Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ



 

Совокупный спрос (AD) - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 42).

 

Рис. 42. Совокупный спрос

 

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку.

Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный товар, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций, согласно кривой инвестиционного спроса - уменьшается, отсюда, по основному макроэкономическому уравнению:

 

Y=C+I+G+X

 

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);

- эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект импортных закупок. Суть этого эффекта в том, что изменение цен в одной стране приводит к изменениям объема экспорта при неизменных ценах за рубежом, что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой;

- убывающий наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством:

 

М х V=Р х Y

 

где: М - количество денег,

V - скорость обращения денег,

Р - уровень цен,

Y - реальный объем производства.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 43-45).

Каковы причины сдвижки? Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

 

Y=C+I+G+Xn

 

Изменение любого из четырех компонентов при P приводит к изменению Y.



 

Рис. 43. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

 

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных расходах (G);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта (Xn): национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

 

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике. Можно сказать, что совокупное предложение - это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и количеством предлагаемого продукта (Y).

На уровень предложения влияют цены на продукцию и затраты на факторы производства.

Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

На графике совокупное предложение имеет несколько необычный вид. Можно выделить три участка кривой (рис. 46).

 


 

Рис. 46. Совокупное предложение

 

Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде. Кейнс, именем которого назван участок, дал следующее объяснение горизонтального характера этого участка. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства.



Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде - классический участок - имеет вид вертикальной прямой. Представители классической школы считают, что в долгосрочном периоде в экономике всегда будет естественный уровень занятости и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью.

На графике имеется промежуточный участок, который говорит о том, что здесь уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

Мы рассмотрели кривую совокупного предложения как зависимость уровня цен и реального национального производства. Но на совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию (неценовые факторы). Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх (рис. 47).

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя:

- изменения цен на ресурсы: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности;

- изменения в производительности;

- изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

 

 


Рис. 47. Влияние неценовых факторов на совокупное предложение


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!