Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений и приведите их



Курсовая работа (1 семестр)

Задания:

Задание I

Законспектировать 1 научный материал (статью из приводимого списка или 1 параграф из книги А. Д. Степанова «Проблемы крммуникации у Чехова» (конспектировать вступление к главе и один из параграфов; выделить и выписать незнакомые термины и дать им определение. Номера для конспектирования приведены в конце параграфов и статей.

Параграфы из монографии А. Степанова и научные статьи для конспектирования:

а). Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры

2.4. Информативно-аффективные жанры. Спор. Герой и идея
 (1)

б).Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры
2.1. Информация vs. этика 2.5. Споры в "Моей жизни": этика vs. познание (2, 24)

в). Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры
3.1. Риторика у Чехова
(3, 25)

г).Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.2. "Враги": мелодрама, риторика, горе
(4, 26)

д). Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.3. Проповедь и право
(5, 27)

e)Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры.3.4. "Дуэль": проповедь in extremis (6, 28)

Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры
4.1. Просьба: столкновение желаний
(7, 29)

Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.2. Приказ и власть
(8, 30)

Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.3. Ролевое поведение у Чехова
(9, 31)

Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.4. Абсурдная иерархия: равенство неравных (10, 32)

Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры
5.1. Жалоба и сочувствие
(11)

Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.2. Исповедь. Обвинение себя и других
(12)

Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.3. "Ариадна": искренность и самооправдание (13)

Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры
6.1. Парадоксы "общения для общения"
(14)

Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.2. Контакт как проблема. Провал коммуникации
(15)

Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.3. "На святках": условия контакта
(16)

Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.4. "Архиерей": за пределами контакта и отчуждения (17)



б). Статьи:

Н.А. Седова «Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация» (18)

Николай Казанский ИСПОВЕДЬ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР (19)

Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова

ЖАНРЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ (20)

 

Чернец Л. В., Ремнева М. Л., Пейзаж и его функции (21)

Черняк М.А. Жанр комплимента (22)

Татарникова Н. М.

РЕЧЕВОЙ ЖАНР ДОПРОСА МЕСТО В ПОЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ (23)

 

Задание II

Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений и приведите их.

1- речевая коммуникация

2 - речевой акт

3 - локуция

5 - перлокуция

6 - цель высказываания

7 - пресуппозиция

8 - виды заглавий

9 - автор художественного произведения

10 - замысел художественного произведения

11 - герой художественного произведения

12 - монолог

13 - диалог

14 - полилог

15 - речевые стратегии

16 - экспликация и импликация

17 - успешная коммуникация

18 - провал коммуникации

 

Задание III

2.Найти в литературном произведении (из приведенного списка или других, полученных после обсуждения с преподавателем) не менее 3-х примеров одного из видов иллокуции. Конкретный вид иллокуции вам будет указан после получения письма от преподавателя. Выписать фрагменты произведений, содержащих нужный тип иллокуции.

 

 

Список видов иллокуции

1 - приказ

2 - призыв

3 - совет (пожелание-назидание, инструкцию)

4 - клятву

5 - иформацию (объявление, сообщение и пр.)

6 - поздравление



7 - жалобу

8 - упрек

9 - просьбу (увещевание, уговаривание и пр.)

10 - вопрос

11 - сожаление (сетование)

12 – утешение

13 - согласие/несогласие

14 - выражение сильных положительных/отрицательных эмоций

15 - комплимент

16 - осуждение

17 - угрозу

18 – обещание

19 - оправдание

20 - извинение

21 - благодарность

22 - признание (исповедь )

23 – декларацию (констатацию)

24 – проповедь (поучение)

25 - перформатив

 

3.Ход работы над фрагментами

a). Определить какова иллокуция по способу высказывания – эксплицитная (открытая) или имплицитная (скрытая, подтекстная).

b). Если иллокуция имплицитная, то опишите ее последовательно: сначала видимую, эксплицитную иллокуцию (мотивацию) высказывания, а затем истинную, имплицитную.

c). Описать пресуппозицию речевого акта, частью которого является выбранный иллокутив.

Примеры определения видов иллокуции и описания пресуппозиции:

 

 

Иллокуция-совет:

 

a). Если ты пришел на елку,

Свой подарок требуй сразу,

Да гляди, чтоб ни конфеты

Не зажилил Дед Мороз.

И не вздумай беззаботно

Приносить домой остатки.

Как наскачут папа с мамой -

Половину отберут.

 

(Г. Остер. Вредные советы)

 

Иллокутив эксплицитный – совет быть напористым, жадным.

Иллокутив имплицитный – совет, наставление делиться с ближними, быть обходительным.

