Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие себестоимости продукции как экономической категории и ее виды. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции



Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты п/п на производство и реализацию продукции. Себестоимость бывает:

Плановая- которая определяется по плановым нормам расхода и плановым ценам и тарифам.

Нормативная- определяется по нормам расхода действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.

Фактическая– отражает сложившееся в расчетном периоде зат-ты на производство и сбыт.

Классификация таких зат-т производится по ряду признаков:

-первичные элементы зат-т;

-статьи расходов (калькуляции);

-способ отнесения зат-т на себестоимость продукции;

-функциональная роль зат-т в формировании себестоимости продукции;

-степень зависимости от изменения объема производства;

-степень однородности зат-т;

-зависимость от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции;

-удельный вес зат-т в себестоимости продукции.

Классификация зат-т по первичным элементам характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы зат-т:

-материальные зат-ты (за вычетом ст-ти возвратных отходов), в том числе покупные изделия, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо со стороны, энергия со стороны - включает ст-ть сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплектующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны и т.д.;

-затраты на оплаты труда -включает зат-ты на основную и дополнительную з/п всего промышленно-производственного персонала, а также работников не состоящих в штате п/п.;

-отчисления на соц нужды -отражают отчисления по установленным нормам а Пенсионный фонд, на медицинское и социальной страхование.;

-амортизация основных фондов - входит сумма амортизационных отчислений по установленным нормам от полной первоначальной стоимости всех производственных основных фондов п/п, включая ускоренную амортизацию их активной части.;

-прочие зат-ты - входят зат-ты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов: командировочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т.д..

Каждый из перечисленных общепринятых элементов включает качественно однородные по всему характеру зат-ты независимо от места (сферы) их применения и производственного назначения. Поэтому классификация по экономическим элементам лежит в основе определения общей сметы зат-т на производство продукции п/п.

Классификация зат-т по статьям калькуляции представляет собой деление по производственному назначению и месту возникновения в прочесе производства и реализации продукции, включает следующие типовые зат-ты:



-сырье и материалы;

-возвратные отходы (вычитаются);

-покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних п/п и организаций;

-топливо и эенергия на технологические цели;

зат-ты на оплату труда производственных рабочих;

-отчисления на соу нужды;

-расходы на подготовку и освоение производства;

-расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

-общепроизводственные расходы;

-потери от брака;

-прочие производственные расходы;

-внепроизводственные расходы.

Классификация по калькуляционным статьям расходов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, всей товарной продукции п.п

В зависимости от полноты охвата классификационных статей расходов различают себестоимость:

Цеховую себестоимость- складывается из зат-т цехов, участков (сырье и материалы, возвратные отходы, покупные изделия, топливо, зат-ты на оплату труда, отчисления на соц нужды, расходы на освоение и подготовку, содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы)

Производственную себестоимость- формир-ся из всех зат–т п/п, связанных с процессом производства и управления п/п (общехозяйственные, прочие производственные расходы, потери от брака)

Полную себестоимость товарной продукции п/п – помимо зат-т на производство включает зат-ты, связанные с реализацией продукции, и состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.

По способу отнесения зат-т на себестоимость продукции выделяются прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы и т.д.). Косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость пропорционально показателю установленному отраслевой инструкцией по планированию себестоимости. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и др расходы.



По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье , материалы, технологические топливо и энергию, основная з/п производственных рабочих. К накладным расходам относятся зат-ты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные, внепроизводственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства зат-ты делятся на пропорциональные (условно- переменные) и непропорциональные (условно-постоянные).

Пропорциональные (условно-переменные)– это зат-ты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (з/п производственных рабочих, зат-ты на сырье, материалы и т.д.)

Непропорциональные (условно-постоянные) –это зат-ты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия для освещения помещений, з/п управленческого персонала) в свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные. К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести п/п несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки п/п.

По степени однородности зат-т расходы делятся на элементные и комплексные. К элементным (однородным) относятся расходы, которыми нельзя расчленить на составные части (зат-ты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов). Комплексными называются статьи зат-т, состоящие из нескольких однородных зат-т (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, внепроизводственные расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции зат-ты могут быть текущими, будущих периодов и предсоящими. Текущие возникают преимущественно в данном периоде т относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле. Предстоящие расходы – это еще не возникшие зат-ты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.). этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение зат-т на производство и сбыт продукции.

По удельному весу зат-т в себестоимости продукции различают материалоемкую, топливоемкую, энерогоемкую, фондоемкую, трудоемкую продукцию и соответственно отрасли.

27.Процесс ценообразования на п/п, его основные этапы, факторы, влияющие на установление цены. Виды цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

От уровня цены зависят: величина прибыли коммерч. орг-ии; конкурентоспособность организации и её продукции; финансовая устойчивость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

1)измерительная функция

2)учетная функция

3)распределительная функция

4)функция сбалансирования спроса и предложения

5)функция цены как средства рационального размещения производства

6)стимулирующая функция

7)социальная функция

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов:

1.Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен (конъюнктура рынка, конкуренция, спрос).

2.Постановка целей ценообразования.

3.Выбор метода ценообразования

4.Формирование ценовой стратегии предприятия.

5.Разработка тактики ценообразования.

6.Установление первоначальной цены на товар.

7.Рыночная корректировка цены.

8.Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие.

К факторам внешней среды влияющих на процесс ценообразования на предприятии относятся:

*потребители (психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивация при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг; экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями)

*рыночная среда (формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка)

*государство (прямые (административные) способы - это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) - направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.)

*участники каналов товародвижения (чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции)

Внутренние факторы связаны непосредственно с деятельностью самого предприятия (фирмы) к ним относятся:

*особые свойства товара (чем уникальней, тем дороже);

*вид и способ производства (его трудоемкость, качество материалов и труда);

*мобильность производства;

*себестоимость продукции;

*рекламное обеспечение;

*ориентация на сегменты рынка (освоение нескольких сегментов обусловливает дифференциацию цен с целью удовлетворения потребностей различных категорий покупателей, имеющих разные доходы);

*жизненный цикл товара;

*длительность цикла товародвижения (рост числа посредников в цепочке "производитель - потребитель", приводит к существенному увеличению конечной цены товара);

*организация сервиса;

*репутация предприятия (фирмы) на рынке.

Цены классифицируют по следующим основным признакам.

1) по стадиям ценообразования:

А)оптовая цена изготовителя = с/с производства +прибыль производителя;

Б)оптовая отпускная цена (цена реализации) =оптовая цена изготовителя +косвенные налоги;

В)оптовая цена закупки = оптовая отпускная цена +посредническая надбавка (это издержки посредника, прибыль посредника, косвенные налоги)

Г)розничная цена = оптовая цена закупки +торговая надбавка (это издержки торговли, прибыль торговли, косвенные налоги)


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!