Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-9



НАЗНАЧЕНИЕ.

АРК-9 предназначен для пилотирования вертолёта по приводным (ПРО) и радиовещательным (РВС) радиостанциям, а также для построения предпосадочных маневров при заходе вертолёта на посадку. Он обеспечивает получение непрерывного отсчета курсового угла радиостанции КУР - угла между продольной осью вертолёта и направлением на радиостанцию.

Рис.13. Пульт управления радиокомпаса АРК-9

 

Рис. 14. Схема определения курсового угла приводной р/ст.

АРК-9 позволяет решать следующие навигационные задачи;

- совершать полёт на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией курса;

- определять пеленг на радиостанцию но указателям УГР-4УК из комплекта курсовой системы ГМК-1А;

- совершать заходы на посадку по приборам системы ОСП;

- работать в качестве резервного радиоприемника в диапазоне частот 150-1500 кГц.

 

КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ БЛОКОВ РАДИОКОМПАСА

АРК-9 НА ВЕРТОЛЁТЕ.

1. Радиоприемник, блок питания - в кабине экипажа на правой этажерке.

2. Пульт управления (ПУ) и дистанционный переключатель волн (ДПВ) - на правой панели электропульта.

3. Блок рамочной антенны - в специальной чаше под полом грузовой кабины, между шп. №5 и №6. В обшивке фюзеляжа под рамкой сделан вырез, закрытый обтекателем из радиопрозрачного материала. Для осмотра рамки в полу грузовой кабины выполнен лючок, закрытый крышкой.

4. Антенный блок и усилитель антенны всенаправленного приема - под полом грузовой кабины между шпангоутами 5 и 6.

5. Индикаторами курсовых углов пеленгуемых радиостанций служат совмещенные указатели типа УГР-4УК, расположенные на левой и правой приборных досках лётчиков.

ОПИСАНИЕ. РАДИОКОМПАС АРК-9.

Радиокомпас АРК-9 представляет собой средневолновый радиоприёмник супергетеродинного типа, работающий в диапазоне 150.. 1300кГц и предназначенный для приема амплитудно-модулированных сигналов.

Пеленгование работающих радиостанций основано на использовании двух свойств рамочной антенны:

- характеристика направленности рамочной антенны имеет вид восьмерки;

- при изменении направления приходящего сигнала в ту или другую сторону от положения нулевого приёма фаза ЭДС, наводимой на зажимах рамки, изменяется на 180°.

 

 

Исходя из единства функций, выполняемых отдельными элементами, схему радиокомпаса АРК-9 можно разбить на следующие части:

- рамочные входные цепи;

- вход ненаправленной антенны;

- приемник;



- схема дистанционного переключения поддиапазонов и настройки;

- управляющая схема вращения рамки;

- пульт управления.

Телефонный выход радиокомпаса сопряжен с переговорным устройством СПУ-7 для прослушивания членами экипажа позывных сигналов радиостанций.

Ненаправленная антенна конструктивно представляет собой единое целое с обтекателем рамочной антенны радиокомпаса и состоит из блистера-обтекателя, выклеенного из стеклоткани, собственно антенны из луженной медной фольги, вклеенной в материал обтекателя.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Диапазон частот 150...1300кГц.

Погрешность в определении пеленга ±3°.

Дальность действия зависит от мощности пеленгуемой радиостанции, составляет: ПРС 180-200 км.

РВС до 1000 км.

Радиокомпас может быть настроен на две любые частоты в рабочем диапазоне, с возможность выбора в полёте любой из них при помощи дистанционного переключателя волн Д-Б.

Время перестройки с частоты основного канала на частоту резервного канала не более 5 секунд.

ПИТАНИЕ: постоянный ток 27В ±10% и переменный однофазный ток 115В частотой 400Гц.

ЗАЩИТА: АЗС ГК-2 "АРК-9", стеклянно плавкий предохранитель СП-1 в щитке предохранителей и один на блоке питания в кабине лётчиков на правой этажерке.

 

РЕЖИМ РАБОТЫ АРК-9.

РЕЖИМ "АНТЕННА". Прием ведется только на антенну ненаправленного действия. Диаграмма направленности этой антенны имеет вид круга, т.е. при изменении направления полёта амплитуда принимаемого сигнала не изменяется. Пеленгация невозможна, поэтому режим "АНТЕННА" применяется при настройке радиокомпаса для опознавания позывных ПРС или как резервный приемник. РЕЖИМ "РАМКА". Прием ведется только на рамочную антенну, которая обладает свойством направленного приема. При повороте рамки вручную (с помощью переключателя Л-РАМКА-П на ПУ) при минимальной слышимости и минимальном показании индикатора настройки на ПУ, стрелка указателя УТР-1 показывает КУР (или угол отличный от него на 180°);



В режиме "РАМКА" радиокомпас работает как двухзначный слуховой радиопеленгатор, который имеет следующие недостатки:

- неоднозначность пеленгации (ошибка на 180°);

- большая погрешность в определении пеленга до ±20°;

- большое время пеленгации.

