Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Раздел 3. Понятие доминирующего положения субъекта на рынке



 

На рынке грузовых перевозок функционирует множество перевозчиков, образующих конкурентную среду как со стороны других видов транспорта, так и внутри железнодорожной отрасли.

Доля железнодорожного транспорта на транспортном грузовом рынке свидетельствует об отсутствии его монопольного положения, так как составляет по грузообороту меньше 50%, а по объему перевезенных грузов существенно меньше – 35% (около 13–14%). В отдельных сегментах эта доля еще меньше. Так, только 7,5% всех перевозок дальностью до 500 км осуществляется железнодорожным транспортом, а 92,5% – автомобильным.

При этом по сети железных дорог более 35% грузов перевозится в вагонах частных собственников либо в вагонах, арендованных у ОАО «РЖД», а по ряду грузов (сырая нефть, светлые нефтепродукты, торф, энергетические газы, некоторые химикаты) перевозки в них доминируют .

Для определения положения компании на рынке необходимо оценить ее долю в целевом сегменте услуг.

Доминирующим считается такое положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, которое дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Федеральным законом от 26.07.06 № 135-ФЗ "О защите кон­куренции" (ст. 5) установлена следующая шкала оценок доли хозяйствующего субъекта рынка (табл. 1.21).

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 25.04.06 № 108, определение фактадоминирующего положения на рынке и оценка его конкурентной среды включает следующие этапы:

– определение временного интервала исследования товарного рынка;

– определение продуктовых границ товарного рынка;

– определение географических границ товарного рынка;

– определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

– расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъ­ектов на рынке;

– определение уровня концентрации товарного рынка;

– определение барьеров входа на товарный рынок;

– оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

– составление аналитического отчета.

 

Таблица 1.21

Критерии оценки факта доминирующего положения



 

Доля на рынке Доказательство наличия или отсутствия факта доминирующего положения
Доля субъекта на рынке грузовых перевозок составляет 50% иболее Хозяйствующий субъект должен доказать отсутствие доминирующего положения
Доля субъекта на рынке грузовых перевозок составляет от 35 до 50% Факт доминирующего положения субъекта должен доказать антимонопольный орган
Доля субъекта на рынке грузовых перевозок составляет менее 35% Положение субъекта не является доминирующим, за исключением случаев, когда: 1) он входит в тройку крупнейших субъектов, занимающих в совокупности более 50%, либо в пять крупнейших субъектов, занимающих более 70% (при этом доля ни одного из субъектов не должна быть менее 8%); 2) в течение длительного периода (не менее года)доля субъекта неизменна, а доступ на рынок новых субъектов затруднен; 3) реализуемый субъектом товар (услуга) не может быть заменен другим товаром при потреблении

 

 

Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования определяется в зависимости от его цели:

- если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рынка, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды (для транспортного рынка – с 2003 г., в котором образовано ОАО "РЖД" как самостоятельная коммерческая компания, осуществляющая свою деятельность в рыночных условиях);

- если необходим учет условий, которые сформируются на рынке после совершения каких-либо действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, то проводится перспективный анализсостояния конкурентной среды на рынке.

Для расчета количественных показателей оценки уровня конкуренции целесообразно за временной интервал принимать один календарный год - последний на момент проведения исследований.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!