Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Хрестоматии, сборники документов



ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИСТОРИИ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Л.Н. Алексашкина, д.п.н.

Программа Курса предпрофильной подготовки по истории с ориентацией на социально-гуманитарный профиль для учащихся 9 Классов (8 ч)

Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:

- ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания, его гносеологическими и мировоззренческими составляющими, полнее осоз­нать значение истории для личности и общества, закрепить интерес к гумани­тарному и социальному знанию;

- составить целостное представление о проблемах, решаемых историками, о неоднозначности интерпретаций прошлого и современной истории; расши­рить знания о роли и приемах анализа и критики в историческом познании, а также собственный опыт применения этих приемов;

- развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более ши­роком плане - социальной информацией, решать творческие задачи;

- совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям про­шлого и настоящего, вести дискуссию;

- сформировать, закрепить мотивацию выбора истории и других гуманитар­ных предметов для последующего изучения в профилированной старшей шко­ле и высших учебных заведениях.

Введение. История как знание и как наука. Источники знаний о прошлом. Анализ и критика исторических источников. Способы описания и объяснения истории.

Историческая хронология. Зачем нужна периодизация истории? Основания периодизации.

Исторические факты, исторические версии и оценки. Почему люди по-раз­ному представляют историю?

Уровни истории: всемирная история, история цивилизаций, государств, на­родов, история человека и др.. Аспекты истории: история экономическая, соци­альная, история культуры, история международных отношений. Почему важно знать разные стороны истории?

История России во всемирной истории. Этапы исторического пути России. Россия и ее соседи. Общее и особенное в исторических путях России и других стран. Можно ли «измерить» российскую историю «общим аршином»? Россия во всемирной истории новейшей эпохи.

Человек в истории. Что такое историческая личность? Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю?

Обобщение. Что такое история - предание, наука, идеологическая схема? Зачем нужно знать историю? Что значит знать историю?



Основные виды деятельности учащихся.

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следу­ющих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников (с учетом требований образовательного стандарта по истории):

• работать с историческими источниками - проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суж­дения об их ценности, различать первичные и вторичные источники и др.;

• анализировать и объяснять исторические события и явления - раскрывать их характерные признаки; систематизировать; сравнивать события и явления, определять в них общее, и различия; излагать суждения о причинах и следстви­ях исторических событий;

• рассматривать исторические версии и оценки - сопоставлять оценки исто­рических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; высказы­вать и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей,

• составлять тезисы, аналитическую справку, реферат; выступать с сообще­нием, участвовать в дискуссии по проблемам истории и современности.

Методические рекомендации к изучению Курса предпрофильной подготовки по истории в 9 Классе

Планирование занятий

Урок Содержание Организация учебной работы
1. Введение. История как знание и как наука. Источники знаний о прошлом. Анализ и критика исторических источников. Способы описания и объяснения истории Лекция с элементами беседы. Задание: составить характеристику источника (по выбору) с элементами критического анализа
2. Историческая хронология. Зачем нужна периодизация истории? Основания периодизации. Проблемная беседа. Рассмотрение общей периодизации всеобщей истории, вариантов периодизации истории России. Задание: составить на основании учебника периодизацию | Гражданской войны в России, отече­ственной истории 1945-2002 гг., хронику важнейших событий 1991-2002 гг. в России (по выбору)
3. Исторические факты, исторические версии и оценки. Почему люди по-разному представляют историю? Работа с понятиями «факт», «интер­претация», «версия». Практикум: рассмотрение разных версий событий, выявление того, что лежит в их основе
4. Уровни истории: всемирная история, история цивилизаций, государств, народов, история человека и др. Аспекты истории: история экономиче­ская, социальная, история культуры, история международных отношений Лекция Собеседование по вопросам: почему важно знать разные стороны и уровни истории? Как сочетаются разные стороны истории в конкретных событиях?
5-6 История России во всемирной истории. Этапы исторического пути России. Россия и ее соседи. Общее и особенное в исторических путях России и других стран. Можно ли «измерить» россий­скую историю «общим аршином»? Россия во всемирной истории новей­шей эпохи Рассмотрение вариантов периодизации истории России. Семинар или круглый стол «Место России во всемирной истории»
7. Человек в истории. Что такое истори­ческая личность? Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю? Сообщения учащихся. Дискуссия
8. Обобщение. Что такое история - пре­дание, наука, идеологическая схема? Зачем нужно знать историю? Что значит знать историю? Круглый стол



