед и назад, делая от 15 до 20 движений банником на участке 1 м;

- вынуть банник, смочить щетку свежим раствором и произвести чистку на следующем участке канала ствола. Загрязненный раствор для чистки не пригоден. Его необходимо собрать в ведро, установленное под дульным срезом;

- после чистки раствором банник вынуть, промыть щетку водой, вытереть ее и древко банника ветошью. Намотать на щетку банника ветошь и протереть канал ствола насухо;

- произвести чистку канала ствола банником с кардочистильной лентой по участкам 0,5 м короткими движениями вперед и назад, делая от 10 до 15 движений;

- протереть ствол ветошью и, если в канале ствола остались нагар или медь, продолжить чистку до полного их удаления;

- протереть ствол насухо, извлечь деревянный пыж, еще раз протереть канал и камору ствола ветошью, затем весь канал и камору протереть контрольной салфеткой. Если на салфетке отсутствуют следы нагара, а в канале ствола не видно омеднения, чистку считать законченной.

Камору чистить в таком же порядке, что и канал ствола, но начиная с казенной части. При этом на нарезной конец банника вворачивать только одну штангу.

После чистки слить скопившуюся в ресивере жидкость, а канал ствола и камору сразу смазать и надеть чехол.

Для смазывания канала ствола необходимо:

- навернуть на штангу банник, предназначенный для смазывания чистых каналов ствола;

- намотать на банник чистую ветошь, пропитанную смазкой, или деревянной лопаточкой наложить смазку непосредственно на щетку;

- пропустить банник от 4 до 5 раз через канал ствола от дульной части к казенной и обратно.

Зарядную камору смазывать в таком же порядке, но начиная со стороны казенной части.

Смазку наносить равномерно по всей поверхности канала ствола. Если смазка нанесена неравномерно, смазывание повторить.

Неокрашенные части ствола, дульный срез, контрольную площадку, места с изношенным лакокрасочным покрытием, паз для клина, пазы, отверстия, гнезда для механизмов затвора протереть ветошью, пропитанной смазкой.

 

2.1.8 Чистка и смазка затвора пушки

Чистка затвора производится одновременно с чисткой ствола, а также после занятий, связанных с разборкой затвора.

Для чистки затвора необходимо:

- частично разобрать его и протереть детали сухой ветошью;

- очистить детали ударного механизма, гнездо для него в клине и зеркало клина ветошью, пропитанной керосином. При сильном загрязнении детали затвора промыть в керосине, после чего протереть насухо ветошью. Пазы, углубления и выемки тщательно очистить ветошью, намотанной на заостренные конец палочки. После окончания чистки детали механизмов затвора смазать ветошью, пропитанной смазкой;

- собрать затвор и протереть его снаружи ветошью, пропитанной смазкой.

 

2.1.9 Чистка и смазка механизма продувания

Чистку и смазку механизма продувания производить после производства от 100 до 120 выстрелов, одновременно с чисткой и смазкой ствола.

Для чистки и смазки механизма продувания необходимо:

- придать стволу максимально возможный угол снижения;

- вывернуть пробку из ресивера и слить жидкость, накопившуюся при чистке канала ствола;

- разобрать механизм продувания (сопла не выворачивать). Для размягчения порохового нагара смазать детали и наружную часть ствола под ресивером пушечной смазкой;

- ветошью, смоченной в керосине или дизельном топливе, удалить пороховой нагар с деталей ресивера, наружной поверхности ствола ресивера и внутренней поверхности кожуха ресивера, прочистить сопла;

- протереть насухо ветошью детали ресивера и участок ствола под ресивером;

- через канал ствола прогнать контрольный пыж;

- смазать тонким слоем смазки детали ресивера и участок ствола под ресивером;

- смазать переднюю и заднюю горловины, места ствола, сопрягаемые с горловинами, и резьбу на ресивере и гайке графитной смазкой;

- собрать механизм продувания.

 

2.1.10 Смазка подъемного механизма

Смазывать подъемный механизм тавотонабивателем из комплекта ЗИП пушки следует через специальные отверстия (пробки отверстий окрашены красной эмалью) при обнаружении затрудненного вращения маховика подъемного механизма или заедания пушки при прокачивании ее за ствол при отключенном подъемном механизме.

