Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Причины инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции



Тема №12.Инфляция и безработица

 

Вопросы:

1. Содержание инфляции. Измерение, виды инфляции.

2. Причины инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции.

3. Кривая Филипса.

4. Антиинфляционная политика государства.

 

Содержание инфляции. Измерение, виды инфляции.

Инфляция – это:

- чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товаров;

- снижение покупательной способности денег;

- общее длительное повышение цен.

Дезинфляция – замедление темпов роста цен.

Дефляция – процесс, обратный инфляции.

Измерение инфляции. Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком денежной массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен.

Индекс цен (I) – это отношение цены t-го года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е.:

 

I=(Pt/Pb) x 100%

 

Различают следующие основные виды индекса цен:

- индекс потребительских цен,

- индекс оптовых цен,

- индекс цен – неявный дефлятор ВНП,

- индекс экспортных и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ('медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.

Сделаем еще одно уточнение. Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов. Аналитическое выражение описанных индексов представлено ниже.



Индекс роста цен по формуле Ласпейреса (Il):

 

Il=(Pt x Ot)/(Pb x Ob)

 

Индекс роста цен по формуле Пааше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Ip):

 

Ip=(Pt x Ot)/(Pb x Ot)

 

Индекс роста цен по формуле Фишера:

 

If=Il x Ip

 

If=[(Pt x Ot)/(Pb x Ob)] x [(Pt x Ot)/(Pb x Ot)]

 

Рt – цена t-го года,

Рb – цена базисного года,

Оt – объем продукции, произведенной в t-ом году,

Оb – объем продукции, произведенной в базисном году.

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель – дефлятор ВНП – отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров – потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (n). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:

 

n=[It-It-1] x 100%

 

С помощью этого показателя (темп инфляции) можно, например, определить соотношение между номинальной процентной ставкой и реальной процентной ставкой по формуле Фишера:

 

i=r+n

 

где: i – номинальное значение процентной ставки,

r – реальное значение процентной ставки.



Классификация видов инфляции предполагает использование различных критериев.

Виды инфляции по темпам роста цен:

а) нормальная инфляция – при темпе 3-3,5% в год;

б) умеренная, или ползучая инфляция – при темпе инфляции до 10% в год;

в) галопирующая инфляция – при темпе инфляции 20-200% в год;

г) гиперинфляция – при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растет бартер.

Различают два типа инфляции:

1) открытая;

2) подавленная

Открытая инфляция развертывается на рынках, где действуют свободные цены. При неравномерности повышения цен она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраивается в направлении равновесия различных рынков.

При подавленной устанавливается тотальный административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.

 

Причины инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции.

В экономической литературе выделяют следующие причины инфляции:

1)Увеличение производственных издержек. Речь идет о повышении роста цен на сырье, промежуточные товары, об опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда, об издержках финансового характера. При наличии любой из перечисленных причин предприниматель постарается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Однако это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. В противном случае конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие. Такую же роль будет играть конкуренция продукции иностранного производства.

2)Избыток спроса. Между предложением и спросом может возникнуть расхождение. В тех случаях, когда спрос превышает объем производства (например, в результате проведения экспансионистской кредитно-денежной или бюджетно-налоговой политики), продавцы могут увеличивать цены без риска способствовать понижению спроса или обращению спроса к продукции других производителей. Единственным ограничением в повышении цен может оказаться существование конкуренции со стороны продукции иностранного производства. В тех областях, где такой конкуренции не наблюдается (жилищный фонд, услуги), повышение цен может быть существенным.

3)Монопольное ценообразование, ведущее к росту монопольных прибылей и инфляции прибылей.

Все эти причины отмечаются кейнсианской школой. Монетаристская модель распространения инфляции ищет ее корни в излишке образования денежной массы.

4)Излишек в образовании денежной массы.

Обратимся к уравнению количественной теории денег:

 

М х V=Р х V

 

Темповая запись этого уравнения выглядит следующим образом:

 

М,% х V,%=Р,% х V,%

 

где: М – масса денег,

V – скорость обращения денег,

Р х V – показатель дохода нации,

М,% – прирост денежного предложения в %,

V,% – прирост скорости обращения денег в %,

Р,% – прирост цен в %,

М,% – прирост объема производства в %.

Из уравнения количественной теории видно, что для того, чтобы обеспечить такое равновесие, надо, чтобы масса денег увеличивалась в той же мере, что и рост выпуска товаров. В противном случае излишняя денежная эмиссия приведет к избыточному спросу, к росту показателя Р, т.е. к инфляции (монетаристы придерживаются той точки зрения, что скорость обращения денег постоянна).

Виды инфляции по причинам:

Инфляция спроса – вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.30.

 

 

Рис.30. Инфляция спроса

Инфляция издержек (инфляция предложения) – возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из нижеприведенных графиков, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 31). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

 

 

Рис.31. Инфляция издержек

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!