Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предлагаемая система рейтинговой оценки заемщиков и



Кредитных сделок

 

Рейтингование клиентов играет огромную роль при принятии управленческих решений, особенно в области кредитного бизнеса банка. На наш взгляд, данная процедура выполняет следующие функции:

· является важным инструментом при принятии кредитных решений;

· формализует некоторые аспекты кредитоспособности корпоративных клиентов банка;

· упрощает кредитный анализ;

· может также служить помощником в других направлениях бизнеса банка, связанных с данным клиентом и клиентами банка вообще.

Рассмотренные в нашем исследовании методы оценки кредитоспособности клиентов обладают одним общим недостатком - практически все методы не предполагают дифференцирования клиентов с точки зрения значимости его для банка. Кроме того, рассматривая кредитную сделку, мало значения придается важности кредитной сделки для клиента, а также её соотношения с текущим финансовым состоянием клиента. Однако реалии кредитной работы, по нашему мнению, предполагают дифференцированный подход к клиентам в зависимости от их рейтинга и уровня (размера) принимаемого риска при принятии кредитных решений.

Очевидно, что банку необходимо дифференцировать подход к оценке и управлению кредитным риском в зависимости от разного сочетания данных параметров у кредитных сделок, для чего имеет смысл ввести в банке процедуры рейтингования как сделок, так и клиентов.

Анализируя текущую клиентскую базу банка, на наш взгляд, необходимо иметь представление о своих клиентах и изучать значение каждого клиента для банка, выстраивая текущий рейтинг корпоративных клиентов банка. С точки зрения управления кредитным риском банка такой рейтинг будет являться отправной точкой кредитного анализа. На основании имеющихся данных по

каждому клиенту банка можно составить текущий рейтинг клиентов банка по предлагаемой таблице 12. Текущий внутренний рейтинг клиента представляет собой оценку текущей значимости клиента для банка. Ретроспективные данные по каждому клиенту должны храниться в базе данных банка, т.к. зачастую именно динамика значений рейтинга клиента имеет важное значение при принятии управленческих решений. Данные анализируются, как правило, по месяцам, при этом наиболее важные из них, на наш взгляд - это среднемесячные обороты по счетам и среднемесячные остатки. Для целей анализа возможно присваивать каждому показателю текущий рейтинг по банку, а также составлять итоговый интегрированный рейтинг доходности клиента для банка среди всей его клиентуры.



Таблица 12 - Показатели, используемые при расчете текущего внутреннего рейтинга корпоративного клиента банка

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель Расшифровка Значение показателя (динамика по месяцам, кварталам, годам)
Обороты по расчетным счетам клиента дебетовые обороты млн. руб.
кредитовые обороты млн. руб.
Остатки по расчетным счетам клиента среднемесячные млн. руб.
среднемесячный неснижаемый остаток млн. руб.
Срочные депозиты остатки млн. руб.
срочность (до закрытия) дней
Векселя банка остатки млн. руб.
срочность (до погашения) дней
Кредиты остатки (в т.ч. доля просрочки) млн. руб.
виды  
срочность (до погашения) дней
%-й доход за текущий период млн. руб.
Конверсионные операции сумма млн. руб.
Комиссии банка сумма млн. руб.
Другие полученные комиссии виды, сумма млн. руб.

 

Источник: составлено автором

Для того чтобы дифференцировать подход к оценке и управлению кредитным риском, недостаточно составлять только внутренний рейтинг клиентов банка. Можно дополнить его внешним рейтингом корпоративного клиента на основе таблицы 13. Внешний рейтинг представляет собой положение клиента в отрасли и оценку других экономических показателей деятельности клиента.

Таблица 13 - Показатели, используемые при расчете внешнего рейтинга

корпоративного клиента банка

 

 



 

 

 

 

 

 

Показатель Расшифровка Значение показателя (динамика по месяцам, кварталам, годам)
Показатели финансовой отчетности активы клиента по балансу млн. руб.
собственный капитал по балансу млн. руб.
обороты по счетам в обслуживающих банках млн. руб.
Конкурентоспособность клиента доля клиента в отрасли по России %
по региону %
Есть ли ликвидный рынок ценных бумаг клиента акции (среднемесячные обороты на РЦБ, /где) млн. руб.
облигации (среднемесячные обороты на РЦБ) млн. руб.
другие ценные бумаги (среднемесячные обороты на РЦБ) млн. руб.
Присвоен ли клиенту рейтинг рейтинговых агентств название агентства / значение показателя включаются как мировые рейтинговые агентства, так и отечественные
прогноз рейтинга  
В какие публикуемые рейтинги попала компания название  
динамика рейтинга  
Имеющиеся кредиты остаток/где млн. руб./названия банков
Кредитная история да/нет/какая  
Значение собственного капитала клиента   млн. руб.

