Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Простейшая модель мультипликатора



Введение

Как известно, отправной точкой экономического мышления является феномен дефицита. В макроэкономической науке же главенствующей идеей является феномен кругооборота. Макроэкономика, давая объяснения таким общеэкономическим категориям фундаментального характера как национальный доход, потребление, накопление соответственно сбережения, занятость, цены, зарплата, процентная ставка и т.д., рассматривает в то же время систему взаимосвязанных и взаимозависимых рынков, взяв на свое вооружение тем самым метод полного (тотального) анализа. Модель всеохватывающего характера (тотальная модель) должна содержать в себе как минимум два сектора: сектор частных потребителей (домашнее хозяйство) и сектор частных предприятий, а также четыре рынка: рынок произведённых товаров, рынок труда, денежный рынок и рынок капитала (рынок ценных бумаг). В пределах этой экономической системы, отображенной в модели, обмен товарами происходит с помощью денег. Такого рода модель представляет собой наивысшую, предельно вообразимую степень агрегирования. На более низком, приближенном к реальным условиям, уровне рассматривается "n" - ое число рынков товаров, а не один рынок товаров, при этом следует иметь ввиду, что в случае бесконечного увеличения числа "n" становится практически невозможным находить правильные решения проблем, прогнозировать их развитие, давать однозначные ответы и распознавать принципиально важные взаимосвязи, взаимодействия между анализируемыми объектами. В соответствие с вышесказанным модель мультипликатора имеет следующее определение:

Модель мультипликатора представляет собой комплексную систему как минимум четырех интердепедентных рынков - рынка товаров, рынка труда, денежного рынка, рынка капитала, и является орудием анализа последствий реальных нарушений, происходящих на рынке товаров.

Такое определение мультипликатора дает профессор Потсдамского университета доктор Вильфрид Фурманн.

А впервые идея мультипликации введена в экономическую науку английским экономистом Р. Каном в 1931 г., который показал, каким образом инвестиции приводят к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Теория мультипликатора лежит в основе кейнсианской доктрины. В отечественных публикациях одним из первых привлек внимание к этому коэффициенту видный польский экономист О.Ланге. Академик В.С.Немчинов в середине 60-х годов 20 века отмечал важнейшую роль этой пропорции.



 

I. Теоретическая часть

1.1.Мультипликатор (Multiplier)

 

Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения. Различают:

- мультипликатор инвестиционных расходов;
- мультипликатор правительственных расходов;
- мультипликатор потребительских расходов;
- мультипликатор денежного предложения;
- налоговый мультипликатор.

Инвестиционный мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.

Мультипликатор расходов (Expenditure multiplier)

Мультипликатор расходов - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов. В закрытой экономике Мультипликатор расходов = 1 / Предельная склонность к сбережениям.

Эффект мультипликатора - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

 

Допустим, например, что инвестиции возросли на 100 млн. $. Если, благодаря этому, совокупный объем производства увеличится на 300 млн. $,

то говорят, что в данной экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение выпуска составило бы 400 млн. $, то мультипликатор был бы равен 4.

Почему мультипликатор всегда больше 1?



Предположим, что из не использовавшихся до сих пор ресурсов мы взялись соорудить лесопилку за 1000 $. Благодаря нашей затее, нанятые для этого дела плотники и лесорубы получат 1000 $ дополнительного дохода. Что же дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 2/3, то 666,67 $ они потратят на покупку новых товаров и услуг. В свою очередь, производители новой продукции 2/3 полученной суммы, что равно 444,44 $, израсходуют на собственное потребление (2/3 от 2/3 от 1000 $). Очевидно, процесс будет непрерывно продолжаться так, что каждый новый раунд расходы составят 2/3 от расходов, совершенных в предыдущий раз.

Эта бесконечная цепь так называемых вторичных потребительских расходов вызвана лишь тем, что мы, всего только один раз, осуществили инвестиции в размере 1000 $. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что суммарный прирост расходов в экономике стремится к бесконечной, однозначно определенной величине. С помощью несложной арифметики мы можем даже ее рассчитать:

 

1000,00 долл. или 1 х 1000 долл.

+ +

666,67 2/3 х 1000

+ +

444,44 (2/3)2 х 1000

+ = +

296,30 (2/3)3 х 1000

+ +

197,53 (2/3)4 х 1000

+ +

. .

. .

. .

__________ ___________

3000 долл. х 1000 3 х 1000 долл.

 

Расчет показывает, что если МРС = 2/3, то мультипликатор равен 3: он включает в себя единицу первоначальных инвестиций и 2 единицы дополнительных вторичных потребительских расходов.

Аналогично, можно показать, что при МРС=3/4 мультипликатор равен 1+ 3/4 + (3/4)2 + (3/4)3 + … = 4, а при МРС=1/2 мультипликатор равен 2.

