Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Совокупный спрос и его факторы, совокупное предложение и его факторы(модель AD-AS)



Совокупный спрос - это объем товаров и услуг (т.е. реальный ВВП), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственныйсектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).

 

ВВП по расходам = С + Ig + G + Xn,

значит: AD = C + Igплан. + G + Xn,

 

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема ВВП захотят приобрести потребители. И наоборот.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВВП, на который предъявлен спрос, является обратной.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов независимо от уровня цен :

1. Потребительские расходы (С)могутменяться в результате следующих изменений:

§ благосостояние потребителей ;

§ ожидания потребителей;

§ задолженность потребителей;

§ налоги (ставка подоходного налога).

2. Инвестиционные расходы (Ig план.) (закупки средств производства)могут меняться под воздействием:

§ процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен);

§ ожидание прибыли от инвестиций;

§ налоги с предприятий;

§ технология;

§ избыточные производственные мощности.

3. Государственные расходы (G)определяются законодателями

4. Расходы на чистый экспорт (Xn)(зависят от соотношения экспорта и импорта):

§ национальный доход в зарубежных странах

§ валютные курсы

 

Совокупное предложение – это общий объем отечественных товаров и услуг, производимых в экономике за некоторый период времени (год).

Кривая совокупного предложения показывает объем производства отечественных товаров и услуг (т.е. реальный ВВП(Q ) при каждом возможном уровне цен Р за некоторый период времени (год).

Между уровнем цен (P) и величиной совокупного предложения (Q) существует прямая зависимость:чем выше уровень цен P, тем при прочих равных условиях больше величина совокупного предложения Q.

 

!!! Но эта зависимость проявляется по-разному на каждом отрезке кривой совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения AS состоит из трех сегментов:

1) горизонтальный (кейнсианский) отрезок;

2) промежуточный (восходящий) отрезок;

3) вертикальный (классический) отрезок.

 

Исходные положения:

n объем производства (как в отдельной фирме, так и в экономике в целом) определяется объемом имеющихся производственных ресурсов и технологией;



n Если имеющиеся в экономике ресурсы используются полностью (при данной технологии), то экономика производит потенциальный уровень реального ВВП (Q potential).

Кейнсианский отрезок.

На этом отрезке Q изменяется, а P (уровень цен) - нет.

Q actual < Q0 < Q potential ,

гдеQ actual –фактический ВВП

Это означает: часть ресурсов не используется,производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы и т.д.

Если объем производства начнет расти à уровень цен не изменится

(Этот отрезок называют кейнсианским, т.к. Кейнс проанализировал функционирование капиталистической экономики на фоне «Великой депрессии» 30-х годов, когда безработица в США достигла 25%. В такой ситуации можно было расширять производство, не опасаясь повышения производственных издержек или цен).

2. Восходящий (промежуточный) отрезок.

§ Движение вдоль отрезка

3. Классический отрезок.

Экономика достигает:

§ потенциального уровня реального ВВП (Q potential).

§ полной занятости;

 

Общее свойство всех неценовых факторов совокупного предложения: их изменение вызывает изменение издержек на единицу продукции (средних издержек) в экономике в целом независимо от уровня цен.

При анализе изменений совокупного предложения важно иметь в виду:

§ если совокупное предложение растет, то растет и потенциальный уровень реального ВВП(Q1 potential > Q potential ).

§ если совокупное предложение сокращается, то потенциальный уровень реального ВВП сокращается (Q2 potential < Q potential)

 

 

Неценовые факторы совокупного предложения.

1. Изменение цен на ресурсы:

§ внутренние ресурсы (земли, труда, капитала);

§ Импортные ресурсы.

2. Изменение производительности труда, обусловленное: (при увеличение производительности труда снижение издержек на единицу продукции приведет к увеличению предложения и наоборот).



§ объем применяемого капитала в расчете на одного работника;

§ технологии;

§ качество рабочей силы;

§ организация производства.

3. Правовые нормы:

§ налоги с предприятий и субсидии;

государственное регулирование экономики.

 

7.Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.

Макроэкономическое равновесие- это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров (услуг) и их распределениемежду различными экономическими субъектами сбалансированы. àСуществует совокупная пропорциональность между:

§ .

Макроэкономическое равновесие – это экономический идеал:без социально-экономических потрясений, стихийных бедствий, банкротств и т.д.

Знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет:

§ определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных;

§ найти пути реализации оптимального состояния экономики.