 

Источник: составлено автором

 

По итогам данного рейтинга корпоративных клиентов банка можно условно разделить на 4 группы: Top-компании (это, как правило, отраслеобра-зующие компании), крупные, средние и мелкие (в том числе частные предприниматели).

Кроме того, на наш взгляд, необходимо дифференцировать кредитные сделки в зависимости от предлагаемых нами классификационных параметров (табл. 14).

При этом можно выделить 5 классов кредитных сделок: 4 класса это сделки несущие кредитный риск и отдельный класс - «безрисковые» сделки -это сделки ломбардного типа, когда кредит предоставляется только на основании оценки обеспечения: его ликвидности, покрытия стоимости обеспечения суммы кредита и начисленных процентов и правовых рисков. Как правило, залогом по таким сделкам является или недвижимость (с учетом ликвидности) или векселя кредитора, то есть банка, или иное ликвидное имущество на которое возможно обратить взыскание в случае неисполнения заемщиком обязательств без дополнительных правовых рисков заранее известных затратах времени, с обязательным условием комплексного страхования предмета залога, при котором выгодоприобретателем по полисам или договорам страхования выступает кредитор (банк).

Таблица 14 - Система рейтингования кредитных сделок корпоративных клиентов банка

 

Сумма кредитной сделки Внешний рейтинг корпоративного клиента менее 1,5 млн. руб. От 1,5 млн. руб.до 15 млн. руб. От 15 млн. руб. до 150 млн. руб. Более 150 млн. руб.
ТОП-компании 1 класс 1 класс (в случае если сделка пре­вышает 5% от собственного ка­питала клиента -2 класс)
крупные компании 4 класс 4 класс 3 класс 2 класс
средние компании 4 класс 3 класс 3 класс 2 класс
мелкие компании (в том числе частные пред­приниматели) 3 класс (5 класс) 3 класс (5 класс) 2 класс кредиты не предоставляются

 

Источник: составлено автором

 

В зависимости от разных комбинаций значений класса клиента и суммы кредитной сделки, на наш взгляд, необходимо применять разный подход к оценке кредитоспособности клиентов на основании чего принимать окончательное решение о кредитовании клиента. Мы предлагаем проводить кредитный анализ исходя из данных, представленных в таблице 15.

Таблица 15 - Варианты подхода к анализу кредитоспособности корпоративного клиента в зависимости от рейтинга кредитной сделки

 

Рейтинг сделки Специфика анализа кредитоспособности корпоративного клиента
«Безрисковые» сделки финансовый анализ не проводится или носит формальный характер. Анализ основывается на анализе ликвидности обеспечения, возможности обращения взыскания на предмет залога и правовой оценки рисков реализации прав зало­годержателя
1 класс экспресс-анализ, в основе которого финансовый анализ по данным бухгалтер­ской отчетности (как правило, официальная финансовая отчетность или отчет­ность по международным стандартам)
2 класс наиболее глубокий анализ на основе всесторонней оценки всех аспектов кре­дитоспособности, каждый аспект анализируется подробно, финансовый анализ проводится с учетом адаптации данных официальной и управленческой отчет­ности и среднеотраслевых статистических данных
3 класс упрощенный анализ на основе всесторонней оценки всех аспектов кредитоспо­собности заемщика
4 класс специальная упрощенная методика анализа кредитоспособности на основе формализованного финансового анализа, адаптированная к небольшим кре­дитным сделкам (или стандартизированным кредитным сделкам) + экспресс-анализ остальных аспектов кредитоспособности (наиболее приемлемый вари­ант применение «скоринговых» качественно-количественных моделей)
5 класс специальная методика для малого бизнеса

 

При этом хочется особо выделить возможность применения при анализе кредитоспособности корпоративного клиента «скоринговых» моделей оценки кредитоспособности, зарекомендовавших себя в развитых странах при анализе кредитоспособности клиентов - физических лиц. Смысл таких моделей состоит в том, что при анализе кредитоспособности рассматривается определенное число формализованных качественно-количественных параметров клиента, каждому из которых в зависимости от значения данного параметра заемщика присваиваются определенные баллы (как положительные, так и отрицательные). В итоге максимальный лимит кредитования устанавливается в зависимости от итоговой суммы набранных баллов, а в случае набирания отрицательной суммы - в кредитовании отказывается. На наш взгляд, такие «скоринговые» модели возможны к применению при небольших суммах кредитных сделок или в случае совершения стандартизированной кредитной среднего размера.

