Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль медицинской сестры в работе операционного отделения



Учебно-методическое пособие

По самоподготовке студентов по теме

 

«Хирургический инструментарий»

Дисциплина:«Хирургия», «Сестринское дело в хирургии»

Специальность: 060101 «Лечебное дело», 060109 «Сестринское дело»,

060102 «Акушерское дело»

 

 

2009г.


Хирургический инструментарий

Студент должен:

Иметь представление об:

v Основных этапах хирургической операции;

v Классификации хирургических инструментов;

v Требованиях к хирургическому инструментарию;

v Организации работы опреационно-перевязочного блока;

v Функциональных обязанностях операционной сестры;

 

Знать:

v Основные группы хирургических инструментов;

v Подготовку нового и использованного инструментария к работе;

v Правила хранения инструментария;

 

Уметь:

v Хранить хирургический инструментарий;

v Составлять наборы инструментов:

- для ПХО раны;

- для трахеостомии;

- для аппендэктомии;

- для ампутации;

- для трепанации;

- для лапаротомии;

- для венесекции;

- для пункции плевральной и брюшной полостей;

v Подавать инструменты врачу;

v Снимать швы;


УСТАНОВОЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

I. Вы продолжаете изучение темы «Инфекционная безопасность пациента и медработника». Для определения уровня базовых знаний ответьте на контрольные вопросы:

1. Как производится предстерилизационная обработка инструментария?

2. Как приготовить 3% раствор хлорамина для дезинфекции инструментария?

3. Как производится контроль качества предстерилизационной обработки инструментов?

4. Режим стерилизации инструментария?

Проверьте качество базовых знаний по эталону (приложение № 1).

II. Изучите новый материал по следующим вопросам:

1. Подготовка нового инструментария к работе (приложение № 2).

2. Хранение инструментария.

III. Познакомьтесь с хирургическим инструментарием, его классификацией, применением каждого инструмента. Инструменты демонстрирует и комментирует преподаватель. Пользуясь таблицами под руководством преподавателя, изучите инструменты. Работая в «малых» группах, проведите взаимоконтроль.

IV. Познакомьтесь с наборами инструментов для основных хирургических операций (приложение № 3). Запишите в дневник.

V. Соберите наборы инструментов для операций.

VI. Сдайте зачет преподавателю.


Организация работы операционного блока.

Операционный блок.

Операционный блок – это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле или отсеке хирургического отделения. От остальных помещений операционный блок отделяется тамбуром, оборудованным источниками бактерицидного ультрафиолетового излучения.



В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение, обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала. Операционный блок должен способствовать максимальному снижению опасности занесения инфекции; обеспечивать возможность эффективной уборки помещений; соблюдение тишины и правильного распорядка дня в стационаре.

Основные помещения операционного блока состоят из помещений, предназначенных непосредственно для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная), помещений для персонала (комната для переодевания персонала и ведения документации, комната операционных сестер, анестезиологическая, душевая, туалет и т.д.) и подсобных помещений (материальная, аппаратная).

В небольших хирургических стационарах в операционном блоке предусматривается помещение для стерилизации и материала (автоклавная). В крупных стационарах имеется центральное стерилизационное отделение, обслуживающее весь хирургический стационар.

Состав помещение операционного блока и их площадь зависят от количества коек и объема работы хирургического отделения, его специфики, реальных возможностей размещения. Как минимум в составе операционного блока должны быть развернуты: операционная, предоперационная, стерилизационная, автоклавная и материальная.



Операционная.

Ее размещают в глубине операционного блока. В современной операционной оборудуют централизованную подачу наркотических газов и кислорода, а также систему аспирации.

Санитарно-гигиенические нормы. Для операционных рекомендуются следующие нормативы: температура 21-25°С, относительная влажность 50-65% (оптимум 55%), скорость движения воздуха 0,3-0,5м/с (оптимум 0,4м/с), воздухообмен 6-10 кратный в течение часа, приток только чистый наружный профильтрованный воздух или около 50% рециркуляционного воздуха.

Микроклимат операционных поддерживается при помощи специальных установок – электрических или газовых кондиционеров. Применение установок для кондиционирования воздуха позволяет очищать его от пыли и значительной части микрофлоры, поддерживать в любое время года необходимую температуру, предупреждает накопление углекислоты и увеличение влажности.

