Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Структура Учебно-методического комплекса и методы обучения



 

Исходным разделом данного учебно-методического комплекса являются Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению 080200 "Менеджмент".

Главное назначение второго раздела - тематического плана – показать распределение часов по темам и видам работ.

Ядром Учебно-методического комплекса (УМК) является третий раздел «Содержание учебной дисциплины», в котором сформулированы компетентностные требования по каждой теме.

Спецификой общественной дисциплины является то, что семинарские занятия (по крайней мере, часть из них) обязательно должны проходить в аудитории в виде обсуждения проблемных вопросов, дискуссий, докладов и т.п. Поэтому планы семинарских занятий со списком литературы и методическими рекомендациями являются важнейшим элементом УМК.

Особое внимание в УМК уделено самостоятельной работе. Самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную. Подготовка к семинарским занятиям относится к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, но сами семинары проходят в аудитории под непосредственным руководством и участием преподавателя, поэтому аудиторные часы семинарских занятия, очевидно, не относятся к самостоятельной работе студентов. Однако на семинарах преподаватель может выделить время для самостоятельного решения практических заданий (например, из раздела 4).

 

Непосредственной частью данного УМК являются:

1. Электронное пособие Товмасян В.В. «Основы экономики: практикум» (Сыктывкар, 2008, 166 с.), написанное автором специально для студентов 1 курса. Пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

В рамках каждой главы этого пособия имеются методические указания, структурированный текст для чтения, выводы, контрольные вопросы, одно или несколько заданий к теме, список литературы. Имеются ответы к тестам и образцы решения некоторых задач.

2. Товмасян В.В. Экономика: Сборник задач и тестов. Учебно-методическое пособие. Сыктывкар. Изд-во СыктГУ. 2010. [Электронный ресурс] Код ВНТИЦ 0203023820382 инвентарный номер ВНТИЦ 50201150319. Дата 17.03.2011.

 

Основным учебником по решению кафедры ЭТиКУ является «Курс экономической теории: учебник / Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселёвой – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009.

Среди других учебников можно рекомендоватьследующие:

1) Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.



2) Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учеб. Для вузов /Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. 576 с.

3) История экономических учений: курс в схемах: учеб. пособие / С.А. Бартенев. - М.
: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 120 с.:

Методы обучения. Методы обучения можно классифицировать по разным признакам. В общем плане следует отметить, что при изучении экономической теории автором данного УМК используются как традиционные методы обучения, так и «продвинутые» методы обучения не только в смысле использования педагогических технологий (активные методы обучения) и информационных технологий (онлайн- и офлайн-технологии), но и с точки зрения развития самого содержания экономической теории и практики (проблемный метод обучения). Объяснительно-иллюстративныйметод, репродуктивный метод,проблемный метод, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод, проектный метод – все эти виды методов используются в курсе «Экономическая теория».

Формы текущего, промежуточного контроля.Текущий контроль за успеваемостью студентов осуществляется: 1) путём отслеживания посещаемости (при пропусках более 50% занятий студент не аттестуется за соответствующий период), при трёх неаттестациях ставится недопуск к экзамену; 2) путём отслеживания подготовленности студентов к выступлению на семинарских занятиях с помощью "декларационных карточек" (даже если студент не успевает выступить из-за многочиленности группы, преподаватель знает, был он готов к семинару или не был). Если студент приходит на занятия, но систематически не готовится к ним, - это может послужить основанием для неаттестации; 3)путём решения тестов и контрольных работ в устной форме, письменной форме или с помощью компьютерных технологий. Чтобы аттестоваться за период, студент должен набрать не менее 20 баллов для текущей аттестации и не менее 60 баллов для итоговой аттестации в конце семестра. Поэтому как в рабочей программе, так и по другим разделам УМК по каждому заданию самостоятельной работы и других видов работ проставлено количество баллов. Критерии оценок по тестированию с использованием системы Moodle заложены непосредственно в этой системе. Постепенно виды самостоятельной работы и контрольных работ будут отсортированы на предмет использования их в формате Moodle.



В Аттестационно-педагогических измерительных материалах (АПИМ), имеющихся в данном УМК заложен критерий оценки успеваемости студентов, аналогичный федеральному тестированию ( в пояснительной записке к ним имеются соответствующие разъяснения).