Таким образом, величина мультипликатора непосредственно зависит от предельной склонности к потреблению. Те же самые результаты можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению (МРС). Если МРС = 3/4, то МРС = 1/4, и мультипликатор, соответственно, равен 4. Если МРС = 1/х, то мультипликатор равен х.

Очевидно, что мультипликатор представляет собой величину, обратную предельной склонности к сбережению и вычисляется по формуле.

Изменение объема производства = --------х изменение объема инвестиций

= ----------х изменение объема инвестиций.

Другими словами, чем больше величина вторичных расходов, тем больше сам мультипликатор.

Итак, мы можем сделать вывод: действие мультипликатора заключается в том, что инвестиции порождают дополнительное потребление и сбережения. Но это только часть общей картины. Далее мы рассмотрим, как благодаря действию мультипликатора в экономике происходят изменения совокупных расходов и утечек из этих расходов.

 

Простейшая модель мультипликатора.

 

Модель мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции являются постоянной величиной. Действие рыночного механизма состоит в том, что в ответ на изменение потребления или инвестиций происходит соответствующее изменение объема производства, так что между ними поддерживается равновесие. Равновесный уровень совокупного объема производства в модели определяется точкой пересечения функций сбережений и инвестиций, или, что то же самое, точкой пересечения линии «потребление плюс инвестиции» с линией 45О.

Если объем производства временно превышает свой равновесный уровень, производители сталкиваются с тем, что количество выпускаемой ими продукции оказывается больше, чем объем продаж, а запасы готовой продукции непроизвольно увеличиваются. Следовательно, производителям становится выгодно сократить объем производства и, соответственно, занятости настолько, сколько необходимо для восстановления равновесия. В длительном периоде существует только одно значение равновесного объема производства, и достигается оно тогда, когда объем сбережений, который желают иметь домашние хозяйства, совпадает с величиной, которую планируют инвестировать предприятия.

Таким образом, в упрощенной кейнсианской модели мультипликатора ведущую тему в экономике играют инвестиции, а потребление «танцует под их дудку». Инвестиции определяют уровень производства, а сбережения представляют собой просто часть располагаемого дохода. В результате объем производства растет или падает до тех пор, пока размер желаемых сбережений не совпадет с планируемым уровнем инвестиций.

Инвестиции оказывают мультипликативный эффект на объем производства. Когда происходит изменение объема инвестиции, выпуск практически сразу увеличивается на равную величину, но в дальнейшем, после того, как получатели дохода будут тратить свой дополнительный доход, возникает целая последовательность новых, вторичных расходов.

Если, например, люди всегда склонны к тому, чтобы потреблять 2/3 своего дополнительного дохода, то в результате такой цепи расходов мультипликатор составит

1+2/3+(2/3)2 + … = --------- =3

Эффект мультипликатора действует в обоих направлениях, умножая как рост, так и падение инвестиций. Простой мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению 1/МРS, что также равно 1/(1- МРС). Этот факт объясняется тем, что для увеличения сбережений на 1 доллар доход непременно должен увеличиться больше, чем на доллар.

Мультипликативный эффект.

Вспомним различие между классической концепцией саморегулирующейся экономической системы и кейнсианской моделью экономики, зависящей целиком и полностью от “животных инстинктов” инвесторов.

С классической точки зрения смещение кривой плановых инвестиций лишь ненадолго «потревожит» совокупный спрос, поскольку механизм гибкой процентной ставки быстро уравновесит реальные сбережения и реальные плановые инвестиции на естественном уровне реального выпуска. Даже в том случае, если этот защитный механизм не сработает и произойдет сокращение совокупного спроса, гибкие цены на ресурсы и на конечную продукцию все равно вернут экономику на естественный уровень реального выпуска.

С кейнсианской точки зрения, гибкие процентные ставки не в состоянии предотвратить воздействие падения плановых инвестиций на совокупный спрос. Далее, ригидность заработной платы и нечувствительность совокупного спроса к изменениям уровня цен представляют собой непреодолимое препятствие на пути возвращения реального выпуска к естественному уровню.

В “Общей теории” Кейнс утверждал, что сдвиги в реальных плановых инвестициях (или в каких-либо других компонентах совокупного спроса) представляют собой большую угрозу для общей экономической стабильности, чем можно было бы предположить. Исходя из сказанного ранее, может сложиться впечатление, что падение объема плановых инвестиций, скажем, на 100 миллионов долларов, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево точно на такую же величину. Однако Кейнс утверждал, что реальная величина этого сдвига будет в несколько раз больше, чем 100 миллионов – например, 400 миллионов, 500 миллионов, а возможно, и еще больше. Это явление получило название мультипликативного эффекта.

