Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






По видам субъектов рыночных отношений рынки могут



Тема 8. Сущность, структура и механизм функционирования

Рынка.

Учебные вопросы:

Понятие, причины возникновения и основные признаки рыночной экономики.

Структура и модели рынка.

Конкуренция и монополия.

Необходимость и методы государственного регулирования экономики.

Литература:

 

1. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»; учебник для начального проф. образования; Л.Н. Череданова. — 2-е изд. — М.; «Издательский центр «Академия», 2008г. — с.176.

2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие 2-е издание, пере-работанное и дополненное — М.: Финансы и статистика, 2008 г — 304с.

3. Волкова О.И. «Экономика предприятия». М.: Инфра — М: 2007 г.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» Москва: 2009г.

5. Горфинкель В.Л., Швандар В.А. «Экономика предприятия» Москва: «Юнити» 2008 г.

6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Инфра-М: 2007г.

7. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Москва: 2008 г.

 

Введение

Второй (после формы собственности) признак той или иной эко­номической системы — это механизм координации действий хозяй­ствующих субъектов. Как писал известный экономист, лауреат Нобе­левской премии М. Фридмен, «...в принципе существует лишь два способа координации экономической деятельности миллионов. Первый — это централизованное руководство, сопряженное с принужде­нием; таковы методы армии и современного тоталитарного государ­ства. Второй — это добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым пользуется рынок».

 

 

Сущность, причины возникновения и основные признаки

Рыночной экономики.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне. Приведем некоторые из них:

 

             
 
   
   
 
 
   
   
 
 
   
   
 
 
   
   
 
 
   
   
 
 
 
   

 

 

 


           
   
 
   
 
 




Рис. 1. Взаимосвязь элементов рынка.

 

В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия — о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения.

 

                                                                       
 
 
 
 
         
 
         
 
 
 
   
 
           
 
 
           
 
 
           
 
 
   

 

 


1. Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода. «Только благодаря тому, что контроль над средствами производства распределен между множеством не зависящих друг от друга людей, никто не имеет над нами абсолютной власти, и мы сами можем решать, чем мы будем заниматься» — писал лауреат Нобелевской премии по экономике англичанин Ф. Хайек.

 

Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо, прежде всего, четкое определение прав собственности. Обмен предполагает передачу прав собственности. Эта передача порождает, так называемые, трансакционные издержки, включающие в себя издержки:



· поиска информации (часто отсутствие необходимой информации приводит к дополнительным затратам, вызванным, покупкой товаров по ценам выше равновесной);

· ведения переговоров и заключения (юридического оформления) договоров;

· измерения;

· спецификации (определения) и защиты прав собственности;

· возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, уклоняющегося от точного соблюдения договора.

 

Если права собственности четко не определены или если отсут­ствует их правовая зашита, то издержки обмена существенно возра­стают, и наоборот, при наличии точно определенных прав собствен­ности транзакционные издержки минимизируются.

 

2. Экономическая свобода.Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей и там, где он считает это необходимым, а для произ­водителя — возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме.

Свобода потребительского выбора имеет в рыночной эконо­мике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хо­зяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия.

 

3. Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются, вымываются с рынка.

 

4. Всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы.

 

5. Договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами.Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор — это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения.

 

6. Экономическая ответственность, которая возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности. В рыночной экономике всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Согласно статье 56 ГК РФ «Юридические лица... отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом» и далее «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

 

7. Наличие государственного механизма регулирования экономики и механизма социальной зашиты граждан.

 

8. Открытость экономики (свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы, информации и пр. из страны или в страну).

 

Наличие конкуренции.

Свободное ценообразование.

 

 
 

 


1. Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;

 

2. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

 

3. Способствует максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;

 

4. Невозможность хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым, снимая проблему дефицита;

 

5. Создает стимулы к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка — это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать;

 

6. Обогащает определенную часть населения, позволяет проявить людям свои способности и получать соответствующее вознаграждение;

 

7. Ускоряет темпы и повышает эффективность общественного производства.

 

Таким образом, эффективность рыночной системы оценивает­ся с точки зрения ее соответствия интересам потребителей (сувере­нитет потребителя). На практике рынок отнюдь не всегда учиты­вает интересы потребителя, и даже «идеальному» рынку присущи негативные черты.


1. Конкуренция объективно ведет к возникновению монополий, а по мере монополизации рынка, сужения конкуренции падает эффективность распределения ресурсов.

 

2. Рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды.

 

3. Рынок ориентируется, прежде всего, на индивидуальные потребности людей, именно их он хорошо учитывает, что касается общественных потребностей, то их рынок учитывает плохо или не учитывает вообще.

 

4. Распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости. Неравномерность распределения факторов производства, находящихся в частной собственности, обусловливает неравенство в распределении доходов, получаемых на эти факторы производства.

 

5. Неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов. Поскольку богатые обладают большим потребительским спросом, то на производство предметов роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости. По словам Бернарда Шоу, страна «тратит деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей».

 

6. С увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек).

 

7. % выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как прави­ло, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

 

8. Рынок не является идеальной экономической системой, для него характерны инфляция, банкротство и расслоение населения по доходам.

9. Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма.

 

           
   
 
   
 
 
   
   
 
 

 

 


Структура и модели рынка.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.

 

 
 

 

 


1. Функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

 

2. Структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

 

3. Особенностями сферы товарного обращения;

 

4. Уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

 

5. Видами торговли.