 

 

Цели освоения дисциплины

Главной целью освоения дисциплины (модуля) "Экономическая теория" является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых бакалаврам, готовящихся к работе в условиях социального рыночного хозяйства, в организациях любой организационно-правовой формы, в органах государственного и муниципального управления, в предпринимательских структурах.

Изучение экономической теории и в дальнейшем институциональной экономики на протяжении трёх семестров направлено на достижение следующих целей:

• развитие экономического образа мышления; потребности в углублении и расширении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

• освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России и других стран для последующего изучения управленческих дисциплин из профессионального цикла;

• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной деятельности; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.

Учебная цель дисциплины - овладение знаниями по экономической теории в объёме Госстандарта по экономике, овладение базовой экономической терминологией.

Методическая цель – заложить основы для расширения и углубления знаний по другим общественным дисциплинам, ознакомить с методикой написания докладов, рефератов по экономической теории.

Воспитательная цель – способствовать развитию экономической, управленческой и правовой культуры.

Развивающая цель – ознакомить студентов с закономерностями функционирования экономики, с методами экономического анализа и принятия управленческих решений, научить самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию по определённой проблеме, научить правильно готовить устные выступления и письменные работы, критически осмысливать научные работы и аргументировано отстаивать свою позицию.

Назначение дисциплины – заложить теоретическую основу для изучения закономерностей функционирования экономики, включая переходные процессы; для понимания принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по направлению 080200 "Менеджмент".

 

Экономическая теория как предшествующая Институциональной экономике дисциплина относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу основной образовательной программы бакалавриата по направлению "Менеджмент".

Знания по экономической теории необходимы для решения проблем взаимодействия между экономическими субъектами, принятия управленческих решений, разработки форм и способов повышения конкурентоспособности и социальной ответственности бизнеса, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики, особенностей внешней и внутренней институциональной среды и выработки путей её развития.

Экономическая теория логически и содержательно-методически в той или иной степени связанасо всеми базовыми дисциплинами всех трёх циклов.

Знание истории необходимо понимания необходимости появления тех или иных экономических теорий и для оценки их практической значимости.

Экономическая деятельность осуществляется в условиях определённой правовой среды, поэтому экономическая теория тесно связана с правоведением. А в Институциональной экономике существует такое направление как экономика права, в рамках которого более детально рассматривается взаимосвязь экономики и права.

Математика, теория вероятностей особенно необходима при использовании предельного анализа, поиска оптимальных решений. Без статистики невозможно выявлять изменения институциональной среды и закономерности поведения экономических агентов.

В профессиональном цикле особенно важна экономическая теория для таких дисциплин, как "Управление человеческими ресурсами", "Стратегический менеджмент", "Лидерство", "Деловые коммуникации", "Управление изменениями" и других, так как позволяет проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели, взаимодействия людей, принимать управленческие решения с учётом трансакционных издержек, выявлять необходимость изменения рамок, структурирующих поведение экономических субъектов.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются как классические, так и инновационные образовательные технологии, содержание которых зависят от вида учебной работы.

Виды учебной работы в соответствии с учебным планом:

1. лекции

2. практические занятия

3. контрольные работы

4. консультации

5. экзамен

При всех видах работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные – проблемные лекции, научные дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, решение разных вариантов задач и тестов, работа исследовательских микрогрупп, мини-конференции, защита подготовленных докладов с презентацией, словесно-практическая форма занятия с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода. Интерактивные формы проведения занятий: использование технологий дистанционного обучения, технологий "открытого обучения", технологий модерации в социальных сетях.

 

1. Использование мультимедийных средств (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, защиты студентами итоговых контрольных работ)

2. Использование сети Интернет в обучающем процессе в интеграции с мультимедийными средствами. (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, для текущего и итогового контроля )

3. Использование сети Интернет в обучающем процессе для индивидуальных консультаций и контроля внеаудиторной самостоятельной работы

4. Использование технологий дистанционного обучения (размещение на сайте кафедры методических материалов по курсу и др.)

 

РАЗДЕЛ 2. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по "Экономической теории"

 

2.1. Требования к "входным" знаниям, умениям и готовностям обучающихся.