Пресуппозиция – автор исходит из того, что дети склонны все делать наоборот. Автор знает, что жадным быть плохо. Он знает, на новогодней елке Дед Мороз обычно дарит подарки; что нормально, когда члены семьи делятся между собой вкусностями. Автор полагает, что родители обычно не посягают на подарки детей, поэтому он хотел бы, чтобы дети были вежливы с Дедом Морозом и делились с родителями.

 

b). Ой, какой стоит галдеж!

Пляшут комсомолки,

Так танцует молодежь,

Что не хочешь, да пойдешь

Танцевать на елке.

 

Тут поет веселый хор,

Здесь читают басни...

В стороне стоит Егор,

Толстый третьеклассник:

 

Первым он пришел на бал

В школьный клуб на елку.

Танцевать Егор не стал:

— Что плясать без толку?

 

Не глядит он на стрекоз

И на рыбок ярких.

У него один вопрос:

— Скоро будет Дед Мороз

Выдавать подарки?

 

Людям весело, смешно,

Все кричат: — Умора!—

Но Егор твердит одно:

— А подарки скоро?

 

Волк, и заяц, и медведь —

Все пришли на елку.

— А чего на них глазеть?

Хохотать без толку?

 

Началось катанье с гор,

Не катается Егор:

— Покатаюсь в парке!

 

У него один вопрос:

— Скоро будет Дед Мороз

Выдавать подарки? —

 

Дед Мороз играет сбор:

— Вот подарки, дети! —

Первым выхватил Егор

Золотой пакетик.

 

В уголке присел на стул,

Свой подарок завернул

С толком, расстановкой,

Завязал бечевкой,

 

А потом спросил опять:

— А на елке в парке

Завтра будут выдавать

Школьникам подарки?

 

(А. Барто. Жадный Егор)

 

Иллокутив эксплицитный – осуждение: вот какой Егор безмерно жадный.

Иллокутив имплицитный – совет-назидание не быть жадным.

Пресуппозиция. Автор полагает, что жадность – это плохо, что дети, узнав о том, как неприглядно со стороны выглядит Егор, не станут жадничать.

 

 

Иллокуция-вопрос

 

«Осмотр первой кошки прошел быстро…. Взяв в руки второго питомца, огромного раскормленного рыжего кота, Казаков … присвистнул: «А мы знакомы с тобой, дружочек. Вот это твое рваное ушко я сам лично зашивал… Экий же ты вымахал огроменный, я тебя не узнал, если б не ухо. … - Погодите, - он обернулся к Доценко и глянул с острым подозрением, - откуда у вас этот кот?» - (А. Маринина. Седьмая жертва, М., 2007, С. 330).

 

Иллокутив эксплицитный - сообщение о том, что ветеринарному врачу кот и его хозяйка знакомы.

Иллокутив имплицитный: вопрос-сомнение – «Что случилось с хозяйкой кошек?»

Пресуппозиция: нормально, если кошек приводит на осмотр хозяин. Могло всякое случиться с хозяйкой, если ее кошки оказались с чужим человеком.

 

 

Иллокуция – сообщение (декларация о намерении)

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

А от тебя, Заяц,

И подавно уйду.

 

(Народная сказка «Колобок»)

 

Иллокуция – сообщение (заявление) о неизбежном уходе от Зайца

Пресуппозиция заключена в иллокуции: декларируется обычный порядок вещей - если Колобок столько раз уходил от всех, то и в этот раз уйдет.

 

 

Иллокуция-жалоба

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

 

Оно под солнечным лучом

Сверкало и горело,

А я нечаянно — мячом!

Ух, как мне нагорело!

 

И вот с тех пор,

С тех самых пор,

Как только выбегу

Во двор,

Кричит вдогонку кто-то:

— Стекло разбить охота?—

 

Воды немало утекло

С тех пор, как я разбил стекло.

 

Но стоит только мне вздохнуть,

Сейчас же спросит кто-нибудь:

— Вздыхаешь из-за стекол?

Опять стекло раскокал?

 

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

 

Идет навстречу мне вчера,

Задумавшись о чем-то,

Девчонка с нашего двора,

Хорошая девчонка.

 

Хочу начать с ней разговор,

Но, поправляя локон,

Она несет какой-то вздор

Насчет разбитых окон.

 

Нет, в жизни мне не повезло,

Меня преследует стекло.

 

Когда мне стукнет двести лет,

Ко мне пристанут внуки.

Они мне скажут:

— Правда, дед,

Ты брал булыжник в руки,

Пулял по каждому окну? —

Я не отвечу, я вздохну.

 

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

 

(А.Барто. Стекло)

 

Иллокуция – жалоба-исповедь героя

Пресуппозиция – жизнь разнообразна, в ней много происходит и хорошего, и плохого. Надо не повторять ошибки, но и не сосредоточиваться на них, живя только чувством вины.