В условиях нестабильной экономики нам представляется особенно важным повышение роли интеграции кредитного и клиентского бизнеса банка (в том числе на основе активного взаимодействия данных подразделений банка) - на основе потребностей клиентов в кредитных операциях и в банковских услугах вообще. Учитывая, что при анализе кредитоспособности корпоративного клиента обрабатывается и анализируется огромное количество информации, как следствие, можно выделить перспективный рейтинг клиента (табл. 16).

 

Таблица 16 – Перспективный внутренний рейтинг корпоративного клиента банка

 

 

 

 

Показатель Расшифровка Значение показателя
Обороты о расчетным счетам клиента (потенциал оборотов) Обороты в данном банке (Н) Млн. руб.
Обороты по банкам всего (Т) Млн. руб.
Коэффициент потенциала оборотов клиента (1-(Н/Т))* 100% ( 18 )
Кредитный потенциал клиента Текущая сумма остатка по кредитам в нашем банке (Ктн) Млн. руб.
Текущая сумма остатка по кредитам в других банках (Ктд) Млн. руб.
Коэффициент текущего кредитного потенциала клиента   (1 -(Ктн+Ктд)/Л)*100% ( 19 ) где -Л - лимит общего кредитования полученный по результатам кредитного анализа клиента
Общий потенциал клиента

 

Источник: составлено автором

 

Итоговые показатели рейтинга - Коэффициенты ( 18 ), ( 19 ) и позволяют выявить наиболее перспективных клиентов с точки зрения интеграции их бизнеса в данный банк, и как следствие, повышение доходности всего банка.

Таким образом, проводимая классификация клиентов и кредитных сделок с одной стороны упрощает кредитный анализ, являясь важным инструментом при принятии кредитных решений, с другой стороны, на основе проведенного углубленного анализа потенциальных заемщиков банка, позволяет выявить перспективных клиентов банка, чтобы результаты труда кредитного департамента банка могли быть использованы и другими подразделениями банка, особенно теми, которые занимаются привлечением клиентов. Более того, на наш взгляд, функции клиентской и кредитной службы банка могут быть переданы друг другу или же возможно организация в банке клиентско-кредитного департамента, сотрудники которого выполняют как функции кредитных работников, так и функции клиентского блока.

С учетом рассмотренных выше предложений, а также на основании всего исследования, предлагается усовершенствованный механизм принятий решений при кредитовании корпоративных клиентов, который представлен на рис. 2. На первом этапе, после обращения клиента за кредитом служба безопасности проверяет благонадежность клиента. В случае отсутствия негативной информации о клиенте со стороны службы безопасности, в зависимости от рейтинга клиента и кредитной сделки происходит выбор методов кредитного анализа. Далее производится выбор информационной базы кредитного анализа. На следующем этапе происходит оценка кредитоспособности клиента, при этом, если оценка показала, что клиент кредитоспособен, в дальнейшем происходит оценка правоспособности клиента на совершение сделок и оценка правовых рисков обеспечения. В случае отсутствия неприемлемых для банка правовых рисков, на следующем этапе принятия решения банк оценивает основные риски кредитного проекта и риск дефолта заемщика, для целей обоснования цены кредита (процентной ставки). Далее происходит оценка реальной доходности кредитной сделки и потенциала влияния проведения кредитной сделки на доход банка. В итоге, при принятии окончательного кредитного решения рассматриваются все вышеперечисленные аспекты, с учетом влияния которых банк формирует окончательное кредитное решение. При этом на трех этапах (проверка службой безопасности банка, оценка кредитоспособности клиента, оценка правоспособности клиента на совершение сделок и правовых рисков обеспечения) - в случае неприемлемых для банка рисков происходит отказ в кредитовании клиента на запрашиваемых условиях или предложение об изменении условий кредитной сделки.

Рис. 2. Механизм принятия решений при кредитовании корпоративных клиентов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!