Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Представления экспертов о практике социального предпринимательства



 

Как показал опрос, на настоящий момент как в общественном сознании, так и во взглядах разных субъектов общественных отношений и самих экспертов, непосредственно взаимодействующих с НКО, нет единой трактовки практики социального предпринимательства. Об этом свидетельствуют как прямые оценки экспертов по этому поводу, так и приведенные ими примеры реальной практики социального предпринимательства.

 

В общем и целом, обнаруживаются четыре подхода к пониманию практики социального предпринимательства.

(1) Социальное предпринимательство как способ социальной поддержки определенных групп населения.

 

По мнению экспертов, в общественном сознании термин «социальное предпринимательство» чаще всего ассоциируется с трудоустройством социально-незащищенных групп на коммерческие предприятия. Но и сами эксперты, иллюстрируя свои представления о социальном предпринимательстве, часто приводили примеры, относящиеся именно к данной категории: производственные предприятия Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых[2].

 

К данной группе можно отнести и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, культуры, досуга по льготным ценам для малоимущих категорий населения, для молодежи (например, центр по обучению молодежи компьютерным технологиям по низким ценам с целью облегчения ее профессиональной адаптации).

(2) Социальное предпринимательство как механизм содействия экономическому развитию, поддержки предпринимательства:

§ организации, ориентированные на поддержку и развитие малого предпринимательства (кредитование малого бизнеса, поддержка женского предпринимательства, институты микрофинансирования, кредитные союзы);

§ фонды, оказывающие консультационные услуги в области развития ТСЖ, управления жилым фондом;

§ организации, ориентированные на развитие отдельных направлений региональной экономики(например, фонд, разрабатывающий комплексные программы развития туризма в Бурятии, с использованием международного опыта и привлечением зарубежных консультантов).



(3) Социальное предпринимательство как альтернативный государственному механизм решения социальных проблем

 

В качестве такого подхода можно привести пример эксперта из Краснодарского края: Южный региональный ресурсный центр разрабатывает услуги по поддержке трудовых мигрантов, в том числе их легализации по низким расценкам, пытаясь вытеснить из этого сегмента (формально относящегося к государственным функциям) его реальных «хозяев» – теневых посредников.

(4) Социальное предпринимательство как социально-ориентированный бизнес.

 

Некоторые эксперты склонялись к широкой трактовке понятия социального предпринимательства, приводя примеры коммерческих и государственных организаций, развивающих свои социальные программы или проекты, имеющие социальную значимость. Так, Е. В. Мачнев из Санкт-Петербурга относит к социальным предпринимателям «государственные предприятия или предприятия, имеющие государственные корни, от “Газпрома” до каких-нибудь региональных “водоканалов”… как правило, это предприятия, которые обеспечивают какую-то социальную инфраструктуру, начиная от электричества, воды и газа, и заканчивая, например, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечивают те или иные территории. Их социальность заключается в том, что они берут на себя многие виды бизнеса, которые им невыгодны с точки зрения прибыли, но нужны конкретной территории».



 

«…Социальную ориентацию деятельности можно отнести к 50% предприятий. Например, если предприниматель занимается сельским хозяйством, а наш край сельскохозяйственный, то это социально ориентированное предприятие. Если он занимается бытовыми услугами, которые востребованы у населения, то это тоже социально направленная деятельность. Может быть, конечно, из социально направленных предприятий можно убрать торговлю. А все, что производится на благо людей, на благо социума – социально ориентировано» (С. Б. Чуракова, Барнаул).

 

Однако, в соответствии с принятыми теоретическими подходами, практика социального предпринимательства отличается от социально-ответственного бизнеса, базируясь на иных целях и принципах, поэтому их смешение неправомерно. Сами эксперты отмечали, что чрезмерное расширение рамок понятия «социальное предпринимательство» несет в себе риск причисления к этой области многих предприятий, на самом деле имеющих к этой сфере лишь косвенное отношение. В такой ситуации принятие специальных мер по развитию социального предпринимательства чревато возникновением множества «формальных социальных предпринимателей» (см. приведенную ниже цитату).

