Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Образование и создание богатства



В основании квалификации, компетентности и специального знания лежит образование. В своем широком значении образование есть накопление индивидом информации и практического опыта.

Наилучшая стратегия плавного перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике — это широкомасштабное развитие образования и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Усовершенствование образования необходимо для все большего обогащения знаниями человеческого капитала, повышения производительности рабочей силы, начиная от работников физического труда и кончая учеными-теоретиками; наконец, для становления информационного общества, члены которого свободно ориентируются в тонкостях информационной экономики и отнюдь не становятся невротиками в условиях быстро изменяющейся информационной среды. Система же НИОКР должна быть нацелена на создание богатства, обеспечивающего расширение сектора общественной (контролируемой правительством) экономики.

Современному обществу необходима новая система образования человека в течение всей его жизни. При быстрых изменениях информационной среды люди должны иметь возможность время от времени получать новое образование. В будущем периоды рабочей деятельности человека будут чередоваться с периодамиегопереподготовки.

==394


Проблема точного определения ценности нового знания и образования с точка зрения экономики — крайне сложный вопрос. Взять, например, традиционный подход Э. Ф. Деннисона. Он рассматривает все факторы, которые ускоряют рост экономики, придает каждому из них то или иное математическое значение и суммирует их. Эта сумма несколько меньше значения действительного роста. Полученную разницу, «остаток», Деннисон относит за счет роста знания. Такой подход интересен, это серьезная я вполне правомерная попытка ученого обосновать количественный критерий для весьма малопонимаемой системы. Однако нет оснований верить в то, что такой анализ, сколь угодной формализованный, точен.

До тех пор пока в экономике не появится свой Эйнштейн, который сумеет квалифицировать взаимоотношения между информацией, производительностью и другими экономическими факторами, возможно, правомерно полагать, что основной фактор роста национального продукта — это прогресс знания и технологии, поскольку не существует ни одного вида человеческой деятельности, которая прямо или косвенно не содержала бы в себе информационной компоненты.

Об информации



«Добавленная стоимость» — такой термин обычно применяется в отношении какого-либо обработанного продукта, конечная стоимость которого выше стоимости исходного материала, из которого он произведен.

Добавленная стоимость может быть результатом приложения ее только труда, но и информации. Пустыня, если к ней практически приложить информацию о сельскохозяйственных методах в условиях засушливых земель, может дать высокие урожаи; неумелые работники, если их обучить, становятся квалифицированными мастерами; свободный капитал, если к нему своевременно приложить нужную информацию, становится выгодной инвестицией; неиспользуемая энергия, вроде солнечной или энергии океанских волн, может выполнять полезную работу, если есть соответствующая технология.

Нам необходимо развивать целую новую отрасль экономики — информационную экономику. Что такое добавленная стоимость объекта, материала, человека или процесса после приложения к ним информации? Здесь важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что, в то время


==395


как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции-, информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, — это ресурс, которым можно без сожалений делиться.

Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту — оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию. В отличие, скажем, от машины, которая изнашивается от работы, книга не уменьшается от того, что ее прочитали.



Информация добавляет стоимость не только к труду или к капиталу, но и к самой себе. Есть такое понятие — «данные» — совокупность не связанных между собой фактов Данные могут быть превращены в информацию путем анализа, выявления связей, вычленения наиболее важных фактов, их синтеза. В информации больше ценности, чем в данных; информация — это данные, трансформированные в значимую форму для целесообразного использования. Информационные блоки в свою очередь могут быть путем обработки превращены в целостный корпус знания.

Понятия «данные», «информация», «знания» часто используются нестрого, взаимозаменяемо. Это объясняется, в частности, тем, что те факты, которые на одном уровне выступают как информация, на более высоком могут выступать как данные. Так, например, интервьюер получает в интервью ценную информацию, однако та же самая информация для центра по изучению общественного мнения выступает как элементарные данные. Далее, публикуемая таким центром информация может в свою очередь выступать для какой то более высокой инстанции в качестве данных для дальнейшего анализа, на основе которых делаются сложные прогнозы, которые в свою очередь опять-таки могут быть данными в процессе принятия политических решений на высшем уровне.

Но исходные «сырые» данные ничем невозможно заменить. С другой стороны, как говорил Кант, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Хорошая теория — это система, позволяющая предвидеть и целесообразным образом организовывать факты. В этом своем качестве она может быть носителем «добавленной стоимости» к новой информации. Если эта новая информация добавляет стоимость какому-либо материалу, то хорошая теория имеет громадную коммерческую ценность. Теории физики твердого тела помогли организовать факты, необходимые для изготовления из кремния транзисторов. Транзисторы принесли чудодейственные интегральные схемы.

Величайшая познавательная проблема, стоящая перед сегодняшней экономической наукой, — квантифицировать воздействие информации на экономическую жизнь и выразить этот наиважнейший фактор в финансовых категориях.

==396



Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!