Поэтому режим "РАМКА" применяется в случае отказа основного режима КОМПАС" или при больших помехах. РЕЖИМ "КОМПАС".

Режим автоматического пеленгования "КОМПАС" - основной режим работы АРК-9. Прием ведется одновременно на рамочную и проволочную антенны, суммарная диаграмма которых имеет вид "КАРДИОИДА".

Если рамка установилась в направлении на ПРС, то приема сигналов нет, электродвигатель вращения рамки обесточен и удерживает рамку в этом направлении. Позывные ПРС принимаются проволочной антенной и после усиления прослушиваются в телефонах через СПУ (РК-1).

При развороте вертолета поворачивается и рамочная антенна АРК-9. Направление нулевого приема рамки теперь не совпадает с направлением на ПРС. Рамка принимает сигнал ПРС и подает его на электродвигатель, который поворачивает рамку (влево или вправо в зависимости от фазы сигнала) в положение нулевого приема т.е. в направлении на ПРС. Когда прием на рамку прекращается, электродвигатель останавливается и фиксирует рамку в положении нулевого приема. Положение рамки передается стрелке указателей УГР-4УК с помощью дистанционной сельсинной передачи через компенсатор радиодевиации (КД).

 

Рис. 17. Блок-схема автоматического компаса АРК-9.

 

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ.

Все основные органы управления радиокомпасом расположены на ПУ и дают возможность производить следующие операции (рис.13):

1. Переключатель ТЛФ-ТЛГ позволяет проводить переключение на прием модулированных (А-2, А-3 - ТЛФ) или смодулированных (А-1 - ТЛГ) сигналов.

2. Переключатель рода работ осуществляет перевод радиокомпаса в различные режимы работы ("КОМПАС", "АНТЕННА", "РАМКА"), а также общее выключение радиокомпаса.

3. Ручки (сдвоенные) декадной настройки "ОСНОВНОЙ" и "РЕЗЕРВШЙ" служат для установки сотен и десятков килогерц заданной частоты.

4. Ручки "ПОДСТРОЙКА" служат для точной подстройки на заданную частоту по максимальному отклонению стрелки индикатора настройки вправо.

5. Переключатель нажимной "Л-РАМКА-П" с незафиксированными положениями служит для ручного вращения рамки. Вращение рамочной антенны продолжается до тех пор, пока переключатель удерживает в нажатом положении. Ручное вращение рамки возможно в любом режиме работы.

6. Регулятор "ГРОМК" изменяет усилие приемника в режимах "АНТЕННА", "РАМКА" и напряжение на телефонах в режиме "КОМПАС".

7. Кнопка "УПРАВЛЕНИЕ" на ПУ не задействована.

8. Индикатор настройки.

9. Лампочки подсвета служат для освещения шкалы настройки после включения радиокомпаса. Снизу пульта управления установлен переключатель волн (ДПВ) с маркировкой "Д" - основной канал, "Б" - резервный канал.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

1. Включение АРК-9 только после запуска двигателей или от наземных источников питания, а выключение после посадки до останова двигателей.

2. Радиокомпас подвержен "НОЧНОМУ СФФЕКТУ", когда показания его за 1,5-2 часа до захода и восхода солнца могут быть ошибочными и пользоваться ими не рекомендуется.

3. В АРК-9 частоты 224, 336, 448 кГц (с точностью ±1кГц) являются "пораженными" т.к. они кратны промежуточной частоте приемника 112 кГц, возможны сильные свисты и резкое уменьшение чувствительности.

4. Применение АРК-9 в горах затруднено из-за наличия "горного эффекта".

5. Время готовности компаса к работе после включения питания 2-3 минуты.

НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРК-9.

1. Включение АРК:

- включить источники питания (27В и 115В);

- включит АЗСы "СПУ-7" и "РАДИОКОМПАС - АРК-9".

2. настройка АРК на ПРС:

- на абонентском аппарате установить "СЕТЬ-1", "РАДИО", "РК-1", громкость "ОБЩАЯ" на максимум;

- переключатель ДПВ поставить в положение "Д";

- на пульте управления АРК поставить режим "ТЛФ", "АНТ", "громкость" вправо на максимум;

- после прогрева радиоламп переключателем частоты канала "ОСНОВНОЙ" установить нужную частоту ПРС с точностью до десятков килогерц, ручкой "ПОДСТРОЙКА ОСН." Добиться точной настройки на нужную ПРС по максимальному отклонению стрелки индикатора ВПРАВО. Прослушать и опознать позывные ПРС;

- переключатель режимов поставить в положение "КОМПАС" и отсчитать КУР на УГР-4УК.

