Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Первые шаги западноевропейской интеграции. Договор об учреждении Европейского Объединения Угля и Стали



Процессу интеграции послевоенной Европы мешали неравномерность политического и экономического развития различных стран, недоверие в отношении Германии, а также англо-французское соперничество за лидерство в объединённой Европе.

Первые шаги интеграции были лишь частью объединительного процесса, охватившего во второй половине 40-х гг. страны Западной Европы. Под эгидой США создается Европейский платежный союз и Европейская организация экономического сотрудничества, впоследствии преобразованная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В 1948 г. на конгрессе западноевропейской общественности в Гааге возникает влиятельное Европейское движение. Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учреждённая в 1948 г. участниками плана Маршалла. Она, однако, располагала лишь координационными функциями.

В 1949 г. создается Совет Европы, наделенный широкими, хотя и несколько неопределенными полномочиями. СЕ был первой европейской политической организацией, однако его решения носили лишь рекомендательный характер, а деятельность СЕ была затруднена развернувшейся холодной войной.

В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы германского реваншизма. Годом позже, по инициативе Соединенных Штатов, избирается принципиально иной путь решения проблемы безопасности Западной Европы — создается Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), в состав которой включается и Западная Германия, только что оформившаяся в новое государство — Федеративную Республику Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

В 1950 году был выдвинут проект создания европейской наднациональной военной организации — Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) — наряду с Европейским политическим сообществом. Парижский договор о создании ЕОС был подписан министрами иностранных дел Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Этот договор, однако, в августе 1954 г. был отвергнут французским парламентом.

Гораздо больший успех имела интеграция Западной Европы в экономической области. Её идейным отцом стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, который подготовил доклад, лёгший в основу так называемой декларации Шумана.



9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

Именно этой идее было суждено коренным образом трансформировать Западную Европу и положить начало организации, которой принадлежит безусловное верховенство в ряду других — Европейскому Союзу. Причина заключалась в том, что, в отличие от всех прочих европейских организаций, в зарождающемся Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) было впервые воплощено наднациональное начало, потенциал которого превзошел все ожидания. Однако последующий путь европейской интеграции оказался неровным.

В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет и вступил в силу 25 июля 1952 г.

Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью — финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике. Значительная часть статей и преамбула содержали изложение политических целей ЕОУС, явно превосходивших его ограниченные реальные возможности (содействие экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня, вклад в поддержание мирных отношений, создание экономического сообщества, которому надлежало стать основой для все более широкого и глубокого сообщества народов, долгое время разделенных кровавыми конфликтами, и т.д.), и подробное описание его конституционного устройства.



ЕОУС было наделено статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью в международных отношениях. Для управления объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (или Европейский парламент), совет министров (или просто Совет) и Суд. В Договоре подчеркивались ключевая роль Высшего руководящего органа, на который и была возложена обязанность обеспечить достижение целей, поставленных в Парижском договоре, и его наднациональный характер. Девять его членов, назначаемых на шесть лет по признаку профессиональной компетентности, должны были быть полностью независимыми. Им было запрещено запрашивать или получать инструкции от национальных правительств. Парламент был наделен лишь одним, но достаточно весомым правом — большинством в две трети голосов он мог отправить всех членов Верховного органа в отставку. Он состоял из парламентариев стран-членов ЕОУС, делегированных национальными законодательными органами. Совет был призван обеспечить гapмонизацию действий Верховного органа и правительств национальных государств. Его полномочия были весьма ограниченными: он мог лишь просить Высший руководящий орган рассмотреть предложения или меры, которые он считал соответствующими или необходимыми для достижения общих целей. Таким образом, баланс власти в ЕОУС был явно смещен в сторону наднационального Высшего руководящего органа.

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

Контраст целей Договора и средств их осуществления имел вполне определенную стратегическую направленность: заложенный в него интеграционный наднациональный принцип мог и должен был быть распространен на другие сферы межгосударственных отношений. Однако первая попытка такого рода, предпринятая в 1952-1954 гг., закончилась неудачей.