 

«подвести под социальное предпринимательство можно, в том числе, и павильон или шаговой доступности магазин, потому что, действительно, если в центре больше негде купить булку, кроме как в нем, то, соответственно, вы и не сможете опровергнуть социальную значимость этого павильона. И аптека, например, как место встречи ветеранов, которым больше негде встретиться и поговорить. И, например, торгово-развлекательный комплекс, который делает детскую комнату, куда дети просто приходят поиграть… Я думаю, что если будут специальные программы поддержки социального предпринимательства, то, например, вот эти три упомянутых учреждения или предприятия сферы услуг непременно постараются войти в эту программу и будут доказывать, что то, что они делают – это социальное предпринимательство, хотя это не так» (Е. В. Мачнев, Санкт-Петербург).

2.4. Общие характеристики «социальных предприятий»

 

В условиях, когда и практика, и понимание социального предпринимательства только формируются, было бы полезно выявить некоторые общие характеристики, свойственные уже сложившимся или потенциальным социальным предпринимателям.

 

Некоторые эксперты считают, что это поле игроков пока настолько не определено и разрозненно, что единственной объединяющей их чертой является «моральная сторона», а именно «блеск в глазах и желание помочь людям» (М. Артемьева, Челябинск).

 

«…Пока сходства нет никакого, потому что многие организации только нащупывают эту область, ищут формы, пытаются понять, в какой организационно-правовой форме лучше действовать – общественной некоммерческой или, наоборот, как коммерческая организация» (Е. К. Верба, Нижний Новгород).

 

Но большинство экспертов придерживается той точки зрения, что в роли социальных предпринимателей сегодня выступают, в основном, некоммерческие организации, либо организации, знакомые со сферой НКО:

 

«…На сегодняшний день большинство тех, кто занимается тем, что можно условно назвать социальным предпринимательством – это неправительственные некоммерческие организации, которые начинают пытаться самостоятельно зарабатывать деньги. Они поставлены в такие условия, в которых они вынуждены сами зарабатывать деньги и находить возможности оказания этих услуг. При этом их основной целью остается та цель, ради которой они созданы, поэтому большую часть своей предпринимательской деятельности они подстраивают под эту цель» (М. Е. Михайлова, Архангельск).

 

«…Правовой статус – все-таки изначально это некоммерческие организации. Я не знаю примеров, чтобы бизнесмены сами решили стать социально ориентированными. И я их понимаю: влияние власти на них очень высоко. И та часть прибыли, которая в нормальной ситуации могла бы быть направлена на социальные проекты, в настоящее время уходит чиновникам через коррупционные схемы. Уровень коррупции очень высок. В Краснодарском крае это серьезный тормоз для социального предпринимательства. Поэтому в нашем регионе этим занимаются некоммерческие организации.» (М. В. Савва, Краснодар).

 

При этом в качестве ключевых характеристик тех организаций, которые уже занимаются социальным предпринимательством (здесь речь идет в основном об НКО), были названы следующие:

ü хорошая репутация в местном сообществе, широкий круг партнеров на местном уровне из органов власти, бизнеса, СМИ, других НКО;

ü ориентированность на наиболее актуальные, «злободневные для территории» социальные темы (например, образовательные программы, реформирование ЖКХ);

ü обеспеченность базовыми техническими и административными ресурсами (помещением, штатом постоянных сотрудников, офисной оргтехникой)[3], и в то же время ограниченность финансовых ресурсов, диктующая мотивацию к поиску внешних инвестиций;

ü особенности руководителей таких организаций: их высокая активность, владение инновационными технологиями, наличие опыта работы в бизнес-секторе («…это действительно инновационные менеджеры, которые видят все вызовы времени и реагируют на них» (М. В. Савва, Краснодар);

ü очевидный формальный признак – возможность заниматься предпринимательской деятельностью должна быть зафиксирована в уставных документах организации. Другим характерным признаком таких предприятий часто является применение упрощенной системы налогообложения, что позволяет повысить доходность коммерческой деятельности.


Просмотров 722

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!