 

 

Иллокуция-просьба

«Рядом с возом тащился крестьянин на крошечной лошаденке. Он сидел боком на ее костлявом хребте, босыми пятками выбивая дробь по едва прикрытым шкурой ребрам. Лицо пахаря было все в морщинах и загорело на солнце, как еловая кора.

- Слышь, молодец, не продашь ли своего скакуна, - окликнул крестьянина отец Тук».

 

(Гершензон М. Робин Гуд // Робиин Гуд. Романы. Баллады. СПб., 1992, С. 338).

 

Иллокуция – просьба-комплимент

Пресуппозиция – отец Тук остро нуждается в лошади и готов получить ее любым способом.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература

 

1. Гойхман О., Надеина Т. Речевая коммуникация. Инфра-М, - М., 2011.

2. Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации. Учебное пособие, Изд. РГСУ, Саратов, 2010.

3. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд. , испр. и доп. – М., 2010.

 

Дополнительная литература

1. Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. 1982. -№4. - С.83-91.

2. Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики: (В интерпретации художественного текста). СПб.: Образование, 1997. - 60 с.

3. Арутюнова Н.Д. Диалогическая цитация: (К проблеме чужой речи) // Вопросы языкознания. М. - 1986. - №1. - С.50-64.

4. Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и почему-реплики в русском языке // Филологические науки. 1970. -№3. - С.44-58.

5. Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике: Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1973, Т.ХХХП. - Вып. 1. -С.84-89.

6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). М.: Едиториал УРСС, 2002. - 383 с.

7. Арутюнова Н.Д. Проблемы синтаксиса и семантики в работах Ч.Филмора//Вопросы языкознания. 1973. - №1. - С.117-124.

8. Арутюнова Н.Д. Семантическое согласование слов и интерпретация предложения // Грамматическое описание славянских языков. -М., 1974.

9. Арутюнова Н.Д. Феномен второй реплики, или о пользе спорта // Логический анализ языка. -М., 1990. С. 175-189.

10. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки проблемы и категории прагматики // НЗС. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика / Общ. ред. Е.В.Падучевой. М.: Просвещение, 1985. - С.3-42.

11.Ахадов Ш.А. Диалогические единства современного русского языка в аспекте проблемы тождеств и различий: Автореф. дисс. .канд. филол. наук/Иван. гос. ун-т. Иваново, 1995. - с.12.

12. Вежбицка А. Речевые акты // Там же. Вып. 16. Лингвистическая прагматика, 1985.

13. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. — М., 1986.

14. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт?; Косвенные речевые акты; Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. - М., 1986.

15. Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. Л., 2005.

16. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. , 1974.

 

список художественных произведений для выполнения задания

 

1. Айтматов Ч. И дольше века длится день

2. Акунин Б. (Повесть по выбору студента)

3. Булгаков М. Морфий

4. Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина

5. Газданов Г. Судьба Саломеи

6. Достоевский Ф. чужая жена и муж под кроватью

7. Думбадзе Н. Кукарача

8. Дюморье Д. Маленький фотограф

9. Екимов Б. Офицерша

10. Залыгин С. Южно-Американский вариант

11. Зощенко М. Аристократка

12. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев

13. Искандер Ф. Кролики и удавы

14. Кафка Ф. Превращение

15. Кржижановский С. Московские вывески

16. Кристи А. Восточный экспресс

17. Кундера М. Пусть старые покойники уступят место молодым

18. Набоков В. Возвращение чорба

19. Нилин П. Дурь

20. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе

21. Милн А. Винни-Пух и все все все

22. Остин Дж. гордость и предубеждение

23. Панова В. Сколько лет, сколько зим

24. Пелевин В. Жизнь насекомых

25. Пелевин В. Ника

26. Петрушевская Л. Время ночь

27. Платонов А. Фро

28. Токарева В.Я есть, ты есть…

29. Толстая Т. Соня

30. Толстой А. Гадюка

31. Толстой Л. Крейцерова соната

32. Тургенев И. Последнее свидание

33. Улицкая Л. Веселые похороны

34. Успенский Э. Каникулы в Простоквашино

35. Чехов А. Дочь Альбиона

36. Шукшин В. Миль пардон, мадам!

37. Щербакова Г.

38. Бредбери Вино из одуванчиков

39. Уэллс Г. Человек-Невидимка

40. Санаев В. Похороните меня за плинтусом

 

Перечень вопросов к зачету:

 

1) Работы Дж. Остина и Дж. Серля в области теории коммуникативных актов.

2) Понятие речевого акта как минимальной единицы коммуникации.

3) Понятие локуции, иллокуции,перлокуции.

4) Составляющие компоненты локуции и иллокуции

5) Условия успешной перлокуции

6) Распознавание истинной иллокуции как условие коммуникации. Эксплицитные и имплицитные иллокутивы

7) Понятие пресуппозиции

8) Корреляция понятий «картина мира художественного произведения» и «пресуппозиция»

9) Порождение литературного замысла как сложный акт автокоммуникации . Разновидности причин и условий зарождения и реализации литературного замысла

10) Роль традиций и литературной преемственности на зарождение замысла. Понятие аллюзии и реминисценции. Привести примеры.

