Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Документальное оформление и учет поступления основных средств. Документальное оформление и учет выбытия и списания основных средств



 

В бухгалтерском учете к необоротным активам относятся активы, предназначенные для использования в течение периода более одного года (или операционного цикла, если он превышает один год).

Для осуществления уставной деятельности предприятию необходимы запасы труда, под которыми подразумевают комплекс вещей, с помощью которых работник осуществляет влияние на предмет труда.

Необоротные активы подразделяются на:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- долгосрочные финансовые инвестиции;

- долгосрочную дебиторскую задолженность;

- отсроченные налоговые активы;

- прочие необоротные активы.

Основными задачами организации учета, контроля наличия и движения необоротных активов являются:

· контроль за сохранением основных запасов и прочих необоротных материальных активов;

· правильное и своевременное документальное оформление и отображение в регистрах учета поступления, внутреннего перемещения и выбытия объектов основных средств и прочих необоротных материальных активов;

· правильное исчисление и отображение в учете сумм износа (амортизации) основных средств и прочих необоротных материальных активов;

· контроль за расходами на ремонт основных средств, эффективностью их использования;

· получение документально обоснованных данных о наличии и движении основных средств по месту их эксплуатации, а также в разрезе лиц, отвечающих за их сохранность;

· выявление результатов от реализации объектов основных средств или прочего выбытия.

Правильность учета и контроль за его ведением на каждом предприятии обеспечивается приказом об учетной политике.

Нематериальные активы – это активы, которые не имеют материально-вещевой формы или материально-вещевая форма которых не имеет значения для их использования в хозяйственной деятельности (интеллектуальная собственность, долгосрочные имущественные права, гудвилы), но которые обеспечивают своему владельцу определенную прибыль в течении определенного времени – более одного года или операционного цикла (П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»).



Методологические основы формирования бухгалтерского учета основных средств и других необоротных материальных активов определяются П(С)БУ 7 «Основные средства».

Основные средства (ОС)– материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года).

Основные средства классифицируются по следующим группам:

 

Основные средства (10 счет)

№ пп Наименование Субсчета (счета второго порядка)
Земельные участки
Капитальные расходы на улучшение земель
Здания и сооружения
Машины и оборудование
Транспортные средства
Инструменты, принадлежности, инвентарь (мебель)
Рабочий и продуктивный скот
Многолетние насаждения
9. Прочие основные средства

 

Прочие необоротные материальные активы (11 счет)

№ пп Наименование Субсчета (счета второго порядка)
Библиотечные фонды
Малоценные необоротные материальные активы
Временные (нетитульные) сооружения
Природные ресурсы
Инвентарная тара
Предметы проката
Прочие необоротные материальные активы

 



Перечень типовых форм первичных документов, которыми оформляют операции движения ОС, утверждены законодательно и приведены ниже.

 

Первичные документы по учету ОС

Типовая форма Наименование документа Примечание
ОС-1 Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько – лишь когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом
ОС-2 Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов Определяются техническая характеристика и первоначальная стоимость объекта. Актом такой формы оформляется прием завершенных работ после достройки, реконструкции или модернизации ОС
ОС-3 Акт на списание основных средств После ликвидации основных средств и составления акта на списание ОС первый экземпляр передается в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарном перечне ОС
ОС-4 Акт на списание автотранспортных средств Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждает руководитель предприятия или уполномоченное на это лицо
ОС-5 Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины Составляется при установке, запуске и демонтаже строительной машины, которая взята напрокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительного участка
ОС-6 Инвентарная карта учета основных средств Осуществляется запись на основании актов приема-передачи основных средств и акта на списание ОС, в случаях: для учета отдельных объектов ОС, для группового учета однотипных объектов ОС, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственное назначение, технические характеристики и стоимость. Как правило, заполняется в одном экземпляре и находится в бухгалтерии
ОС-7 Опись инвентарных карт учета основных средств Применяется для регистрации инвентарных карт. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии
ОС-8 Карточка учета движения основных средств Применяется для учета движения ОС по классификационным группам. Открывается в бухгалтерии в одном экземпляре
ОС-9 Инвентарный список основных средств Применяется в местах эксплуатации ОС для учета каждого объекта по материально-ответственным лицам. Данные, которые находятся в этой форме, должны соответствовать с записями в инвентарных картах учета ОС
  ОС-14 ОС-15 ОС-16 Расчет амортизации основных средств Используется при начислении износа ОС: - для промышленных предприятий; - для строительных организаций; - по автотранспорту

 

Все первичные документы, которыми оформляются операции движения ОС, составляются и подписываются членами комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия. В состав такой комиссии должно входить не менее 3-х человек:

- все первые лица предприятия: гл.бухгалтер, гл.инженер, гл.механик, гл.технолог, гл.энергетик;

- должностные лица тех подразделений, в которых находится (или куда передается) объект ОС: руководитель (или заместитель) мастера смены, механик, технолог, бухгалтер.

При приеме ОС в комиссию включаются также и должностные лица предприятия-поставщика. Представитель поставщика должен иметь при себе свидетельство на право участия в операции приема-передачи этих ОС. Выдача свидетельства на несколько месяцев не допускается.

Акт сохраняется в течение всего срока эксплуатации объекта и в течение 3-х лет и одного месяца после списания объекта с учета при условии, что в этот период была проведена инвентаризация.

Аналитический учет ОС ведется в разрезе отдельных объектов с использованием инвентарной карты.

При документальном оформлении хозяйственных операций по учету ОС на предприятии осуществляется движение учетной информации между первичной документацией, регистрами синтетического и аналитического учета и отчетности.

Поступление ОС на предприятие может быть осуществлено приобретением (покупкой), созданным самим предприятием, полученным в финансовую аренду, полученным безвозмездно.

Приобретенные (созданные) ОС зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость– историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, полученных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов. Это стоимость ОС после проведения их переоценки.

Первоначальная стоимость состоит из следующих расходов:

· Суммы, которую уплачивают поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);

· Регистрационные сборы, госпошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;

· Суммы ввозной пошлины;

· Суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются предприятию);

· Расходы по страхованию рисков доставки ОС;

· Расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;

· Другие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Переоценочная стоимость –стоимость необоротных активов после переоценки.

Амортизируемая стоимость –первоначальная или переоцененная стоимость необоротных активов за вычетом их ликвидационной стоимости.

Ликвидационная стоимость– сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

Справедливая стоимость ОС равна сумме, по которой актив может быть обменян при осуществлении договора между компетентными, обозначенными, заинтересованными и независимыми сторонами. В большинстве случаев это рыночная стоимость.

Остаточная (балансовая) стоимость ОС определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа (амортизации).

Порядок отображения в учете поступления ОС зависит от того каким образом они были приобретены.

 


Просмотров 757

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!