Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Показатель монопольной власти



По определению предельный доход равен: . Максимизируя прибыль, монополист использует правило . Приравняем выражение предельного дохода и предельных издержек и после преобразований имеем: . Это и есть показатель монопольной власти. В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, спрос совершенно эластичен и фирма не имеет монопольной власти. Она не может оказать влияние на уровень цены, реализует продукцию по цене, заданной рынком. Монополист может регулировать или объем производства или цену или оба параметра одновременно. Степень монопольной власти определяется отклонением цены вверх от предельных издержек. Но существуют пределы такого отклонения. Чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть, тем большее влияние оказывает потребитель на стремление монополиста повысить цену. Полнее монопольная власть реализуется при неэластичном спросе. Теоретически максимальное значение монопольной власти равно единице.

Ущерб, приносимый монополией.

Избыток потребителя.

Рассмотрим рынок одного товара. Пусть - самая высокая цена, при которой спрос на товар равен нулю. Из этой точки начинается кривая спроса. Товар в количестве продается по цене , которая является ценой рыночного равновесия.

Первый потребитель готов заплатить за товар цену , а купит его по равновесной рыночной цене . Второй потребитель готов заплатить за товар , но купит его по той же, что и первый покупатель, по равновесной рыночной цене . И т.д., потребитель готов заплатить за товар цену , а купит его за . Последний покупатель купит товар по цене .

Тогда потребительский излишек каждого покупателя равен соответственно: . Совокупный потребительский излишек равен сумме потребительских излишков всех покупателей:

.

Если функция спроса непрерывна, а продукт бесконечно делим, то потребительский излишек можно измерить площадью фигуры . Если функция спроса , то чистый потребительский излишек равен площади , а общий потребительский излишек измеряется площадью , т.е.: , где - расходы покупателей.

Если цена вырастит с до , то потребительский излишек сократиться на (величину заштрихованной фигуры) .

Изменение общего потребительского излишка определяется величиной , где - изменение расходов потребителей.

Избыток производителя.

На рынке реализуется товар по равновесной цене . Кривая , характеризующая предложение фирмы, берет начало в точке . Первую единицу продукции производитель готов продать по цене , но продает по рыночной равновесной цене . Вторую единицу продукции производитель готов реализовать по цене , но продает по более высокой цене . И т.д., последняя единица продукции будет продана по цене .



Общий избыток производителя составит . Если известна функция предельных издержек , то можно определить общие издержки производителя . Чистый избыток производителя равен выручке за вычетом общих издержек: .

Совокупный излишек производителя и потребителя равен площади фигуры , рис. 38.

На рис. 39 равновесные значения цены и объема в условиях совершенной конкуренции равны и .Уменьшение выпуска от до характеризует процесс монополизации в отрасли, который выразится в росте цены с до и потери части потребительского излишка и части избытка производителя.

Совокупные потери общества (или потери мертвого груза) от монополии определяются площадью фигуры , равной , где – обратная функция спроса. В совокупных потерях чистый излишек потребителя составляет величину , чистый излишек производителя сокращается на .

Сокращается валовой излишек потребителя, однако затраты ресурсов в объеме , они равны , не будут потеряны для общества, будут использоваться в других отраслях в результате перелива ресурсов.

Ценовая дискриминация

(совершенная, второй и третьей степени).

Нередко монополист проводит политику ценовой дискриминации:

Совершенная ценовая дискриминация имеет место, если монополист может продать каждую единицу товара по цене рыночного спроса. Тогда кривая предельного дохода фирмы-монополиста совпадает с кривой его рыночного спроса.

В подобном случае весь потребительский излишек присваивается монополистом. Такая ситуация может иметь место, например, в производстве специализированного оборудования, реализуемого по договорной цене.



Дискриминация второй степени имеет место, если цена продукции одинакова для всех покупателей, но изменяется в зависимости от объема покупок.

По цене реализуется объем , по цене – объем , но только в том случае, если потребитель уже приобрел объем продукции в количестве . Если потребитель приобретает продукцию в объеме , то его потери потребительского излишка составят .

Другим примером дискриминации второй степени может служить дискриминация жителей города по объемам потребления электроэнергии.

По цене руб. за кВт-час электроэнергии заплатит семья, потребляющая кВт-час. Если же потребление составит кВт-час, то за первые 80 кВт-час электроэнергии семья заплатит по 130 руб. за 1 кВт-час, а за следующие 80 кВт-час заплатит цену руб. за 1 кВт-час. Если же семья потребляет более 160 кВт-час, то в этом случае за энергию сверх объема 160 кВт-час будет заплачено по цене руб. Монополия в подобном случае присваивает положительный потребительский излишек одной группы покупателей за счет отрицательного излишка, уплачиваемого другой группой покупателей.

Ценовая дискриминация третьей степени существует, если рынок можно разделить на сегменты и на каждом сегменте продавать продукцию или услуги по разным ценам. Простым примером может служить разная цена на билеты в кинотеатр днем и вечером.

Ценовая дискриминация третьей степени проводится с целью увеличения экономической прибыли. Проанализируем условия максимизации прибыли монополистом.

Продукция реализуется на двух сегментах рынка по различным ценам. Величина прибыли зависит от объема продаж на каждом из этих сегментов, от пропорции, в которой общий объем продаж распределяется между и . По определению прибыль равна:

Необходимое условие максимизации прибыли – равенство нулю первых частных производных функции экономической прибыли:

, где , или

, где , или . Отсюда .

Так как , , то . Представим условие в другой форме: .

Приходим к выводу, что при максимальной прибыли соотношение цен на двух сегментах рынка определяется эластичностью спроса на этих рынках. Если , то товары со второго рынка перебрасываются на первый рынок. Если , то товары с первого рынка перебрасываются на второй рынок.

Перемещение товаров с одного рынка на другой осуществляется до тех пор, пока будет достигнуто равенство предельного дохода, получаемого монополистом на первом рынке, предельному доходу на втором рынке, т.е. пока . Транспортные расходы в данной модели не учитываются, предполагаются равными нулю.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!