Предельная склонность к потреблению.

Происхождение мультипликативного эффекта связано со спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления. Кейнс утверждал, что при изменении величины располагаемого дохода на 1 $ потребители изменяют объем реального потребления в том же направлении лишь на некоторую часть этого доллара. Именно эту часть он назвал предельной склонностью к потреблению. Допустим, например, что семейные хозяйства расходуют на потребление 75 центов из каждого вновь полученного доллара, увеличивающего объем их располагаемого дохода. Оставшиеся 25 центов идут на сбережения. В этом случае предельная склонность к потреблению равна 0,75. При такой величине предельной склонности к потреблению увеличение располагаемого дохода во всей экономике, скажем на 100 миллионов $, приведет к приросту совокупных расходов на потребление в объеме 75 миллионов $. Аналогичным образом уменьшение величины располагаемого дохода на 100 миллионов $ вызовет падение объема потребления на 75 миллионов $.

Последствия сокращения плановых инвестиций. Проследим, к чему приведет уменьшение плановых инвестиций на 100 миллионов $, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Для примера представим себе, что это сокращение выразилось в замедлении темпов строительства новых производственных предприятий. В результате совокупный спрос уменьшается на 100 миллионов $. В таблице 1 этот результат назван эффектом первого цикла последствий сокращения строительства.

 

Цикл Сокращение реальных доходов ($) Сокращение реальных расходов ($)
  100.000.000 (плановые инвестиции)
100.000.000 75.000.000 (потребление)
75.000.000 56.250.000 (потребление)
56.250.000 42.187.500 (потребление)
42.187.500 31.640.625 (потребление)
Итого для неопределенно большого кол-ва циклов 400.000.000 400.000.000 (общие планируемые расходы)

Таблица 1. Мультипликативный эффект

 

Кейнс обратил внимание на то, что семейные хозяйства склонны расходовать лишь некую долю из каждого доллара, увеличивающего размеры их располагаемого дохода, причем при падении располагаемого дохода они сокращают объем реального потребления в той же самой пропорции. Эта доля (в нашем примере равная 0,75) называется предельной склонностью к потреблению. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. В данном конкретном примере величина реальных плановых инвестиций в первом цикле падает на 100 миллионов $. Это вызывает сокращение доходов строительных рабочих, которые в ответ снижают объем собственных расходов на потребление на 75 миллионов $ (во втором цикле). Далее, все те, кто обеспечивал этих строительных рабочих потребительскими благами, теряют доход в сумме 75 миллионов $ и соответственно урезают объем своего потребления на сумму 56.250.000 $ (75 млн. $ x 0,75). К тому моменту, когда описанный процесс повторится неопределенно большое число раз, величина совокупных планируемых расходов (плановые инвестиции плюс потребление) уменьшится на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное изменение плановых инвестиций.

Сокращение объемов строительства производственных предприятий на 100 млн. $ означает, что множество строительных рабочих, субподрядчиков и поставщиков строительных материалов и готовых конструкций столкнутся со снижением своих доходов именно на эту сумму. Учитывая, что величина предельной склонности к потреблению равна 0,75, эта категория людей снизит свои расходы на потребление на 75 млн. $. Эти 75 млн. отражены в таблице 5.6 в строке, отражающей эффект второго цикла последствий сокращения объема производственного строительства.

Однако на этом процесс не заканчивается. Снижение расходов на потребление в сумме 75 млн. $, предпринятое строительными рабочими, ставшими в новых условиях безработными, ведет с неизбежностью к тому, что множество бакалейщиков, парикмахеров и прочие столкнутся с падением своих доходов в сумме тех самых 75 млн. $. Они таким же образом, как это сделали ранее строительные рабочие, сократят свои расходы на потребление на 75 центов в расчете на каждый доллар недополученного дохода. Воспоследовавшее снижение объема потребления на сумму 56.250.000 $ - результат третьего цикла последствий первоначального снижения объемов промышленного строительства.

Следующими за бакалейщиками и парикмахерами пострадают обслуживающие их портные и буфетчики. Потом настанет очередь бухгалтеров, ведущих счета этих портных и буфетчиков, а заодно и их продавцов угля. Процесс пошел. И так – цикл за циклом, как это представлено в таблице 1. Тем не менее предел общего сокращения реальных планируемых расходов все-таки существует, поскольку с каждым циклом величина сокращения уменьшается. Если просуммировать ряды, приведенные в этом примере для неопределенно большого количества циклов, мы получим в итоге сумму в 400 млн. $, которая включает в себя 100 млн. $ снижения плановых инвестиций в первом цикле и 300 млн. $ снижения расходов на потребление во всех последующих циклах. Таким образом, мы приходим к заключению, что сокращение плановых инвестиций на 100 млн. $ приведет к снижению объема совокупного спроса не на 100, а на 400 млн. $.