Для удобства уборки все углы и соединения стен с перекрытиями должны быть закруглены. Дверцы шкафов, наличники окон и двери изготовляют из гладких материалов. Стены покрывают плиткой или красят масляной краской бледно-зеленого, салатного или бледно-голубого цвета. Пол покрывают метлахской плиткой или антистатическим пластиком, создавая небольшой уклон к центру, где расположен сток для воды.

Отопление современных операционных осуществляется электроплитами, вмонтированными в нижней части стен операционной, причем постоянство температуры регулируется автоматически.

Освещение. При планировке операционную ориентируют так, чтобы окна располагались на север или северо-восток. Операционный стол обычно устанавливают перпендикулярно окну. Отношение площади окон к площади пола – не менее 1:3.

Искусственное освещение в операционной обеспечивается бестеневой лампой, расположенной над операционным столом, и осветительными плафонами. Кроме того, для добавочного освещения используют передвижные и переносные лампы. В каждой операционной необходимо иметь передвижную лампу, снабженную аккумулятором (ее используют в аварийной ситуации).

Освещенность на поверхности операционного поля должна быть в пределах 3000-5000 лк, в отдельных случаях – до 10000 лк. Повышение температуры воздуха в зоне операционного стола на высоте 0,5м от операционного поля не должно превышать 2-3°С.

 

Предоперационная.

Предоперационная – помещение, располагаемое между операционной и другими подсобными помещениями; оно служит для подготовки персонала и больного к операции. Нередко на 2-3 операционных приходится одна предоперационная. Двери, ведущие в предоперационную и из нее в операционную, должны быть достаточно широкими, чтобы пропустить одновременно каталку (или функциональную кровать) и рядом идущего человека.

В предоперационной устанавливают 3-4 раковины для мытья рук. К умывальникам подводят горячую и холодную воду, устанавливают над каждой раковиной кран-смеситель, который открывается локтем.

 

Стерилизационная.

Располагается рядом с операционной и сообщается с нею закрывающимся окном для подачи стерильных инструментов. Окно должно быть шириной не менее 1м и иметь широкий подоконник, чтобы можно было ставить на него стерилизаторы. Хранить инструменты в этой комнате нельзя, так как от влажности они покрываются ржавчиной и портятся.

В стерилизационной производится мытье и вытирание инструментов, полученных из операционной, мытье трубок после переливания крови, шприцев и игл.

 

Материальная.

В этом помещении заготавливают перевязочный материал и операционное белье.

Заготовку перевязочного материала и укладку его и операционного белья и биксы для стерилизации производят на большом столе операционные сестры и санитарки. Они готовят перевязочный материал, выявляют и устраняют мелкие дефекты в операционном белье. Для разрезания марли необходимо иметь большие ножницы или электронож.

 

Инструментальная.

В небольших стационарах инструментальную совмещают с предоперационной или материальной. Нельзя совмещать инструментальную со стерилизационной или автоклавной, так как высокая влажность портит инструменты.

 

Помещения для персонала.

Комната для дежурной службы предназначена для кратковременного отдыха (или приема пищи) персонала, несущего дежурство по скорой помощи.

Комната старшей операционной сестры. Здесь хранится документация старшей сестры: паспорта аппаратуры и сложных инструментов, журналы учета имущества, журнал результатов бактериологических исследований, бланки требований на медикаменты и их использованные корешки и т.д. старшая операционная сестра должна иметь шкаф с запасами инструментов и медикаментов, ключ, от которого должен храниться только у нее.

Комната для переодевания. В этой комнате располагаются несколько (в зависимости от мощности операционного блока) индивидуальных шкафов для хранения личной одежды, несколько ширм, 2-3 стола и несколько стульев.

 

Оборудование операционной.

Оборудование рабочего места сестры.

1. малые подвижные столики на высокой ножке, располагаемые рядом с операционным столом и предназначенные для непосредственного обеспечения операции инструментами.

2. Большой инструментальный стол для резерва стерильных инструментов и перевязочных средств, находящийся в некотором отдалении от операционного стола.

3. Отдельные столики для хранения банок с шовным материалом, раствором йода ли йодоната, спиртом, бензином, растворами фурацилина, новокаина, изотонического раствора хлорида натрия.

4. Стерильные биксы на подставках, располагающиеся рядом с большим инструментальным столом. В этих биксах находится необходимое операционное белье и перевязочный материал.

 

 

Роль медицинской сестры в работе операционного отделения.

Кодекс операционной медицинской сестры.

1. Выбирай профессию один раз, но если выбрала хирургию, оставайся в ней всю жизнь.