3. Проверка точности настройки АРК:

- переключателем "Л-РАМКА-П" отвести стрелку АРК на УГР- 4УК на 90-120° влево (вправо), отпустить переключатель - стрелка АРК на УГР-4УК должна плавно возвратиться на прежний КУРС. Затем проверку повторить при отклонении стрелки вправо (влево).

Для настройки радиокомпаса на вторую частоту, необходимо переключатель ДПВ установить в положение "Б", повторить указанный выше порядок настройки на "РЕЗЕРВНОМ" (Б) декадном устройстве и ручкой "ПОДСТРОЙКА-РЕЗ" точно • настроить АРК.

В полёте выбор нужной ПРС для навигации производится переключением ДПВ в положение "Д" (ОСНОВНОЙ) или "Б" (РЕЗЕРВШЙ).

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АРК-9.

1. Стрелка индикатора настройки не отклоняется при включении АРК. Ручное вращение не действует.

ПРИЧИНА: - отсутствует напряжение 115В, 400Гц.

- сгорели предохранители на панели предохранителей или блоке питания.

2. Стрелка указателя курса на УГР-4УК безразлично вращается в режиме "КОМПАС". В телефонах существует шумы приемника.

ПРИЧИНА: Обрыв или обледенение (замыкание на корпус вертолёта проволочной антенны, отказ антенного усилителя).

Перейти в режим "РАМКА" и определить направление на ПРС по минимуму слышимости, для этого проверить ПРС:

- ввести громкость на ПУ;

- выбрать режим "РАМКА";

- переключателем "Л-РАМКА-П" провернуть рамку в положение максимальной слышимости и прослушать позывные ПРС (при необходимости точнее подстроиться на частоту ПРС);

- убрать громкость на ПУ, чтобы стрелка индикатора находилась на второй или третьей риске шкалы индикатора;

- переключателем "Л-РАМКА-П" повернуть рамку в положение минимальной слышимости, которое определяется по отсечке стрелки индикатора влево. Отсчитать КУР (с учетом возможной ошибки на 180°);

- "запомнить" этот КУРС с помощью курсозадатчика;

- переключателем "Л-РАМКА-П" установить стрелку АРК на указателе УГР-4УК под нулевой треугольный индекс продольной оси вертолёта;

- довернуть вертолёт так, чтобы стрелка курсозадатчика совместилась со стрелкой АРК под треугольным индексом (в этом случае рамочная антенна совмещена с продольной осью вертолёта, а вертолёт установлен в направлении на пеленгуемую р/ст);

- проконтролировать, чтобы данное положение соответствовало положению минимальной слышимости сигналов пеленгуемой ПРС;

- в дальнейшем вертолёт пилотировать по значению МК, добиваясь того, чтобы стрелка курсозадатчика не откланялась от нулевого треугольного индекса.

 

РАДИОДЕВИАЦИЯ АРК-9.

Радиодевиацией называется ошибка в определении курсового угла радиостанции (КУР), возникающая при пеленгации радиостанции радиокомпасом. Ошибка заключается в том, что рамочная антенна радиокомпаса при пеленговании радиостанции не устанавливается строго по направлению на радиостанцию, а отклоняется от него на некоторый угол ΔР, который называется радиодевиацией.

Рис. 18. Радиодевиация рамочной антенны радиокомпаса АРК-9.

КУР - курсовой угол радиостанции.

ОРК - отсчет радиокомпаса.

д Р - радиодевиация.

1 - рамочная антенна.

2 - истинное направление на радиостанцию.

Величина угла Р практически не зависит не от частоты, на которой работает радиостанция, ни от удаленности радиостанции, ни от работы радиокомпаса. Она зависит только от положения вертолета в пространстве относительно радиостанции, т.е. от курсового угла радиостанции. Такая зависимость вытекает из физического смысла радиодевиации, который заключается в том, что большие металлические массы вертолета, находясь в электромагнитом поле, излучаемом приводной радиостанцией, ведут себя как антенна излучения радиоволну вторичного излучения. Частота вторичного излучения равна частоте электромагнитного поля, излучаемого приводной радиостанцией. Таким образом, металлические части вертолета вызывают искажение (ДЕВИАЦИЮ) электромагнитного поля приводной радиостанции вблизи вертолета, что приводит к ошибкам пеленга.

На основных значениях КУР-00, 90°, 180° и 270° эта ошибка практически равна 0. На остальных значениях КУР радиодевиационная ошибка радиокомпаса определяется практическим путем и задается в виде графика.

Зависимость ошибки пеленга только лишь от курсового угла вертолета относительно радиостанции дает возможность скомпенсировать ее с помощью компенсатора радиодевиации, установленного на рамочной антенне. Компенсация радиодевиации проводится техником по А и РЭО в соответствии со специальными инструкциями. Полученные заносятся в таблицу и определяется поправка на радиодевизию Р и строится график поправок зависимости Р от ОРК, который вывешивается в кабине пилотов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!