 

Требования к уровню подготовки студента определяются знаниями, полученными в школе в первую очередь по предмету "Обществознание", раздел "Экономика".

В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования в результате изучения экономики на базовом уровне среднего (полного) образования первокурсник должен

Знать/понимать

• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые форм предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• получения и оценки экономической информации;

• составления семейного бюджета;

• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

 

Освоение Институциональной экономики необходимо как предшествующее для дисциплин профессионального цикла: Теория менеджмента, Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, Стратегический менеджмент, Корпоративная социальная ответственность, Инвестиционный анализ, Финансовые рынки и институты, Бизнес-планирование и др.

2.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения ПЕРВОГО и ВТОРОГО МОДУЛЯ дисциплины "Экономическая теория"

В результате освоения дисциплины первого и второго модуля дисциплины "Экономическая теория" (совместно с другими дисциплинами ГСЭ) формируются общекультурные компетенции:

-знание и понимание законов общества и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности ( часть ОК-2)

-способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (часть ОК-4)

-владение культурой мышления, способностью к восприятию и обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (часть ОК-5)

-способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (часть ОК-8),

- стремление к личному и профессиональному саморазвитию (ОК-10),

-осознание значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-12),

-владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (часть ОК-15),

Создаётся методологическая основа или часть профессиональных компетенций:

способность к экономическому образу мышления (ПК-26)

способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27),

понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28)

способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29)

знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).

 

Компоненты формируемых компетенций в виде знаний, умений, владений:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:__закономерности развития природы, общества и мышления; основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основные макроэкономические показатели и принципы их расчёта, закономерности и этапы изменения рыночной экономики, основные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность субъектов микроэкономики, макроэкономические процессы.

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики в узком смысле слова, других гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие на разных уровнях экономики; применять методы микроэкономического анализа, макроэкономического анализа и институционального анализа для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; проводить анализ отрасли (рынка), используя микроэкономические, макроэкономические, институциональные модели; Использовать инструментарий микроэкономики, макроэкономики, институциональных теорий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем экономических агентов на разных уровнях экономики; экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

 

РАЗДЕЛ 3. Тематический план и структура дисциплины "Экономическая теория"

Тематический план модуля 1.

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар
1. Тема 1. Предмет и метод экономической теории    
2. Тема 2. Основные экономические понятия и категории.    
Тема 3. Теория воспроизводства    
4. Тема 4. Экономические отношения и собственность    
5. Тема 5. Экономические системы    
6. Тема 6. Рыночная система. Спрос и предложение    
7. Тема 7. Поведение потребителя в рыночной экономике.    
8. Тема 8. Сущность и формы предпринимательства.    
9. Тема 9. Фирма как совершенный конкурент    
Тема 10. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия    
Тема 11. Рынки ресурсов и распределение доходов    
  Всего 31+ 5час КСР
    3.2. Тематический план модуля 2.  
Наименование разделов, тем Максимальная нагрузка студентов (часов)   Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинары
1. Тема 13. Национальная экономика: цели и измерение результатов    
2. Тема 14. Базовые модели макроэкономического равновесия    
3. Тема 15. Деньги и их функции. Инфляция и её виды    
4. Тема 16. Безработица и её формы.    
5. Тема 17. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика.    
6. Тема 18. Банковская система. Денежно-кредитная политика.    
7. Тема 19. Экономические циклы. Экономический рост.    
8. Тема 20. Международные экономические отношения    
. ИТОГО: 38 + 2 час КСР

3.4. Структура дисциплины "Экономическая теория" (два модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2,4___ зачетных единиц _____88__ часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Институциональная экономика: ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ     1- нед 34 час лек Час п/з Конт. Раб. Час. сам. Раб. 1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-14 неделя –задачи из УМК 15-17 неделя итоговая контрольная работа зачёт
Институциональная экономика: ВТОРОЙ МОДУЛЬ     1- нед Час. лек. Час п/з Конт. Раб.   1 кусо- вая Раб.   1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-14 неделя –задачи из УМК 15-17 неделя итоговая контрольная работа зачёт
                 

РАЗДЕЛ 4. Содержание учебной дисциплины (модули: первый и второй)

Введение

Характеристика дисциплины.Дисциплина «Экономическая теория» относится к дисциплине гуманитарного, социального и экономического цикла.