Организация учебной работы

Назначение и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых воп­росов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание откры­тых, проблемных познавательных ситуаций;

- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творче­ской работы учащихся; сообщение новых знаний (в том числе - в лекционной форме) не должно стать самодовлеющим, превратить занятия в сухой лекцион­ный курс;

- в работе используется, в первую очередь, материал изучаемой в 9 классе истории XX в.. в котором содержится немало разных версий и интерпретаций событий, проблем, дискуссионных вопросов, что представляет особый интерес для предпрофильного курса; в то же время целесообразно привлечение знаний из ранее изучавшихся курсов истории;

- для того, чтобы изучение относительно краткого и в то же время интен­сивного курса было эффективным, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с программой и планированием (таким образом реализуется принцип совместного целеполагания « цель учителя - цель ученика»).

Предложенное в приведенной выше таблице планирование предусматрива­ет сочетание разных форм деятельности на каждом занятии. Вопросы и задания рассчитаны преимущественно на работу учащихся на уроке. Для того, чтобы рассмотреть весь круг вопросов, желательно часть работы проводить индиви­дуально и в малых группах с последующим общим обсуждением полученных выводов, суждений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

1. При рассмотрении вопроса об историческом знании учитель в своем объяс­нении может назвать разные толкования термина «история» - происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука. За этими толкованиями скры­вается цепочка состояний, ситуаций, характеризующая накопление и пре­образование исторического знания. Основные элементы этой цепочки: событие (факт) - его описание (свидетельство источника) - его истолкование, объясне­ние историком (научный факт, версия историка).

В связи с этим целесообразно предложить девятиклассникам: а) на примере какого-либо известного события (выступления декабристов на Сенатской пло­щади в Петербурге, полета Ю.А. Гагарина или другого события) показать, как происходит переход от первого из названных состояний к последующим;

б) попытаться ответить, что необходимо для того, чтобы свидетельства источ­ника были признаны научными фактами.

2. Характеристику источников знаний о прошлом желательно начать с во­проса к учащимся: какие виды источников они могут назвать?

С учетом ответов девятиклассников можно составить более или менее сис­тематизированный перечень исторических источников, например:

1. Вещественные (материальные) источники: орудия труда; архитектурные и технические сооружения; предметы быта; произведения искусства и т. д.

2. Письменные источники:

- официальные материалы (документы государственных учреждений, об­щественных организаций и т. д.);

- публицистика, материалы периодической печати и др.;

- личные материалы (переписка, записки, воспоминания и др.);

- произведения художественной литературы.

3. Устные источники (язык, сказания, песни, легенды и т. д.). В этой рубри­ке могут быть названы также материалы так называемой «устной истории» -зафиксированные на бумаге или в магнитофонной записи рассказы участников или очевидцев исторических событий, например, рассказы о событиях Великой Отечественной войны.

В связи с составлением перечня важно обсудить с учащимися несколько существенно важных вопросов.

· Как составить характеристику исторического источника?

· Каковы информационная ценность и ограничения разных видов источ­ников?

В качестве ответа на первый вопрос могут быть названы следующие эле­менты характеристики источника (их можно оформить в виде памятки):

- принадлежность к определенному времени (эпохе), событию, лицу, обще­ственному институту, движению и т. д.;

- сфера общественной жизни, в которой возник и использовался источник;

- материал, форма, стиль, язык источника;

- история источника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и др.);

- значение источника как свидетельства о своем времени, культурного до­стояния.