11) Влияние психологического состояния автора на замысел (влюбленность, потеря близкого человека, патриотический подъем, всевозможные страхи и пр.)

12) Влияние в ХХ веке цензуры и директивных государственных предписаний на возникновение и реализацию литературных замыслов (творческие командировки советских писателей на «стройки коммунизма», коллективные писательские бригады, коллективные книги и пр.)

13) Взаимодействие «писатель – читатель» и «читатель – писатель».

14) Виды заглавий.

15) Рекламный дискурс в художественных произведениях («С. Кржижановский «Московские вывески»)

16) Принципы внутрисюжетной номинации: рассказчик-номинатор, герои-номинаторы (Ильф И. и Петров E. «12 стульев», «Золотой теленок»)

 

 

Оформление курсовой работы

В сданной работе должен быть титульный лист (Приложение 2. Образец оформления титульного листа)

Письменная работа должна иметь поля и нумерацию страниц.

Компьютерный набор текста должен соответствовать следующим требованиям:

Поля: левое – 3 см, правое –2 см, верхнее – 2см, нижнее – 3см.

На странице должно быть 29 – 35 строк, 60 – 65 знаков в строке, 1800 – 2200 знаков с пробелами на странице.

Шрифт: 14 кегль, междустрочный пробел – полуторный.

Титульный лист и первая страница не нумеруются.

Приложение 1.

Порядок получения заданий

1. Студент входит на общий электронный адрес, где знакомится с заданиями по курсовой работе;

2. Студент получает для рассмотрения то художественное произведение из предлагаемого списка, которое соответствует его номеру в списке группы в журнале (Например, если Вы в журнальном списке группы значитесь под № 5, то Вам достается для анализа рассказ Г. Газданова “Судьба Саломеи”, которая в списке художественной литературы стоит также под № 5);

3. Студент отправляет на общий адрес тему своей курсовой работы (к указанному в образце титульного листа общему названию темы “Коммуникативные аспекты литературного творчества: …” после двоеточия добавляется название произведения и фамилия автора в родительном падеже, получая, например, следующее общее название работы: “Коммуникативные аспекты литературного творчества: рассказ “Саломея” Г. Газданова”.), а также номер и название доставшегося произведения, с сообщением своих данных (Фамилия, имя, отчество, специальность, номер группы);

4. Студент готовит устный ответ на вопросы из прилагаемого списка;

5. При необходимости студент обращается к преподавателю за разъяснениями.

6. Студенты, регулярно посещающие занятия и активно работающие, имеют право на выбор теоретического вопроса.

7. Студенты, пропустившие занятия, должны их отработать.

8. Список студентов, не пропустивших ни одного занятия (лекционного и практического) и имеющих право выбора теоретического вопроса

 

 

1-СД-41:

Валикова Софья

Вековешникова Александра

Власова Любовь

Данилин Кирилл

Доильницына Алена

Дубина Мария

Жаркова Юлия

Жилина Татьяна

Каргина Эляна

Киркиж Полина

Ковалев Валерий

Кудряшов Александр

Кузнецова Елизавета

Макаров Карен

Мишина Екатерина

Парамонова Ксения

Секретова Ксения

Сердитова Евгения

Щербакова Елизавета

Куницына Настя

 

 

1-СД-42:

Денисова Александра

Картавых Ирина

Верховинина Оксана

Малышева Анастасия

Гатаулина Екатерина

Решетникова Светлана

Андрушкевич Мария

Кийски Яна

Ильина Кристина

Ивашкова Дарья

 

1-СД-43:

Барсукова Юлия

Белов Эдуард

Бубнова Кристина

Калдузова Анна

Латышева Наталья

Малышева Дарья

Малюкова Алена

Недведская Кира

Паршукова Ирина

Пашук Дарья

Порхало Алина

Пухаева Грета

Смирнова Дарья

Смирнова Олеся

Шведов Евгений

 

1-СД-45:

Белокуров Иван

 

1-СД-49:

Ан Инга

Григорьева Полина

Журавлева Кристина

Кораблев Богдан

Кузьмина Ксения

Маслова Дарья

Рахманова Артем

Рычкова Ульяна

Смирнова Евгения

Сумина Татьяна

Судакова Кристина

Шахмаметьева Эльвира

Шевченко Елена

 

 

1-СД-51с:

Акимова Екатерина

Вербило Оксана

Гончарова Наталья

Егорова Алина

Нечаева Евгения

Прошкина Ирина

Севрюкова Елизавета

Сурикова Ксения


Приложение 2.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!