Величина мультипликатора расходов зависит от предельной склонности к потреблению. Большая предельная склонность к потреблению приведет к соответственно большему сокращению потребления в каждом цикле и, естественно, увеличит мультипликатор. Меньшая предельная склонность к потреблению приведет к меньшему сокращению в каждом цикле и, соответственно, уменьшит величину мультипликатора. Как видим, все предельно просто. Численное значение мультипликатора расходов для любого заданного значения предельной склонности к потреблению (МРС) может быть исчислено по следующей формуле:

Мультипликатор расходов = 1 / (1 – МРС)

Таким образом, очевидно, что если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор равен 4; если она равна 0,9, то мультипликатор возрастает до 10; при равенстве предельной склонности к потреблению 0,5 мультипликатор равен 2 и так далее.

 

Теория мультипликатора.

Суть концепции мультипликатора заключается в том, что между изменениями автономных инвестиций и валового национального продукта существует устойчивая зависимость.

Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Образно выражаясь, можно сказать, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает состояния равновесия, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначально дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к нарастающему эффекту. Помимо первичного эффекта, возникает явление вторичного, третичного и т. д. эффекта, т. е. влияние затрат в одной сфере на расширение производства и занятости других.

Мультипликатор представляет числовой коэффициент, который показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд. ден. ед., что привело к росту ВНП на 20 млрд. ден. ед., следовательно, мультипликатор равен 2. Если бы ВНП вырос на 30 млрд. ден. ед., тогда бы мультипликатор был бы равен 3.

Возьмем условный пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Предположим, что население расходует на потребление 80 % получаемого им дохода, а остальные 20 % сберегает. Потребительская функция тогда имеет вид: С = 0,8 Y.

Пусть объем инвестиционной деятельности увеличился первоначально на 100 млрд. ден. ед. Это вызовет непосредственное увеличение доходов затронутых этим лиц на такую же сумму. В связи с этим увеличением доходов им придется увеличить свои потребительские расходы. В соответствии со сделанным выше предположением эти расходы возрастут на 100 x 0,8 = 80 млрд. ден. ед. (на 20 млрд. ден. ед. увеличатся сбережения). Такое увеличение спроса отразится на доходах еще какой-то группы лиц, которые тоже увеличатся на эту сумму. Эти лица в свою очередь увеличат свои потребительские расходы на сумму 80 x 0,8 = 64 млрд. ден. ед., что свидетельствует о возрастании на 64 млрд. ден. ед. еще чьих-то доходов, что заставит увеличить потребление еще на 64 x 0,8 = 51,2 млрд. ден. ед. и т. д. Данный процесс будет продолжаться по математически бесконечной цепочке. Однако сумма увеличения дохода будет сходиться к определенному пределу (пределу суммы геометрической прогрессии). В данном примере этот предел легко подсчитать. Общее увеличение дохода составит:

100 + 80 + 64 + 51,2 + … = 100 (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + … )=

100 (1/ (1 – 0,8)) = 100 / 0,2 = 500 млрд. ден. ед.

Первоначальное увеличение инвестиций на 100 млрд. ден. ед. вызвало, таким образом, через посредство мультипликатора пятикратное увеличение дохода. При этом потребительские расходы возросли на 500 x 0,8 = 400 млрд. ден. ед., а сбережения на 500 – 400 = 100 млрд. ден. ед.; т. е. ровно настолько, насколько увеличились инвестиции. Равновесие между сбережениями и инвестициями восстановлено благодаря изменению уровня совокупного общественного дохода. Зададимся вопросом: каков же мультипликатор К в нашем примере и как его можно определить посредством предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению? Он, как видно из формулы, составил 5.

Используя выводы, полученные при исследовании потребления и сбережения, о том, что

МРС + МРS = 1, или МРС = 1 – МРS,

 

Можем записать: ____1 __ __1__

1 – МРС МРS

 

Таким образом, мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению, а следовательно,

 

ВНП = ------- x инвестиций = -------- x инвестиций

 

До настоящего времени рассматривался эффект мультипликатора, связанный с ростом потребительских расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Следовательно, рост спроса на товар побуждает производителей расширять производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая ВНП. Для цифровой иллюстрации мультипликатора приведем простейший пример. Допустим, для организации строительства дорог государство инвестировало 1 млн. ден. ед. Если МРС, сложившаяся в обществе, равна 0,8, то мультипликатор, т. е. К, составит:

___1___ ___1__ _1_

1 – МРС 1 – 0,8 0,2

 

Каков же будет прирост ВНП? Он составит:

Y = I x K = 1 000 000 x 5 = 5 млн. ден. ед. [с.307, 3]

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!