Перечисленные элементы характеристики источника служат начальным эта­пом его анализа. Учитель может пояснить, что последующая критика источни­ка состоит в определении:

- информативности источника (подлинность, полнота, «первичные» и «вто­ричные» источники);

- степени субъективности и объективности источника (официальные, обще­ственные, личные материалы; «намеренные» и «ненамеренные» источники);

- соотношения с другими источниками; сходства и расхождения свидетельств. В завершение этого рассмотрения учащимся можно дать задание составить характеристику исторического источника (по выбору).

Занятие 2

Занятие, посвященное проблемам исторической периодизации, целесообраз­но построить в форме практикума. Этапы занятия:

1. Зачем нужна периодизация истории? - Обмен мнениями.

2. Рассмотрение примера периодизации событий (рекомендуемые при­меры - периодизации Гражданской войны в России, Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, отечественной истории 1945-2002 гг.).

Вопросы, которые можно при этом предложить девятиклассникам, варьиру­ются от относительно простых: как вы думаете, почему выделен этот период? Чем он отличается от других? Что в нем было самым главным? - до достаточно грудных: Что положено в основу данной периодизации? Какие основания (критерии) являются главными?

В ходе обсуждения стоит обратить внимание учащихся на то, какие события или явления выступают в качестве главных, рубежных в конкретной периодиза­ции и какой взгляд на историю стоит за этим. Возможно сравнение разных ва­риантов периодизации (например, того, что современные историки по-разному определяют время начала Гражданской войны - с октября 1917 г., с января 1918г., с весны и лета 1918 г.). При этом учащимся может быть предложено наряду с выявлением сходства и различий попытаться объяснить, чем они вызваны.

3. Определение общих оснований (критериев) исторической периодизации. В результате общей беседы можно установить, что историки в разное время использовали следующие основания для общей периодизации истории: по за­воеваниям, времени существования государств, царствованиям, системам прав­ления, революциям и другим событиям классовой борьбы (в марксистской ис­ториографии), войнам, этапам технического прогресса. Объяснить такое многообразие, по-видимому, можно тем, что за любой периодизацией стоят представления историков о тех или иных основах, стержневых линиях истори­ческого движения.

В качестве примеров целесообразно рассмотреть, например, варианты периоди­зации отечественной истории XIX в., новейшей истории XX - начала XXI в.

В первом случае можно назвать наиболее часто применяемые периодиза­ции: а) по царствованиям (1801-1825 гг., 1825-1855 гг., 1855-1881 гг., 1881-1894 гг.); б) по этапам социально-экономического развития, определяемым в связи с Великими реформами 60-х гг. XIX в. (1801-1861 гг. и после 1861 г., дореформенная и пореформенная Россия).

Наиболее распространенные варианты периодизации новейшей истории:

а) по мировым войнам, в этом случае выделяются периоды 1901-1914 гг., 1914-1918 гг.; 1918-1939 гг.; 1939-1945 гг.; с 1945 г.;

б) по этапам развития общества выделяются этапы индустриального и по­ст индустриального (информационного) общества, гранью между которыми обычно считают середину или вторую половину 1970-х гг.;

в) по этапам научно-технического прогресса (опорными событиями в этом случае служат научная революция (в физике, естественных науках) начала XX в.; научно-техническая революция середины 1950-х гг.; технологическая или информационная революция середины 1970-х гг.;

г) комплексный вариант, в котором учитываются несколько оснований для выделения отдельных периодов, в том числе - из приведенных выше вариантов периодизации.

Занятие 3

1. Занятие лучше начать с обмена мнениями по вопросам: почему люди по-разному представляют историю? Почему существуют не только разные оценки, но и разные описания одного и того же события?

На основе суждений учащихся могут быть сделаны общие заключения: раз­ные описания и оценки событий связаны как со степенью информированности человека (его участия в событиях, круга информации, которой он владеет), так и с его отношением к событиям, взглядами, пристрастиями. В последнем слу­чае следует учитывать общественное положение человека, его принадлежность к общественным движениям, партиям и т. д.

2. На занятии можно рассмотреть примеры разных оценок исторических событий. При этом желательно, чтобы учащиеся смогли рассмотреть эти оцен­ки, опираясь на известные им факты. Для этого лучше обратиться к событиям истории XX в., изучаемой в 9 классе.