2. Если ты чувствуешь чужую боль как свою, только тогда ты сможешь помогать страдающим людям, будь всегда милосердна!

3. Будь всегда доброжелательна и приветлива, ведь от тебя зависит настроение, порядок и успех работы всей бригады в операционной.

4. Будь всегда чистоплотной и аккуратной не только внешне, но и в душе.

5. Будь думающей и инициативной, умей отвечать за свои поступки.

6. Готовься к любой операции как к самой главной. Никогда не стесняйся признаваться в незнании. Будь любознательна и учись постоянно!

7. Никогда не давай себя обижать и не обижай других!

 

Функциональные обязанности операционной медицинской сестры.

 

I. Общая часть.

На должность операционной медицинской сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку в операционно-перевязочном блоке.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заведующего отделением в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется старшей операционной сестре, в процессе подготовки и во время проведения операции – хирургу и его ассистентам, в период дежурства – дежурному врачу отделения.

В своей работе руководствуется правилами и инструкциями по выполняемому разделу работы, распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

 

II. Обязанности.

1. Готовит операционную и участников к проведению операций.

2. Следит за своевременной доставкой больного в операционную, правильной его укладкой на операционном столе и транспортировкой из операционной.

3. Оказывает помощь участникам операции при ее проведении, обеспечивая их необходимыми инструментами, материалом, аппаратурой.

4. Следит в ходе операции за своевременным возвращением инструментов и перевязочного материала.

5. Следит за соблюдением правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной.

6. По окончании операции операционная сестра пересчитывает салфетки, шарики, инструменты и рана зашивается только тогда, когда совпадет счет.

7. Подготавливает белье, перевязочный материал, шовный материал, одежду, маски, инструменты и аппараты к стерилизации; контролирует качество стерилизации.

8. Следит за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование материала, взятого во время операции от больного.

9. Принимает и сдает дежурство по операционному блоку, проверяет наличие стерильного белья, материалов, растворов и инструментария и т.д. необходимых для дежурства, исправность аппаратуры, санитарное состояние операционной.

10. После окончания дежурства ведет подсчет израсходованного операционного белья и материалов оставшихся для следующей смены.

 

III. Права.

Операционная медицинская сестра имеет право:

1. Отдавать распоряжения санитарке операционного блока во время операций.

2. Проверять объем и качество выполненной санитарками работы.

3. Контролировать соблюдение правил асептики и антисептики во время проведения операции.

4. Вносить предложения старшей операционной сестре и заведующему отделением во вопросам улучшения организации своего труда.

5. Получать информацию, необходимую для своих обязанностей.

6. Принимать участие в работе совещаний, проводимых в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.

7. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования или на рабочем месте в установленном порядке.

 

IV. Ответственность.

Несет ответственность за четкое и своевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

 

Функциональные обязанности санитарки операционного блока.

I. Общее положение.

Санитарка непосредственно подчиняется операционной медсестре, сестре-хозяйке и старшей медсестре оперблока.

 

II. Обязанности.

1. Обеспечивает чистоту отделения во всех помещениях.

2. Проводит ежедневную влажную уборку до начала операций, текущую уборку во время операций, заключительную уборку после операции и 1 раз в неделю – генеральную уборку.

3. Кроме уборки своего рабочего места убирать и мыть подсобные помещения отделения (коридор, санкомнату, кабинеты, материальные комнаты).

4. В конце рабочего дня сдать грязное белье сестре-хозяйке и получить чистое белье у сестры-хозяйки, заложить его для стерилизации в биксы на следующий день, вынести мусор в контейнер.

5. Еженедельно с сестрой-хозяйкой отправлять грязное белье в прачечную и получать чистое.

6. Производить мелкий ремонт белья.

7. Знать в совершенстве устройство операционного стола и укладки больного при различных операциях.

8. Соблюдать технику безопасности при работе со стерилизаторами и всей аппаратурой, которая находится в операционной.

9. Знать основы асептики и антисептики и строго соблюдать их.

10. Не покидать своего рабочего места без разрешения операционной сестры и старшей сестры.

11. Категорически запрещается выносить что-либо из операционной без разрешения старшей операционной сестры (инструменты, медикаменты, приборы).

12. Строго соблюдать форму одежды, принятую в операционном отделении. Категорически запрещается носить одежду из синтетических тканей. Одежда должна быть исключительно из хлопчатобумажной ткани.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!