Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРИМЕР ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ В УКРАИНЕ



План

Введение

1. Холдинг

2. Управление холдингом

3. Примеры холдинга в Украине

Выводы

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сущность и особенности функционирования холдинговых компаний - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, т.к. на современном этапе развития экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых компаний в различных отраслях промышленности. Особенно ярко это проявляется в топливно-энергетическом, металлургическом комплексах, а так же в тяжелом машиностроении и химической промышленности.

Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. тенденции последнее времени позволяют сделать вывод о том, что наступает «эра» крупного бизнеса. Действительно, тенденции укрупнения бизнеса связаны в первую очередь с образованием холдингов, которые образуются с целью повышения стойкости предприятия на конкурентном рынке.

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности функционирования Холдинга.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи - исследовать понятие, виды и правовое положение холдинговых компаний, основные цели их создания.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и выводов. Название глав отображает их содержание.

 

 

ХОЛДИНГ

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.

Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции.

Холдинговые компании образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.

Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий).



В последнее время корпоративный мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты…

Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.

(а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция».

Основная цель таких холдингов- завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.

(б) Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в Росии. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии- на 17%, а прибыль возросла на 59%.



(в) Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад . В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс . В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

(г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например , объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.

(д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.

При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема . Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива «Stella Artois» плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке(Рис.2).

(е) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.

Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;

путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.

Путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.

Путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример- компания «МакДональдс»).

В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. «На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности», пишет «Эксперт». Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия , определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг. Снова процитируем журнал «Эксперт» - «Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности … и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…». Можно вспомнить, например, попытку г-на Быкова получить контроль над всей энергетикой Красноярского края и его конфликт с губернатором А.И. Лебедем.

Косвенно об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства

Следует отметить еще один способ образований холдингов (как «сверху», так и «снизу») - объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по обьему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а «лишние» предприятия вынуждены были «сбросить». Так поступил банк «Менатеп», Онексим-банк» и др.

Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое.

В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение.

Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.

 

УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ

 

В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы обьема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) обьем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.

В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры . Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот.

Чаще всего в сложном холдинге количество управляющих функций увеличивается по мере перехода на нижний уровень группы.

Формально процедура управления определена законодательством. Для многих холдингов основные акционеры управляющей компании холдинга имеют большинство, как на собрании акционеров, так и в советах директоров и могут провести все необходимые им решения в управлении.

В последнее время и в Украине стал использоваться популярный на западе метод повышения управляемости путем расстановки топ менеджеров на ключевые должности холдинга. Для обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии «Корпоративные финансы») в своей статье «Опционы против лимузинов». Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение «жестких» контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.

ПРИМЕР ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ В УКРАИНЕ

В нашей стране есть достаточно много холдинговых компании. Рассмотрим Украинский аптечный холдинг. Украинский Аптечный Холдинг был образован в начале 2009 года на основе сети аптек, которая с 2004 года работает под брендом «Здравица» и состоит более чем из 40 фармамаркетов и классических аптек. В конце 2009 года в состав Холдинга вошла еще одна сеть аптек, которая работает без бренда и включает более 90 аптек. Во второй половине 2010 года на базе аптек Холдинга, работающих без бренда, началось развитие новой социальной аптечной сети «Добрi лiки». Все аптеки без бренда, входящие в состав Холдинга, в дальнейшем будут переведены в сеть «Добрі ліки». 17 сентября 2010 года Украинский Аптечный Холдинг на 100% вошёл в состав Группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ). С ноября 2010 года аптека №208 «Здравица» приобрела статус отдельного бренда под названием аптека «Центральная». За высокие достижения на пути внедрения прогрессивных технологий в фармацевтическое обслуживание в Украине аптека №208 получила награду «Best Enterprises of Europe» (Лучшие предприятия Европы) в 2009 году. На сегодняшний день Украинский Аптечный Холдинг владеет и управляет сетями аптек более чем из 200 фармамаркетов, аптек, аптечных киосков и аптечных пунктов; развивает направление мелкооптовой торговли медикаментами.

Конкурентные преимущества Украинского Аптечного Холдинга:

· охват всех сегментов фармацевтического рынка за счёт разного формата аптек «Центральная», «Здравица» и «Добрі ліки»;

· качество товаров аптечного ассортимента;

· соблюдение лицензионных условий;

· высокий уровень сервиса;

· квалифицированный персонал;

· удобное месторасположение торговых точек;

· широкий ассортимент, который соответствует потребностям населения того региона, где расположена аптека.

Задача Украинского Аптечного Холдинга – это создание эффективной системы управления, изучение и результативное использование возможностей каждого предприятия, входящего в Холдинг.

Стратегические цели Украинского Аптечного Холдинга:

· Увеличение доли рынка и расширение аптечных сетей в других регионах Украины;

· Повышение качества обслуживания клиентов;

· Дальнейшее расширение ассортимента продукции

Структура холдинга

Украинский Аптечный Холдинг владеет и управляет сетями аптек, которые обслуживают более 30 000 покупателей в сутки. В сети входит 200 аптек, ориентированных на розничную и мелкооптовую торговлю медикаментами. Аптеки распределены по брендам, каждый из которых обслуживает свой сегмент покупателей.

 


ВЫВОДЫ

Одной из самых распространенных структур, характерных для развитой рыночной экономики, есть такая форма организации, как холдинг (холдинговая система). Функционирования холдинговых систем, с одной стороны, имеет ряд преимуществ перед обычными акционерными обществами, а с другой - характеризуются особенностями, порождают новые проблемы и трудности, которые не характерны для отдельных компаний.

В Украине нет большого опыта формирования холдинговых систем. По данным Антимонопольного комитета Украины за период с 1998 по 2003 годы в Украине было сформировано с разрешения Комитета около 900 холдинговых компаний и объединений предприятий, имевших признаки холдинговой системы. Эффективность процесса создания холдингов зависит от государственного регулирования предпринимательской деятельности и от разработки и внедрения в практику соответствующих современным холдингам инструментов менеджмента организаций. Важным составляющим менеджмента в данном случае является механизм инвестиционного взаимодействия холдинга и дочерних компаний, методы планирования инвестиций, организационного обеспечения инвестиционной деятельности и распределения прибыли.

Такие вопросы, как формирование структуры холдинговой компании во взаимосвязи с ее жизненным циклом, создание эффективного механизма взаимодействия холдинговой группы с инвесторами, активизация деятельности менеджеров в разработке и реализации инвестиционных проектов, требующих развития с учетом особенностей национальной экономики Украины.

Как показывает опыт таких стран как Польша, Венгрия создание холдинговых компаний при переходе к рыночной экономике является следствием проводимых экономических реформ. Основу развития холдинговых компаний составляет акционерная собственность, поэтому создание и развитие этих компаний тесно связаны с такими процессами, как приватизация, корпоратизация, создание рыночной инфраструктуры.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!