Воодушевленное успехом ЕОУС, правительство Франции выступило с инициативой создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), с тем чтобы неизбежное перевооружение Германии осуществлялось в более узких рамках «европейской армии», в которой, как надеялись в Париже, Франции принадлежала бы более видная роль, чем в рамках НАТО. Более того, по мнению инициаторов проекта, создание европейской армии должно было открыть прямой путь к политическому объединению Западной Европы и быстрому завершению интеграционного процесса.

В соответствии с Договором слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Высший руководящий орган и Совет министров ЕОУС, а также Комиссию и Совет Евратома сменили Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС. Институты трёх европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) таким образом слились воедино. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Евросоюза.

Римские договора 1957 г.

Сторонники федерализации Западной Европы потерпели неудачу; идея создания Союза была оставлена до 80ых годов. Но у сторонников федерализма был успех на пути к экономической интеграции. В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:

1)Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);

2)Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Оба договора вступили в силу с 1го января 1958 года.

2 подписанных акта имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.

В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, как видим, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия(360 долларов). За первые 15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался: 26% в 1960г., 13.5% в 1970г. и 15% в 1973 г., что в целом свидетельствует о сближении уровней экономического развития участников Сообщества.

Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционными процессами .

Договор предусматривал поэтапное строительство общего рынка. Реализация 3 последующих этапов, в ходе которых создается единая внешняя таможенная граница, ликвидируются внешние торговые границы. Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными средствами.

Были предусмотрены 4 главных института:

1)Совет (состоял из официальных представителей правительств государств-членов на уровне министров). Он мог существовать в различных "эпостасиях" в зависимости от рассматриваемых вопросов;

2)Комиссия (в отличие от Совета, состояла из международных чиновников, правда они назначались только при условии единогласного решения) состояла из независимых формальных (?) комиссаров. Т.о., Комиссия выступала в роли наднационального органа.

Что же изменилось по сравнению с ЕОУС? Резко изменился статус этих 2ух институтов. Институтом, принимающим обязывающие решения стал Совет, а за Комиссией остается право законодательной инициативы. Разделение властей в этих институтах явно отличается от такового на национальном уровне. Совет выносит решение на основе предложений, вносимых Комиссией. Комиссия также осуществляет функции административного управления.

Договором о создании ЕЭС также предусмотрено учреждение:

3)Парламентской ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;

4)Суда Европейских сообществ.

Одновременно с подписанием римских договоров там же в Риме подписана Конвенция об объединении парламентов и судов всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).

Договор о ЕЭС также предусматривал:

-создание материальных ресурсов, необходимых для функционирования сообществ;

-а равно и права членов сообществ, т.е. создание правового инструментария.

1)Бюджет Европейских сообществ начинает формироваться за счет единого таможенного тарифа; в него отчисляются налоги на импортируемую с/х продукцию. В бюджет также поступают определенные отчисления от НДС (вначале - 1% от всего собираемого НДС). Т.е. бюджет формируется независимо от воли государств-членов, он формируется автоматически.

2)Наличие соответствующего инструментария сообществ в деле формирования ЕП. По ст.189 предусмотрена возможность издания институтами ЕЭС нормативно-правовых актов:

-регламентов;

-директив;

-решений.

Регламенты представляли собой нормативно-правовые акты общего характера и прямого действия.

Директивы устанавливали рамки и конечные цели, достигаемые при помощи данного нормативно-правового акта, но выработка необходимых мер на национальном уровне остается на усмотрении национальных правительств.

Решения - это нормативно-правовые акты индивидуального применения, т.е. они имеют конкретного адресата, обязательны для тех физических и юридических лиц, коим адресованы.

Регламенты публиковались в официальной газете Европейских сообществ, директивы публиковались, как правило, лишь самые важные, а решения обычно только нотифицировались. Регламенты и директивы вступают в силу через 20 дней после опубликования.

В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено, что оба объединения являются юридическими лицами, они обладают юридической правосубъектностью.

Т.о., в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!