 

2.1.11 Проверка противооткатных устройств

Меры безопасности

Внимание! Противооткатная жидкость ПОЖ–70 ядовита и при попадании в организм вызывает тяжелые отравления, поэтому при работе с ней необходимо соблюдать правила обращения с ядовитыми жидкостями.

В тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание жидкости (гидрозапор, заполнение емкостей и т.п.), необходимо пользоваться защитными очками. При появлении рези в глазах промыть их холодной водой, при раздражении дыхательных путей надеть противогаз.

Посуда для жидкости должна быть чистой и сухой. Использование одной посуды для масла и жидкости ПОЖ‑70 не допускается даже при тщательной промывке.

Запрещается во время работы с жидкостью ПОЖ‑70 курить и принимать пищу, а по окончании работы вымыть руки водой с мылом.

2.1.11.2 Методы проверки противооткатных устройств

Противооткатные устройства заправляются рабочей жидкостью одного наименования. Смешивание жидкостей разных наименований не допускается.

При перезаправке противооткатных устройств указать марку заправленной жидкости в разделе «Особые отметки» формуляра.

Проверка противооткатных устройств заключается в определении количества жидкости в тормозах отката и уплотнениях накатника, а также в определении давления в накатнике.

Для определения количества жидкости в тормозе отката необходимо визуально определить положение удлинителя поршня компенсатора 23 (рисунок 4.7) относительно торца В крышки 22. Если поверхность Д удлинителя Ж не западает, а канавка Е не выступает за торец В, то количество жидкости в тормозе в норме.

Если поверхность Д удлинителя Ж западает за торец В крышки или находится с ней на одном уровне, необходимо добавить жидкость, для чего:

- заправить рабочей жидкостью прибор 6 для заправки противооткатных устройств;

- ввернуть на от двух до трех оборотов насадок 2 на клапан 21, предварительно вывернув с клапана крышку, ввернуть рукоятку 7 прибора до появления жидкости между наконечником и клапаном, после чего ввернуть наконечник полностью и, вворачивая рукоятку, продолжить заполнение тормоза жидкостью до тех пор, пока поверхность Г удлинителя не окажется на одном уровне с торцом В крышки;

- вывернуть с клапана наконечник, ввернуть на клапан крышку и застопорить ее проволокой.

При выступании канавки Е удлинителя за торец В крышки необходимо слить излишек жидкости, для чего вывернуть ключом пробку 20 на от 1 до 2 оборотов, предварительно подставив под нее тару. Когда поверхность Г удлинителя расположится на одном уровне с торцом В крышки, слив прекратить, пробку 20 ввернуть и застопорить проволокой.

Для определения количества жидкости в накатнике необходимо снять стопорное кольцо 18 и вывернуть крышку 17. Если торцы штырей 26 находятся на одном уровне или выступают за плоскость И поршня, то необходимо добавить жидкость, для чего:

- заправить прибор 6 рабочей жидкостью;

- ввернуть насадок 2 на клапан 1 накатника и, вворачивая рукоятку прибора, добавлять жидкость в накатник до тех пор, пока штыри 26 не западут на величину около 5 мм за плоскость И поршня;

- вставить в одно из отверстий поршня штырь 24 щупа 25, прижав щуп к плоскости И поршня;

- продолжать заполнение накатника до тех пор, пока торец К щупа не окажется между торцами Л и М штыря 24;

- вывернуть насадок 2 с клапана.

 

Для определения давления в накатнике необходимо:

- подсоединить к тройнику 9 манометр 4, предварительно вывернув пробку 3;

- вывернуть пробку 16 и ввернуть тройник с манометром на клапан 19 накатника, при этом пробки 3, 10 должны быть затянуты, а маховик 8 тройника вывернут полностью;

- ввернуть маховик при максимально установившемся показании манометра.

Давление в накатнике должно быть5,9+0,3 МПа (59+3 кгс/см2).

Если давление в накатнике более 6,2 МПа (62 кгс/см2), необходимо выпустить азот (воздух), выворачивая пробку 10 и наблюдая за показаниями манометра. При достижении давления 6,2 МПа (62 кгс/см2) ввернуть пробку 10.

