Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ



ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

СИТУАЦИЯ: Кириллу 3 года, он ходит в младшую груп­пу детского сада. Активно проявляет интерес к окружаю­щему, пытается общаться со сверстниками (подходит, прикасается, обнимает, дает игрушки). Однако у детей, не говоря о воспитателях, симпатичный Кирюша вызывает едва ли не ужас. Обнимание и поглаживание детей закан­чивается довольно крепкими объятьями и укусами — в доступные части тела. Неудивительно, что малыши ста­ли со временем избегать общества Кирюши, а воспитате­ли — порицать и наказывать его. ПРИЧИНЫ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОШИБКА ВОПИТАТЕЛЕЙ, ВАРИАНТЫ ИСПРАВЛЕНИЯ СИТУАЦИИ.

А все потому, что, про­являя свои изначально положительные эмоции, он не мог их адекватно выразить, а альтернативных вариантов ему никто не предлагал. Ребенок не умеет общаться, у него не развиты коммуникативные умения.

Способность к общению не яв­ляется врожденной, она формируется в процессе приоб­ретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людь­ми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личност­ные и поведенческие нарушения, способствовать появле­нию замкнутости или чувства отверженности.

Научить ребенка общаться мы можем лишь в том случае, если сами обладаем таким уме­нием. Ведь пример взрослого — самый показательный практический урок, тем более, когда его преподают ребен­ку родители — самые близкие и значимые люди.

Общение — взаимодействие двух или более людей, которое заключается в восприятии друг друга и обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвя­занных компонента:

1. коммуникативная сторона общения, состоит в обме­не информацией между людьми.

2. интерактивная сторона общения, заключается в орга­низации взаимодействия между людьми.

Перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.



Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется дей­ствие общения). Среди них можно выделить три основ­ные категории:

экспрессивно-мимические средства общения(улыб­ка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

предметно-действенные средства общения(локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой катего­рии средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выража­ющие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики)

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

В дошкольном возрасте существуют две сферы обще­ния — со взрослыми и со сверстниками, причем обе не­обходимы для нормального развития личности ребенка.

В дошкольном детстве впервые возникает деятель­ность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Чем же отличается общение ребенка со сверстником от общения ребенка со взрос­лым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуни­кативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в кон­тактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.



Так, авторами отмечается, что первая отличительная особенность контактов со сверстниками - яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры детей со взрослыми протекают более спокойно, без лишних экспрессий, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций от ярко выраженного негодования до бурной радости. Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность. Третья отличительная особенность общения дошкольников - преобладание инициативных высказываний над ответными. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам. Четвертая отличительная особенность - богатство назначения и функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и совместная игра (вместе решить как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).

Таким образом, в общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Нужно ли отдавать ребенка в садик? Ребенок, не имеющий разностороннего опыта обще­ния со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правила­ми. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, од­нако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конф­ликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не­допустимое поведение. И замечательно, когда такое обуче­ние подкрепляется реальным примером взрослого — в се­мье и в детском саду.

Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!