При изучении этой дисциплины у студентов формируется представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, о месте и роли человека в экономике, о взаимосвязи собственности и хозяйствования. Студенты знакомятся с теориями рационального поведения потребителя и производителя, выявляют проблемы и методы оптимального выбора для основных экономических агентов. рассматривают факторы (конкуренция, риски, неопределённость, фактор времени и т.д.), определяющие поведение предпринимателя.

Далее они получают представление об основных явлениях, закономерностях макроэкономики, учатся находить и рассчитывать макроэкономические показатели, обосновывать цели, направления и инструменты макроэкономической политики

Место и роль "Экономической теории» в системе подготовки бакалавра

Дисциплина «Экономическая теория» формирует как общекультурные компетенции, так и профессиональные, поскольку закладывает методологические основы для последующего более глубокого изучения профессиональных дисциплин

4.2.Программа курса «Экономическая теория».

4.2.1. Основные модули и элементы содержания дисциплины "Экономическая теория"

№ п/п Наименование модулей и разделов дисциплины   Содержание раздела  
1. Экономическая теория: МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ  
1.1. Предмет и метод экономической теории Модели человека в экономической теории. Экономическое поведение людей. Этапы и основные направления развития экономики как науки. Предмет и методы основных разделов экономики как науки.
1.2. Основные экономические понятия и категории Потребности, блага, ресурсы, проблема экономического выбора, эффективность.
1.3. Экономические агенты, собственность и модели экономических систем Основные экономические агенты (институциональные единицы) и способы взаимодействия между ними. Социально-экономическая природа основных экономических агентов(домохозяйств, фирм и государства), их интересы, сущность и формы собственности, теория прав собственности. Формы хозяйствования. Модели экономических систем.
1.4. Рынок. Субъекты, функции, структура, виды рынка. Рыночный механизм. закон спроса, факторы спроса, эластичность спроса,.
1.5. Теория потребительского выбора Теория предельной полезности, излишек потребителя, кривые безразличия, бюджетное ограничение, эффект дохода и эффект замены, оптимум потребителя.
     
2.3. Теория производства Краткосрочный и долгосрочный периоды. Виды издержек производства. Производственная функция. Закон убывающей доходности. Эффект масштаба производства.
  Фирма как совершенный конкурент Экономическая природа фирмы. Пределы рынка. Необходимость организации фирмы. Трансакционные издержки и пределы фирмы. Основные формы деловых предприятий. Валовой и предельный доход. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
2.4. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы. Рынки с несовершенной конкуренцией. Рыночная власть. Индекс Лернера, индекс Герфиндаля-Гиршмана. Олигополия. Антимонопольное регулирование
2.5. Рынки ресурсов и распределение доходов Особенности спроса на факторы производства. Рынок капитала и процент. Дисконтирование. Рынок труда и заработная плата. Рынок земли и рента.
2. Экономическая теория: МОДУЛЬ ВТОРОЙ  
2.1. Основные макроэкономические показатели Кругооборот благ и доходов в экономике. Основные макроэкономические показатели и методы их расчёта.
2.2. Государство как институт регулирования рыночной экономики Необходимость вмешательства государства в экономику. Направления и методы государственного регулирования. Государственный сектор.
2.3. Базовые модели макроэкономического равновесия Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережение. Экономический рост
2.4. Формы макроэкономической нестабильности: цикличность, инфляция, безработица Причины, фазы экономического цикла. Антициклическая политика. Инфляция и её виды. Индексы цен Безработица и её формы. Уровень безработицы
2.5. Кредитно-денежная институты и кредитно-денежная политика Необходимость, сущность и виды кредита. Денежные агрегаты. Денежный рынок. Банковская система. Цели и инструменты кредитно-денежной политики  
2.6. Налогово-бюджетная политика Государственный бюджет. Фискальная политика.Эффект мультипликатора.
2.7. Социальные институты и социальная политика Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Институты социальной защиты

4.2.2. Тематическое содержание модулей дисциплины "Экономическая теория" с требованиями к компетенциям, методическими указаниями и заданиями

 

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!