Механизм приведения к равновесию на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

 

На кейнсианском отрезке:

§ уровень цен (Ре) – const;

§ отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe.

 

Вывод: механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан только с колебаниями реального ВВП вокруг равновесного уровня.

 

 

Механизм приведения к равновесию на восходящем (промежуточном) отрезке кривой совокупного предложения.

На промежуточном отрезке механизм приведения к равновесию связан:

§ с колебаниями уровня цен

§ с колебаниями реального ВВП вокруг равновесного уровня.

 

На совокупный спрос и на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы àменяются спрос и предложение. àизменяется и равновесие.

Как изменяется равновесие?

(1) Предположим: AS = const, AD - растет

На горизонтальном отрезке.

§ рост совокупного спроса: AD1переходит в AD2;

§ равновесный реальный ВВП растет (с Q1 до Q2), уровень цен неизменен.

 

На промежуточном отрезке.

§ рост совокупного спроса: AD3 переходит в AD4;

§ рост равновесного реального ВВПQ3 до Q4) сопровождается ростом уровня цен, инфляцией (преждевременная инфляция, так как в экономике не достигнут потенциальный ВВП (Qpoten).

На вертикальном отрезке.

§ рост совокупного спроса: AD5 переходит в AD6;

§ равновесный реальный ВВП остается на достигнутом ранее уровне Qpoten, растет уровень цен, имеет место инфляция, вызванная избыточным совокупным спросом.

 

2) Предположим: AS = const, AD – снижается

Существует две точки зрения относительно того, как меняется равновесие, если AS-const, AD – снижается.

Первая точка зрения:можно рассмотреть модель «роста AD», но двигаясь в обратном направлении.

§ в результате получатся симметричные изменения в равновесии.

 

 

Вторая точка зрения:

§ симметричное изменение в равновесии происходит только на горизонтальном (кейнсианском) отрезке: уровень цен не изменяется, значит равновесный реальный ВВП сокращается с Q2 до Q1. (Рис.А);

(3) Предположим: AS – меняется, AD – const,

(3.1) AD = const, AS – растет:

§ кривая AS переходит в положение AS1;

§ равновесный реальный ВВП увеличивается с Qe до Qe1;

§ рост совокупного предложения (при AD = const ) сопровождается ростом потенциального уровня реального ВВП –то есть происходит экономический рост;

§ уровень цен снижается.

 

(3.2) AD = const, ASснижается:

§ кривая AS переходит в положение AS2;

§ равновесный реальный ВВП сокращается с Qe до Qe2 (= стагнация),;

§ снижение совокупного предложения (при AD = const )сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией издержек.

 

Инфляция издержек - инфляция, обусловленная сокращением совокупного предложения. Такое состояние экономики получило название «стагфляция» (стагнация, т.е. спад + инфляция).

Факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, называют шоками предложения.

положительные шоки предложения - если совокупное предложение растет (чаще всего связаны с техническим прогрессом, вызывающим рост производительности труда);

отрицательные шоки предложения - если предложение сокращается (чаще всего обусловлены ростом цен на ресурсы, прежде всего на энергоносители и рабочую силу (при повышении минимальных ставок заработной платы).

 

 

8.Классическая и кейсианская теория занятости.

Различия в подходах при разработке макроэкономической политики обусловлены принципиальными теоретическими разногласиями между представителями различных экономических школ .

§ Рыночная система (чистый капитализм) в состоянии обеспечить эффективное размещение ресурсов.

I. Экономисты-классики(А.Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль и др.), а также их последователи (неоклассики, позднее монетаристы, новые классики и др.) отвечают на этот вопрос положительно:

§ полная занятость в экономике - это норма, которая автоматически обеспечивается действием рыночных сил,

§ Вывод: государство не должно вмешиваться в решение этой проблемы.

II. Дж. М. Кейнс (а затем и его последователи – кейнсианцы) придерживаются противоположной позиции:

§ для чистого капитализма характерна потеря ресурсов (безработица), обусловленная недостаточным совокупным спросом;

Вывод: чтобы обеспечить функционирование экономики в условиях полной занятости, необходима активная государственная политика.

 

Классический подход.

§ В основе классического подхода лежит закон Сэя (Ж.Б. Сэй – французский экономист XIX в.).

§ производя товары и услуги, люди в то же самое время производят доход, достаточный для того, чтобы их выкупить.

ð Вывод: совокупное предложение создает свой собственный совокупный спрос.

Но существуют ли факторы, снижающие совокупный спрос?

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!