 

 
 

 

 


1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

1. Рынки предметов потребления;

2. Рынки средств производства;

3. Рынки научно-технических разработок;

4. Рынки ценных бумаг;

5. Рынки рабочей силы.

 

Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.

 

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

1. Рынки товаров производственного назначения;

2. Рынки товаров народного потребления;

3. Рынки продовольственных товаров;

4. Рынки сырья и материалов и т.д.

 

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

 

3. Образование рынков по пространственному признаку включает:

1. Внутрирегиональные;

2. Межрегиональные;

3. Республиканские;

4. Межреспубликанские;

5. Международные (мировые).

 

Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

 

4. По степени ограничения конкуренции различают монопольный,

олигопольный, межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений рынки могут

подразделяться на:

1. Рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

 

2. Рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями отдельные граждане;

 

3. Рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).

 

 

       
   
 
 

 

 

 


6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

 

 
 

 


Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

 

1. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

 

2. Рынки средств производства.В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

3. Финансовые рынки.К их числу относятся рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

4. Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

5. Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

 

6. Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

 

Сегментация рынков.Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка –это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).

 

 


1. Географичиеские: по регионамСевер, Урал,Сибирь, Дальний Восток; по административному делению – республика, край, область, район, город; по плотности населения – город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям – умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу – научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу.

3. Психографические:группировка населения по социальному составу – с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни – богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам – амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие: приобретение товаров имеет случайный характер; поиск выгод при покупке товаров – изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте – необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции – положительное, безразличное, негативное.

                               
   
     
 
   
   
 
 
 
     
   
         
 
 
     
 
 
 


Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

 

1. Информационная функция. Дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров, услуг, которые поставляются на рынок.

 

2. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

3. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, которые должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство – рынок – потребитель».

 

4. Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

 

5. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

 

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом и предложением и ценой, а также изучая на них отдельных факторов.

 
 

 


1. Совершенная (чистая) конкуренция –это модель рынка, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

 

2. Чистая монополия –это модель рынка, где один продавец или производитель, создающий товар, не имеющий близких заменителей.

 

3. Олигополия –модель рынка, на которомдоминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

 

4. Монополистическая конкуренция – это модель рынка, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

 

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

               
     
 
   
 
 
 


Инфраструктура рынка –комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых – обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения.

 
 


· Рынок(главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты, кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки);

· Торговля(как специфическая отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами, такими как оптовая и розничная торговля, торговые предприятия аукционы, ярмарки, коммерческие и посреднические центры, товарные биржи);

· Рыночные институты –коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.

 

       
 
   
 
   
 

 

 

 


3. Конкуренция и монополия.

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция – форма взаимного соперничества продавцов (производителей) и механизм регулирования общественного производства. На практике конкуренция часто соседствует со своим антиподом – монополией – рынком, на котором отсутствует конкуренция и доминирует (господствует) продавец.

 

Массовая монополизация рынков началась в последней трети Х1Х века в связи с бурным развитием таких капиталоемких производств, как черная металлургия, железнодорожное строительство, в связи с переходом к использованию электроэнергии. Все это вело к концентрации производства на крупных предприятиях и изменению характера конкуренции. Захватывая большую часть рынка, крупные производители занимали доминирующее положение на рынке и получали возможность диктовать цены, препятствовать вхождению в отрасль других предприятий.

 

Конкуренция – (от латинского конкурере – бежать вместе, столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов – эффективно ограничивает возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие рыночные условия.

 

 

 


Конкуренция – способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них предложить более высокую цену за дефицитный товар – цена повышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

 

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая, прежде всего о собственной выгоде, предлагает лучшие или более дешевые товары, тем самым, принося пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

 

Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

 
 

 


 

1. Креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

 

2. Приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

3. Обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.

 
 


1. Ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкурентном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства. Применение демпинговых (бросовых) цен.

2. Неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят законный характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

 

Конкуренция считается недобросовестной, нечестной, если она может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные с использованием таких методов как:

 

1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений о фирме-конкуренте, или производимом ею товаре;

 

2. Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

 

3. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

 

4. Продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

 

5. Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

 

Недобросовестная конкуренция запрещена законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами.

Т.о. в зависимости от степени развитости конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

 

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:

 

1. Значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

 

2. Объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

 

3. Всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

 

4. Все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

 

5. Мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

 

При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

 

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют «идеальным» или «свободным». В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.д. Шведский экономист К. Эклунд писал: «…Мы никогда не сможем на практике увидеть совершенно чистую рыночную экономику. Рынок всегда в той или иной мере дополняется и ограничивается вмешательством (регулированием) со стороны действующих заодно предприятий и монополий, политической власти различных организаций».

 

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран Х1Х в. В ХХ в. совершенная конкуренция – явление редкое. В наибольшей степени к такому типу рынка можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные и фондовые рынки.

 

Конкуренция является благом для общества в целом, ибо именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.

В то же время для производителей конкуренция –зло, и предприниматели всячески стараются избежать ее, осуществляя слияние фирм, заключая тайные соглашения в целях монополизации рынка. Свыше 200 лет назад Адам Смитписал: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован – это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это – рынок несовершенной конкуренции.

 

Несовершенная конкуренция представляет собой рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей (табл.1).

 

Чистая монополия (от греческого моно – один, полео – продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец (т.е. один продавец противостоит множеству покупателей).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!