Приведем примеры познавательных ситуаций, связанных с рассмотрением разных исторических версий и оценок.

1) Историки по-разному определяли сущность событий Октября 1917 г. в России. Многие историки называли их большевистским переворотом.

Какие другие определения сущности этих событий вам известны? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами для каждого из опре­делений - изложенного выше и других (тех, которые приведете вы сами).

2) После заключения советско-германского договора 23 августа 1939 г. в печати разных стран появилось много высказываний о том, что подписание руководителями Советского Союза договора с идейными противниками -фашистами стало отступлением от коммунистических принципов.

Какие другие суждения о сущности и значении данного договора для совет­ского государства вам известны?

Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, по­ложения, которые могут служить подтверждающими их аргументами.

При рассмотрении приведенных ситуаций важно показать учащимся, что в таких случаях недостаточно высказать согласие или несогласие, необходимо аргументировать свое суждение, опираясь на факты. Поэтому можно предло­жить девятиклассникам еще раз обратиться к учебникам, определить, на чем основывается та или иная оценка, обосновать свою точку зрения.

Занятие 7

Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в исто­рии, вопросы к данному занятию желательно предложить учащимся заранее. При этом могут быть даны индивидуальные задания подготовить краткое сооб­щение по тому или иному вопросу, предусмотренному программой, или о конк­ретной личности.

Важной частью занятия является общее обсуждение вопросов:

• Что следует отразить в характеристике исторической личности?

• Почему (по каким основаниям) люди становятся лидерами?

• Как соотносились в разные эпохи понятия «лидер» и «массы»?

При обсуждении первого вопроса может быть составлена модель (схема, памятка) характеристики исторической личности. Приведем один из возмож­ных вариантов.

1. Портрет личности: становление; черты характера; мотивы и цели деятель­ности; средства, используемые для достижения целей.

2. Деятельность: этапы; социально значимые интересы, тенденции, которые представлял этот человек; основные результаты деятельности для определен­ной сферы жизни (политика, наука и культура, экономика, международные от­ношения и др.), его страны, мира в целом.

3. Оценки: наиболее распространенные суждения о человеке и его деятель­ности (профессиональные, политические, этические и др.); возможные основа­ния (критерии) оценок; определение собственного отношения.

Девятиклассники в состоянии назвать и известные в истории основания, в силу которых человек мог стать лидером, - по праву наследования, по праву избрания, харизматическое. Можно предложить рассмотреть конкретные при­меры из истории XX века. Для учащихся окажутся интересными и полезными попытки разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей и т.д. Поскольку речь идет о современной эпохе, рассмотрение названных явлений имеет как позна­вательно-историческую, так и социально-практическую ценность.

Третий вопрос является достаточно сложным и может быть предложен как факультативный, в качестве задания для работы дома, темы для реферата.

 

Литература

Учебники (рекомендуются учебники, содержание и характер изложения материала в которых позволяют решать задачи данного курса):

Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России. XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2001.

Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX век: Учебник для 9 класса обшеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2001.

Хрестоматии, сборники документов

История Отечества в документах, 1917-1993 гг. В 4-х ч.: Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. - М.: ИЛБИ, 1994-1995.

История России. XX в.: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / Под ред. М.Е. Главацкого. - М.: Дрофа, 1999.

Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А.Сивохина. - М., 2003.

Историческая и научно-популярная литература

Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. - М., 1997.

Великие русские люди: Сборник / Сост. В. Володин. - М.,1985.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. -М., 1991.

История России в лицах. - М., 1997.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисцип­лины.-М., 1984.

Преображенский А.А. История открывает тайны. - М., 1991.

Словари, справочники

Зуев М.Н. История России. Хроника: 6-11 кл. - М., 1995 и последующие издания. Кредер А.А. Словарь по новейшей истории. - М., 1998.

История России. XX век: 9-11 кл.: Школьный словарь-справочник / Под общ. ред. 8.В. Барабанова. - М., 2002.

Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1997.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!