Если давление в накатнике менее 5,9 МПа(59 кгс/см2), необходимо добавить в накатник азот (воздух), для чего:

присоединить к тройнику рукав 5, соединенный с рукавом 13 через штуцер 14, которые подсоединить к баллону со сжатым азотом (воздухом) или к штуцеру отбора воздуха воздушной системы танка через переходник 11 с кольцом 12;

вывернуть вентиль баллона и при достижении давления 6,2 МПа (62 кгс/см2) ввернуть его.

После окончания измерения давления в накатнике вывернуть маховик 8 тройника полностью, снять тройник с манометром, ввернуть в накатник крышку 17 и застопорить ее кольцом 18.

Примечания:

1 Проверку давления в накатнике и добавление в накатник жидкости или воздуха производить при углах снижения пушки от 0° до минус 2°.

2 Принадлежности для проверки противооткатных устройств придаются в групповой комплект ЗИП пушки (находится в ЗИ‑Г).

 

2.1.12 Проверка момента срабатывания сдающего звена
подъемного механизма и его регулировка

Проверка момента срабатывания сдающего звена заключается в определении усилия, приложенного к стволу, при котором срабатывает сдающее звено подъемного механизма.

 

Проверять момент сдающего звена в следующем порядке:

подготовить динамометр 4 (рисунок 4.8) к работе, для чего:

- вывернуть крышку с цилиндра динамометра;

- вывернуть пробки 6 из бобышек Аи В;

- вывернуть на от 3 до 4 оборотов пробку 7 на бобышке Б;

- налить в цилиндр динамометра через отверстие в бобышке А около 150 г рабочей жидкости;

- ввернуть пробку 6 с прокладкой 5 в бобышку А;

- ввернуть пробки 7 на бобышках Б и Г динамометра;

- ввернуть серьгу 3 на шток динамометра;

установить динамометр на ствол пушки и подсоединить его к воздушной системе, для чего:

- снять тягу крепления пушки «по-походному»;

- повернуть башню назад так, чтобы ствол пушки был расположен над одним из двух средних кронштейнов Д для крепления бочек на корме танка;

- установить на фланец для кронштейна крепления бочек кронштейн 12 и закрепить его двумя болтами 11;

- соединить кронштейн 12 с динамометром стопором 2;

- соединить проушины хомута 1 с серьгой 3 стопором 2;

- откинуть верхнюю часть Е хомута 1, сняв болт с гайкой;

- закрепить хомут 1 на стволе пушки, предварительно сняв с него секцию, таким образом, чтобы динамометр располагался перпендикулярно оси ствола (контролировать визуально);

- ввернуть в бобышку В тройник 8 с манометром 9, соединить рукава 13 и 15 через штуцеры 14;

- подсоединить рукав 13 к свободному патрубку тройника, предварительно сняв с него заглушку 10, рукав 15 подсоединить через переходник 17 с кольцом 16 к штуцеру отбора воздуха воздушной системы танка.

Для измерения момента пробуксовки плавно открыть кран отбора воздуха воздушной системы танка и зафиксировать давление, при котором произойдет срабатывание сдающего звена подъемного механизма, сопровождающееся щелчком. Закрыть кран отбора воздуха.

Измерить от пяти до семи раз, из них первые два замера – пробные, а среднеарифметическое значение последующих измерений принимается за фактическую величину срабатывания, которая должна быть 7,5+4 МПа (75+40 кгс/см2).

Перед каждым измерением ствол пушки необходимо вернуть в исходное положение, для чего удалить воздух из динамометра, вывернув на от двух до трех оборотов пробку 7 из бобышки Г, опустить ствол и ввернуть пробку.

Регулировать момент сдающего звена гайкой 19 подъемного механизма 18.

После проверки выпустить воздух, снять динамометр и слить из него жидкость. На ствол пушки установить снятую секцию кожуха.

 

2.1.13 Возможные неисправности пушки и способы их устранения

Перечисленные в таблице неисправности пушки устраняются экипажем танка. Порядок устранения более сложных неисправностей приведен в Техническом описании и инструкции по эксплуатации пушки.

Таблица 2.1


Просмотров 2756

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!