Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Порядок разработки анкеты. Основные требования к составлению анкет. Виды вопросов, используемых в маркетинговом исследовании



Анкета, каким бы образом она не применялась, представляет собой «рабочую лошадку» в сфере рыночных исследований. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ.

Анкеты могут быть неструктурированными (в них все вопросы от­крытые), полностью структурированными (используются только за­крытые вопросы), полуструктурированными (сочетание двух вариантов). Полностью структурированные анкеты подразумевают, что полный спектр ответов известен, но чтобы его охватить, может понадобиться предварительное, неструктурированное исследование (исследования).

Этапы:

  1. Определить, какая информация нужна в соответствии с поставленными целями и задачами
  2. Определить вид анкеты и метод проведения опроса
  3. Определить содержание конкретных вопросов
  4. Определить форму ответа на каждый вопрос
  5. Определить формулировку каждого вопроса
  6. Определить последовательность вопросов
  7. Определить физические характеристики анкеты
  8. Провести проверку и апробацию анкеты и изменить ее при необходимости

Требования:

1. Два раздела: раздел, в котором задаются вопросы по теме исследования, и раздел идентификации личности респондента («паспортичка»). Анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации-исследователя, а также подробные инструкции по заполнению анкеты.

2. Основная часть содержит вопросы, раскрывающие тему исследования. Последовательность вопросов в этой части может соответствовать двум принципам:

• тоннельный принцип предполагает постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным;

• секционный принцип предполагает группировку вопросов по темам, организуя переход к следующей теме с помощью некоторой вступительной фразы.

4. Не допускать влияния одних вопросов на другие. Респондент, опасаясь показаться непоследовательным, может отвечать на данный вопрос под влиянием ответа на предшествующий.

5. Необходимо постепенно подготавливать респондента к ответам на основные вопросы, которые задаются в середине анкеты. К этому моменту респондент психологически подготовлен к ответу на них и еще не утомлен процедурой опроса.

6. Не следует задавать вопросы на осведомленность после вопросов, в которых содержалась информация по данной теме.

7. Вопросы личного характера следует задавать в конце основной части; в этом случае отказ респондента отвечать на данные вопросы не повлияет на заполнение анкеты в целом.



8. Размещать паспортичку в конце анкеты.

9. В завершение опроса респонденту обычно предлагается высказать в свободной форме свое отношение к теме опроса и выражается благодарность за участие.

10. Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. С этих позиций должно обосновываться включение каждого вопроса в анкету.

11. Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного ответа на него.

12. Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся исследования.

13. В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

14. Постановка закрытого вопроса должна давать возможность выбрать хотя бы один предлагаемый вариант ответа.

15. Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на их выбор респондентом.

16. Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы в формулировке вопроса просматривалось отношение исследователей к предмету опроса.

17. Вопросы не должны быть множественными, т. е. не должны со­держать в себе несколько вопросов.

18. Включить варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие возможность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам — позицию «другое» (может быть, со свободной строкой).

19. Вопрос должен относиться ко всей аудитории (в другом случае вводится вопрос-фильтр).

20. Вопросы не должны вызывать психологический дискомфорт (не задевают ли самолюбие респондента, его представлений о статусе или престижности, не вызывают ли отрицательные эмо­ции, чувство вины или стыда).

Проверка композиции анкеты в целом.Композиция анкеты подлежит проверке по следующим позициям:

1. Объяснение цели опроса и правил заполнения анкеты (преамбулы).

2. Соблюдение принципа чередования простых и сложных вопросов.

3. Исключение нежелательного взаимного влияния вопросов,

4. Обеспечение четкости перехода к последующим вопросам после вопроса-фильтра.

5. Исключение концентрации однотипных вопросов, ведущих к утомлению респондента.

6. Соблюдение правил графического оформления.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!