Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рыночное равновесие. Дефицит и избыток



 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

 

Цена – денежное выражение стоимости. Рыночная цена – конечный продукт взаимодействия множества субъектов и механизмов.

Рыночная цена складывается:

1 дорыночная оценка полезности субъектом блага;

2 затраты или условия по производству этих товаров;

3 состязание между продавцами (конкуренция за снижение издержек);

4 состязание между покупателями.

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена – точка пересечения кривых спроса и предложения. Точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Равновесная цена обладает качеством стабильности.

 

Рыночное равновесие – такое состояние экономики при котором спрос равен предложению. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса при цене Р1 (см. рис.) то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1-Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом “невидимой руки”). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределёнию ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.



 

Возвращение цены к равновесному уровню может препятствовать только 2 обстоятельства:

- монополизм продавца (покупателя), искусственно удерживающего цену;

- административное регулирование цен.

Самое важное для производителей является угадать значение равновесной цены, т.к. при ее значении можно контролировать выпуск продукции и избегать нецелесообразных затрат и потерь от остатков товара, либо потерь от прибыли из-за его дефицита.

 

Излишки потребителя и производителя

Равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовать наиболее передовые производители.

P
 
 

Pmax
S

PAD

 


E
PE

PAS

 


D

Pmin

 


QE
QA

Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD>PE, а производители продать по цене PAS<PE. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, о производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Рисунок графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от PE до Pmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от PE до Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду (излишек). Излишек потребителя составляет площать треугольника PmaxEPE. Излишек производителя – площадь треугольника PEEPmin. Совокупная чистая выгода общества – сумма излишков производителей и потребителей – треугольник PmaxEPmin.



Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки Е) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки Е).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!